НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 17.05.2016 № 21-231/16

Судья Федоров А.Н. Дело № 21-231/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Соломахиной О.А., рассмотрев жалобу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» на решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ»,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области Уздовской Е.М. от 26 февраля 2016 года ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 апреля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

В рассматриваемой жалобе ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить в связи с неправильным применением судом норм трудового права, по смыслу которых работодатель по результатам аттестации рабочего места по условиям труда вправе самостоятельно устанавливать компенсации работнику, занятому на работах с вредными условиями труда, что отражается в коллективном договоре, локальном нормативном акте учреждения и зависит от его финансово-экономического положения. Полагает, что возникшие между ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» и работником Николаевой О.И. разногласия не могли быть предметом проверки Государственной инспекции труда, поскольку относятся к трудовому спору и разрешаются в судебном порядке.

В судебном заседании защитник ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Гришина Н.Ю. поддержала доводы жалобы.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Смоленской области Уздовская Е.М. возражала против доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

По смыслу ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По делу установлено, что 09 февраля 2016 года в Государственную инспекцию труда в Смоленской области поступило обращение гражданки А. о нарушении ее трудовых прав работодателем в лице ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ».

На основании распоряжения от 18 января 2016 года N 7-208-16-ОБ/173/6/1 должностным лицом Государственной инспекции труда в Смоленской области 18 и 26 февраля 2016 года в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» по адресу: ... была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлено, что:

- в нарушение абз. 6 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре и дополнительных соглашениях к нему, заключенных с медицинской сестрой палатной А. , не установлены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда в части сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

- в нарушение ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса РФ А. не оплачена сверхурочная работа: за октябрь, декабрь 2015 года, январь 2016 года, что подтверждается представленными расчетными листками за указанный период.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26 февраля 2015 года N 7-208-16-ОБ/173/6/2.

Одновременно по итогам проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Смоленской области в адрес ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства в срок до 31 марта 2016 года.

26 февраля 2016 года по факту выявленных нарушений должностным лицом Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» составлен протокол об административных правонарушениях по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на указанное постановление по делу об административном правонарушении судья Рославльского городского суда Смоленской области согласился с выводом должностного лица о нарушении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» требований трудового законодательства и его виновности.

Проверяя законность и обоснованность состоявшегося по делу решения, оснований для его отмены или изменения не нахожу, поскольку изложенные в решении выводы основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах данного дела.

Как следует из материалов дела, А. 31 августа 2009 года принята на работу в Отделение скорой медицинской помощи ММУ «Рославльская ЦРБ» в качестве санитара, с ней заключен трудовой договор № 219. Дополнительным соглашением к данному договору от 01 марта 2010 года А. переведена на должность медицинской сестры палатной в Отделение неврологии для лечения и ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения (палата ранней реабилитации), ей установлена надбавка «за вредные и опасные условия труда» в размере 0,25 % к базовому окладу. Дополнительным соглашением от 19 февраля 2010 года А. переведена на аналогичную должность этого же Отделения, без указания вида палаты, ей установлена надбавка «за вредные условия труда» в размере 0,25 % от базового оклада.

12 марта 2012 года между А. и СОГБУ «Рославльская ЦРБ» заключен трудовой договор № 689, по условиям которого А. принята на работу по совместительству в Отделение неврологии для лечения и ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения на должность медицинской сестры палатной с 01 января 2012 года, помимо прочего, ей установлена надбавка «за вредные и опасные для жизни условия труда» в размере 0,25 % от базового оклада.

В декабре 2012 года в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения аттестации рабочих мест в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ») каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения аттестации рабочих мест в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ») для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливалась, в том числе, компенсация в виде сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в каком-либо списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870.

Постановление № 870 от 28.11.2008 года утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726.

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступивший в законную силу с 01 января 2015 года, которым вместо аттестации рабочих мест предусмотрена специальная оценка условий труда, а объем компенсаций поставлен в зависимость от установленной степени вредности условий труда в отличие от ранее действовавших нормативных актов, предоставляющих компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями, независимо от степени вредности.

В ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» указано, что если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статьи 92, 117 и 147 ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, занятым на работах с вредными условиями труда. Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным с 01.01.2014 года должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями указанного Закона.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 года аттестации установлены вредные условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. Улучшением считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведения внеплановой спецоценки.

Из изложенного следует, что нормативные правовые акты, действовавшие до 01 января 2014 года, не содержали указания на степени вредных условий труда, учитываемые при назначении работникам соответствующей компенсации.

Рабочее место «Медицинская сестра палатная» по условиям труда в структурном подразделении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» - Отделение неврологии для лечения и ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения было аттестовано, составлена карта аттестации № 292. Данной аттестацией рабочее место медицинской сестры палатной по условиям труда (вредности и опасности) отнесено к классу 3.2 (л.д. 17-18).

А. занимала указанную должность.

Исследование карты аттестации рабочего места А. подтверждает, что в ней отмечается продолжительность рабочего времени - 39 часов в неделю и указывается на необходимость установления компенсации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870.

Вышеназванная компенсация А. в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» установлена не была.

При этом не имеют правового значения доводы ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» об ошибочном указании в решении суда на аттестационную карту № 275, которая свое действие на А. не распространяет, поскольку в вину учреждению вменяется не установление компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда в части сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Подтверждающие вину в данной части доказательства содержатся в материалах дела, в частности карта аттестации рабочего места по условиям труда № 292.

Таким образом, установление сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю должно быть произведено А. до 01 января 2014 года (то есть, до внесения изменений в ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации). Порядок и условия осуществления данной компенсационной меры не могут быть ухудшены, а ее размер снижен, - вплоть до проведения специальной оценки условий труда в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ, поскольку результаты проведенной в декабре 2012 года аттестации рабочих мест сохраняют свое действие в течение 5 лет, внеплановая спецоценка условий труда на момент осуществления Государственной инспекцией труда в Смоленской области проверки в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» не проведена.

Поскольку А. должна быть установлена 36-ти часовая рабочая неделя, то у нее в октябре-декабре 2015 года возникла переработка, которая в нарушение ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса РФ ей не оплачена.

Ссылка в жалобе на то, что должность, которую занимала А., не поименована в перечне должностей Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 № 101, по которым устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя, не может быть принята во внимание, поскольку действующее законодательство РФ признает основанием для предоставления компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

Довод жалобы о существовании индивидуального трудового спора правового значения не имеет, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении установлен факт совершения ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» административного правонарушения, выразившегося в нарушении трудового законодательства.

Административное наказание назначено ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в пределах альтернативной санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с учетом положений статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, в том числе при проведении проверки, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» не допущено.

При таких обстоятельствах считаю решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 апреля 2016 года законным, обоснованным, оснований для его отмены не усматриваю.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» оставить без изменения, а жалобу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» - без удовлетворения.

Судья Савушкина О.С.