НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 15.12.2016 № 3А-33/2016

Дело № 3а-33/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смоленский областной суд в составе:

судьи Чеченкиной Е.А.,

при секретаре Ершовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Смоленской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Смоленской области о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2-8 раздела 6, абзацев 3, 4, 6, 7, 8, 9 подраздела 7.1 раздела 7, абзацев 2, 3 подраздела 7.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 11 февраля 2016 года № 56 (в редакции постановления администрации Смоленской области от 29 июля 2016 года № 461) (далее – Территориальная программа).

В обоснование требований прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевой норматив финансирования ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года № 1382 (далее – Федеральная программа).

В судебном заседании прокурор Юрченкова Л.Н. поддержала административный иск.

Представитель административного ответчика – администрации Смоленской области – Хуртина Ю.Н. административный иск не признала, пояснила, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа исполнительной власти Смоленской области, надлежащим образом опубликовано, установление в Территориальной программе нормативов в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральной программой, не противоречит федеральному законодательству.

Представитель заинтересованного лица – Департамента Смоленской области по здравоохранению, обладающего полномочиями по разработке и представлению для утверждения администрацией Смоленской области Территориальной программы, который был привлечен для участия в деле в предварительном судебном заседании 09 ноября 2016 года, Павленко Ю.В. возражала в удовлетворении административного иска, указав на существующую возможность применения понижающих коэффициентов к средним нормативам объема медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, установленным Федеральной программой, с учетом региональных особенностей.

Заслушав объяснения прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает подлежащим удовлетворению административный иск прокурора по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

В силу части 1 статьи 81 названного федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Согласно части 3 статьи 81 данного федерального закона территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8).

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

В частности, ее разделом VI утверждены средние нормативы объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, разделом VII установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.

Так, разделом VI Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ составляют:

- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,6 посещения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,2 обращения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо;

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,004 случая лечения на 1 жителя;

- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,17214 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,021 случая госпитализации на 1 жителя, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо;

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,092 койко-дня на 1 жителя.

Разделом VII Федеральной программы установлено, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ составляют:

- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 388,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 358,7 рубля;

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1126,5 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1005 рублей;

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 11498 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 11430 рублей;

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 66612,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22815,3 рубля;

- на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1573,2 рубля;

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1785,1 рубля.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), в 2016 году составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) - 3488,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) - 8438,9 рубля.

Согласно разделу I названной Федеральной программы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Постановлением администрации Смоленской области от 11 февраля 2016 года № 56 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.

Постановлением администрации Смоленской области от 29 июля 2016 года № 461 в Территориальную программу внесены изменения, в том числе в оспариваемые положения абзацев 3, 4, 6, 7, 8 подраздела 7.1 раздела 7, абзацев 2, 3 подраздела 7.2 раздела 7.

В соответствии с Уставом Смоленской области (принят Смоленской областной Думой 26 апреля 2001 года) администрация Смоленской области является высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области (статья 5, пункт 1 статьи 36).

Согласно пункту 4 статьи 36 Устава Смоленской области администрация Смоленской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Смоленской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В силу пункта 3 статьи 45 Устава Смоленской области Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области. Пунктом 5 статьи 46 Устава Смоленской области установлено, что областные законы и иные нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные областные нормативные правовые акты вступают в силу и применяются в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Постановление, которым утверждена обжалуемая в части Территориальная программа, было официально опубликовано в порядке, установленном областным законом от 07 мая 2002 года № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов», на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 15 февраля 2016 года. Постановление Администрации Смоленской области от 30 июня 2016 года N 389 "О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01 июля 2016 года. Постановление Администрации Смоленской области от 29.07.2016 N 461 "О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 02 августа 2016 года.

Таким образом, оспариваемый прокурором правовой акт принят администрацией Смоленской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и вступил в силу.

В разделе 6 оспариваемой Территориальной программы установлены территориальные нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Территориальной программе в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Территориальной программой, и составляют:

- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,291 вызова на 1 застрахованное лицо;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), в рамках базовой программы ОМС - 2,552 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,372 посещения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы ОМС - 1,91 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,101 обращения на 1 жителя;

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы ОМС - 0,417 посещения на 1 застрахованное лицо;

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров в рамках базовой программы ОМС - 0,061 случая лечения на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,002 случая лечения на 1 жителя;

- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС - 0,183 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,02 случая госпитализации на 1 жителя, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы ОМС - 0,085 койко-дня на 1 застрахованное лицо;

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,089 койко-дня на 1 жителя.

В разделе 7 оспариваемой Территориальной программы установлены территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, составляющие, в частности:

- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 228,31 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 355,75 рубля;

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 662,44 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1005 рублей;

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 10391,25 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 11430 рублей;

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 45344,88 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22253,47 рубля;

- на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1533,87 рубля;

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 904,47 рубля.

Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:

- за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (в расчете на 1 жителя) - 2087,59 рубля;

- за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) - 8386,94 рубля.

Сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2016 год, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Смоленской областью) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства, предусматривающие право субъектов Российской Федерации устанавливать при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также дополнительные объемы страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, суд приходит к выводу о том, что Территориальная программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2016 год, предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральной программы, территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральной программе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды, объемы оказания медицинской помощи, между тем в Территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с Федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, установление региональной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи нормативов финансовых затрат на единицу объема оказываемой в соответствии с нею медицинской помощи в меньшем размере, чем установлено Федеральной программой, противоречит требованиям федерального законодательства.

Доводы представителей администрации Смоленской области и департамента Смоленской области по здравоохранению о праве субъекта Российской Федерации корректировать нормативы финансовых затрат с учетом региональных особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатических особенностей и транспортной доступности медицинских организаций являются несостоятельными, так как действующим законодательством субъекты Российской Федерации не наделены правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи. К тому же, реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

Ссылки представителя департамента Смоленской области по здравоохранению на разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2015 года N 11-9/10/2/7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", и на дополнение к данному письму от 20 января 2016 года № 11-9/10/1-191 не могут быть приняты во внимание, поскольку данные нормативными правовым актом не являются.

В ходе рассмотрения дела административный ответчик, заинтересованное лицо, выступающее на его стороне, не представили доказательств соответствия Территориальной программы в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, как это предусмотрено положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного, исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании чего реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением администрации Смоленской области от 11 февраля 2016 года N 56, не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 177, 186, 215, 296, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные прокурором требования удовлетворить.

Признать не соответствующими части 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 года № 1382, и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения разделов 6 и 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 11 февраля 2016 года № 56 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 29 июля 2016 года № 461):

абзац 2 раздела 6 в части установления норматива для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 0,291 вызова на 1 застрахованное лицо;

абзац 3 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,372 посещения на 1 жителя;

абзац 4 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,91 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,101 обращения на 1 жителя;

абзац 5 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 0,417 посещения на 1 застрахованное лицо;

абзац 6 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,002 случая лечения на 1 жителя;

абзац 7 раздела 6 в части установления норматива для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,02 случая госпитализации на 1 жителя;

абзац 8 раздела 6 в части установления норматива для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета - 0,089 койко-дня на 1 жителя;

абзац 3 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 228,31 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 355,75 рубля;

абзац 4 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 662,44 рубля;

абзац 6 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 10391,25 рубля;

абзац 7 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 45344,88 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22253,47 рубля;

абзац 8 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1533,87 рубля;

абзац 9 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 904,47 рубля;

абзац 2 подраздела 7.2 раздела 7 в части установления подушевого норматива финансирования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (в расчете на 1 жителя) - 2087,59 рубля;

абзац 3 подраздела 7.2 раздела 7 в части установления подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) - 8386,94 рубля.

Администрации Смоленской области опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Чеченкина

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2016 года.