Судья Нахаев И.Н. № 7-5/2024
№ 5-192/2023
67RS0005-01-2023-001521-13
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 января 2024 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Тимофееве А.И., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Ковалевой Т.С. на постановление судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
оспариваемым постановлением гражданин Республики <данные изъяты> ФИО1 еРеспуР признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением до выдворения за пределы Российской Федерации в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Смоленской области (<адрес>).
В жалобе защитник ФИО1 – Ковалева Т.С. просит изменить постановление судьи, исключив из него наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на проживание на территории Российской Федерации супруги ФИО1, а также в связи с отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность. В случае неудовлетворения указанного требования просит изменить форму административного выдворения с принудительной на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации, ссылаясь на наличие такой возможности.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в Смоленский областной суд не явился, его защитник Ковалева Т.С. поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 названного закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В п. 2 приведенной статьи указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 25 декабря 2023 г. в 10 часов по адресу: <адрес> в здании ОВМ МО МВД России «Гагаринский» установлен гражданин Республики <данные изъяты> ФИО1, <дата> года рождения, который не выехал за пределы территории Российской Федерации по истечении срока пребывания - после 21 декабря 2023 г., в настоящее время находится на территории Российской Федерации без разрешительных документов.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 25 декабря 2023 г. (л.д. 2); письменными объяснениями ФИО1, который признал вину (л.д. 2 (оборот)); сведениями из автоматизированной системы, содержащей сведения о сроке действия миграционной карты с 23 сентября 2023 г. по 21 декабря 2023 г. (л.д. 4-8), другими доказательствами по делу.
Таким образом, совершенное ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда ФИО1 свою вину признал, пояснил, что женат, на территории Российской Федерации не зарегистрирован, разрешения и официальной работы не имеет (л.д. 13).
Нарушений, свидетельствующих о незаконности привлечения ФИО1 к административной ответственности, допущено не было.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана", суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство.
В жалобе ФИО1 ссылается на то, что его супруга проживает на территории Российской Федерации.
Из приложенных к жалобе документов усматривается, что ФИО1 с 31 января 1994 г. состоит в зарегистрированном браке с ФИО10, которая является гражданкой <данные изъяты>, имеет миграционный патент, заявленный срок ее пребывания на территории Российской Федерации до 23 мая 2024 г. (л.д. 33-38).
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм прихожу к выводу, что административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом содеянного, характера совершенного правонарушения, данных о личности иностранного гражданина, с учетом наличия смягчающего обстоятельства (признание вины) и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, в пределах санкции статьи.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Назначение ФИО1 дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Оснований для неприменения административного выдворения для ФИО1 у судьи не имелось. Данному обстоятельству судьей дана надлежащая оценка с учетом отсутствия доказательств наличия у ФИО1 устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, официальной работы, постоянного места жительства.
Не представлено доказательств обратного и при рассмотрении жалобы в Смоленском областном суде, поскольку факт пребывания на территории Российской Федерации супруги ФИО1, которая не является гражданкой Российской Федерации, но соблюдает требования миграционного законодательства о режиме пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также при осуществлении трудовой деятельности, сам по себе не свидетельствует об установлении по делу обстоятельств, позволяющих не применять к ФИО1 назначение административного наказания в виде административного выдворения в том понимании, которое придается назначению данного вида наказания вышеприведенными законоположениями с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, наличие семейных связей с гражданами Российской Федерации, факт уплаты российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, факт законопослушного поведения ФИО1 в сфере миграционного законодательства при рассмотрении дела не установлены.
С учетом изложенного оснований для изменения постановления в части назначенного наказания и отмены назначенного ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения не имеется, поскольку назначение указанного наказания не допускает по отношению к ФИО1 избыточного государственного принуждения.
Вопреки доводам жалобы также не имеется оснований для изменения формы административного выдворения с принудительной на контролируемый выезд, в силу того, что ФИО1 официально не работает, постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет, доказательств наличия денежных средств, достаточных для самостоятельного контролируемого выезда не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления в том числе по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 26 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1– Ковалевой Т.С. – без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина