НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 08.09.2022 № 3А-137/2022

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-137/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Насировой М.Н.

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» о признании недействующими пункты 845, 912, 4802 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 года № 1263 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

24 декабря 2021 года приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) № 1263 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента (https://depim.admin-smolensk.ru/) и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года.

В пункт 845 Перечня объектов на 2022 год включено сооружение с наименованием «АЗС № 71» с кадастровым номером 67:03:0020201:1042, ранее расположенное по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, Ашковское с/п, в 0,1 км восточнее д. Черногубцево.

В пункт 912 Перечня объектов на 2022 год включено здание с наименованием «административное здание (офис)» с кадастровым номером 67:03:0010113:551, расположенное по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, г. Гагарин, пер. Нефтебаза, д. 8.

В пункт 4802 Перечня объектов на 2022 год включено здание с наименованием «здание автоналивной станции» с кадастровым номером 67:25:0010333:73, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. им. Прохорова В.Н., д. 17.

Публичное акционерное общество «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» (далее – Общество, ПАО «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечня со дня принятия, поскольку они противоречат статьям 373, 374, 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее – НК РФ) и незаконно возлагают на Общество обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что ему на праве собственности принадлежит здание с наименованием «административное здание (офис)» с кадастровым номером , расположенное по адресу: ...; здание с наименованием «здание автоналивной станции» с кадастровым номером , расположенное по адресу: ...; сооружение с наименованием «АЗС № 71» с кадастровым номером , расположенное по адресу: ....

Объект «административное здание (офис)» расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , имеющего вид разрешенного использования «для размещения нефтебазы». Объект «здание автоналивной станции» расположен на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «для производственной территории». Сооружение «АЗС № 71» было расположено на земельном участке с кадастровым номером , который имеет вид разрешенного использования «под АЗС № 71».

Виды разрешенного использования земельных участков под спорными объектами недвижимости: «для размещения нефтебазы», «для производственной территории», «под АЗС № 71», в соответствии со значением, придаваемым в описании видов разрешенного использования по кодам 3.3, 4.2, 4.6 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, не предусматривают размещение объектов, перечисленных в пункте 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ. В связи с этим, содержание видов разрешенного использования земельных участков и квалификация спорных зданий, сооружения на предмет их отнесения к объектам налогообложения от кадастровой стоимости должно производиться с учетом назначения, разрешенного использования, наименования помещений, их процентного соотношения площадей к общей площади здания (строения, сооружения), в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или данными из документов технического учета (инвентаризации), либо фактическим использованием спорных объектов недвижимости. Департаментом вид фактического использования спорных объектов не определялся. При принятии Перечня административным ответчиком не проводилось документальной проверки и не устанавливалось предназначение помещений спорных объектов, их занимаемой площади в зданиях, сооружении. Сооружение «АЗС № 71» с кадастровым номером , как установлено решением Смоленского областного суда от 07.10.2021 г. фактически прекратило свое существование на местности с 26.10.2020 г. в связи с демонтажем (сносом), в связи с этим до момента определения и вступления в силу Перечня объект «АЗС № 71» был снят с государственного кадастрового учета в ЕГРН, а право собственности на него прекращено 24.03.2021 г. Таким образом, правовые основания для включения Департаментом сооружения с кадастровым номером в Перечень на 2022 г. отсутствовали.

На обращение Общества в Департамент с просьбой исключить спорные объекты из Перечня, был получен отказ.

В письменных возражениях относительно административных исковых требований Департамент административный иск не признал, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. На дату определения Перечня на 2022 год по данным Единого государственного реестра недвижимости наименования объектов недвижимости с кадастровыми номерами значилось как административное здание (офис), АЗС № 71 – здание автоналивной станции имело статус «актуальный, ранее учтенный». Административное здание (офис) с кадастровым номером включено в Перечень на 2022 год в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ как объект, предназначенный для использования в целях административного назначения. АЗС № 71 с кадастровым номером и здание автоналивной станции с кадастровым номером в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ включены в Перечень на 2022 год как объекты, предназначенные для использования в целях размещения торговых объектов.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» Николаевский А.В. и Ким Н.Л. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А., также представляющая интересы заинтересованного лица Администрации Смоленской области, в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежаще, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте Заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.

В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента (https://depim.admin-smolensk.ru/) и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещен на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На территории Смоленской области в налоговом периоде 2022 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ПАО «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» является собственником следующих объектов недвижимости:

- здания с наименованием «административное здание (офис)» с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...

- здания с наименованием «здание автоналивной станции» с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...

Кроме того, Обществу принадлежало на праве собственности до 26 октября 2020 г. сооружение с наименованием «АЗС № 71» с кадастровым номером , расположенное по адресу: ..., в 0,1 км восточнее д. Черногубцево.

Сооружение «АЗС № 71» было расположено на земельном участке с кадастровым номером , который имеет вид разрешенного использования «под АЗС № 71».

В период с 31 августа 2020 г. по 26 октября 2020 г. указанная автозаправочная станция была уничтожена (снесена). 24 марта 2021 г. объект был снят с кадастрового учета, сведения о нем исключены из ЕГРН, права на объект недвижимости прекращены (л.д. 74-106).

Изучив доводы административного истца о том, что пунктом 845 в Перечень неправомерно включен объект недвижимости, который фактически прекратил свое существование, в связи с его сносом, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о правомерности требований истца.

Положениями статей 3 и 14 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

По смыслу статьи 376.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.

Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке. установленном для ведения бухгалтерского учета.

Положения статьи 378.2 и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 НК РФ.

Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по начислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами основных средств.

Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

Таким образом, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и утверждается перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что в перечень недвижимого имущества могут включаться только существующие объекты недвижимости.

Включенный в Перечень объект недвижимости с кадастровым номером , был снят с кадастрового учета 24 марта 2021 г., зарегистрированное в ЕГРН право на него прекращено, как объект права на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не существовал, сведения об указанном объекте в ЕГРН отсутствовали, поэтому не мог являться объектом налогообложения на период 2022 года, соответственно, включение такого объекта в Перечень на 2022 год неправомерно.

В отношении иных объектов недвижимости установлено следующее.

Из материалов дела усматривается, что «административное здание (офис)» с кадастровым номером , «автоналивная станция» с кадастровым номером включены в оспариваемый Перечень как объекты, предназначенные для использования в целях административного назначения и размещения торгового объекта.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

В целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов. Объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такие здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно приказу Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» к виду разрешенного использования с кодом 3.3 «бытовое обслуживание» отнесено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). К виду разрешенного использования с кодом 4.2 «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) отнесено: размещение объектов капитального строительства общей площадью более 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций. Осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8-4.8.2 Классификатора; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра». К виду разрешенного использования с кодом 4.6 «общественное питание» отнесено размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Объект «административное здание (офис)» расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , имеющего вид разрешенного использования «для размещения нефтебазы». Объект «здание автоналивной станции» расположен на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «для производственной территории» (л.д. 38, 41, 53, 68).

Виды разрешенного использования земельных участков под спорными объектами недвижимости: «для размещения нефтебазы», «для производственной территории» в соответствии со значением, придаваемым в описании видов разрешенного использования по кодам 3.3, 4.2, 4.6 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, не предусматривают размещение объектов, перечисленных в пункте 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.

Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН и техническим паспортам здание с кадастровым номером («административное здание (офис») имеет назначение «нежилое» и состоит из помещений: тамбур, две лестницы, шесть кабинетов, коридор; входит в состав имущества Гагаринского склада нефтепродуктов.

Таким образом, здание с кадастровым номером нельзя отнести ни к административному деловому, ни к торговому центрам (комплексам), поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, - «для размещения нефтебазы», ни фактическое использование здания (которое до утверждения Перечня на 2022 год не проводилось), ни его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Одного лишь наименования здания – «административное здание (офис)», без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце3 пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, площадь которых составляет более 20% площади здания, не достаточно для отнесения его к административно-деловому или торговому центру (комплексу). Техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Помещения с наименованием «кабинет» не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению термину «офис» не является.

Указание «офис» в наименовании здания с кадастровым номером 67:03:0010113:551, его назначение (наименование) для «административное здание (офис)» с учетом установленного назначения помещений в нем не позволяет отнести объект к административно-деловому центру и включить его в Перечень объектов на 2022 г.

Кроме того, здание с кадастровым номером с 2014 г. Обществом не используется. Данное здание входит в состав Гагаринского склада хранения нефтепродуктов Вяземского филиала ПАО «НК Роснефть-Смоленскнефтепродукт», который на основании приказа от 07 июля 2014 г. № 274 выведен из эксплуатации с 1 сентября 2014 г. На основании приказа от 26 мая 2015 г. № 250 законсервирован 1 июня 2015 г.

Аналогичные выводы суд делает и в отношении строения с кадастровым номером (автоналивная станция»).

Из материалов дела следует, что объект с кадастровым номером («автоналивная станция») состоит из шести помещений: (операторной) и тамбура,

Данный объект фактически не является автозаправочной станцией. Понятие «автоналивная станция» не тождественно понятию «автозаправочная станция», так как не является объектом розничной торговли.

Административный истец использует данный объект как производственный объект Ярцевской нефтебазы по осуществлению сливоналивных операций с нефтепродуктами в автомобильные цистерны, он не используется в целях административно-делового и (или) торгового центра и с экономической точки зрения в процессе самостоятельной его эксплуатации не способен обособленно обеспечивать извлечение доходов и принесение прибыли Обществу.

Таким образом, наименование здания «административное здание (офис)» и «автоналивная станция» без установления помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здания к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектам.

Приведенные сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать однозначный вывод, что назначение. Разрешенное использование или наименование помещений общей площадью менее 20% общей площади спорных объектов предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, то есть не подтверждают законность включения объектов недвижимости в Перечень.

Доказательств подтверждающих факт проведения в отношении указанных зданий до включения их в Перечень на 2022 г. мероприятий по определению вида фактического использования административным ответчиком не представлено, несмотря на то. что процессуальным законом на него возложена обязанность доказать законность включения объектов в Перечень.

При указанных обстоятельствах. Поскольку ни виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости, ни предназначение зданий, исходя из технической документации, ни их фактическое использование, не позволяют признать «административное здание (офис» с кадастровым номером и строение «автоналивная станция» с кадастровым номером объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Указанные выше фактические обстоятельства и аналогичная правовая позиция в отношении указанных объектов недвижимости также изложены в решении Смоленского областного суда от 07 октября 2021 г., вступившем в законную силу 01 февраля 2022 г.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2022 год, при этом признание оспариваемой нормы с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества недействующими со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ПАО «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 21 июля 2022 г. № 90741 (л.д. 12). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Публичного акционерного общества «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 845, 912, 4802 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 года № 1263 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Публичного акционерного общества «НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 12 сентября 2022 года.

Судья А.Л. Штейнле