Судья Коробкин А.А. Дело № 21-227/2021
№ 12-54/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Бурносовой Ю.Л., рассмотрев жалобу ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (ООО «Вода Смоленска») на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (ООО «Вода Смоленска»),
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Радзимовской А.А. от 24 марта 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2021 г., ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (далее – Общество, ООО «Вода Смоленска») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
В жалобе Общество просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на то, что ООО «Вода Смоленска» по концессионному соглашению в обслуживание были переданы городские очистные сооружения, которые находились в нерабочем состоянии, до момента строительства новых очистных сооружений любые предпринимаемые меры малоэффективны и лишь частично помогают снизить риск попадания в водный объект загрязняющих веществ, что свидетельствует об отсутствии вины Общества в данном правонарушении. Кроме того, Обществом предпринимаются все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и недопущению в дальнейшем нарушений.
В Смоленском областном суде защитник ООО «Вода Смоленска» Гайдук Ю.В. поддержала доводы жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55 ВК РФ).
В силу ч. 1 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ч. 2 ст. 35 ВК РФ).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 марта 2019 г. № ООО «Вода Смоленск» осуществляет сброс сточных вод – выпуск № в ... (городские очистные сооружения ...), срок водопользования – 5 лет.
На основании приказов заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 8 февраля 2021 г. № и от 18 февраля 2021 г. № в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе данной проверки по результатам произведенных 10, 17 и 25 февраля 2021 г. отборов проб в сточных водах выпуска № ООО «Вода Смоленска» в ... выявлено наличие превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ установленных нормативами допустимого сброса в ... от 17 июля 2019 г., являющихся приложением к декларации ОВОС ООО «Вода Смоленска»:
- в соответствии с протоколом № от 20 февраля 2021 г. (дата и время отбора проб 10 февраля 2021 г. в 13 часов 20 минут), п. № Экспертного заключения № от 3 марта 2021 г. (выпуск №): <данные изъяты>.
Согласно п. 9.1.3 Заключения (протокол № от 20 февраля 2021 г.) в ...№ м ниже выпуска № выявлено превышение нормативов ПДК по следующим показателям: <данные изъяты>.
Согласно п. 9.2.1 Заключения (протокол № от 20 февраля 2021 г.) отмечено ухудшение качественного состава природной воды ... по течению ниже выпуска №, по сравнению с природной водой в ... выше выпуска № по следующим показателям: <данные изъяты>.
- в соответствии с протоколом № от 25 февраля 2021 г. (дата и время отбора проб 17 февраля 2021 г. в 12 часов 40 минут), п. № Заключения (выпуск №) выявлено превышение нормативов НДС по следующим показателям: <данные изъяты>.
Согласно п. 9.1.6 Заключения (протокол № от 25 февраля 2021 г.) в ...№ м. ниже выпуска № выявлено превышение нормативов ПДК по следующим показателям: <данные изъяты>.
Согласно п. 9.2.2 Заключения (протокол № от 25 февраля 2021 г.) отмечено ухудшение качественного состава природной воды ... по течению ниже выпуска №, по сравнению с природной водой в ... выше выпуска № по следующим показателям: <данные изъяты>.
- в соответствии с протоколом № от 3 марта 2021 г. (дата и время отбора проб 25 февраля 2021 г. в 12 часов 30 минут), п. № Заключения (выпуск №) выявлено превышение нормативов НДС по следующим показателям: фенолы <данные изъяты>.
Согласно п. № Заключения (протокол № от 3 марта 2021 г.) в ...№ м. ниже выпуска № выявлено превышение нормативов ПДК по следующим показателям: <данные изъяты>.
Согласно п. 9.2.3 Заключения (протокол № от 3 марта 2021 г.) отмечено ухудшение качественного состава природной воды ... по течению ниже выпуска №, по сравнению с природной водой в ... выше выпуска № по следующим показателям: <данные изъяты>.
Указанные нарушения зафиксированы в экспертном заключении по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора филиала «ЦЛАТИ по Смоленской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 3 марта 2021 г. №, и послужили основанием для составления должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям в отношении Общества протокола от 10 марта 2021 г. № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и вынесения 24 марта 2021 г. постановления № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2021 г. №; решением Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии о предоставлении водного объекта в пользование от 28 марта 2019 г. №; приказами заместителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 8 февраля 2021 г. № о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Вода Смоленска» и от 18 февраля 2021 г. № о внесении изменений в приказ от 8 февраля 2021 г. №; решением первого заместителя прокурора Смоленской области от 8 февраля 2021 г. о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 18 января 2021 г. в отношении ООО «Вода Смоленска»; справкой ООО «Вода Смоленска» об объемах водоотведения от 3 марта 2021 г. №; актами филиала ЦЛАТИ по Смоленской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отбора проб от 10 февраля 2021 г. №, от 17 февраля 2021 г. №, от 25 февраля 2021 г. №; протоколами взятия проб и образцов от 10, 17 и 25 февраля 2021 г.; протоколами филиала ЦЛАТИ по Смоленской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № от 20 февраля 2021 г., № от 20 февраля 2021 г., № от 25 февраля 2021 г., № от 25 февраля 2021 г., № от 3 марта 2021 г., № от 3 марта 2021 г.; экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по Смоленской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 3 марта 2021 г. №; фототаблицей; актом проверки от 10 марта 2021 г. №; предписанием № об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10 марта 2021 г. и другими материалами дела.
Учитывая изложенное, действия ООО «Вода Смоленска» верно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Обществом не оспаривается факт сброса веществ в водный объект - ... в количестве, превышающем установленные нормативы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда сочли, что Общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состояние очистных сооружений, которое не позволяет соблюдать установленные нормативы, основанием для освобождения от ответственности не является. ООО «Вода Смоленска», эксплуатируя очистные сооружения, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Техническое состояние очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, не исключает привлечение Общества к административной ответственности.
В рассматриваемом случае обязанность Общества по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект обусловлено императивными требованиями закона.
Ссылка защитника на то, что в начале 2022 г. предположительно начнется строительство новых очистных сооружений канализации в ..., в настоящий момент имеется проект строительства новых очистных сооружений канализации, проводится экспертиза проектной документации, с учетом установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических обстоятельств и исследованных ими доказательств, сама по себе не влечет отмену состоявшихся по делу актов. Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют об отсутствии состава и события указанного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано на то, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры для снижения концентрации загрязняющих веществ в водном объекте. Между тем, указанные доводы не свидетельствуют о принятии обществом достаточных мер, направленных на соблюдение действующего законодательства.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Обществу с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера совершенного административного правонарушения, его последствий, финансового положения Общества.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Настоящая жалоба не содержит правовых оснований для отмены законных и обоснованных постановления должностного лица и решения судьи.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (ООО «Вода Смоленска») оставить без изменения, жалобу ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (ООО «Вода Смоленска») – без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина