НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смирныховского районного суда (Сахалинская область) от 22.02.2018 № 2А-89/18

Дело № 2а-89/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Смирных 22 февраля 2018 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Чемис Е.В.,

при секретаре судебного заседания Бодриной Ю.В.,

с участием зам.прокурора Смирныховского района Сахалинской области Константиновой Е.О., представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирновой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения

УСТАНОВИЛ:

2 февраля 2018 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения.

В обоснование иска указано, что на территории Смирныховского городского округа функционирует особо охраняемая природная территория регионального значения-памятник природы «Гора Вайда». В нарушение действующего законодательства охранная зона памятника природы «Гора Вайда» отсутствует, - в связи с чем, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранной зоны в отношении ООПТ регионального значения, что свидетельствует о незаконности бездействия ответчика.

На основании изложенного, просит суд признать бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Гора Вайда» незаконным и на ответчика возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда подготовить и нести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Гора Вайда».

В отзыве на исковое заявление и.о. министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Изотова Н.С. просит отказать в удовлетворении административного иска

В суде участвующий в деле прокурор Константинова Е.О. иск поддержал; представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирнова А.Л. иск не признала, поддержала отзыв на исковое заявление.

Выслушав участвующего в деле прокурора Константинову Е.О. и представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирнову А.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии с п.1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пунктами 1, 2, 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 2 Закона памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Так же, согласно п. 10 ст. 2 этого Закона для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в граница охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п.11 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу ст. ст. 18, ст. 19 этого же о закона, природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 18). Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 приведенного Федерального закона (статья 19).

На основании Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015г. №138, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (п.21 Правил).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно распоряжению Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18.01.2017 года № 19-р «Об утверждении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области по состоянию на 1 января 2017 года, на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Гора Вайда», площадью 600 га, режим охранной зоны отсутствует.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72 утверждено Положение о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, согласно которому, Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения.

В соответствии с пунктами 3.7.5 и 3.7.8 данного Положения, к полномочиям Министерства относятся подготовка предложений и обоснований в установленном порядке по преобразованию, ликвидации, изменению границ особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения, изменению режимов охраны и порядка использования объектов животного и растительного мира на этих территориях и организация и обеспечение проведения комплексных экологических обследований, инвентаризаций особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения.

Постановлением администрации Сахалинской области от 14.05.2008 года № 124-па по результатам проведенной в 2006 году инвентаризации утверждены границы памятника природы регионального значения «Гора Вайда», расположенного в Смирныховском районе.

Согласно сведениям, содержащимся в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий областного значения, режим охраной зоны памятника природы регионального значения «Гора Вайда» отсутствует.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о бездействии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Гора Вайда» и наличии оснований для удовлетворения иска.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования необходимого для проведения соответствующих работ, направленных на разрешения вопроса о внесении предложения о создании охранной зоны являются несостоятельными, поскольку не могут являться основанием для освобождения обязанного лица от совершения определенных действий.

Также суд, считает необходимым установить срок подготовки и внесения Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранной зоны в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, будет достаточным, разумным, соответствующим объему работ, которые необходимо выполнить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения –памятник природы «Гора Вайда».

На Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения –памятник природы «Гора Вайда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Чемис

Решение в окончательной форме принято 27 февраля 2018 года.