НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смирныховского районного суда (Сахалинская область) от 14.09.2018 № 2А-382/18

Дело № 2а-382/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2018 года пгт. Смирных

Смирныховский районный суд Сахалинской области, в составе: председательствующего судьи Копылова В.В., при секретаре Шалом Н.А., с участием старшего помощника прокурора Смирныховского района Каневского Я.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании бездействия незаконным и обязании провести лесоустройство путем таксации лесов,

У С Т А Н О В И Л:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Пишет, что в ходе проверки деятельности Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на территории Сахалинской области установлено, что в нарушение законодательства Министерством длительное время не проводилось лесоустройство, а соответственно таксация лесов в Первомайском участковом лесничестве Смирныховского лесничества (S-186,409 га), в связи с чем длительное не проведение лесоустройства на территории земель лесного фонда или применение таксационных материалов, которым больше 20 лет и использование лесных участков без их проектирования, таксации и других мероприятий, не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а так же другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества зачастую не располагают. Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в лесничествах, без проведенной таксации может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и производству лесов.

Сахалинский межрайоный природоохранный прокурор просит суд: признать бездействие ответчика по не проведению лесоустройства путем таксации лесов, на территории Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества (площадью -186, 409 тыс. га), незаконным. Возложить обязанность ответчика в течении двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов, на территории Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества (площадью – 186, 409 тыс. га).

В отзыве на административное исковое заявление Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области указывает, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, и осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, которому переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений и таковым является Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Средства на проведение данного вида работ предоставляется в виде субвенций из федерального бюджета. При планировании лесоустроительных работ предпочтение отдается лесничествам, в том числе, со сроком давности проведения лесоустройства более 10-15 лет. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 5 лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды РФ от 29.03.2018 № 122, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование. В соответствии с п. 34 Лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются Заказчиком работ (министерством). Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации с лицами, использующими леса, - лесной участок. В соответствии с п. 11 Лесоустроительной инструкции при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. По данным государственного лесного реестра общая площадь Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества составляет 186517 га, а не 186409 га, как указано в исковом заявлении. В связи с тем, что давность лесоустройства на территории Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества превышает 15 лет, Министерством в бюджетном проектировании на 2019 год на территории вышеуказанного участкового лесничества запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 186517 га (3 разряд лесоустройства, глазомерным способом 40.0 тыс. га; 146, 517 тыс. га дешифровочным). Ответчик не согласен с тем, что в связи с отсутствием в Первомайском участковом лесничестве Смирныховского лесничества лесоустройства в виде таксации невозможно обеспечить режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их охрану и защиту, в связи с тем, что все изменения, произошедшие за ревизионный период отражаются в материалах лесоустройства и учетных книгах (книга учета лесных пожаров, книга учета лесных культур, книга учета площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, книга рубок ухода, книга отвода и приемки земель), в них вносятся все изменения. В соответствии с изложенным, все изменения, произошедшие за ревизионный период (начиная с 1993 года по сегодняшний день) внесены в материалы лесоустройства Смирныховского лесничества, поэтому все мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов планируются на основании внесённых изменений в лесоустроительные документы Смирныховского лесничества.

В судебном заседании старший помощник прокурора Смирныховского района Каневский Я.М., действующий на основании доверенности, исковые требования природоохранного прокурора поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, о причинах неявки суд не известил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1.3, п. 2.2., п. 3.2.3.11 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утверждённого Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 года № 72, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в области лесных организаций.

Задачами Министерства является организация и осуществление эффективного исполнения отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в установленных настоящим Постановлением сферах деятельности.

Министерство наделено полномочиями по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.1 и 2 ч. 2 ст. 68 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с п. 6 ч. 1 указанной статьи, органами государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. К указанным исключениям относятся - проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а так же защитных участков леса.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 3 Лесоустроительной инструкции (утверждённой Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122), а так же ст. 68 Лесного кодекса РФ, лесоустройство включает в себя в том числе таксацию лесов.

Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.

В силу положений п. 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п. 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п. 31 Лесоустроительной инструкции, периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

В соответствии с п. 32 Лесоустроительной инструкции, таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на территории Сахалинской области, в ходе которой установлено, что в нарушение норм законодательства Министерством длительное время не проводилось лесоустройство, а соответственно таксация лесов в Первомайском участковом лесничестве Смирныховского лесничества (S-186,409 тыс. га), в связи с чем длительное не проведение лесоустройства на территории земель лесного фонда или применение таксационных материалов, которым больше 20 лет и использование лесных участков без их проектирования, таксации и других мероприятий, не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а так же другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества зачастую не располагают. Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в лесничествах, без проведённой таксации может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и производству лесов.

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации в Первомайском участковом лесничестве Смирныховского лесничества невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту. Одновременно с этим созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.

Установленные прокурором нарушения зафиксированы также в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 11.05.2018 года, внесенном в адрес Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Согласно ответу на представление от 30.05.2018 г., Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не соглашается с доводами прокурора, ссылаясь на то, что периодичность проведения таксации лесов земель лесного фонда Сахалинской области составляет 15 лет. По результатам рассмотрения указанного представления, 30.05.2018 года мер по устранению нарушений не принято, работы по проведению таксации леса в Смирныховском лесничестве не организованы.

В соответствии с размещённой информацией на официальном сайте министерства лесного и охотничьего хозяйства les.sakhalin.gov.ru. на территории Смирныховского городского округа создано Смирныховское лесничество, включающее в себя, в том числе Первомайское участковое лесничество, площадью 186,409 тыс. га, при этом последнее лесоустройство данного участкового лесничества произведено в 1993 году, то есть более 20 лет назад.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснением начальника отдела организации воспроизводства лесов министерства Косицкого Ю.Н., согласно которому срок давности проведения лесоустроительных работ в Смирныховском лесничестве (Первомайское участковое лесничество, площадью -186,409 тыс. га) – 1993 г.

Из информации министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18.06.2018 года, представленной прокурору, следует, что общая сумма, необходимая для проведения лесоустройства на территории области составляет 120,542 млн. рублей, фактически в 2017 году бюджетные средства из федерального бюджета согласованы на сумму 8 млн. рублей, в 2018 году – 29,7 млн. рублей, при этом средства на проведение таксации Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества не запланированы. Дополнительные средства из федерального бюджета не запрашивались.

В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ основными принципами лесного законодательства являются: 1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; 5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; 6) обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальной ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

В связи с тем, что нарушения, выявленные Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором, подтверждаются исследованными судом доказательствами, суд считает, что его требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает, что заявленный прокурором срок, в течение которого ответчиками должно быть исполнено решение суда, является разумным и достаточным.

Руководствуясь статьями 174-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по не проведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества (площадью -186, 409 тыс. га), незаконным.

Возложить обязанность на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов, на территории Первомайского участкового лесничества Смирныховского лесничества (площадью – 186, 409 тыс. га)

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд, через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Копылов

В окончательной форме решение принято 14 сентября 2018 года.

Судья В.В. Копылов