НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смирныховского районного суда (Сахалинская область) от 07.10.2021 № 2-272/2021

Гражданское дело № 2-272/2021

65RS0013-01-2021-000429-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Смирных 07 октября 2021 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Попык В.А.

с участием

представителя истца ОКУ «Смирныховский центр занятости населения» Захаровой Ю.Ф., действующей на основании доверенности,

ответчика Мясоеденкова Е.В.

представителя ответчика Мясоеденкова Е.В. – адвоката Загорского Ю.В., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверения №227 выданного 08 ноября 2007 года УФРС по Сахалинской области

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области Ку Ю На, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда посредством видео-конференцсвязи с Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области, материалы гражданского дела по исковому заявлению Областного казённого учреждения «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Смирныховкий»» к Мясоеденкову ФИО10 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ОКУ «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Смирныховский»» (далее ЦЗН) обратился в суд с иском к Мясоеденкову Е.В. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В обоснование заявленных требований указано о том, что в течение 2019 года истцом ответчику на основании заключенных договоров от ДД.ММ.ГГГГ-ИНВ и от ДД.ММ.ГГГГ/ЛСВ предоставлены субсидии на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов и на возмещение затрат в случае организации временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.п.5.3.4 договоров, а также п.4.2 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 мая 2017 года, п.5.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 года №325, а также п.4.2 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем – производителям работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области», утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 года №205, п.5.2 Порядка, утверждённого Постановлением Правительства Сахалинской области от 01 июня 2021 года №206 в случае установления фактов нарушения целей и условий предоставления субсидии, установления фактов недостоверности сведений в документах, предоставленных Работодателем в качестве подтверждения произведенных затрат, не достижения показателей результативности, ответчик обязан осуществить возврат субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения от ЦЗН требования о возврате субсидии. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №14 от 27 ноября 2020 года прекращено производство по уголовному делу по обвинению ответчика в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ в связи с назначением меры уголовно-правового характера, согласно которому ответчиком совершены преступные действия, направленные на хищение денежных средств, предоставленных ЦЗН по указанным выше договорам путем обмана в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В ходе рассмотрения уголовного дела ответчиком сумма в <данные изъяты> копеек возвращена в бюджет Сахалинской области. До настоящего времени ответчик обязательства по возврату полученных субсидий в полном объеме не выполнил, и не возвратил сумму в <данные изъяты>. Истцом в адрес ответчика 12 марта 2021 года направлено требование о возврате спорной денежной суммы, на которое ответчик ответил письменным отказом, в связи с чем истец обратился в суд с данным иском.

Определением суда от 17 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечено Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области.

В судебном заседании представитель истца директор ЦЗН Захарова Ю.В., действующая на основании учредительных документов, настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила о том, что исковые требования заявлены в рамках гражданско-правовых правоотношений, вытекающих из договоров о предоставлении субсидий, а не как требования о возмещения ущерба, причиненного преступлением.

В судебном заседании ответчик, его представитель адвокат Загорский Ю.В. исковые требования не признали в полном объеме, поскольку как следует из материалов уголовного дела, в частности постановления мирового судьи от 27 ноября 2020 года о прекращении производства по уголовному делу в связи с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, установленный правоохранительными органами ущерб, т.е. те денежные средства, которые он фактически присвоил, оставил себе в размере <данные изъяты> копеек, Мясоеденков Е.В. возместил в полном объеме. Оставшаяся спорная сумма, это денежные средства, которые он потратил на уплату налогов, страховых взносов, т.е. эти денежные средства уплачены в доход государства, в связи с чем, возвращать их ответчик не должен. Кроме того, полагали, что иск предъявлен не надлежащим лицом, поскольку ЦЗН не может выступать от имени бюджета Сахалинской области, и потерпевшим по уголовному делу признано Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца – Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области Ке Юна, действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. ЦЗН является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Порядками представления субсидий, они должны быть возвращены ЦЗН. Тот факт, что потерпевшим по уголовному делу истец не признан, не свидетельствует о том, что ЦЗН является ненадлежащими истцом, поскольку спорные правоотношения связаны с ненадлежащим исполнением гражданско-правовых договоров заключенных между истцом и ответчиком, и не связаны с возмещением ущерба определённого в рамках уголовного дела.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу требований ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 мая 2017 г. N 219 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов (Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 г. N 235 признан утратившим силу с 18 июня 2021 г.)

Данный Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов (далее - Порядок) разработан в целях реализации дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 N 166 (далее - Программа), направленных на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на субсидированные рабочие места, путем возмещения фактически произведенных затрат на оплату труда при применении труда инвалидов, включая выплаты за наставничество или содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, путем возмещения фактически произведенных затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам. Настоящий Порядок определяет категории получателей, цели, условия и порядок предоставления субсидии в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов (далее - Субсидия). (п.п.1.1., 1.2)

Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения фактически произведенных затрат:

на оплату труда при трудоустройстве инвалидов с учетом страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. (п.п.1.3, 1.3.1, 1.3.2)

Агентство разрабатывает, утверждает и доводит до Центров занятости формы договоров (далее - Договор), дополнительного соглашения к Договору, в том числе дополнительного соглашения о расторжении Договора (при необходимости), разработанные в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Сахалинской области, заключение которых предусмотрено настоящим Порядком.

Обязательным условием Договора является согласие Работодателя на осуществление Агентством, Центром занятости и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения Работодателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии. (п.1.7)

Предоставление Субсидии осуществляется на основании заявок Работодателей в текущем финансовом году (п.2.3).

Агентство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.9 Порядка:

- принимает решение о предоставлении Субсидии или об отказе в предоставлении Субсидии, которое оформляется распоряжением Агентства;

- направляет распоряжение о предоставлении Субсидии или об отказе в предоставлении Субсидии в Центр занятости по месту регистрации Работодателя. (п.2.10)

Центр занятости в течение 3 рабочих дней со дня получения распоряжения Агентства уведомляет Работодателя о принятом решении о предоставлении Субсидии или об отказе в предоставлении Субсидии.

Размер Субсидии, предоставляемой Работодателю в целях возмещения фактически произведенных затрат на оплату труда при трудоустройстве инвалидов, рассчитывается с учетом с учетом страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (п.2.13)

Перечисление Субсидии осуществляется Центром занятости на расчетный или корреспондентский счет, открытый Работодателем в установленном порядке в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитных организациях, в пределах средств, предусмотренных Договором, не позднее десятого рабочего дня после представления документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на оплату труда при трудоустройстве инвалидов:

- копии платежных ведомостей и (или) платежных поручений о перечислении заработной платы инвалидов, наставников, платежных поручений о перечислении страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заверенные Работодателем;

- копии приказа о приеме на работу инвалида, трудового договора, приказа о назначении наставника, заверенные Работодателем. (п.п. 2.16. 2.16.1)

После заключения Договора Работодатель представляет в Центр занятости при использовании Субсидии на оплату труда при трудоустройстве инвалидов:

- в течение 3 рабочих дней после издания - документы, подтверждающие трудоустройство инвалида по направлению Центра занятости: копии приказа о приеме на работу, трудового договора, приказа о назначении наставника, заверенные Работодателем;

- в течение 3 рабочих дней после выплаты заработной платы инвалиду, наставнику - копии платежных ведомостей и (или) платежных поручений о перечислении заработной платы в кредитные организации, платежных поручений о перечислении страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заверенные Работодателем;

- в течение 3 рабочих дней после окончания периода возмещения затрат на оплату труда инвалидов - акт сверки расчетов произведенных затрат на оплату труда при трудоустройстве инвалидов по форме N 4 к настоящему Порядку (п.2.17, 2.17.1.);

Результатом использования Субсидии Работодателем является в отношении оплаты труда при трудоустройстве инвалидов - количество инвалидов, трудоустроенных по направлению Центра занятости (п.2.26.1);

Результатом предоставления Субсидии, который ежегодно устанавливается правовым актом Агентства в рамках Программы, является организация Работодателем временного(-ых) рабочего(-их) места (мест) в количестве, из расчета которого (-ых) предоставлена Субсидия, трудоустройство на него (них) гражданина (граждан), а также освоение предоставленной Субсидии в полном объеме. (п.2.27).

Субсидия подлежит возврату на счет Центра занятости в течение 10 рабочих дней с момента получения требования Центра занятости о возврате в случаях:

- нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии Работодателем, выявленного по фактам проверок, проведенных Центром занятости, Агентством и органом государственного финансового контроля Сахалинской области в размере предоставленной Субсидии;

- недостижения результата предоставления Субсидии, предусмотренного подпунктом 2.26.1 пункта 2.26 настоящего Порядка в размере предоставленной Субсидии; (п.4.2).

Требование о возврате Субсидии направляется Центром занятости Работодателю в течение 10 рабочих дней с момента установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии (п.4.3).

В случае невозврата Работодателем Субсидии в установленный срок либо неполучения требования о возврате Субсидии, Центром занятости принимаются меры по взысканию Субсидии в судебном порядке (п.4.4).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 г. N 235 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области". Данным постановлением Постановление Правительства Сахалинской области от 18 мая 2017 г. N 219 признано утратившим силу, при этом действие постановления от 18 июня 2021 года №235 не распространено на правоотношения, возникшие до введение его действие.

Кроме того согласно п.п.5.1-5.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 г. N 235 Агентство и орган государственного финансового контроля Сахалинской области осуществляют обязательную проверку соблюдения Работодателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии. Возврат Субсидии осуществляется Работодателем на лицевой счет Центра занятости (в случае возврата средств в текущем финансовом году) или на лицевой счет Агентства (в случае возврата средств в очередном финансовом году) в течение 10 рабочих дней с момента наступления фактов, являющихся основанием для возврата Субсидии и (или) получения от Центра занятости требования о возврате Субсидии. Субсидия подлежит возврату на счет Центра занятости в течение 10 рабочих дней с момента получения требования Центра занятости о возврате в случаях: нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии Работодателем, выявленного по фактам проверок, проведенных Агентством и органом государственного финансового контроля Сахалинской области; недостижения Работодателем значения результата предоставления Субсидии, установленного Соглашением о предоставлении субсидии; наличия информации из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области об отсутствии факта работы инвалида и (или) об отсутствии факта начисленных за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; наличия информации из Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области об отсутствии сведений о выплатах, произведенных плательщиком страховых взносов (Работодателем) в пользу инвалида, учитываемых при расчете размера Субсидии. Дальнейшее перечисление Субсидии приостанавливается Центром занятости в случае выявления фактов нарушения условий ее предоставления, а также досрочного расторжения трудового договора между Работодателем и гражданами (с возмещением фактически произведенных расходов). Субсидия подлежит возврату в объеме, пропорциональном выявленному нарушению, указанному в настоящем пункте. Требование о возврате Субсидии направляется Центром занятости Работодателю способом, обеспечивающим подтверждение факта отправки, в течение 10 рабочих дней с момента установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии. В случае невозврата Работодателем Субсидии в установленный срок либо неполучения требования о возврате Субсидии Центром занятости принимаются меры по взысканию Субсидии в судебном порядке. Остаток Субсидии, не использованный в отчетном финансовом году, подлежит возврату на счет Агентства как администратора доходов в течение первых 10 рабочих дней финансового года, следующего за отчетным. В случае неперечисления Работодателем неиспользованного остатка Субсидии средства Субсидии взыскиваются Агентством в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что распоряжением руководителя агентства по труду и занятости населения Сахалинской области №89-р от 21 февраля 2019 года (с учетом изменений внесенных распоряжением №490-р от 19 сентября 2019 года) в целях реализации дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения Государственной программы Сахалинской области «Содействие занятости населения Сахалинской области», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области №166 от 05 апреля 2013 года по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на субсидированные рабочие места в Сахалинской области в соответствии с пунктом 2.10 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области №219 от 18 мая 2017 года из средств областного бюджета Сахалинской области индивидуальному предпринимателю Мясоеденкову Е.В. на одно рабочее место - уборщика производственных и служебных помещений выделена субсидия в размере <данные изъяты> копейки на возмещение затрат при трудоустройстве инвалида в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2019 год.

В соответствии с указанным выше распоряжением 21 февраля 2019 года между ЦЗН и ИП Мясоеденковым Е.В., на основании заявки последнего, заключен договор -ИНВ между получателем средств областного бюджета Сахалинской области и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом – производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения затрат в связи с применением труда инвалидов (далее договор -ИНВ). Предметом договора явилось предоставление ЦЗН ответчику из областного бюджета Сахалинской области в 2019 году субсидии на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на 2019 год, утвержденных и в предоставленном ЦЗН в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Сахалинской области «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 05 апреля 2013 года №166 (п.п.1.1., 1.2 договора). Размер субсидии с учетом дополнительного соглашения от 19 сентября 2021 года (т.1 л.д.18) определен в <данные изъяты> (п.п.2.1.). В качестве условия предоставления субсидии определено представление Мясоеденковым Е.В. документов, подтверждающих трудоустройство инвалида по направлению Центра занятости, назначение наставника (копии приказа о приеме на работу, трудового договора, копии приказа о назначении наставника), документов, подтверждающих фактически произведенные затраты по выплате заработной платы инвалиду, наставнику (копии ведомости на выплате заработной платы или платежного поручения о перечислении заработной платы в кредитные организации, платежных поручений о перечислении страховых взносов, установленных гл.34 Налогового кодекса РФ (п.3.3. договора). Субсидия предоставляется на возмещение фактически произведенных затрат по выплате заработной платы инвалиду, затрат на выплаты за наставничество, с учетом страховых взносов, установленных гл.34 НК РФ в соответствии с Порядком расчета размера субсидии (п.3.4 договора). Перечисление субсидии осуществляется Центром занятости на основании данного договора, ежемесячно не позднее десятого рабочего дня после предоставления документов подтверждающих факт трудоустройства инвалида, фактически произведенные затраты, указанных в п.п.3.3 Договора, подписания акта сверки расчетов произведенных затрат на счет ответчика (п.4.1.).

Также в качестве обязанности ЦЗН в договоре -ИНВ определено, что в случае если ответчиком допущены нарушения условий предусмотренных договором, направить ему в письменной форме требование о возврате Субсидии на счет ЦЗН в течение 10 рабочих дней с момент установления факта нарушения условий целей и порядка предоставлении субсидии и в случае невозврата им полученной субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения требований ЦЗН о возврате субсидии принять меры по взысканию субсидии в судебном порядке (п.5.1.5, 5.1.6 – договора). При этом в соответствии с условиями договора ответчик обязался: обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, определенной данным договором в том числе: организовать 1 временное рабочее место для трудоустройства инвалида по направлению ЦЗН, принять на работу инвалидов по направлению ЦЗН для трудоустройства на организованные временные рабочие места, в подтверждение чего предоставить: документы, подтверждающие трудоустройство инвалида (копию приказа о приеме на работу, трудового договора), документы подтверждающие фактически произведенные затраты по выплате заработной платы (копии ведомостей на выплату заработной платы или платежных поручений о перечислении заработной платы в кредитные организации, платежных поручения о перечислении страховых взносов, установленных главой 34 НК РФ, после окончания временных работ – акт сверки (п.п.5.3.1, 5.3.1.1., 5.3.1.2, 5.3.2.1., 5.3.2.2., 5.3.2.3 – договора). Кроме того, в соответствии с условиями договора ответчик обязался направить средства субсидии на возмещение затрат по выплате заработной платы инвалиду, с учетом страховых взносов, установленных ст.3.4 НК РФ (п.5.3.3 – договора), осуществить в течение 10 рабочих дней с момента получения от ЦЗН требования о возврате субсидии ее возврат, в случае установления фактов нарушения целей и условий предоставления Субсидии, установления фактов недостоверности сведений в документах, предоставленных в качестве подтверждения произведенных затрат, не достижения показателей результативности (п.5.3.4 договора). В тексте договора в качестве одного из оснований расторжения договора предусмотрено нарушение порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и данным договором (п.7.4., 7.4.2 договора) (т.1 л.д.19-32). Данный договор недействительным в установленном законом порядке не признан.

Исходя из системно-структурного анализа текста постановления Правительства Сахалинской области от 18 мая 2017 №219, а также договора -ИНВ от 21 февраля 2019 года, суд приходит к выводу о том, что основанием для возврата всей суммы субсидии истцу является предоставление недостоверных сведений о трудоустройстве, оплате труда инвалида, а также не достижение результатов предоставления субсидии, целей и условий, каковыми в частности является фактическое трудоустройство лица, являющегося инвалидом.

Факт перечисления истцом субсидии с 18 апреля 2019 года по 18 сентября 2019 года ежемесячно в размере <данные изъяты> копеек, а в последний месяц – сентября 2019 года в размере <данные изъяты> копеек, подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д. 33-38). Получение денежных средств по данным платежным поручением не оспаривалось ответчиком.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 г. N 205 утвержден Порядка предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области "Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области" (Постановлением Правительства Сахалинской области от 1 июня 2021 г. N 206 признан утратившим силу с 4 июня 2021).

Данные нормативным актом регламентирован порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям - производителям работ, услуг (далее Порядок). Порядок разработан в связи с реализацией мероприятий государственной программы Сахалинской области "Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 N 695 (далее - Программа), направленных на организацию временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы.

Субсидия предоставляется в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в случае организации временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы, на выплату гражданам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, трудоустроенным по направлению государственных учреждений службы занятости населения Сахалинской области (далее - Граждане), заработной платы с учетом страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (п.1.3)

Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области (далее - Агентство) является главным распорядителем средств областного бюджета Сахалинской области, осуществляющим предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Сахалинской области на реализацию Программы на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидии. (п.1.4)

Получателями бюджетных средств являются областные казенные учреждения центры занятости населения Сахалинской области (далее - Центры занятости). (п.1.5)

Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, услуг, имеющим право в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключать трудовые договоры в качестве работодателя, зарегистрированным в Центре занятости в качестве получателя государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников, отвечающим условиям предоставления субсидии, предусмотренным настоящим Порядком (далее - работодатели). (п.1.6)

Для предоставления субсидии работодатели представляют в Центры занятости по месту регистрации в качестве получателей государственной услуги заявку на получение субсидии. (п.2.4).

Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии принимается Агентством на основании заявки и представленных Центром занятости документов и оформляется распоряжением Агентства. (п.2.8)

Центр занятости на основании распоряжения Агентства в течение 3 рабочих дней с даты его получения уведомляет работодателя о принятом решении о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии и заключает с работодателем, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии, договор о предоставлении субсидии (далее - договор) в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Сахалинской области. (п.2.12)

Между Центром занятости и работодателем может быть заключено дополнительное соглашение к договору, в том числе дополнительное соглашение о расторжении договора (при необходимости).

Разделом 2 Постановления определен порядок расчета размера субсидии, в котором также в качестве учетной единицы используется коэффициент, учитывающий страховые взносы в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.2.18).

Результатом предоставления субсидии, который устанавливается ежегодно правовым актом Агентства в рамках Программы, является организация работодателем временного(-ых) рабочего(-их) места (мест) в количестве, из расчета которого (-ых) предоставлена субсидия, трудоустройство на него (них) Гражданина (Граждан), а также освоение предоставленной субсидии в полном объеме. (п.2.19).

В целях оценки эффективности использования бюджетных средств Работодатель в срок не позднее 3 рабочих дней со дня перечисления Центром занятости полного размера Субсидии представляет в Центр занятости отчет о достижении результата с указанием количества созданных рабочих мест и количества Граждан, трудоустроенных на эти рабочие места. Центры занятости ежемесячно представляют в Агентство отчет о расходовании бюджетных средств на возмещение фактически произведенных затрат на возмещение затрат в случае организации временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы, в порядке, сроки и по форме, установленным Агентством. Агентство вправе установить в договоре формы и сроки предоставления Работодателем дополнительной отчетности. (п.п.3.1-3.3)

Субсидия подлежит возврату на счет Центра занятости в течение 10 рабочих дней с момента получения требования Центра занятости о возврате в случаях: нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии работодателем, выявленного по фактам проверок, проведенных Центром занятости, Агентством и органом государственного финансового контроля Сахалинской области; недостижения показателей, указанных в пункте 2.19 настоящего Порядка. Дальнейшее перечисление субсидии приостанавливается Центром занятости в случае выявления фактов нарушения условий ее предоставления, а также досрочного расторжения трудового договора между работодателем и Гражданами, трудоустроенными на временные рабочие места (с возмещением фактически произведенных расходов). Требование о возврате субсидии направляется работодателю в течение 10 рабочих дней с момента установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии. В случае невозврата работодателем субсидии в установленный срок либо неполучения требования о возврате субсидии Центром занятости принимаются меры по взысканию субсидии в судебном порядке. Остаток субсидии, не использованный в отчетном финансовом году, подлежит возврату на счет администратора доходов Агентства в течение первых 10 рабочих дней финансового года, следующего за отчетным. (п.4.1-4.5)

Постановлением Правительства Сахалинской области от 1 июня 2021 г. N 206 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области "Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области" признано утратившим законную силу постановление Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 г. N 205, при этом действие Постановление от 01 июня 2021 года №206 не распространено на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того п.п.5.2-5.5 постановления Правительства Сахалинской области от 01 июня 2021 года №206 также предусмотрено, что возврат субсидии осуществляется работодателем на лицевой счет Центра занятости (в случае возврата средств в текущем финансовом году) или на лицевой счет Агентства (в случае возврата средств в очередном финансовом году) в течение 10 рабочих дней с момента наступления фактов, являющихся основанием для возврата субсидии и (или) получения от Центра занятости требования о возврате субсидии. Субсидия подлежит возврату на счет Центра занятости в течение 10 рабочих дней с момента получения требования Центра занятости о возврате в случаях: нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии работодателем, выявленного по фактам проверок, проведенных Агентством и органом государственного финансового контроля Сахалинской области; недостижения работодателем значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением о предоставлении субсидии; наличия информации из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области об отсутствии факта работы Гражданина и (или) об отсутствии факта начисленных за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; наличия информации из Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области об отсутствии сведений о выплатах, произведенных плательщиком страховых взносов (работодателем) в пользу Граждан, учитываемых при расчете размера субсидии. Дальнейшее перечисление субсидии приостанавливается Центром занятости в случае выявления фактов нарушения условий ее предоставления, а также досрочного расторжения трудового договора между работодателем и Гражданами (с возмещением фактически произведенных расходов). Субсидия подлежит возврату в объеме, пропорциональном выявленному нарушению, указанному в настоящем пункте. Требование о возврате субсидии направляется Центром занятости работодателю способом, обеспечивающим подтверждение факта отправки, в течение 10 рабочих дней с момента установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии. В случае невозврата работодателем субсидии в установленный срок либо неполучения требования о возврате субсидии Центром занятости принимаются меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что распоряжением руководителя Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области №43-р от 28 января 2019 года (в учетом изменений внесенных распоряжением №166-р от 26 марта 2019 года) в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 года №205 ИП Мясоеденкову Е.В. из средств областного бюджета Сахалинской области предоставлена субсидия на организацию временного рабочего места для трудоустройства незанятого гражданина, освобожденного из учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, и зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2019 года в размере <данные изъяты>. В соответствии с п.2 данного Распоряжения истец должен обеспечить заключение договора с получателем субсидии и направление на временное рабочее место незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы и заполнение рабочего места в течение 2019 года.

На основании указанного выше распоряжения между истцом и ответчиком заключен 28 января 2019 года договор /ЛСВ о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения затрат в случае организации временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы. Предметом договора определено предоставление указанной выше субсидии в 2019 году (п.1.1 договора) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на 2019 год в рамках государственной программы Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействия преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 года (п.1.1. договора). Размер субсидии с учетом дополнительного соглашения (т.1 л.д.32) определен в <данные изъяты> копеек (п.2.1 договора). В качестве условия предоставления субсидии договором предусмотрено в том числе предоставление ответчиком документов, подтверждающих трудоустройство граждан по направлению Центра занятости (копии приказа о приеме на работу, трудового договора) подтверждающих фактически производственные затраты по выплате заработной платы гражданам (копии ведомостей на выплату заработной платы или платежных поручений о перечислении заработной платы в кредитные организации, платежных поручений о перечислении страховых взносов, установленных главой 34 Налогового кодекса РФ) (п.3.3. договора). Согласно договора субсидия предоставляется на возмещение фактически произведенных затрат по выплате заработной платы гражданам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы с учетом страховых взносов, установленных главой 34 Налогового кодекса РФ (п.3.4 договора). Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно не позднее десятого рабочего дня после предоставления указанных выше документов, определенным пунктом 3.3. договора, и подписания акта сверки расчетов произведенных затрат на оплату труда при организации временных рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Сахалинской области в целях поиска подходящей работы (п.4 договора). В качестве одной из обязанностей ЦЗН данным договором предусмотрено, что в случае если ответчиком допущены нарушения условий, предусмотренных Договором, направить ему в письменной форме требование о возврате субсидии на счет ЦЗН в течение 10 рабочих дней с момента установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а в случае не возврата полученной субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о возврате субсидии принять меры по взысканию субсидии в судебном порядке (п.п.5.1.5., 5.1.6). Также данным договором предусмотрены в том числе следующие обязанности ответчика: организовать 1 рабочее место для трудоустройства указанной выше категории граждан, принять на работу граждан по направлению Центра занятости для трудоустройства на организованные временные рабочие места, в течение 3 рабочих дней со дня приема на работу предоставить документы, подтверждающие трудоустройство (копии приказа о приеме на работу, трудового договора), в течение 3 рабочих дней после выплаты заработной платы предоставить документы, подтверждающие фактически произведенные затраты по выплате заработной платы (копии ведомостей на выплату заработной платы или платежных поручений о перечислении заработной платы в кредитные организации, платежных поручений о перечислении страховых взносов, установленных главой 34 Налогового кодекса РФ), акт сверки, осуществить в течение 10 рабочих дней с момента получения от ЦЗН требования о возврате субсидии ее возврат в случае установления фактов нарушения целей и условий предоставления субсидии, установления фактов о недостоверности сведений в документах, представленных ответчиком, в качестве подтверждения произведенных затрат, не достижения показателей результативности (п.п.5.3.1.1, 5.3.1.2, 5.3.2.1, 5.3.2.2, 5.3.4 – договора). Кроме того в соответствии с п.п.5.3.3 договора ответчик обязался направлять средства субсидии на возмещение затрат по выплате заработной платы с учетом страховых взносов, установленных гл.34 НК РФ. В качестве одного из оснований для расторжения договора предусмотрено нарушение ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и договором (п.7.4.2 договора) (т.1 л.д.19-20). Данный договор в установленном законом порядке недействительным не признан.

Исходя из системно-структурного анализа текста постановления Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 №205, а также договора -ЛСВ от 29 января 2019 года, суд приходит к выводу о том, что основанием для возврата истцу субсидии в полученном размере является предоставление недостоверных сведений, а также не достижение целей, условий, результатов предоставления субсидии, каковыми является фактическое трудоустройства лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы.

Факт перечисления истцом ответчику субсидии ежемесячно с 19 марта 2019 года в размере <данные изъяты> копеек подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Получение денежных средств по данным платежным поручением не оспаривалось ответчиком в судебном заседании (т.1 л.д.39-43)

Мясоеденков Е.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В адрес ответчика ЦЗН 12 марта 2021 года направлено требование о возврате полученной по договорам от ДД.ММ.ГГГГ-ИНВ и от ДД.ММ.ГГГГ/ЛСВ оставшейся невозвращенной части в размере <данные изъяты>, субсидии после погашения ее части в рамках расследования уголовного дела. На данное требование ответчик ответил отказом со ссылкой на то, что при рассмотрении уголовного дела установлено, что он причинил ущерб в размере <данные изъяты> копеек, который возместил входе расследования уголовного дела, в связи с чем обязанность возвращать оставшуюся сумму субсидии у него отсутствует. (т.1 л.д.64-67).

Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.69) следует ответчик вернул в пользу Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области денежные средства по договором 31/ЛСВ от 29 января 2019 года и /ИНВ от 21 февраля 2019 года в размере <данные изъяты> копеек.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №14 от 27 ноября 2020 года прекращено уголовного дело по подозрению Мясоеденкова Е.В. в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.159, ч.1 ст.159 УК РФ на основании статьи 76.2 УК РФ в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из текста постановления Мясоеденков Е.В. с целью хищения денежных средств из бюджета Сахалинской области, не ставя в известность своего знакомого, ранее судимого ФИО5 о факте его трудоустройства в ИП Мясоеденков Е.В., издал фиктивный приказ о приеме его на работу продавцом в магазине «Еврохим» с 01 февраля 2019 года, установив ему заработную плату согласно штатного расписания и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также с учетом вычета НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей в месяц. Мясоеденков Е.В., достоверно зная, что в 2019 году ФИО5 какую-либо трудовую деятельность не осуществлял у него как у индивидуального предпринимателя, предоставил главному бухгалтеру ЦЗН копии подложных расходных кассовых ордеров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, на выплату заработной платы ФИО5 в размере <данные изъяты> рублей каждый, который был принят на оплату для возмещения понесенных затрат ответчика как работодателю за счет выделенной субсидии, и на основании них произведена оплата субсидии.

Согласно данного постановления в результате указанный преступлений действий Мясоеденкова Е.В., направленных на хищение денежных средств путем обмана был причинен ущерб бюджета Сахалинской области на общую сумму <данные изъяты> (март, апрель, май, июнь, июль)).

Также согласно данного постановления Мясоеденков Е.В., обладавший на тот момент времени статусом индивидуального предпринимателя, издал приказ о приеме ФИО6, являющейся инвалидом 3 группы на работу по профессии уборщица в магазин «Еврохим» с 01 марта 2021 года, установив ей заработную плату согласно штатного расписания и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также с учетом вычета НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей в месяц, При этом Мясоеденков Е.В. оплачивал фактически ее труд из расчета <данные изъяты> рублей за один уборки в магазине, которая производилась не ежедневно в рабочие дни, а по мере необходимости. В период с 01 марта 2019 года по 16 марта 2019 года ФИО6 фактически отработала 4 дня, а впоследствии работы за нее выполняла ее дочь ФИО7, которая в марте 2019 года отработала 11 дней, в апреля 2019 года – 16 дней, в затем в мае, июне, июле, августе 2019 года по 15 дней. При таких обстоятельствах Мясоеденков Е.В., достоверно зная, что фактически ФИО6, кроме 4 дней, работу не выполняла, и производил он оплату фактически в меньшем размере чем предусмотрено трудовым договором ей и ее дочери ФИО7, предоставил главному бухгалтеру ЦЗН копии подложных расходных кассовых ордеров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, каждый на сумму <данные изъяты> копеек о выплате заработной плате ФИО6, а от от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> копеек, которые были приняты на оплату для возмещения понесенных затрат ответчика как работодателю за счет выделенной субсидии, и на основании них произведена оплата субсидии.

При таких обстоятельствах, предоставляя расходные кассовые ордера на сумму <данные изъяты> (апрель, май, июнь, июль, август) + <данные изъяты> (сентябрь)), при этом выплатив за фактически отработанное время ФИО6 и ее дочери ФИО7<данные изъяты> рублей, Мясоеденков Е.В. приобрел в свою пользу <данные изъяты> копеек, причинив в том числе на данную сумму ущерб бюджету Сахалинской области.

В силу положений ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учет имущественного положения ответчика или вины потерпевшего).

Согласно п.25.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ «От 27 июня 2013 года №19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» при изучении представленных материалов и рассмотрении ходатайства судья должен убедиться в том, что выдвинутое в отношении лица подозрение или предъявленное лицу обвинение в совершении преступления небольшой или средней тяжести обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и в материалах содержатся достаточные сведения, позволяющие суду принять итоговое решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении подозреваемому, обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Таким образом, при оценке постановления мирового судьи от 27 ноября 2020 года суд исходит из того, что им установлен факт наличия вины ответчика в предоставлении истцу недостоверных документов о трудоустройстве и оплате труда, послуживших основанием для выплаты спорной субсидии. При этом тот факт, что данным постановлением установлено, что ответчиком бюджету Сахалинской области причинен ущерб на сумму <данные изъяты> копеек, не имеет преюдициального значения при рассмотрении данного дела.

Также в судебном заседании установлено, что Мясоеденковым Е.В. в отношении ФИО6 и ФИО5 по указанным выше фиктивным трудовым договорам, в соответствии с требованиями действующего законодательства производились ежемесячно в соответствии с предоставленными истцу документами об их трудоустройстве отчисления в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемое в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временное нетрудоспособности в связи с материнством, отчисления по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налог на доходы физических лиц. В связи с предоставлением соответствующих платежных документов, после подписания акта сверки сотрудником истца, ежемесячно ответчику производилась выплата части субсидии в рамках договором -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ и -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ в большем размере, чем те денежные средства, которые вменены при рассмотрении уголовного дела в качестве ущерба ответчику.

Однако, в соответствии с условиями договора -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено предоставление субсидии в том числе с учетом не только оплаты труда но и страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ответчиком также были предоставлены документы и о производстве данных выплат для получения субсидии в полном объеме. На основании предоставленных Мясоеденковым Е.В. платежных документов о производстве данных отчислений, страховых взносов, ему ежемесячно производилась выплата субсидии 18 апреля 2019 года, 17 мая 2019 года, 14 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 14 августа 2019 года в размере <данные изъяты> каждый месяц, а 18 сентября 2019 года в размере <данные изъяты>, а всего по данному договору выплачена субсидия в размере <данные изъяты>.

Также и в соответствии с условиями договора -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено предоставление субсидии на возмещение страховых взносов в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании предоставленных Мясоеденковым Е.В. платежных документов о производстве данных отчислений, страховых взносов, ему ежемесячно производилась выплата субсидии 19 марта 2019 года, 12 апреля 2019 года, 23 мая 2019 года, 14 июня 2019 года, 12 июля 2019 года по <данные изъяты> копеек каждый месяц, а всего выплачено <данные изъяты> копеек.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в следствие предоставления ответчиком истцу недостоверных сведений о трудоустройстве ФИО6 и ФИО5, о соблюдении в отношении них ответчиком как работодателем обязанности по выплате страховых платежей предусмотренных гл.34 НК РФ, истцом ответчику выплачена субсидия по обоим договорам в общем размере <данные изъяты> копейки.

Поскольку условиями договоров -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ и -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания для возврата полученной по ним субсидии предусмотрено предоставление недостоверных сведений, а также фактическое не трудоустроив лиц, являющихся инвалидами и освобожденными из исправительных учреждений после отбытия наказания в виде лишения свободы, а вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 27 ноября 2020 года установлены факты представления недостоверных сведений, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Удовлетворяя исковые требования, суд также принимает во внимание, что результаты предоставления субсидии не достигнуты, т.к. лица, из данной категории в установленном трудовом законодательстве порядке ответчиком трудоустроены не были, и оплату работы также в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ не получали, вследствие чего полученная в рамках договоров -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ и -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ должна быть возвращена истцу в полном объеме.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком в счет возмещения субсидии в рамках уголовного дела уплачено <данные изъяты>, остаток не возвращенной субсидии по обоим договорам составил <данные изъяты>), следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию <данные изъяты>.

Доводы ответчика о том, что денежные средства в спорной сумме <данные изъяты>, он фактически себе не оставил, а они были направлены на уплату страховых взносов и иных отчислений в отношении фиктивно трудоустроенных ФИО5 и ФИО6, т.е. и так поступили в доход государства, вследствие чего он не должен их возвращать, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании условий договоров -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ и -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ, действующего законодательства. Кроме того, суд принимает во внимание, что фактически выплата субсидии должны была производиться уже после уплаты страховых взносов, иных выплаты в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при предоставлении соответствующих платежных документов, и выплата субсидии направлена была не на обогащение, а компенсацию уже понесенных затрат, их возмещение. Кроме того, ответчик не лишен возможности возврата из соответствующих фондов, уплаченных им взносов и страховых выплат как ошибочно предоставленных, в отношении фактически не работающих лиц.

Доводы ответчика и его представителя о том, что спорная субсидия не подлежит взысканию в силу положений ч.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ суд не принимает во внимание в силу следующего.

В соответствии с ч.ч.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Порядков утвержденных как Постановлениями Правительства от 18 мая 2017 года №219 (п.п.4.4., 4.5), от 18 июня 2021 года (п.5.6), от 15 мая 2017 года №205 (п.4.5), от 01 июня 2021 года №206 (п.5.6) после возврата субсидии работодателем, а также в случае неиспользования предоставленной субсидии в полном объеме, она подлежит возврату главному распорядителю бюджетных средств – Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области.

Таким образом, положений ч.ч.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ подлежат применению к бюджетным правоотношения между Агентством по труду и занятости населения Сахалинской области и ЦЗН, а спорные правоотношения между истцом и ответчиком являются гражданско- правовыми, основанными на гражданско-правовых договорах. При таких обстоятельствах положения ст.78 Бюджетного кодекса РФ не подлежит применению.

Доводы ответчика и его представителя о том, что ЦЗН не должен обладать статусом истца в данном деле, а таковым должно является Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области суд также не принимает во внимание как основанные на неверном толковании действующего законодательства, в силу следующего. Пунктами п.п.4.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Сахалинской области N 219от 18 мая 2017 г., а также постановления Правительства Сахалинской области от 15 мая 2017 г. N 205 ЦЗН наделен правом взыскания в судебном порядке не возвращенной добровольно субсидии, и впоследствии возвращает ее Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области. Кроме того договора -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ, -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ заключены ответчиком именно с истцом, а не с Агентством по труду и занятости населения Сахалинской области. Тот факт, что при рассмотрении уголовного дела органом предварительного расследования потерпевшим было признано Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области само по себе не свидетельствует об обратном. Кроме того, основанием заявленных исковых требований является нарушение условий договоров -ИНВ от ДД.ММ.ГГГГ и -ЛСВ от ДД.ММ.ГГГГ, а не возмещение ущерба причиненного преступлением.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования областного казённого учреждения «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Смирныховкий»» к Мясоеденкову ФИО11 о взыскании денежных средств – удовлетворить.

Взыскать с Мясоеденкова ФИО12 в пользу областного казённого учреждения «Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Смирныховкий»» <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.А. Михайлова

Решение суда в окончательной форме постановлено 12 октября 2021 года.

Судья О.А. Михайлова