Слюдянский районный суд Иркутской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Слюдянский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием представителя СЗН Иркутской области Заикиной Д.М. по доверенности от 10 января 2012 года,
ответчика Осокина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/12 по иску Службы занятости населения Иркутской области к Осокину А. П. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Служба занятости населения Иркутской области просила взыскать с Осокина А.П. денежные средства в сумме 84495, 36 рублей.
В обоснование иска Служба указала, что 12 апреля 2010 года в отдел трудоустройства ОГКУ ЦЗН Слюдянского района в г.Слюдянка за содействием в трудоустройстве обратился Осокин А. П., "ДАТА" года рождения. 07 июля 2010 года Осокину А.П. было выдано предложение о назначении пенсии досрочно. Приказом от 21.07.2010г. № *** гражданину была прекращена выплата пособия по безработице в связи с назначением пенсии по предложению органов службы занятости с 07 июля 2010 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона «О занятости населения в РФ» расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 ст. 32 указанного закона, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. Возмещение этих затрат осуществляется в соответствии с Соглашением № *** от 23 ноября 2009 года «О возмещении расходов, связанных с выплатой досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости безработным гражданам и пособий на погребение Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Иркутской области Службой занятости населения Иркутской области», заключенному с 23 ноября 2009 года на неопределенный срок.
При достижении гражданином Осокиным А.П. 16 августа 2011 года пенсионного возраста (55 лет) он обратился в Пенсионный Фонд с заявлением об оформлении пенсии по возрасту. В ходе проверки документов Осокина для назначения трудовой пенсии по старости было выявлено, что он после назначения досрочной пенсии устроился на работу в ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", расположенному в районе Крайнего Севера ("АДРЕС") на должность электрогазосварщика с 05 октября 2010 года; 26 января 2011 года был уволен по собственному желанию. При трудоустройстве пенсионер потерял право на получение досрочной пенсии по предложению Центра занятости, в связи с чем произошла переплата выплаченной пенсии с 05 октября 2010 года по 15 августа 2011 года. Согласно ответу Управления ПФ по Слюдянскому району сумма досрочно начисленной и выплаченной пенсии ответчику составила за данный период 84495, 36 рублей. По данному факту Центром было направлено заявление начальнику отдела МВД России по Слюдянскому району Иркутской области о возбуждении уголовного дела в отношении Осокина А.П. по факту мошенничества, однако в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления.
В судебном заседании представитель СЗН Иркутской области Заикина Д.М. иск поддержала в полном объеме и указала, что в силу ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства. Осокин при даче согласия на назначение ему досрочной пенсии был уведомлен о том, что работающим пенсионерам данная пенсия не выплачивается. В связи с чем при поступлении на работу он обязан был уведомить Центр занятости о получении им трудовых доходов. Поскольку данное требование не было ответчиком исполнено, он утратил право на получение досрочной пенсии в период с момента трудоустройства – 05 октября 2010 года до назначения ему трудовой пенсии по старости - 15 августа 2011 года.
Ответчик Осокин полагал исковые требования обоснованными в части. Ответчик не отрицал, что при назначении досрочной пенсии Центр занятости известил его о необходимости известить о своем трудоустройстве. Но при поступлении на работу 05 октября 2010 года он забыл о своем обязательстве, вследствие чего незаконно получил пенсию за период с 05 октября до 26 января 2011 года. Пенсионные выплаты получала его супруга по месту жительства. Однако после увольнения с работы его право на получение досрочной пенсии подлежало восстановлению, в связи с чем с него подлежит взысканию излишне уплаченная пенсия только в период его трудовой деятельности.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично на основании следующего.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1).
В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.
В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Защита от безработицы, как следует из положений вышеуказанного Закона, обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с потерей работы, и социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными.
Судом установлено, что гражданин Осокин А.П., "ДАТА" года рождения, проживающий в "АДРЕС", был поставлен на учет в ОГУ ЦЗН Слюдянского района (учредителем которого согласно Уставу является ЦЗН Иркутской области) в качестве нуждающегося в государственной услуге содействия в поиске подходящей работы, вследствие чего 12 апреля 2010 года заведено Личное дело № *** (л.д. 14).
Приказом № *** от 16 апреля 2010 года Государственного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района Осокин А.П. признан безработным с 12 апреля 2010 года (л.д.21).
Согласно Справке № *** от 12 мая 2010 года Управления пенсионного фонда РФ в Слюдянском районе страховой стаж Осокина по трудовой книжке и военному билету составляет 34 года 5 месяцев 10 дней; стаж на соответствующих видах работ – более 20 лет; право на досрочную пенсию возникает при наступлении возраста 55 лет (л.д.26).
Из Личного дела Осокина № *** видно, что до 06 июля 2010 года данный гражданин трудоустроен не был.
В силу ст.32 ч.1 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) мужчинам, не достигшим возраста 60 лет и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (ст.32 ч.2 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно трудовой книжке ответчика, Осокин, состоящий в трудовых отношениях с Дирекцией по эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", 05 апреля 2010 года был уволен по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ-сокращение численности или штата работников организации.
06 июля 2010 года Осокиным подано заявление о выдаче Центром занятости «предложения о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д.32).
21 июля 2010 года ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района издал приказ № ***, согласно которому Осокину в соответствии с п.2 ст. 35 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» с 06 июля 2010 года была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (л.д.34). Из Уведомления УПФ РФ в Слюдянском районе от 13 июля 2010 года следовало, что Осокину А.П. назначена пенсия по старости (пенсия на льготных условиях) с 07 июля 2010 года; данная информация направлена в ЦЗН по Слюдянскому району (л.д.33). Назначение Осокину пенсии по старости подтверждено Удостоверением № *** от 14 июля 2010 года, согласно которому пенсия назначена на период с 07 июля 2010 года по 15 августа 2011 года.
Согласно ст. 32 ч.4 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
В связи с чем 23 ноября 2009 года Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (Отделение) и Служба занятости населения Иркутской области (Служба) в лице своих руководителей, руководствуясь положениями статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. N 1032-1, статьи 5 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 г. №214-ФЗ, п.3 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», заключили Соглашение № ***. Соглашение принято в целях обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, в установленном порядке признанных безработными, на выплату досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости и пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (п.1.1) Предметом Соглашения является взаимодействие сторон, связанное с возмещением затрат Отделения на выплату пенсий и пособий, указанных в п. 1.1 Соглашения. Действие Соглашения распространяется на неработающих пенсионеров, определенных в п. 1.1 Соглашения (п.1.3). Согласно п.2.1 соглашения Служба, осуществляя через ОГУ ЦЗН городов и районов Иркутской области выдачу предложений по направлению на досрочно назначаемую трудовую пенсию гражданам, признанным в установленном порядке безработными, производит ежемесячное возмещение кассовых расходов Отделения на выплаты пенсий и пособий Получателям, на основании счета, предъявленного Отделением, путем перечисления денежных средств в течение пяти банковских дней, на консолидированный счет Отделения, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области. Срок действия Соглашения – на неопределенный срок (п.3.1).
Согласно «Положению о Службе занятости населения Иркутской области», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № *** Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в соответствии с законодательством отдельные переданные полномочия РФ в сфере содействия занятости населения на территории Иркутской области (п.1). Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке организует в соответствии с законодательством о занятости населения оказание следующих государственных услуг: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (ст.7 п.8 абз 6). Служба осуществляет, в том числе подготовку ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций (ст.9).
Во исполнение Соглашения № *** Службой занятости населения Иркутской области на счет Пенсионного фонда произведены платежи на возмещение затрат по выплате досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, о чем представлены платежные поручения за 2010 год и январь – март 2011 года (л.д.40-56).
Из «Списка получателей досрочных пенсий по УПФР в Слюдянском районе» по состоянию на 01 октября 2010 года, 01 января 2011 года, 01 апреля 2011 года видно, что гражданин Осокин являлся получателем досрочной пенсии с 07 июля 2010 года по 15 августа 2011 года, пенсия установлена соответственно в размере 7657,80 рублей, 7657,89 рублей, 8414,41 рубль.
Вместе с тем в п. 3 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в РФ» определено, что при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 22 указанного Федерального закона.
То есть в силу статьи 22 пункта 1 подпункта 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
При этом пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п.4 ст. 23 ФЗ №173).
Ответчик Осокин не отрицал, что являлся получателем досрочной пенсии согласно п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в РФ»; что при подаче заявления о назначении данной пенсии работником Центра занятости ему были разъяснены положения о необходимости при трудоустройстве уведомить Центр о данном факте; что в период с 05 октября 2010 года по 26 января 2011 года был трудоустроен, но о своей трудовой деятельности Центр занятости в известность не поставил, не понимая правовых последствий. В центре занятости ему не разъясняли, что в случае трудоустройства и последующего окончания трудовой деятельности он имел право на обращение в Центр занятости с заявлением о восстановлении выплаты пенсии.
Тот факт, что Осокин имел работу, подтвержден записью в трудовой книжке (вкладыш № ***) за номерами 40, 41, 42, 43. Из «Заявления о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно» от 06 июля 2010 года видно, что Осокин был уведомлен о том, что в соответствии со ст. 32 ч.2 «О занятости населения в РФ» досрочная пенсия работающим пенсионерам не выплачивается, что подтверждено подписью ответчика (л.д.32).
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства суд находит, что Осокин совершил виновные действия, выразившиеся в непредставлении сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты досрочной пенсии.
Вместе с тем, требование Службы занятости населения по Иркутской области о взыскании с Осокина начисленной пенсии за период с 05 октября 2010 года по 15 августа 2011 года является необоснованным.
В силу ст.22 ч.3 п.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
При восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 22 ФЗ№173).
Таким образом, после окончания трудовой деятельности Осокин имел право на обращение в Центр занятости с заявлением о восстановлении выплаты пенсии; при этом право на пенсию пересмотру не подлежало.
Доказательств разъяснения сотрудниками ЦЗН данного положения Осокину в материалы дела не представлено.
Поскольку трудовая деятельность Осокина протекала в период с 05 октября 2010 года по 26 января 2011 года, то с ответчика подлежит взысканию незаконно начисленная сумма пенсии за указанный период.
Из Лицевого счета № ***, составленного 31 августа 2011 года (л.д.12) видно, что Осокину была выплачена пенсия за вышеуказанный период в размере: октябрь 2010 года – 6735,92 рубля; ноябрь 2010 года – 7733,83 рубля, декабрь 2010 года - 7733,83 рубля, январь 2011 года - 7733,83 рубля, итого 29937,41 рубль.
Суд находит, что излишне уплаченная Осокину досрочная пенсия является убытками, которые понесла Служба занятости населения Иркутской области, которые в силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ подлежат возмещению ответчиком.
В силу ст.103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1098,12 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Службы занятости населения Иркутской области удовлетворить частично.
Взыскать с Осокина А. П. в пользу Службы занятости населения Иркутской области денежные средства в размере 29937,41 рубль.
Взыскать с Осокина А. П. в доход государства государственную пошлину в размере 1098,12 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: