Слюдянский районный суд Иркутской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Слюдянский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Заочное Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием представителя СЗН Иркутской области Заикиной Д.М. по доверенности от 10 января 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-86/12 по иску Службы занятости населения Иркутской области к Белоголовой В. И. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Служба занятости населения Иркутской области просила взыскать с Белоголовой В.И. денежные средства в сумме 195335,62 рубля.
В обоснование иска Служба указала, что 02 апреля 2009 года в отдел трудоустройства ОГКУ ЦЗН Слюдянского района в г.Слюдянка за содействием в трудоустройстве обратилась Белоголова В.И., "ДАТА" года рождения. Из пояснений Белоголовой следовало, что основанием обращения в Центр и регистрации в качестве безработной явилось получение предложения оформления досрочной пенсии. При этом гражданка скрыла факт того, что является индивидуальным предпринимателем, то есть в соответствии со ст. 2 ФЗ «О занятости населения в РФ» относится к числу «занятых». 06 апреля 2009 года Белоголова была признана безработной, в этот же день она написала заявление в ЦЗН Слюдянского района заявление о выдаче предложения на оформление пенсии досрочно. В связи с напряженной ситуацией на рынке труда Слюдянского района, высоким уровнем безработицы, Центром было выдано предложение о назначении Белоголовой досрочной пенсии. Приказом от 17 сентября 2009 года гражданину была прекращена выплата пособия по безработице в связи с назначением пенсии по предложению органов службы занятости с 08 апреля 2009 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона «О занятости населения в РФ» расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 ст. 32 указанного закона, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. Возмещение этих затрат осуществляется в соответствии с Соглашением № *** от 23 ноября 2009 года «О возмещении расходов, связанных с выплатой досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости безработным гражданам и пособий на погребение Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Иркутской области Службой занятости населения Иркутской области», заключенному с 23 ноября 2009 года на неопределенный срок.
При достижении гражданкой Белоголовой "ДАТА" пенсионного возраста (55 лет) она обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением об оформлении пенсии по возрасту. В ходе проверки документов Белоголовой для назначения досрочной пенсии по старости было выявлено, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 29 апреля 2003 года, и на момент достижения пенсионного возраста (по старости) с учета не снята. Из ответа налоговой инспекции следовало, что Белоголова зарегистрирована в качестве ИП по настоящее время, индивидуальную деятельность осуществляет с положительной декларацией. Согласно сообщению Управления ПФ по Слюдянскому району сумма досрочно начисленной и выплаченной пенсии ответчику составила за период с 09 апреля 2009 года по 30 марта 2011 года 195335,62 рубля. По данному факту Центром было направлено заявление начальнику отдела МВД России по Слюдянскому району Иркутской области о возбуждении уголовного дела в отношении Белоголовой В.И. по факту мошенничества, однако в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления.
В судебном заседании представитель СЗН Иркутской области Заикина Д.М. иск поддержала в полном объеме и указала, что в силу ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства. Белоголова при даче согласия на назначение ей досрочной пенсии была уведомлена о том, что работающим пенсионерам данная пенсия не выплачивается. Поскольку на момент обращения в Центр занятости ответчик являлась индивидуальным предпринимателем, она относилась к числу «занятых» граждан. Но данный факт Белоголовой был скрыт, вследствие чего ей незаконно была назначена досрочная пенсия, которую ответчик получала на протяжении около двух лет.
В настоящее судебное заседание ответчик Белоголова В.И., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила. Дело рассмотрено в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
Исследовав доказательства по делу, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1).
В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.
В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Защита от безработицы, как следует из положений вышеуказанного Закона, обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с потерей работы, и социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными.
Судом установлено, что гражданка Белоголова В.И., "ДАТА" года рождения, проживающая в "АДРЕС", была поставлена на учет в ОГУ ЦЗН Слюдянского района (учредителем которого согласно Уставу является СЗН Иркутской области) в качестве нуждающейся в государственной услуге содействия в поиске подходящей работы, вследствие чего 02 апреля 2009 года заведено Личное дело № *** (л.д.23).
Приказом № *** от 06 апреля 2009 года Государственного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района Белоголова признана безработной со 02 апреля 2009 года (л.д.29).
Согласно Справке № *** от 01 апреля 2009 года Управления пенсионного фонда РФ в Слюдянском районе страховой стаж Белоголовой по трудовой книжке составлял 31 год 5 месяцев 21 день (л.д.33).
Из Личного дела Белоголовой № *** видно, что 08 апреля 2009 года данный гражданин еще не был трудоустроен.
В силу ст.32 ч.1 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) женщинам, не достигшим возраста 55 лет и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (ст.32 ч.2 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации»).
Из материалов Личного дела Белоголовой (Согласие на обработку персональных данных на л.д. 27-28) видно, что ответчица состояла в трудовых отношениях с ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", 01 апреля 2009 года была уволена по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ-сокращение численности или штата работников организации.
06 апреля 2009 года Белоголовой подано заявление о выдаче Центром занятости «предложения о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д.35).
Из Уведомления УПФ РФ в Слюдянском районе от 29 апреля 2009 года следовало, что Белоголовой назначена пенсия по старости с 09 апреля 2009 года в размер 6682,09 рублей; пенсионное удостоверением № *** от 17 апреля 2009 года. Данная информация направлена в ЦЗН по Слюдянскому району (л.д.37).
17 сентября 2009 года ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района издал приказ № ***, согласно которому Белоголовой в соответствии с п.2 ст. 35 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» 08 апреля 2009 года была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (л.д.36).
Согласно ст. 32 ч.4 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
В связи с чем 23 ноября 2009 года Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (Отделение) и Служба занятости населения Иркутской области (Служба) в лице своих руководителей, руководствуясь положениями статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. N 1032-1, статьи 5 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 г. №214-ФЗ, п.3 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», заключили Соглашение № 206. Соглашение принято в целях обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, в установленном порядке признанных безработными, на выплату досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости и пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (п.1.1) Предметом Соглашения является взаимодействие сторон, связанное с возмещением затрат Отделения на выплату пенсий и пособий, указанных в п. 1.1 Соглашения. Действие Соглашения распространяется на неработающих пенсионеров, определенных в п. 1.1 Соглашения (п.1.3). Согласно п.2.1 соглашения Служба, осуществляя через ОГУ ЦЗН городов и районов Иркутской области выдачу предложений по направлению на досрочно назначаемую трудовую пенсию гражданам, признанным в установленном порядке безработными, производит ежемесячное возмещение кассовых расходов Отделения на выплаты пенсий и пособий Получателям, на основании счета, предъявленного Отделением, путем перечисления денежных средств в течение пяти банковских дней, на консолидированный счет Отделения, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области. Срок действия Соглашения – на неопределенный срок (п.3.1).
Согласно «Положению о Службе занятости населения Иркутской области», утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 401/180-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в соответствии с законодательством отдельные переданные полномочия РФ в сфере содействия занятости населения на территории Иркутской области (п.1). Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке организует в соответствии с законодательством о занятости населения оказание следующих государственных услуг: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (ст.7 п.8 абз 6). Служба осуществляет, в том числе подготовку ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций (ст.9).
Во исполнение Соглашения № *** Службой занятости населения Иркутской области на счет Пенсионного фонда произведены платежи на возмещение затрат по выплате досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, о чем представлены платежные поручения за первое полугодие, сентябрь-декабрь, 2009 года, за 2010 год и за январь – март 2011 года (л.д.68-88).
Из «Списка получателей досрочных пенсий по УПФР в Слюдянском районе» по состоянию на 31 декабря 2009 года, 01 октября 2010 года, 01 января 2011 года, 01 апреля 2011 года видно, что гражданка Белоголова являлась получателем досрочной пенсии с 09 апреля 2009 года по 30 марта 2011 года (л.д. 89-96).
Вместе с тем в п. 3 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в РФ» определено, что при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона.
То есть в силу статьи 22 пункта 1 подпункта 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
При этом пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п.4 ст. 23 ФЗ №173).
В силу статьи 1 ФЗ «О занятости населения в РФ» под занятостью подразумевают деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, им заработок, трудовой доход. Статья 2 указанного закона определяет, какие граждане должны признаваться занятыми, и согласно абз. 3 данной статьи занятыми признаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из представленных письменных доказательств следует, что на момент назначения Белоголовой досрочной пенсии в соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ «О занятости населения в РФ» данный гражданин был трудоустроен, то есть в силу ст. 2 ФЗ 31032-1 считался занятым.
Так, из Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23 июня 2011 года видно, что Белоголова зарегистрирована в качестве ИП 22 апреля 2003 года; на момент выдачи Выписки гражданин не утратил статус индивидуального предпринимателя (лд.43). В 2010 году Белоголовой в Межрайонную ИФНС России № *** по Иркутской области представлены налоговые декларации по ЕНВД за первый-четвертый кварталы 2009 года, согласно которым индивидуальная деятельность приносила гражданину доход (л.д.48-63).
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Гражданка Белоголова при назначении ей досрочной пенсии была уведомлена о том, что данная пенсия работающим пенсионерам не выплачивается. Вместе с тем ответчик уклонилась от сообщения достоверной информации относительно своего статуса индивидуального предпринимателя. Это видно из представленных письменных доказательств. Так, из «Заявления о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно» от 06 апреля 2009 года видно, что Белоголовой разъяснены положения пункта 3 ст.32 ФЗ «О занятости населения в РФ», что подтверждено подписью ответчика (л.д.35). 02 апреля 2009 года Белоголова при обращении в ЦЗН по Слюдянскому району дала «Согласие на обработку персональных данных», в анкете указала, что «предпринимателем не зарегистрирована», данные сведения подтвердила своей подписью (л.д.28). В Заявлении от 02 апреля 2009 года о регистрации ее в качестве ищущей работу обязалась информировать о своих действиях по вопросам трудоустройства, в том числе на работу временного характера (л.д. 34). 06 апреля 2009 года Белоголова ознакомилась с приказом № *** по ОГУ ЦЗН Слюдянского района о признании ее безработной в силу ст. 3 ФЗ № 1032-1, то есть признание ее трудоспособным гражданином, не имеющей работы и заработка, зарегистрированной в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущей работу и готовой приступить к ней.
Таким образом, суд находит, что Белоголова совершила виновные действия, выразившиеся в представлении ОГУ ЦЗН Слюдянского района недостоверной информации, что послужило основанием к необоснованному назначению и выплате ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Из Лицевого счета № ***, составленного 14 октября 2011 года (л.д.41) видно, что Белоголовой была выплачена пенсия за период с 09 апреля по 30 апреля 2011 года в размере 195335,62 рубля.
В нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчик Белоголова не оспорила сумму начисленной и уплаченной досрочной пенсии, не представила доказательства в обоснование своих возражений.
Суд находит, что излишне уплаченная гражданке Белоголовой досрочная пенсия является убытками, которые понесла Служба занятости населения Иркутской области, которые в силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ подлежат возмещению ответчиком.
В силу ст.103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5106,71 рубль.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Службы занятости населения Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Белоголовой В. И. в пользу Службы занятости населения Иркутской области денежные средства в размере 195335,62 рубля.
Взыскать с Белоголовой В. И. в доход государства государственную пошлину в размере 5106,71 рубль.
Разъяснить ответчику Белоголовой В.И. право подачи в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: