РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2018 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1, ее представителя в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-119/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л :
Первоначально истец МИФНС России №19 по Иркутской области обратился к ФИО1 с иском о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 года в размере 3267,00 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога за налоговые периоды 2014-2015 годы в размере 321,00 руб.; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 62045,00 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2013-2015 годы в размере 10281,67 руб., итого 75914,87 руб.
Из административного искового заявления следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 19 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.
Сведения о праве собственности на объекты налогообложения, принадлежащие на праве собственности налогоплательщику, предоставляются Инспекцией из автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС -Налог), которые в рамках исполнения Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях - недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденного совместным приказом Росреестра и ФНС России от 12.08.2011 № П/302, № ММВ-7-11/495@, предоставляются однократно в территориальные органы ФНС России на электронных носителях в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно п.1 ст.387 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
ФИО1 с "ДАТА" является собственником земельного участка, с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", категория – прочие земельные участки.
Статья 390 НК РФ определяет налоговую базу по земельному налогу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу нормы ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, согласно п. 6 Решения Думы Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ *** «Об установлении земельного налога на 2014 год»), в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,0 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 6 Решения Думы Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ *** «Об установлении земельного налога на 2015 год» налоговая ставка составляет 1,5 процента.
Порядок и сроки уплаты земельного налога за 2014 год установлены абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред.Федерального закона от 2 декабря 2013г. № 334-ФЗ); в связи с чем земельный налог за 2014 год подлежал уплате "ДАТА".
Порядок и сроки уплаты земельного налога за 2015 год установлены абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ), в связи с чем земельный налог за 2015г. подлежал уплате "ДАТА".
С учетом положений ст. 52 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления № ***, № *** об уплате земельного налога: за 2014 год в размере 2178,00 руб., за 2015 год в размере 3267,00 руб., которые в установленный срок ФИО1 не исполнила.
Поскольку земельный налог за период 2014-2015 годы в установленный срок налогоплательщиком не уплачен, налоговым органом на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
Пени начислены на сумму недоимки по земельному налогу за налоговый период 2014 год: с "ДАТА" по "ДАТА" в размере 299,42 руб.; за налоговый период 2015 год: со "ДАТА" по "ДАТА" в размере 21,78 руб.
Кроме того, ФИО1 с "ДАТА" является собственником недвижимого имущества - иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС".
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц за 2013-2014 годы установлены п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1 (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ). В связи с чем налог на имущество физических лиц подлежал уплате за 2013 год в срок не позднее 1 ноября года (срок уплаты в соответствии с п. 7 ст. 6.1. НК РФ - 05.11.2014), за 2014 год в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (срок уплаты "ДАТА").
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год установлены в ст. 409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ), в связи с чем налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть срок уплаты за 2015 год – "ДАТА".
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
С учетом положений ст. 52 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления № ***, № ***, № *** об уплате налога на имущество физических лиц за 2013-2015 годы на общую сумму 170231,00 руб., которые в установленный срок ФИО1 не исполнила.
Поскольку налог на имущество физических лиц за 2013-2015 годы в установленные сроки не уплачен, налоговым органом на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за налоговый период 2013-2014 годы- с "ДАТА" по "ДАТА" в размере 9868,04 руб.; за 2015 год со "ДАТА" по "ДАТА" в размере 413,63 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Инспекцией в порядке, установленном ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес ФИО1 выставлены и направлены требования об уплате налога, пени, штрафа от "ДАТА"№ *** (срок для добровольного исполнения - "ДАТА"), от "ДАТА"№ *** (срок для добровольного исполнения - "ДАТА"), в которых сообщалось о наличии у налогоплательщика задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 3267,00 руб. и пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога за период с 2014-2015 годы, а также по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 62045,00 руб. и пени, начисленной за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 2013-2015 годы, итого на общую сумму 75914,87 руб.
Налогоплательщиком требования об уплате налога, пени, штрафа в добровольном порядке и в установленные сроки не исполнены.
Инспекция в порядке административного искового производства обращалась к мировому судье судебного участка "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" с заявлением о вынесении судебного приказа от "ДАТА"№ *** о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2015 год, пени за несвоевременную уплату земельного налога, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени за несвоевременную уплату налога, всего на сумму 75914.87 руб. Определением мирового судьи судебного участка "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" судебный приказ от "ДАТА"№ *** отменен в связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа.
Так как недоимка по требованиям об уплате налога, пени, штрафа на общую сумму 75914,87 руб. не уплачена налогоплательщиком до настоящего времени, то подлежит взысканию в порядке искового производства.
ФИО1 решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" по делу № *** признана банкротом, при этом подлежащая взысканию недоимка по указанным требованиям относится к текущим платежам и не могла быть заявлена в рамках дела о банкротстве.
Административный ответчик ФИО1, ее представитель ФИО2 административный иск не признали, полагали, что налоговый орган злоупотребляет правом, пытаясь взыскать несуществующую задолженность.
ФИО2 пояснил, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" по делу № *** должник ИП ФИО1 была признана несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Одним из кредиторов должника являлась Федеральная налоговая служба. "ДАТА" ФНС обратилась в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" о включении в реестр требований ИП ФИО1 задолженности по налогу в сумме 88472,27 руб. Определением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" указанное требование включено в реестр требований кредиторов ИП ФИО1, подлежащим удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Определением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" конкурсное производство в отношении ИП ФИО1 завершено.
МИФНС России № 19 по Иркутской области необоснованно заявляет о том, что подлежащая взысканию недоимка относится к текущим платежам и не могла быть заявлена в рамках дела о банкротстве. Так, в силу п.1 ст.126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; исполнение обязательств должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены главой 7. Согласно ст.142 данного закона требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны необоснованными.
В ходе судебного разбирательства истец МИФНС России №19 по Иркутской области уточнил свои требования и просил взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу за 2015 года в размере 3267,00 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в размере 21,78 руб.; а также недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 62045,00 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 413,63 руб., итого 65747,41 руб.
Административный истец представил разъяснение, в котором указал следующее. Факт владения недвижимым имуществом в спорный период ответчик не оспаривает. Утрачивая статус индивидуального предпринимателя в связи с признанием "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ИП ФИО1 несостоятельным (банкротом) и открытием в отношении нее конкурсного производства, административный ответчик не утрачивает в силу п.2 ст.17 ГК РФ правоспособности физического лица, в том числе и при завершении конкурсного производства, то есть сохраняет способность нести гражданские обязанности. Налоговым органом соблюдена процедура вручения налогоплательщику налогового уведомления и требования, то есть ответчик был надлежащим образом извещен о необходимости уплаты налогов за 2015 год, о сумме налогов и сроках уплаты. Инспекцией также соблюден шестимесячный срок обращения в суд, поскольку судебный приказ был отменен "ДАТА", иск подан "ДАТА". Налоговая база и налоговая ставка за 2015 год ответчиком не оспаривается.
Открытие в отношении ИП ФИО1 конкурсного производства, признание ее несостоятельным (банкротом) не может рассматриваться в качестве основания для освобождения ФИО1 как физического лица от исполнения возложенной на него обязанности по уплате налога на имущество и земельного налога. Задолженность по налогам образовалась за 2015 год после признания ИП ФИО1 банкротом, после прекращения статуса индивидуального предпринимателя. В течение этого периода она являлась как физическое лицо собственником имущества, на которое начислен налог. То есть указанная задолженность возникла не в связи с деятельностью ответчика как индивидуального предпринимателя. Налоговым органом предъявлены административному ответчику требования по налоговым обязательствам физического лица, возникшим после прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, требования, не связанные с его предпринимательской деятельностью. На основании изложенных норм наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Поскольку требование налогового органа об уплате налога за 2015 год не связано с предпринимательской деятельностью ФИО1 и не было заявлено в рамках дела о банкротстве, то оснований для ее освобождения от обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год, а также пени не имеется.
В настоящее судебное заседание административный истец МИФНС №19 по Иркутской области не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя инспекции.
В настоящее судебное заседание административный ответчик ФИО1, ее представитель ФИО2 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. ФИО1 судебное заседание просила рассмотреть в ее отсутствие. Причина неявки ФИО2 не известна; об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил рассматривать в свое отсутствие.
В силу ст. 289 ч.2 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика и его представителя.
Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено и не оспорено административным ответчиком ФИО1, ее представителем ФИО2, что ФИО1 в 2015 году являлась собственником земельного участка площадью 185 м2, с кадастровым "АДРЕС", расположенного по адресу: "АДРЕС"; дата возникновения права собственности -"ДАТА", категория земель – прочие земельные участки (л.д.21).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч.1 ст.387 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 393 НК РФ налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.
Статья 390 НК РФ определяет налоговую базу по земельному налогу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 396 НК установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом.
Налоговая база в соответствии со ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу нормы ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п.6 Решения Думы Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ *** «Об установлении земельного налога на 2015 год» налоговая ставка составляет 1,5 процента.
Порядок и сроки уплаты земельного налога за 2015 год установлены абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). В связи с чем, земельный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2015 год срок уплаты "ДАТА".
Также судом установлено и не оспорено административным ответчиком ФИО1, ее представителем ФИО2, что ФИО1 в 2015 году являлась собственником недвижимого имущества - иные строения, помещения и сооружения, с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС"; право собственности возникло "ДАТА" (л.д.22).
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.401 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год установлены в ст.409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), в связи с чем налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с чем срок уплаты за 2015 год – "ДАТА".
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
В силу положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (п.2,3).
Исчисленная инспекцией сумма земельного налога за 2015 год составила 3267 руб.
Исчисленная инспекцией сумма налога на имущество физических лиц за 2015 год составила 62045,00 руб.
Размер исчисленного налога административный ответчик ФИО1, ее представитель ФИО2 не оспорили.
Из решения "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" по делу № *** следует, определением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" заявление ИП ФИО1 о признании несостоятельным (банкротом) принято к производству, в отношении нее возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве); определением от "ДАТА" в отношении должника введена процедура банкротства – наблюдение. Судом установлено, что основными видами деятельности заявителя являются: деятельность ресторанов и кафе, розничная торговля пивом, деятельность баров, прочая розничная торговля. Должник имеет на праве собственности нежилое здание кафе с кадастровым № *** и земельный участок с кадастровым № *** по адресу: "АДРЕС". Суд признал индивидуального предпринимателя ФИО1 несостоятельным (банкротом); признал утратившей силу государственную регистрацию ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, а также выданные ИП ФИО1 лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; в отношении ИП ФИО1 открыта процедура конкурсного производства (л.д.40).
Определением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" по делу № *** завершено конкурсное производство в отношении ИП ФИО1 (л.д.48).
Поскольку при рассмотрении дела № *** ФНС России участвовал в деле, то в силу ч.3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда, принимаются судом при рассмотрении настоящего дела.
В силу ч.1 ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Частью 1 ст. 23 ГК РФ определено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (п.55
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
Исходя из вышеуказанного, поскольку ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя, она становится обязанным лицом по уплате налога как физическое лицо.
"ДАТА" МИНФС России №19 по Иркутской области направил ФИО1 Налоговое уведомление № *** от "ДАТА" об уплате земельного налога за 2015г. в размере 3267,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 62045,00 руб., в срок – не позднее "ДАТА" (л.д.19, 20).
Налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил обязанность по уплате налога; доказательств обратного у суда не имеется.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 3 ч.1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.6 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с неисполнением обязательств по уплате налога налоговый орган начислил пени.
В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно Требованию № *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на "ДАТА" задолженность по земельному налогу составила 3267,00 руб.; по налогу на имущество физических лиц – 62045,00 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога – 21,78 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц – 413,63 руб.; срок уплаты недоимки, пени – до "ДАТА" (л.д.16-18).
ФИО1 задолженность по налогу, пени не погасила; доказательств обратного суду не предоставлено.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (п.1 ст.48 НК РФ).
В силу ч.3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" судебный приказ от "ДАТА" о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени отменен, в связи с поступлением возражений от должника (л.д.23).
В связи с чем на дату обращения с настоящим иском в суд ("ДАТА") истец не утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу в заявленных размерах.
Доводы административного ответчика о том, что поскольку конкурсное производство в отношении ИП ФИО1 завершено, то налоговый орган утратил право на взыскание налога и пени, являются несостоятельными на основании следующего.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч.2). Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.3).
Таким образом, текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Из разъяснений, данных в п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 следует, что объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Заявление ИП ФИО1 о признании несостоятельным (банкротом) принято "ДАТА".
Налоговый период по уплате земельного налога, а также по уплате налога на имущество физических лиц определен как календарный год, то есть за 2015 год окончание налогового периода - "ДАТА".
С учетом изложенного, поскольку обязанность по внесению платежа по земельному налогу за 2015 год, а также по налогу на имущество физических лиц за 2015 года возникла у административного ответчика ФИО1"ДАТА", то есть после даты принятия заявления о признании его банкротом, то вышеуказанную задолженность по налогу, пени суд относит к текущим платежам. Вследствие чего данные требования не подлежали предъявлению в деле о банкротстве.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, ст. 336.19 ч.1 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2172,42 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, рожденной "ДАТА" в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", имеющей регистрацию по адресу: "АДРЕС", в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области сумму задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 3267,00 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 21,78 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 62045,00 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 413,63 руб., всего взыскать 65747,41 руб.
Взыскать с ФИО1, рожденной "ДАТА" в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", имеющей регистрацию по адресу: "АДРЕС", в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2172,42 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 9 февраля 2017 года в 16 час 00 мин.
Судья: