НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Слюдянского районного суда (Иркутская область) от 05.11.2019 № 2-5/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2019г. г.Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н.,

с участием представителя ответчика (по встречному иску истца) Дульской Е. Н. - Шупруто С. В., действующей на основании доверенности от "ДАТА"№ ***,

представителя ответчиков (третьих лиц) МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» и муниципального образования Слюдянский район Суворовой А. Ю., действующей на основании доверенности от "ДАТА"№ *** и от "ДАТА"№ ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5/2019 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район», Дульской Е. Н., администрации муниципального образования Слюдянский район о признании договора аренды недействительным, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, исключении записи из ЕГРН,

по встречному иску Дульской Е. Н. к Федеральному агентству лесного хозяйства, министерству лесного комплекса Иркутской области о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра путем исключения сведений,

УСТАНОВИЛ:

В первоначальном и уточненном исковом заявлении указано, что по договору аренды № *** от "ДАТА" администрацией Утуликского СП гражданке Дульской Е.Н. в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", общей площадью 406 кв.м, разрешенный вид использования – для ведения огородничества. "ДАТА" между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» и Дульской Е.Н. к вышеуказанному договору аренды заключено дополнительное соглашение в внесении изменений по размеру арендной платы, иные изменения.

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от "ДАТА"№ *** в рамках контроля за реализацией вступившего в силу Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновений прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.

В рамках деятельности рабочей группой на территории Иркутской области было дано поручение ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с земельным участком КН № ***. По результатам совмещения выявлено, что границы указанного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда Слюдянского лесничества Байкальского участкового лесничества "АДРЕС". Площадь пересечения 320 кв.м.

Истец полагает, что спорный земельный участок в части пересечений с землями лесного фонда незаконно находится во владении ответчика.

На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок был на законных основаниях исключен из земель лесного фонда и переведен в земли иной категории.

Таким образом, согласно положениям статьи 302 ГК РФ спорный земельный участок может быть истребован у ответчика в независимости от того, является или нет ответчик добросовестным приобретателем.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Приказом Рослесхоза от "ДАТА"№ *** определены границы Утуликской дачи Байкальского участкового лесничества Слюдянского лесничества Иркутской области. Так, в лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Байкальского участкового лесничества, копия таксационного описания) оспариваемый земельный участок частично включен в "АДРЕС". Факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» от "ДАТА"№ ***.

Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39, 45, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства, и в ЕГРП должны быть внесены изменения по границам согласно запрашиваемым координатам. Таким образом, действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматривающем случае.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» центральная экологическая зона Байкальской природной территории включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал». Утуликское сельское поселение Слюдянского района входит в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Согласно положениям ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Кроме того, решением Иркутского областного суда от "ДАТА" признано недействующим решение Думы Утуликского сельского поселения от "ДАТА"№ *** «Об утверждении генерального плана Утуликского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области» в части включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Спорный земельный участок также вошел в заявленные исковые требования.

На основании изложенного Федеральное агентство лесного хозяйства просило истребовать из незаконного владения администрации Утуликского СП земельный участок площадью 406 кв.м. с КН № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", входящий в состав земельного участка "АДРЕС", имеющий каталог координат поворотных точек:

"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"

а также признать недействительной постановку на кадастровый учет часть земельного участка с КН № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", входящего в состав земельного участка "АДРЕС" и исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с КН № *** в указанных координатах.

В последующем истец исковые требования уточнил и просил истребовать из незаконного владения МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» и Дульской Е.Н. вышеуказанный земельный участок; внести изменения в ЕГРН, указав на отнесение спорного земельного участка в землям лесного фонда.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Слюдянский район.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил и просил признать недействительным договор аренды земельного участка от "ДАТА"№ ***, заключенный между администрацией Утуликского сельского поселения Слюдянского района и Дульской Е.Н., в отношении земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", площадью 406 кв.м.;

- истребовать из незаконного владения Дульской Е.Н. часть земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", площадь 320 кв.м., входящего в состав земельного участка "АДРЕС", в указанных истцом координатах;

- обязать Дульскую Е.Н. передать часть земельного участка, расположенного по адресу: "АДРЕС", площадь 320 кв.м., с кадастровым номером № ***, входящего в состав земельного участка "АДРЕС", в указанных истцом координатах, в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Федерального агентства лесного хозяйства;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС",

- исключить из ЕГРН запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС".

Ответчик (третье лицо по встречному иску) МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» в лице представителя Суворовой А.Ю. исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства не признал, поскольку спорный участок был предоставлен Дульской Е.Н."ДАТА". В государственном лесном реестре участок зарегистрирован "ДАТА". Наложения спорного земельного участка с землями лесного фонда не имеется, иначе данный участок не поставили бы на кадастровый учет. Наложение участков имеется только в лесоустроительной документации. Участок, предоставленный Дульской Е.Н., имеет категорию – земли населенных пунктов, его необходимо исключить из состава земель лесного фонда.

Ответчик (третье лицо по встречному иску) администрация МО Слюдянский район в лице представителя Суворовой А.Ю. иск Федерального агентства лесного хозяйства не признала по вышеуказанным доводам.

Ответчик (истец по встречному иску) Дульская Е.Н. исковые требования не признала и предъявила к Федеральному агентству лесного хозяйства, министерству лесного комплекса Иркутской области встречный иск о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра путем исключения сведений. В обоснование встречного иска указано, что спорный земельный участок был сформирован в 2012 году. На основании постановления от "ДАТА"№ *** была утверждена схема расположения земельного участка. "ДАТА" заключен договор аренды земельного участка, срок аренды до "ДАТА"; данное право зарегистрировано в Росреестре. "ДАТА" заключено дополнительное соглашение к договору аренды. На тот момент пересечение границ земельных участков отсутствовало. Согласно сведениям из ЕГРН пересечение участков КН № *** и КН № *** отсутствует по настоящее время. Земельный участок с КН № *** поставлен на государственный кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Информация о границах земельных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. В настоящее время имеется факт двойного учета земель лесного фонда и земель поселения, в составе части земельного участка с кадастровым номером № ***, в сведениях государственного лесного реестра. Сведения в государственном лесном реестре, возможно, являются недействительными. При этом часть земельного участка, относящегося к одной категории земель, не может являться одновременно земельным участком другой категории, поскольку земли разных категории имеют разный правовой режим. Границы участка с кадастровым номером № ***, как это следует из публичной кадастровой карты, установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы участка с кадастровым номером № ***, как это следует из публичной кадастровой карты, установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Пересечений не имеется. Имеется только пересечение по сведениям государственного лесного реестра. На основании изложенного Дульская Е.Н. просила обязать Федеральное агентство лесного хозяйства РФ, Министерство лесного комплекса по Иркутской области внести изменения в сведения государственного лесного реестра, исключив из него сведения об отнесении части земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС" к землям лесного фонда. В настоящее судебное заседание Дульская Е.Н. не явилась, надлежаще извещена.

Представитель Дульской Е.Н.Шупруто С.В. в иске Федерального агентства лесного хозяйства просило отказать, указав, что требования о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, а также об исключении из ЕГРН записи регистрации о постановке данного участка на кадастровый учет должны быть предъявлены к Росреестру. Встречный иск Дульской Е.Н. представитель Шупруто С.В. просила удовлетворить по доводам, указанным во встречном исковом заявлении.

Администрация Утуликского СП (третье лицо по встречному иску) иск Федерального агентства лесного хозяйства не признал и указал, что надлежащим ответчиком является МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район», являющийся распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Так, "ДАТА" администрация поселения на основании постановления администрации МО Слюдянский район от "ДАТА"№ *** заключила с Дульской Е.Н. договор аренды спорного земельного участка. На основании п.2 ст.3.3 Федерального закона № 137-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017г. администрация поселения передала действующие договоры аренды земельных участков КУМИ администрации муниципального района; функции арендодателя по договорам аренды исполняются данным органом.

Третье лицо (ответчик по встречному иску) Министерство лесного комплекса Иркутской области надлежаще извещено, свою позицию суду не предоставило.

Третье лицо ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» просило дело рассмотреть в свое отсутствие; исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства полагало законным. В возражении указано, что при осуществлении работ по графическому совмещению материалов лесоустройства с земельным участком с КН № *** были получены сведения из ЕГРН. Данные сведения были совмещены посредством Программного комплекса «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» с материалами лесоустройства из отдела ведения государственного лесного реестра Министерства лесного комплекса Иркутской области. Было установлено, что спорный земельный участок частично пересекается с землями лесного фонда Слюдянского лесничества. Лесоустройство на территории Слюдянского района проведено в 2007г. Таким образом, доказательством отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из тексационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае иск Федерального агентства лесного хозяйства просило удовлетворить, поскольку по данным ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», который использовал информацию из государственного лесного реестра, имеет место пересечение спорного земельного участка с землями лесного фонда. Ответчиками (по первоначальному иску) не предоставлено доказательств того, что участок на законных основаниях исключен из земель лесного фонда и переведен в земли иной категории. Кроме того, имеется судебное решение от "ДАТА", которое признало недействующим решение Думы Утуликского СП от "ДАТА" об утверждении генерального плана Утуликского МО, в части включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Спорный участок также вошел в заявленные исковые требования.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области полагало необоснованным привлечение Управления к участию в деле. В возражении указано, что в ЕГРН зарегистрирован договор аренды земельного участка с КН № ***, арендатором является Дульская Е.Н. Участок поставлен на кадастровый учет "ДАТА" на основании заявления и межевого плана от "ДАТА" с внесением сведений о характерных точках его границ. Судебное решение по оспариваемым зарегистрированным правам является основанием для внесения записи в ЕГРН. При этом такой способ защиты права, как признание недействительным государственного кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрен. Законом предусмотрено изменение сведений о характеристиках объекта недвижимости при условии снесения в государственный реестр новых сведений об объектах недвижимости. То есть учет изменений объекта недвижимости, при которых из государственного реестра исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики законом не предусмотрено. Внесение изменений в сведен6ия об описании местоположения границ земельного участках влечет за собой внесение изменений в сведения о площади земельного участка. При установлении новых границ участка они должны образовывать замкнутую линию. На основании изложенного Управление просило в иске Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка, исключении сведений о земельном участке отказать.

Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области полагало необоснованным привлечение его к участию в деле в силу отсутствия полномочий по осуществлению кадастрового учета. В возражении указано, что иск Федерального агентства лесного хозяйства не подлежит удовлетворению на основании следующего. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет "ДАТА" на основании заявления и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из государственной муниципальной собственности, постановления администрации МО Слюдянский район от "ДАТА" об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения огородничества. При постановке на кадастровый учет были внесены сведения о земельном участке – земли населенных пунктов, разрешённое использование- для ведения огородничества. На основании заявления о "ДАТА" и постановления администрации МО Слюдянский район от "ДАТА" в ЕГРН внесены сведения об условно-разрешенном использовании участка – объекты социально-бытового назначения. При этом в ЕГРН до настоящего времени не внесены сведения о границах "АДРЕС". Выявить факт пересечения границ земельных участков при постановке на кадастровый учет не представилось возможным. Постановка на кадастровый учет была осуществлена в рамках действующего законодательства. К тому же постановление органа местного самоуправлен6ия от "ДАТА", которым утверждена схема расположения земельного участка в определенных границах, не оспорено. Следовательно, требование о признан6ии недействительным постановки части земельного участка на кадастровый учет не основан на нормах права. Действующим законодательством также не предусмотрен такой способ защиты права как снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, в том числе не сформированного в установленном порядке части объекта недвижимости. Также законом не предусмотрен учет изменений объекта недвижимости, при котором из ЕГРН исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики. Истец истребует часть объекта недвижимости, но части не могут существовать отдельно от объекта недвижимости, даже при их наличии.

В ходе рассмотрения дела Федеральное агентство лесного хозяйства также указало, что филиалом ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» выявлено наложение границ спорного земельного участка и границ лесных участков Слюдянского лесничества. Решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по делу № ***, в ступившем в силу "ДАТА" установлен факт включения в границы Утуликского СП земель лесного фонда. То есть на момент заключения договора аренды спорного земельного участка администрации поселения данный факт был известен. Право аренды зарегистрировано "ДАТА", то есть после "ДАТА". Кроме того, лесное законодательство позволяет предоставлять гражданам земельные участки в безвозмездное пользование для использования лесов, в том числе для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Поскольку, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, выслушав мнение представителя Дульской Е.Н.- Шупруто С.В., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и администрации МО Слюдянский район Суворовой А.Ю., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Дульской Е.Н. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно положениям п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований, других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в частности, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

В силу ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017г.) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ).

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона РФ N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно п.2 вышеуказанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; площадь объекта.

Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами помимо прочего является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

При этом местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованными лицами) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч.1 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

"ДАТА" администрация МО Слюдянский район приняло постановление за № *** об утверждении гражданке Дульской Е. Н. схемы расположения земельного участка площадью 406 кв.м. из земель населенных пунктов Утуликского МО, расположенного по адресу: "АДРЕС". Установить Дульской Е.Н. разрешенное использование земельного участка – для ведения огородничества. Разъяснить Дульской Е.Н. необходимость установления границ земельного участка на местности и постановки его на государственный кадастровый учет до принятия решения о предоставлении земельного участка для ведения огородничества на условиях аренды (л.д.148 т.1).

Согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО Слюдянский район от "ДАТА" за № ***, земельный участок является вновь образованным; ограничения в использовании и обременения – отсутствуют. Схема содержит сведения о координатах границ земельного участка. Схема составлена кадастровым инженером, проверена главным специалистом КУМИ администрации муниципального района; согласована с заместителем начальника отдела инвестиционного развития и инфраструктурных отношений администрации МО Слюдянский район (л.д.158 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на "ДАТА". (л.д.17 т.1) имеются сведения о постановке на кадастровый учет "ДАТА" земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС". Площадь участка 406 кв.м; категория земель- земли населенных пунктов.

"ДАТА" между администрацией Утуликского СП (арендодателем) и Дульской Е.Н. (арендатором) заключен Договор аренды № ***, согласно которому арендодатель передал арендатору земельный участок с КН № ***; разрешенное использование- для ведения огородничества. Срок аренды установлен по "ДАТА" (л.д.35 т.1).

Дополнительным соглашением от "ДАТА", заключенным между Муниципальным казённым учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО Слюдянский район» и Дульской Е.Н. в договор аренды № *** внесены изменения, согласно которому арендодателем выступало КУМИ администрации муниципального района. Был изменен размер арендной платы; внесены иные изменения.

Право аренды зарегистрировано "ДАТА" за № ***. Вид разрешенного использования земельного участка указан – объекты социально-бытового назначения (выписка из ЕГРН на л.д.104 т.1).

Судом установлено, что Протоколом № *** от "ДАТА" на территории Иркутской области была создана межведомственная рабочая группа по вопросу приведения в соответствие данных Государственного лесного реестра и данных Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 42 т.1).

В ходе проведения проверки, в целях обеспечения защиты интересов и прав Российской Федерации на земли лесного фонда, определения способа устранений противоречий в сведениях государственных реестров, согласно указаний, подготовленных Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии РФ, был проведен анализ возникновения прав на земельные участки, расположенные на территории Слюдянского района.

Установлено, что земельный участок с КН № *** имеет пересечение границ с землями Слюдянского лесничества, Байкальского участкового лесничества (л.д.50 т.1).

Филиалу ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» «Прибайкаллеспроект» было дано поручение о подготовке заключения о местоположении границ земельного участка с КН № *** (л.д.21 т.1).

В ходе проведения ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» «Прибайкаллеспроект» работ исходным материалом послужила выписка из ЕГРН с КН № ***. Схема совмещения границ земель лесного фонда с границами земельного участка с КН № *** выполнена на основании рабочих материалов лесоустройства 2008 года на территории Утуликской дачи Байкальского участкового лесничества Слюдянского лесничества Иркутской области. Фактический адрес земельного участка – "АДРЕС"; площадь земельного участка – 406 кв.м.; площадь пересечения – 320 кв.м.; определены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка.

Вместе с тем суд принимает во внимание следующее.

Как было указано выше, согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с КН № *** был сформирован и поставлен на кадастровый учет "ДАТА".

Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости (выписка из ЕГРН на "ДАТА", л.д.199-206 т.2) местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Сведения о том, что земельный участок расположен в границах лесничеств, лесопарков, отсутствуют. Также отсутствуют сведения о результатах проведения государственного земельного надзора. Выписка содержит описание местоположения границ земельного участка.

Из представленной Выписки из ЕГРН о сведениях о характеристиках объекта недвижимости ( л.д. 207-250 т.2, 1-105 т.3) – земельного участка с КН № *** следует, что участок поставлен на кадастровый учет "ДАТА", расположен по адресу: "АДРЕС", площадь 11039685 кв.м. Категория земель – земли лесного фонда; правообладатель – Российская Федерация; право собственности зарегистрировано "ДАТА" за № ***. Выписка содержит описание местоположения границ земельного участка.

Учитывая характер спорных правоотношений, поскольку вопрос о границах земельных участков и о наличие пересечений границ земельных участков требует специальных познаний в области геодезии, судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Заключением № *** от "ДАТА" эксперта Автономной некоммерческой организации «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» А. установлено следующее. Согласно результату сравнительного анализа кадастровых границ и контурных точек положение границ земельного участка с КН № *** соответствует нормативной документации. Предоставленные картографические материалы лесоустройства, а именно: планшет № ***, не имеет координатной привязки в виде координатной сетки, а по габаритам и местоположению не соответствует стандартной картографической разграфке, принятой для топографических карт, в связи с чем на первоначальном этапе исследования картографического материала планшет № *** лесоустройства был приведен к системе координат МСК-38, принятой для кадастрового учета на территории Иркутской области.

До приведения к системе координат и масштабу, картографический материал проверен на внутреннюю картографическую согласованность, сопоставлением взаимного положения контуров отраженных на картографическом материале и на космических снимках. Анализ сходимости положения контуров показал значительные отклонения контуров на космических снимках и на картографическом материале лесоустройства. То есть точность топографической карты, на основании которой создавался планшет лесоустройства, имеет среднюю точность картографического материала 12.5 м. относительно геодезической основы по нормативным показателям для карт масштаба 1:25000, фактически рассогласованность карт материала достигает 30 м. (и более). По космическим снимкам четко видно, что местность с 2006 г не претерпела изменений, и на момент проведения лесоустройства в 2007 г. не была занята лесной растительностью, что говорит о формальном подходе при выполнении лесоустроительных работ, без уточнения границ кварталов и участков и без корректировки ранее созданного картографического материала. В результате трансформирования (приведения к системе координат) картографического материала лесоустройства (планшет № ***) выявлено частичное наложение линии границы Утуликского муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером № ***, что следует отнести к графической погрешности картографического материала.

Сравнение координат границ земельных участков с КН № *** и КН № *** выполнен в программном комплексе по выпискам из ЕГРН.

На основании изложенного эксперт сделал следующие выводы. Графическое наложение границы Утуликекого муниципального образования и следственно в границы земель Слюдянского лесничества Байкальского участкового лесничества Утуликская дача квартал № ***, выдел 17 на земельный участок с кадастровым номером № *** в картографических материалах лесоустройства является графической погрешностью картографического материала лесоустройства. Границы земельных участков с кадастровыми номерами № *** и № *** (с учетом опечатки в определении суда) не имеют пересечений, граничные точки совпадают до сантиметра. Наложение кадастровой и фактической (в пределах нормативной точности) границы земельного участка с кадастровым номером № *** на графическое изображение границы Утуликского муниципального образования и следственно границы земель "АДРЕС" на картографических материалах лесоустройства является графической погрешностью картографических материалов лесоустройства. Кадастровые границы земельных участков с кадастровыми номерами № ***и № *** не имеют пересечений.

Истец Федеральное агентство лесного хозяйства с заключением эксперта не согласился и указал, что спорный участок поставлен на кадастровый учет ранее земли лесного фонда, участок с КН № *** поставлен на учет по границам соприкосновения с участком ответчицы. Поэтому в силу закона данные земельные участки не могут пересекаться. Ссылка на Правила (стандарты) землеустройства (межевание объектов землеустройства), утв. Решением Коллегии НП МСО «Земля и недвижимость» в 2005 году, Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России "ДАТА", несостоятельна, поскольку документы не являются нормативными правовыми актами, регистрацию в Минюсте не проходили. Заключение ФГБУ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» проведено на основании материалов лесоустройства 2008 года. Лесоустроительные работы проведены в соответствии с действующей на тот момент инструкцией, допустимой погрешности. Эксперт дал правовую оценку доказательствам, приобщенным к материалам дела. Факт нахождения спорного участка на землях лесного фонда подтверждено решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по делу № ***. Положения Федерального закона № 280-ФЗ не применимы, так как сделка совершена после 1 января 2016г.

Доводы Федерального агентства лесного хозяйства суд находит несостоятельными. Так, из смысла положений пунктов 12, 15 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утв. Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, применяемые экспертом Автономной некоммерческой организации «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» «Правила (стандарты) землеустройства», «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства» не подлежат представлению на государственную регистрацию, поскольку являясь техническими актами, не содержат нормативных предписаний.

В ходе проведения землеустроительной экспертизы на представленный эксперту вопрос «Входил ли земельный участок с кадастровым номером № *** в границы земель "АДРЕС"» было указано, что графическое наложение границы Утуликского муниципального образования и следственно в границы земель "АДРЕС" на земельный участок с кадастровым номером № *** в картографических материалах лесоустройства является графической погрешностью картографического материала лесоустройства. Данные выводы эксперта мотивированы; ответ на представленный вопрос дан в рамках рассматриваемого дела по предоставленным доказательствам. Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт был предупрежден.

Суд принимает в качестве доказательства вышеуказанное заключение, поскольку оно соответствует требованиям относимости, допустимости и достоверности доказательств. Не доверять заключению эксперта Автономной некоммерческой организации «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» А. у суда оснований не имеется, поскольку заключение составлено экспертом-геодезистом соответствующей квалификации, обладающим специальными познаниями, имеющим стаж работы по специальности 30 лет; эксперт не является заинтересованным лицом по делу; доказательств обратного не предоставлено.

О проведении повторной экспертизы Федеральное агентство лесного хозяйства не ходатайствовало. Иные участники процесса заключение эксперта не оспорили.

Доводы Федерального агентства лесного хозяйства о том, что решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от "ДАТА" по делу № *** подтверждается факт вхождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда являются необоснованными. Так судебным решением признан недействующим Генеральный план Утуликского сельского поселения, утвержденный решением думы Утуликского СП от "ДАТА"№ *** в части включения в границы Утуликского МО, в том числе лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по адресу: "АДРЕС" (л.д.90-95 т.1).

Вместе с тем, как было указано ранее, границы спорного земельного участка не имеют пересечений с землями лесного фонда. Наложение кадастровой и фактической границы спорного земельного участка на графическое изображение границы Утуликского муниципального образования, и следственно границы земель Слюдянского лесничества на картографических материалах лесоустройства является графической погрешностью картографических материалов лесоустройства.

В связи с чем требование о признании договора аренды № *** от "ДАТА" недействительным является необоснованным.

В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Исходя из положений Федерального закона № 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.

С учетом изложенного и приняв во внимание исследованные материалы дела, суд находит об отсутствии предусмотренных законом оснований для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, исключения из ЕГРН записи регистрации о постановке на учет данного участка.

Суд также находит, что истец (ответчик по встречному иску) обратился с ненадлежащим способом защиты права, поскольку с требованием о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и исключении сведений из ЕГРН к Управлению Росреестра Федеральное агентство лесного хозяйства не обращалось; сведений о том, что имеется отказ регистратора о снятии объекта с учета и погашении записи о постановке на учет суду не предоставлено.

В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства не имеется.

В силу ч.1 ст.6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч.4 ст. 6.1 ЛК РФ).

Согласно ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.9 ст.91 ЛК РФ).

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.10 ст.91 ЛК РФ).

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Положением ст.2.1 «Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 установлено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра; Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию

Согласно подпункту 2.2.10 пункта 2.2 «Перечня…» основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация - судебные акты.

Согласно результатам проверки, проведенной межведомственной рабочей группой на территории Иркутской области, имеет место наложение части земельного участка с КН № *** на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным.

Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок принадлежит Дульской Е.Н. на праве аренды, данное право оформлено в соответствии с действующим законодательством, участок относится к землям поселений, пересечений границ данного участка с землями лесного фонда не имеется, то требования Дульской Е.Н. об обязании Федеральное агентство лесного хозяйства РФ, Министерство лесного комплекса по Иркутской области внести изменения в сведения государственного лесного реестра, исключив из него сведения об отнесении части земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС" к землям лесного фонда подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район», Дульской Е. Н., администрации муниципального образования Слюдянский район о признании договора аренды недействительным, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, исключении записи из ЕГРН оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Дульской Е. Н. к Федеральному агентству лесного хозяйства, министерству лесного комплекса Иркутской области о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра путем исключения сведений удовлетворить.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в сведения государственного лесного реестра, исключив из него сведения об отнесении части земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", к землям лесного фонда.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 08 ноября 2019 года 16 часов 00 минут.

Судья: