НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Слюдянского районного суда (Иркутская область) от 01.08.2011 № 2-931

                                                                                    Слюдянский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Слюдянский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 01 августа 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тюменцевой Т.В., при секретаре Бураковой Н.А., с участием истцов Волошиной Е.С., Скворцовой Н.Д., Красавиной Т.А., представителя ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» и третьего лица на стороне ответчика - Муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» Титовой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-931/11 по искам Хатилович О.В., Волошиной Е.С., Скворцовой Н.Д., Рязановой И.И., Красавиной Т.А., Большедворской А.П., Тодожековой Г.М. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» (далее МБДОУ «Детский сад № 9») о признании незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом индексации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Хатилович О.В., Волошина Е.С., Скворцова Н.Д., Рязанова И.И., Красавина Т.А., Большедворская А.П., Тодожекова Г.М. обратились в суд к МБДОУ «Детский сад № 9» о признании незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом индексации, компенсации морального вреда.

В обоснование требований истцы указали, что работают в МБДОУ «Детский сад №9». Заработная плата Хатилович О.В., Волошиной Е.С., Рязановой И.И., Большедворской А.П. составляет 4330 рублей, Скворцовой Н.Д.-5110 рублей, Красавиной Т.А., Тодожековой Г.М. -5236 рублей и включает в себя оклад, который у Хатилович О.В., Скворцовой Н.Д., Большедворской А.П. составляет 1664,76 рублей, у Волошиной Е.С., Рязановой И.И., - 1744,80 рублей, у Красавиной Т.А., Тодожековой Г.М. - 2252,23 рублей; а также доплату за вредность, доплату из фонда оплаты труда (далее ФОТ), надтарифный фонд (ежемесячную премию), районный коэффициент и северную надбавку.

Ссылаясь на ст. ст. 129, 133, 135 Трудового кодекса РФ истцы указали, что установленный размер заработной платы нарушает их трудовые права и не соответствует положениям Конституции и трудового законодательства, так как именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Истцы просили взыскать с ответчика недополученную заработную плату с учетом индексации за период с 01.04.2011 по 31.06.2011года: в пользу Хатилович О.В. в сумме 6881,15 рублей, Волошиной Е.С.- 9621,54 рублей, Скворцовой Н.Д.-14387,89 рублей, Рязановой И.И.- 18978,86 рублей, Красавиной Т.А.- 8823,63 рублей, Большедворской А.П.- 12831,87 рублей, Тодожековой Г.М. -5395,38 рублей.

Кроме того, истцы просили взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей каждому, обосновывая это тем, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком требований Конституции РФ и Трудового кодекса РФ по начислению им заработной платы, они вынуждены затрачивать время и средства для защиты своих нарушенных прав. Выплата заработной платы не в полном размере, которого требует законодательство о труде, поставило их в сложное материальное положение.

Также истцы ссылались на тот факт, что с января 2009 года заработная плата начисляется им не в полном размере, данное нарушение носит длящийся характер. Они уже по несколько раз обращались в суд, исковые требования о выплате недополученной заработной платы судом удовлетворены, однако ответчик не предпринимает никаких мер для исправления нарушений трудового законодательства.

Кроме того, в их учреждении распространена информация о том, что затраты на оплату госпошлины и выплаты по решениям суда высчитываются из фонда оплаты труда учреждения, что повлечет за собой недостаточное количество средств на выплату заработной платы к концу года, что в свою очередь вылилось в негативное отношение и конфликтные ситуации с сотрудниками.

В судебном заседании истцы Волошина Е.С., Скворцова Н.Д., Красавина Т.А., участвующие в деле, поддержали исковые требования по изложенным в заявлениях основаниям в полном объеме.

Истцы Хатилович О.В., Рязанова И.И., Большедворская А.П., Тодожекова Г.М. в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» и представитель третьего лица - муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» Титова Н.Л., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении на основании следующего.

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда и соответствуют требованиям закона.

Согласно расчетным листам заработная плата истцов за апрель, май и июнь 2011 года была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в ст. 129 ТК РФ Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

8 июня 2011 года заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год. В соответствии со ст. 1 соглашения в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

В связи с подписанием Регионального соглашения и принятием постановления Правительства Иркутской области от 6 июня 2011 года № 142-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» мэрам области были направлены разъяснения министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области по вопросу повышения минимальной заработной платы о том, что компенсационные и стимулирующие выплаты включаются в размер минимальной заработной платы в Иркутской области. Согласно указанным актам уровень заработной платы в Слюдянском районе с 1 мая 2011 года установлен не ниже 4 611 рублей с включением в него северного и районного коэффициентов.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области №142- пп было принято постановление администрации МО Слюдянский район от 20. 06. 2011 года № 781 «О доплате работникам муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район».

Представитель ответчика и третьего лица считает, что при начислении заработной платы ответчик действовал правомерно, факт причинение ответчиком морального вреда не подтвержден истцами.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, представитель ответчика и третьего лица просила отказать истцам в удовлетворении исковых требований.

Заслушав истцов, участвующих в деле, представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

8 июня 2011 года заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год, в соответствии с которым установлен размер минимальной заработной платы для каждого муниципального образования. Для муниципального образования Слюдянский район установлен размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года - в сумме 4611 рублей, с 1 сентября 2011 года - в сумме 5121 рубль. При этом Региональным соглашением прямо установлено, что в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Месячная заработная плата работника не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года по 31 мая 2011 года был установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Федеральным законом № 106- ФЗ с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как видно из Постановления мэра муниципального образования Слюдянский район № 752 от 09.07.2010 «Об установлении размера районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Слюдянский район», установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1,3 (30%).

Судом исследованы постановление мэра от 30.09.2009 № 1019 «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № 73 «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившее Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 6 июня 2011 года №142-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» и постановлению и.о. мэра муниципального образования Слюдянский район ФИО1 от 20.06.2011 № 781, с 1 мая 2011 года работникам муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, сумма фактически начисленной заработной платы которых, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени ниже 4611 руб, доплату в размере образовавшейся разницы. Распоряжение № 20-р от 28.01.2009 «О повышении заработной платы работникам бюджетной сферы до 4330 рублей в месяц с 01.01.2009 года признано утратившим силу.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истцов при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года по 31 мая 2011 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

При этом, в связи с установлением с 1 июня 2011 года минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей и принятием 8 июня 2011 года Регионального соглашения, в котором для муниципального образования Слюдянский район установлен размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года - в сумме 4611 рублей, с 1 сентября 2011 года - в сумме 5121 рубль, и которым прямо установлено, что в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, месячная заработная плата истцов при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должна составлять с 01 июня 2011 года не менее 4611 рублей.

Из материалов дела, в частности Устава в новой редакции, установлено, что МБДОУ «Детский сад № 9» является юридическим лицом; может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Учредителем МБДОУ «Детский сад № 9» является муниципальное образование Слюдянский район; функции и полномочия учредителя осуществляются муниципальным казенным учреждением «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район».

Согласно трудовому договору между истцом Хатилович О.В. и ответчиком, заключенному 17 ноября 2008 года, Хатилович О.В. принимается на должность подсобного рабочего кухни со 2 разрядом оплаты труда по ЕТС, с окладом 1460,32 рублей. Ей предусмотрена надбавка к должностному окладу за вредные условия труда в размере 12%, доплата из надтарифного фонда, северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%. Продолжительность рабочей недели составляет 5 дней, общими выходными являются суббота и воскресенье. Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 01. 10. 2010 года ей устанавливается оклад 1664,76 рублей.

Исходя из приказа о приеме на работу № *** от 17 ноября 2008 года Хатилович О.В. - подсобному рабочему кухни, устанавливался оклад 1664,76 руб, надбавка за вредность 12% и северный коэффициент 30%.

Приказом № *** от 30 августа 2005 года истица Волошина Е.С. принята на работу помощником воспитателя со 02 сентября 2005 года.

Согласно приказу № *** от 30 августа 2005 года, трудовому договору от 01 ноября 2010 года, истица принята на должность помощника воспитателя со 02 августа 2005 года, ей гарантируется выплата заработной платы из расчета установленной тарифной ставки 3 разряда в размере 1744,80 рублей, надбавка за вредность, районный коэффициент 30 %, коэффициент за работу в южных районах Иркутской области 30 %. Надбавки, доплаты, премии согласно Положению об условиях установления и порядке произведения выплат стимулирующего характера работникам МДОУ № 9 «Светлячок».

Согласно трудовому договору между истцом Скворцовой Н.Д. и ответчиком, заключенному 14 октября 2008 года, Скворцова Н.Д. принимается на должность кастелянши с должностным окладом 1460,32 руб, со 2 разрядом оплаты труда по ЕТС. На работника распространяются надбавки: 30% районный коэффициент и 30% северная надбавка. Продолжительность рабочей недели составляет 5 дней, общими выходными являются суббота и воскресенье. Исходя из приказа о приеме на работу № *** от 14.10.2008 года и дополнительного соглашения к договору от 01. 10. 2010 года Скворцовой Н.Д. устанавливается оклад по 2 разряду в размере 1664,76 руб, с выплатой северного коэффициента 30%.

Приказом № *** от 06.12.2005 года Рязанова И.И. была принята на работу в должности делопроизводителя на 0,5 ставку, ей установлен 3 разряд ЕТС с тарифной ставкой 1744,80 рублей, надбавкой за вредность 209,37 рублей(12%), с выплатой северного коэффициента 30 %. Согласно трудовому договору № *** от 01.11. 2010 года ей установлен 3 разряд ЕТС с тарифной ставкой 1744,80 рублей, надбавкой за вредность 209,37 рублей(12%)

Согласно приказу № *** от 22.04.1991 года Красавина Т.А. была принята на работу в должности повара на 1 ставку с оплатой по 6 разряду, с окладом 2252,23, с северной надбавкой 30%, надбавкой за вредность 12 %. Трудовой договор № *** от 01. 11. 2010 года устанавливает те же пункты оплаты труда.

Согласно приказу № *** от 09.11.2010 года Большедворская А.П. была принята на работу в должности уборщика служебных помещений на 1,25 ставку с оплатой по 2 разряду, с выплатой северной надбавкой 30%, согласно трудовому договору № *** от 08.11.2010 года ей установлен 2 разряд ЕТС с тарифной ставкой 1664,76 рублей, надбавкой за увеличение работ уборщика служебных помещений в размере 25%. Согласно приказу № *** и трудовому договору № *** от 17. 01. 2011 года она переведена на должность кладовщика, с оплатой по 2 разряду ЕТС, с окладом 1664,76 рублей, с надбавкой за увеличение объема работ 25%. за вменение ей обязанность грузчика.

Как видно из приказа № *** от 09.01.2008 и трудового договора от этой же даты Тодожекова Г.М. была принята на работу поваром, по 6 разряду ЕТС, с тарифной ставкой 1717,95 руб., с северной надбавкой 30%. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09. 01. 2008 года тарифная ставка была установлена в размере 2252,23 рублей.

Факт наличия трудовых отношений с истцами и условия трудовых договоров сторонами не оспаривались.

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцам заработной платы в спорный период работы - с апреля по июнь 2011 года, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

Так, Хатилович О.В. отработала в апреле ному часов. Она должна была получить 6928 руб. Ей начислено 4783,25 руб ((1664,76+199,77) *1,6 + 1800). Разница в оплате составила 2144, 75 руб (6928-4783,25).

В мае 2011 года истец отработала 112 часов при норме 160 часов. Ей должны были начислить 4849,6 (6928/160*112) руб, фактически начислили 3031 руб ((1165,33+139,84) *1,6 + 942,73). Разница в оплате составила 1818,6 руб (4849,6-3031).

В июне она отработала 64 часа при норме 168 часов, ей должны были начислить 1756,57 (4611/168*64) руб, фактически начислили 1756,57 ((634,19+76,10) *1,6 + 620,11). Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Хатилович О.В. не начислили 3963,35 руб (2144,75+1818,6).

Волошина Е.С. отработала в апреле 72 часа при полной норме часов 168 и должна была получить 2969,14 руб. (6928 /168*72). Ей фактически начислили 1855,71 руб (747,77+89,73)*1,6+315,71+200). Разница в оплате составила 1113,43 руб (2969,14-1855,71).

В мае 2011 года истец отработала норму рабочего времени 160 часов. Ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4926,68 руб (1744,8+209,38)*1,6+1800). Разница в оплате составила 2001,32 руб (6928-4926,68).

В июне истец отработала полную норму рабочего времени 168 часов. Ей должны были начислить 4611 руб, фактически начислили эту же сумму 4611 руб (1744,8+209,38)*1,6+384,32+1100). Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Волошиной Е.С. не начислили 3114,75 руб (1113,43+2001,32).

Скворцова Н.Д. отработала в апреле норму часов и должна была получить 6928 руб. Ей фактически начислили 4663,62 руб (1664,76*1,6+2000). Разница в оплате составила 2264,38 руб (6928-4663,61).

В мае 2011 года истец отработала также норму рабочего времени 160 часов. Ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4330 руб (1664,76*1,6+166,38+1500). Разница в оплате составила 2598 руб (6928-4330).

В июне истец отработала 144 часа при норме 168 часов. Ей должны были начислить 3952,29 (4611/168*144) руб, фактически начислили 4093,66 руб (1426,94*1,6+610,55+1200). Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Скворцовой Н.Д. не начислили 4862,38 руб (2598+2264,38).

Рязанова И.И. отработала в апреле полную норму часов и должна была получить 6928 руб. Ей фактически начислили 5626,68 руб (1744,80+209,38)*1,6+2500). Разница в оплате составила 1301,32 руб (6928-5626,68).

В мае 2011 года истец отработала полную норму часов и должна была получить 6928 руб. Ей фактически начислили 5626,68 руб (1744,80+209,38)*1,6+2500). Разница в оплате составила 1301,32 руб (6928-5626,68).

В июне истец отработала 168 часов и ей должны были начислить 4611 руб, фактически начислили 8126,69 руб (1744,8+209,38)*1,6+5000). То есть, ей начислили больше минимально возможной заработной платы за июнь. Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Рязановой И.И. не начислили 2602,64 руб (1301,32+1301,32).

Красавина Т.А. отработала в апреле 104 часа, при норме 168 часов и должна была получить 4288,76 (6928/168*104) руб. Ей фактически начислили 3798,48 руб (1394,24+167,31)*1,6+1300). Разница в оплате составила 490,28 руб (4288,76-3798,48).

В мае 2011 года истец отработала норму, то есть 160часов. Ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 6036 руб (2252,23+270,27)*1,6+2000). Разница в оплате составила 892 руб (6928-6036).

В июне истец отработала также норму часов и ей должны были начислить 4611 руб, фактически начислили 6536 руб (2252,23+270,27)*1,6+2500). Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Красавиной Т.А. не начислили 1382,28 руб (490,28+892).

Большедворская А.П. отработала в апреле норму часов и должна была получить 6928 руб. Ей фактически начислили 4330 руб (1664,76*1,6+166,39+1500). Разница в оплате составила 2598 руб (6928-4330).

В мае 2011 года истец отработала также норму рабочего времени 160 часов. Ей фактически начислили 3863,62 руб (1664,76)*1,6+1200). Разница в оплате составила 3064,38 руб (6928-3863,62).

В июне истец отработала норму часов. Ей должны были начислить 4611 руб, фактически начислили эту же сумму 4611 руб (1664,76)*1,6+447,39+1500). То есть, ей начислили минимально возможную заработную плату за июнь. Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Большедворской А.П. не начислили 5662,38 руб (2598+3064,38).

Тодожекова Г.М. отработала в апреле 16 часов при норме 168 часов и должна была получить 659,81 (6928/168*16) руб.. Ей фактически начислили 484,38 руб (214,5+25,74)*1,6+100). Разница в оплате составила 175,43 руб (659,81-484,38).

В мае 2011 года истец отработала 72 часа при норме 160 часов. Ей должны были начислить 3117,6 (6928/160*72), фактически начислили 2816,19 руб (1013,50+121,62)*1,6+1000). Разница в оплате составила 301,41 руб (3117,6-2816,19).

В июне истец отработала норму часов. Ей должны были начислить 4611 руб, фактически начислили 6536 руб (2252,23+270,27)*1,6+2500). Следовательно, в части взыскания недополученной заработной платы за июнь истцу следует отказать.

За два месяца Тодожековой Г.М. не начислили 476,84 руб (175,43+301,41).

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны ответчика необоснованными, а исковые требования истцов о взыскании недополученной заработной платы с апреля по июнь 2011 года подлежащими удовлетворению. При этом суд считает, что установление регионального МРОТ в сумме 4611 руб. с 1 мая 2011 года не меняет существа дела, так как принцип начисления районного коэффициента и северной надбавки сверх МРОТ при этом не изменяется, а истцы не уточняли требований в этой части.

В связи с неполной отработкой рабочего времени по совмещаемым должностям, суд считает возможным удовлетворить требования истцов только по основной должности.

Рассматривая требование истцов об индексации недополученной заработной платы, суд приходит к выводу об его удовлетворении.

Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Взысканию с ответчика подлежит денежная компенсация (проценты) за задержку причитающихся выплат исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки, с учетом изменения ставки. Компенсация определяется путем деления процентной ставки за соответствующий период на 300 и умножения на количество дней (за период действия ставки в данном размере).

Процентная ставка рефинансирования Банка России установлена с 03.05.2011 года -8,25%. Расчет индексации должен быть следующим:

Хатилович О.В.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 46 руб (2144,75 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 23,51 руб (1818,6 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 69,51 руб (46+23,51).

Волошина Е.С.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 23,88 руб (1113,43 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 25,87 руб (2001,32 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 49,75 руб (23,88+25,87).

Скворцова Н.Д.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 48,57 руб (2264,38 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 33,58 руб (2598 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 82,15 руб (48,57+33,58).

Рязанова И.И.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 27,91 руб (1301,32 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 16,82 руб (1301,32 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 44,73 руб (27,91+16,82).

Красавина Т.А.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 10,52 руб (490,28 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 11,53 руб (892 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 22,05 руб (10,52+11,53).

Большедворская А.П.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 55,73 руб (2598 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 39, 61 руб (3064,38 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 95,34 руб (55,73+39,61).

Тодожекова Г.М.

- за период с 16 мая 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 78 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 3,76 руб (175,43 х 8,25% : 300 х 78);

- за период с 16 июня 2011 года по 1 августа 2011 года, то есть за 47дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 3,90 руб (301,41 х 8,25% : 300 х 47).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 7,66 руб (3,76+3,90).

Рассматривая требование о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, так как недоначисление и невыплата истцам заработной платы в полном объеме, несомненно, причиняет им нравственные страдания и переживания, порождает неуверенность в завтрашнем дне. Кроме того, данные отношения породили конфликтную ситуацию в коллективе.

Учитывая, что Трудовой Кодекс не содержит ограничений для компенсации морального вреда в иных случаях нарушения трудовых прав работников, кроме требований незаконно уволенных работников, суд в силу ч. 1 ст. 21 ТК РФ (абзац 14) и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При этом, суд полагает, что нарушение имущественных прав истцов относится к неправомерным действиям ответчика по отношению к истцам, что влечёт за собой возмещение морального вреда.

Вместе с тем, размер компенсации, указанный истцами, по мнению суда, не соответствуют степени и характеру их нравственных страданий и не подтвержден какими-либо доказательствами.

Согласно ст. 151 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лиц, которым причинен вред.

При этом, согласно ст.1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, с учетом характера причиненных истцам нравственных страданий, а так же степени вины ответчика, суд считает разумным и справедливым определить компенсацию морального вреда в размере 100 рублей каждому истцу.

Истцами заявлено также требование признать незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда.

Суд обращает внимание истцов на то, что к компетенции суда не относится установление тарифной системы оплаты труда работников, а величина МРОТ не является тарифной ставкой.

В связи с этим не подлежит удовлетворению требование о признании незаконным выплаты районного коэффициента 30% и надбавки 30%, доплаты за вредность, доплаты за замещение, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда 4330 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Требования истца являются требованиями имущественного характера, соответственно с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 400 руб, от которой истец освобожден на основании п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ и ст.89 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хатилович О.В., Волошиной Е.С., Скворцовой Н.Д., Рязановой И.И., Красавиной Т.А., Большедворской А.П., Тодожековой Г.М. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» в пользу:

- Хатилович О.В. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 3963,35 рублей, индексацию в размере 69,51 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Волошиной Е.С. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 3114,75 рублей, индексацию в размере 49,75 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Скворцовой Н.Д. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 4862,38 рублей, индексацию в размере 82,15 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Рязановой И.И. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 2602,64 рублей, индексацию в размере 44,73 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Красавиной Т.А. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 1382,28 рублей, индексацию в размере 22,05 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Большедворской А.П. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 5662,38 рублей, индексацию в размере 95,34 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей;

- Тодожековой Г.М. недополученную заработную плату за период с 1 апреля по 31 мая 2011 года (включительно) в сумме 476,84 рублей, индексацию в размере 7,66 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 рублей.

Отказать Хатилович О.В., Волошиной Е.С., Скворцовой Н.Д., Рязановой И.И., Красавиной Т.А., Большедворской А.П., Тодожековой Г.М. в удовлетворении исковых требований о признании незаконной выплату за вредность, за замещение и стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в мотивированной форме.

Судья: подпись