НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Слободской районного суда (Кировская область) от 29.12.2020 № 2-3/2/2021

Дело № 2 – 3/2/2021 (УИД: 43RS0034-03-2020-000339-49)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Нагорск

Кировской области 29 декабря 2020 года

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кобелевой Н.Г., при секретаре Вахрушевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии. В обоснование иска указал, что в период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. являлся главой Нагорского района Кировской области. Решением администрации Нагорского района от 11.08.2014 г. ему установлена доплата к трудовой пенсии по старости в размере 30 289,92 руб., которая выплачивалась. Решением администрации Нагорского района от 31.01.2017 г. произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии по старости и она стала составлять 26 339,07 руб. При определении данного размера доплаты был полностью исключен районный коэффициент, который ранее был учтен. Решением администрации Нагорского района от 12.07.2018 г. вновь был произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии по старости, произведено увеличение в 1,04 раза (27 392,63 руб.), при этом вновь не был учтен районный коэффициент. Считает, что его право на пенсионное обеспечение нарушено, поскольку Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 04.12.2017 г. № 10-АПГ17-11 постановил, что изменение размера доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности, вынесенное муниципальными органами власти, не допускается меньше размера такой доплаты, определенной Законом Кировской области № 257-ЗО от 08.07.2008 г. Просит взыскать с администрации Нагорского района Кировской области денежные средства за декабрь 2017 г. в размере 3950,85 руб., за 2018 г. - 49 306,60 руб., за 2019 г. - 49 306,60 руб., за 10 месяцев 2020 г. – 41088,84 руб., всего 143 652,89 руб.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 и его представитель - адвокат Новиков Н.Н. увеличили исковые требования и просили взыскать недополученную доплату к пенсии также за ноябрь 2020 г. в размере 4108,88 руб., а всего в общей сумме 147 761,77 руб.

В возражениях на иск администрацией Нагорского района Кировской области указано на несогласие с исковыми требованиями, поскольку районный коэффициент обоснованно был исключен при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии истцу распоряжением администрации Нагорского района от 31.01.2017 г. № 24-рк «О перерасчете размеров доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района» в связи с тем, что в состав ежемесячного денежного содержания необходимого для исчисления размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии истцу в нарушение действующего законодательства необоснованно был учтен районный коэффициент. Постановлением Правительства Кировской области от 12 апреля 2011 г. № 98/120 «О расходах на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе…» районный коэффициент к дополнительным выплатам не отнесен. По мнению ответчика, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из местных бюджетов устанавливаются муниципальными правовыми актами. Вместе с тем, применение районного коэффициента для целей исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии муниципальными нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель - адвокат Новиков Н.Н. иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика – администрации Нагорского района Кировской области ФИО2 (по доверенности) исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2011 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществление полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществление полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - доплата к пенсии).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» доплата к пенсии назначается в размере

50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий.

Согласно ст. 3 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» оплата труда лица, замещающего муниципальную должность, производится в виде ежемесячного денежного содержания (ч. 1). В состав ежемесячного денежного содержания включаются денежное вознаграждение, состоящее из должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения, и дополнительные выплаты (ч. 2). К дополнительным выплатам относятся ежемесячная премия по результатам работы и иные дополнительные выплаты (ч. 3). Размеры должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения лица, замещающего муниципальную должность, порядок премирования, а также установления иных дополнительных выплат определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 4). Размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность, подлежит индексации (ч. 5).

Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 21.07.2017 г. утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области, которым установлена система оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, МО Нагорский муниципальный район Кировской области. В состав ежемесячного денежного содержания включаются: денежное вознаграждение, состоящее из должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения, и дополнительные выплаты. К дополнительным выплатам относятся премия по результатам работы; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов; материальная помощь в размере двух должностных окладов. Фонд оплаты труда формируется с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1).

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ФЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

На момент обращения истца за доплатой к пенсии действовало Положение «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденное решением Нагорской районной Думы от 05.12.2008 г. № 32/2.

Пунктом 3.5 указанного Положения о доплате к пенсии предусмотрено, что доплата к пенсии устанавливается в размерах, определенных пунктами 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО.

Аналогичные положения закреплены в п. 3.5 Положения «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденном решением Нагорской районной Думы от 16.12.2016 г. № 5/4.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем государственной пенсии по старости (л.д. 27).

В период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. замещал должность главы муниципального образования «Нагорский муниципальный район», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д 25-26).

Из справки, выданной администрацией Нагорского района от 08.08.2014 г. следует, что размер денежного содержания ФИО1 за период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. составил 60 579,85 руб. (должностной оклад - 10 678 руб., ежемесячное денежное поощрение – 26695 руб., дополнительные выплаты ежемесячная премия по результатам работы – 10 678 руб., доплата за гос.тайну - 1067,8 руб., районный коэффициент - 7367,82 - руб., материальная помощь и ЕДВ по 2 оклада в год с районным коэффициентом - 4093,23 руб.) (л.д. 10).

Решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы от 11.08.2014 г. ФИО1, как лицу, замещавшему муниципальную должность Нагорского района за период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. назначена доплата к трудовой пенсии по старости в размере 30 2879,92 руб. (л.д. 6).

Согласно акту контрольно-счетной комиссии муниципального образования Нагорский район по результатам проверки правильности расчета и выплаты доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы от 26.07.2016 г., проведенной на основании поручения главы Нагорского района ФИО3 установлено, что размер и выплата доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, незаконно осуществляется с применением районного коэффициента, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств (л.д. 31-35).

В соответствии с распоряжением администрации Нагорского района Кировской области от 31.01.2017 г. № 24-рк в соответствии с п. 5.1.4 части 5 Положения о доплате к пенсии, актом контрольно-счетной комиссии муниципального образования Нагорский район от 26.07.2016 г., решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, по установлению и выплате доплаты к пенсии, выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области от 31.01.2017 г. с 01.02.2017 г. начисление и выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района, производится, в том числе ФИО1, в размере 26 339,07 руб. (л.д. 7).

В соответствии с распоряжением администрации Нагорского района Кировской области от 12.07.2018 г. № 249-к размеры доплат к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района, увеличены в 1,04 раза (л.д. 8).

Таким образом, с августа 2014 г. по январь 2017 г. доплата к пенсии по старости начислялась и производилась истцу ежемесячно в размере 30 2879,92 руб. с учетом районного коэффициента, с февраля 2017 г. по ноябрь 2020 г. без учета районного коэффициента.

Постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1988 г. № 1114 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» введены с 01.11.1988 г. районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, для которых районные коэффициенты не были установлены, а Постановлением Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 14.10.1988 № 546/25-5 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» утверждены размеры этих коэффициентов.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 г. 546/25-5 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Нагорском районе Кировской области введен и действует районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15.

Районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях и представляют собой показатели относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что доплата к пенсии по старости, которая должна была быть выплачена ФИО1, составляет 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой, которое рассчитывается с применением районного коэффициента. В противном случае право ФИО1 на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.

Доводы ответчика о том, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из местных бюджетов должны устанавливаться муниципальными правовыми актами в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» являются несостоятельными.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 года № 12 (редакции Постановления Правительства РФ от 27.02.2018 № 201) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029». Нагорский район Кировской области не отнесен данным перечнем ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним областям.

Согласно расчету недополученная сумма доплаты к пенсии истца составляет 147 761,77 руб., в том числе, за декабрь 2017 г. – 3950,85 руб., за 2018 г. – 49 306,60 руб. (3950,85 руб.*1,04*12), за 2019 г. – 49 306,60 руб. (3950,85 руб.*1,04*12), за 10 месяцев 2020 г. – 41 088,84 (3950,85 руб.*1,04*10), за ноябрь 2020 г. – 4108,88 (3950,85 руб.*1,04).

Стороной ответчика не оспаривается, что районный коэффициент за спорные периоды истцу не начислялся и не выплачивался.

Поскольку с февраля 2017 г. по ноябрь 2020 г. ФИО1 получал доплату к пенсии в меньшем на величину районного коэффициента размере, требование истца к ответчику в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного п. 1 ст. 196 ГК РФ обоснованы.

На основании изложенного, исковые требования о взыскании недополученной доплаты к пенсии подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина с ответчика взыскана быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии удовлетворить.

Взыскать с администрации Нагорского района Кировской области в пользу ФИО1 недополученную доплату к пенсии за период с декабря 2017 года по ноябрь 2020 года в размере 147 761 (сто сорок семь тысяч семьсот шестьдесят один) рубль 77 копеек.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (пгт. Нагорск).

Председательствующий подпись Н.Г. Кобелева

Мотивированное решение изготовлено и подписано 31 декабря 2020 года

Копия верна.

Судья Н.Г. Кобелева