Дело № 2-287/2021 <данные изъяты>
УИД 43RS0034-01-2021-000244-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Драчковой Н.В.,
с участием представителя истца Мальцевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировской области к Шиляевой Людмиле Михайловне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии, федеральной социальной доплаты, единовременной выплаты пенсионерам,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Шиляевой Л.М., указав в обоснование, что Шиляева Л.М. являлась получателем страховой пенсии по старости с 10.05.2011 по 29.02.2020. С 01.01.2012 ей назначена и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1998 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. Ссылаясь на ст.28, ч.1 ст.4 Федерального закона тот 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.12 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1998 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, истец указывает, что Шиляева Л.М. снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, с 02.08.2011; с 17.05.2013 Шиляевой Л.М. была назначена пенсионная выплата по возрасту в соответствии с п.1, 4 ст.11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан, при назначении пенсии как гражданке Республики Казахстан Шиляева утратила право на пенсию как гражданин РФ, о данном факте Шиляева Л.М. не сообщила в территориальный орган ПФР, в связи с чем образовалась переплата пенсии за период с 01.06.2013 по 29.02.2020 в размере 608995 рублей 64 копейки, переплата федеральной социальной доплаты к пенсии за периоды с 01.01.2014 по 31.01.2014, с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 23962 рубля 33 копейки, переплата единовременной выплаты пенсионерам за период с 01.01.2017 по 31.01.2017 в размере 5000 рублей, общая сумма переплаты составляет 637957 рублей 97 копеек. Ссылаясь на ст.1102 ГК РФ, ст.ст.144, 145 БК РФ, истец просит взыскать с ответчика Шиляевой Л.М. незаконно полученную страховую пенсию за период с 01.06.2013 по 29.02.2020 в размере 608995 рублей 64 копейки, федеральную социальную доплату к пенсии за периоды с 01.01.2014 по 31.01.2014, с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 23962 рублей 33 копеек, единовременную выплату пенсионерам за период с 01.01.2017 по 31.01.2017 в размере 5000 рублей.
Представитель истца Мальцева Е.Н. в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что Шиляева Л.М. действовала недобросовестно при получении пенсии и федеральной доплаты к ней после назначения ей пенсии на территории Республики Казахстан, поскольку не сообщила в органы ПФР о факте выезда за пределы страны и о назначении пенсии в Республике Казахстан, при назначении пенсии в Республике Казахстан, ознакомившись в обязанностью сообщать достоверную информацию и ответственностью за невыполнение данной обязанности, указала в заявлении, что иную пенсию не получает.
Ответчик Шиляева Л.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, с иском не согласилась.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании установлено, что 10.05.2011 Шиляева Л.М. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (л.д.<данные изъяты>), установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором она указала, что является гражданкой России, проживает по адресу: <адрес>, ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства не назначалась, предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах, в соответствии с п.4 ст.23 и ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ и в соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ, о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращении ее выплаты.
В расписке-уведомлении от 10.05.2011 Шиляева Л.М. также предупреждена о необходимости сообщить ответчику об указанных выше обстоятельствах.
Заявлением от 10.05.2011 Шиляева Л.М. уведомила ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области о том, что она ранее проживала в Республике Казахстан, за назначением пенсии никуда не обращалась (л.д<данные изъяты>).
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области от 11.05.2011 Шиляевой Л.М. назначена пенсия по старости с 10.05.2011 по бессрочно в размере 4801 рубль 19 копеек.
23.06.2011 Шиляева Л.М. подала заявление в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области о перечислении с 01.08.2011 причитающейся ей пенсии на счет в сберегательной кассе (л.д.<данные изъяты>).
27.07.2011 Шиляева Л.М. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области с заявлением о перерасчете размера пенсии.
В расписке-уведомлении от 27.07.2021 Шиляева Л.М. также предупреждена о необходимости сообщить ответчику об указанных выше обстоятельствах.
Распоряжение о перерасчете размера пенсии от 27.07.2011 Шиляевой Л.М. установлена пенсия на срок с 01.08.2011 по бессрочно в размере 4869 рублей 28 копеек.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области от 22.12.2011 Шиляевой Л.М. была установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в размере 440 рублей 72 копейки с 01.01.2012 по бессрочно (л.д.<данные изъяты>).
С 01.02.2012 размер федеральной социальной доплаты к пенсии был установлен в размере 99 рублей 88 копеек, с 01.04.2012 выплата доплаты приостановлена в связи с достижением общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума в регионе, с 01.01.2013 выплата федеральной социальной доплаты к пенсии Шиляевой Л.М. возобновлена, её размер установлен в сумме 186 рублей 22 копейки, с 01.02.2013 выплата доплаты приостановлена в связи с достижением общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума в регионе, с 01.01.2014 выплата федеральной социальной доплаты к пенсии Шиляевой Л.М. возобновлена, её размер установлен в сумме 35 рублей 09 копеек, с 01.02.2014 выплата доплаты приостановлена в связи с достижением общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума в регионе, с 01.01.2016 выплата федеральной социальной доплаты к пенсии Шиляевой Л.М. возобновлена, её размер установлен в сумме 1049 рублей 92 копейки, с 01.02.2016 размер федеральной социальной доплаты к пенсии установлен 762 рубля 34 копейки.
Согласно расчетам Шиляевой Л.М. выплачена пенсия по старости в период с 01.06.2013 по 29.02.2020 в общей сумме 608995 рублей 64 копейки (л.д.<данные изъяты>), федеральная социальная доплата к пенсии в период с 01.01.2014 по 31.12.2019 в общей сумме 23962 рубля 33 копейки (л.д.<данные изъяты>), единовременная выплата в январе 2017 года в сумме 5000 рублей (л.д.<данные изъяты>) путем перечисления на её счет в банке.
Шиляева Л.М. подтвердила факт получения пенсии по старости, с фактами получения федеральной социальной доплаты к пенсии, единовременной выплаты в январе 2017 года в сумме 5000 рублей не согласилась (л.д.<данные изъяты>), но доказательства, опровергающие данные факты не представила.
17.03.2020 в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области поступило письмо МО МВД России «Слободской» от 11.03.2020 о том, что Шиляева Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с регистрационного учета по месту жительства с адреса: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
В ответ на запрос ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Мангистауской области в письме от 04.2020 сообщил, что Шиляева Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсионной выплаты по возрасту в соответствии с п.1, п.4 ст.11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» от 21.06.2013 №105-V на территории Республики Казахстан, назначена с 17.05.2013, с 01.05.2020 выплата приостановлена, в настоящее время Шиляева Л.М. проживает по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>
13.05.2013 Шиляева Л.М. обратилась в Департамент по контролю и социальной защите по <адрес> Республики Казахстан с заявлением о назначении пенсии по возрасту, в котором она указала, что пенсия ранее по другим основаниям или от другого ведомства ей не назначалась (л.д.<данные изъяты>
Согласно копии паспорта (л.д<данные изъяты>), копии удостоверения личности (л.д.<данные изъяты> копии вида на жительство (л.д.<данные изъяты>) Шиляева Л.М. является гражданкой России, имеет вид на жительство в Республике Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии удостоверения личности (л.д.<данные изъяты>) также усматривается, что Шиляева Л.М. имела удостоверение Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ, утратившее действие с 11.02.2011 в связи с выездом Шиляевой Л.М. на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, паспорта Республики Казахстан от 19.05.2005, от 01.06.2010, утратившие силу с 31.10.2011 в связи с выходом Шиляевой Л.М. из гражданства Республики Казахстан.
Распоряжением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области приостановлена выплата Шиляевой Л.М. пенсии в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ №ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области выплата пенсии Шиляевой Л.М. прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области от 30.03.2020 прекращена выплаты Шиляевой Л.М. федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с утратой права (обнаружение обстоятельств, опровергающих достоверность сведений, дающих право на выплату).
Решениями истца от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что Шиляевой Л.М. выплачиваются с ошибкой пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, федеральная социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, единовременная денежная выплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколами о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (иной социальной выплаты) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчиком зафиксированы факты выявления излишней выплаты страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 608995 рублей 64 копейки, федеральной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23962 рубля 33 копейки, единовременной выплаты пенсионерам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5000 рублей.
На дату принятия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области решения о назначении Шиляевой Л.М. с 10.05.2011 пенсии по старости и решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-ФЗ).
Согласно ст.3 Закона №173-ФЗ право на трудовую пенсию имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.7 Закона №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначалась при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В статье 22 Закона №173-ФЗ установлены основания прекращения выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости):
1) смерть пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
2) истечение шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Закона №173-ФЗ было установлено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Из содержания части 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ).
В Законе N 173-ФЗ (пункт 4 статьи 23, статья 25) и Законе N 400-ФЗ (часть 5 статьи 26, части 1, 2 статьи 28) закреплены нормативные положения, обязывающие пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также возмещать ущерб, причиненный пенсионному органу в результате выплаты излишних сумм пенсии.
Согласно статье 25 Законе N 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае
1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим;
2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство;
5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи (пункт 8.1 статьи 12).
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 12 статьи 12).
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.11.2016 N 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» установить, что гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей (часть 1).
Единовременная денежная выплата производится в январе 2017 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты (часть 3 статьи 1).
Из изложенного следует, что на время принятия пенсионным органом решений о назначении Шиляевой Л.М. трудовой пенсии по старости, федеральной социальной доплаты к пенсии (10.05.2011) пенсионное обеспечение осуществлялось Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Право на пенсию по старости имели, в том числе женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
При этом законодательством Российской Федерации, действовавшим как на момент назначения Шиляевой Л.М. пенсии на территории Российской Федерации, так и в последующий период (с 10.05.2011 по 29.02.2020), на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагалась обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию и федеральную социальную доплату пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии, доплаты - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение их выплаты. В случае установления недобросовестных действий пенсионера, направленных на получение пенсии по старости, федеральной социальной доплаты без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Таким образом, по данному делу юридически значимым является установление недобросовестности в действиях Шиляевой Л.М. при получении ею сумм пенсии, федеральной социальной доплаты, единовременной выплаты пенсионерам на территории Российской Федерации в период с 01.06.2013 по 29.02.2020.
Поскольку добросовестность Шиляевой Л.М. по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости, федеральной социальной доплаты, единовременной выплаты пенсионерам презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Шиляевой Л.М. при получении в период с 01.06.2013 по 29.02.2020 сумм пенсии по старости возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
В судебном заседании установлено, что трудовая пенсия по старости была назначена Шиляевой Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10.05.2011 на законных основаниях: она являлась гражданкой Российской Федерации, проживала на территории Российской Федерации, достигла возраста 55 лет, имела страховой стаж не менее 5 лет. Доказательств обратного суду не представлено.
Доказательства содержания в представленных Шиляевой Л.М. для назначении ей пенсии по старости, федеральной социальной доплаты к пенсии документах недостоверных сведений в момент их предоставления суду не представлены.
Шиляева Л.М. в заявлении о назначении пенсии, в расписках-уведомлениях была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии, федеральной социальной доплаты или прекращение её выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах. При этом конкретный перечень обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии по старости, федеральной социальной доплаты к пенсии, в заявлении, расписках-уведомлениях не указан. Доказательства того, что Шиляевой Л.М. была разъяснена её обязанность известить пенсионный орган о выезде за пределы территории Российской Федерации, о том, что она утрачивает право на получение пенсии по старости при назначении аналогичной пенсии на территории другого государства, в частности Республики Казахстан, суду истцом не представлены.
При этом пенсионного органа имелась информация, предоставленная самой Шиляевой Л.М. о том, что до обращения за назначением пенсии на территории Российской Федерации Шиляева Л.М. длительное время проживала на территории Республики Казахстан.
Суд учитывает, что ни Законом N 173-ФЗ, ни Законом 400-ФЗ не предусмотрено такое основание для прекращения выплаты пенсии по старости, как выезд за пределы территории Российской Федерации.
Выезд Шиляевой Л.М., являющейся гражданином Российской Федерации, за пределы территории Российской Федерации сам по себе не лишает её права на получение назначенной ей пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 N 510 было утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, действовавшее до 01.01.2015.
С 01.01.2015 действует постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации", которым утверждено Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.
Указанными нормативными актами установлено, что при выезде гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации выплата ему пенсии на территории Российской Федерации продолжается при соблюдении им некоторых требований.
Доказательства того, что Шиляева Л.М. была ознакомлена с установленным порядком выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, о необходимости уведомить пенсионный орган о выезде за пределы Российской Федерации, с требованиями, которые необходимо выполнить для получения пенсии, назначенной на территории Российской Федерации, при выезде за пределы Российской Федерации суду не представлены.
Доводы истца о том, что в соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; в соответствии со статьей 7 указанного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства того, что Шиляева Л.М. была извещена пенсионным органом об указанных нормативных положениях, суду не представлены.
Факт назначения Шилевой Л.М. пенсии по старости Республики Казахстан с 17.05.2013, после назначения пенсии на территории Российской Федерации не указывает на недобросовестность Шиляевой Л.М. в отношении получения пенсии, назначенной раньше.
Единовременная выплата в сумме 5000 рублей произведена Шиляевой Л.М. в январе 2017 года без её заявления, в силу требования закона, поэтому суд не усматривает какой-либо недобросовестности в действиях Шиляевой Л.М. при её получении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии доказательств недобросовестности Шиляевой Л.М. при получении страховой пенсии по старости, федеральной социальной доплаты к пенсии и единовременной выплаты в заявленные истцом периоды или счетной ошибки истца. Поэтому основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировской области к Шиляевой Людмиле Михайловне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии, федеральной социальной доплаты, единовременной выплаты пенсионерам отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 27 сентября 2021 года.
Судья подпись И.Л.Лумпова