Дело № 2а-1504/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года
Город Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Смолиной А.Н. при секретаре Кашиной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дубравина Н.Г. к председателю Слободской городской Думы пятого созыва Будину М.В. и Слободской городской Думе о признании незаконным решения № 20/135 от 16.08.2017 о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г.,
установил:
Дубравин Н.Г. обратился в суд с административным иском к председателю Слободской городской Думы пятого созыва Будину М.В. и Слободской городской Думе о признании незаконным решения Думы № 20/135 от 16.08.2017 о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г.
В обоснование требований указал (с учетом дополнений на л.д.66-71), что обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выполнена им в установленный срок, неточности допущены неумышленно и не влекут утаивания каких-либо расходов и объектов недвижимости. Нет вины в допущенном нарушении, т.к. председатель Думы не довел до его сведения новеллы в методических рекомендациях по заполнению декларации от 26.12.2016. Кроме того, Рычков Е.А. не имел права доступа к его сведениям и не имел права инициировать прокурорскую проверку. Депутатские полномочия прекращены без учета мнения избирателей.
Истец Дубравин Н.Г. на иске настаивал по доводам в нем изложенным.
Председатель Слободской городской Думы Будин М.В. дело просил рассмотреть в его отсутствие, иск не признал (л.д.62).
Зам. председателя Думы Баранова З.А. иск не признала, пояснила, что решение Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г. является законным и обоснованным, принято во исполнение представления прокурора, оснований не доверять которому не имеется, процедура принятия решения соблюдена. Также своевременно доведены до сведения депутатов новеллы в методических рекомендациях по заполнению декларации от 26.12.2016 (л.д.22-32).
Представитель Кировского регионального отделения политической партии ЛДПР Сыкчина О.В. иск поддержала.
Изучив представленные участниками процесса доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Слободской городской Думы № 85/642 от 23.03.2016 утверждено Положение о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «город Слободской», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, данные сведения должны быть представлены не позднее 30 апреля следующего года в комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике Слободской городской Думы, а с учетом решения очередного 13-го заседания Думы от ДД.ММ.ГГГГ – в организационный отдел администрации г.Слободского (пункт 12). Данные сведения могут быть уточнены в течение месяца по истечении срока декларирования при наличии ошибок (л.д.48-52).
Дубравин Н.Г., являясь депутатом Слободской городской Думы пятого созыва, 27.04.2017 представил справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя за 2016 год, в разделе 5.1 которой (иное участие в коммерческих организациях) не указал, что является учредителем и руководителем ООО «Водоочистка», в разделе 6.1 (объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании) указал единственный объект, находящийся в пользовании, - квартиру по <адрес>, которая не пригодна для проживания. Сведения им представлены в организационный отдел администрации г.Слободского, что подтверждается журналом учета справок и показаниями свидетеля Плотниковой Н.А.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.08.2017 Дубравин Н.Г. с 2013 года является единственным учредителем и руководителем ООО «Водоочистка» (ИНН №). Как следует из фотографий в материалах проверки Слободской межрайонной прокуратуры, помещение по <адрес> не используется для проживания. Вместе с тем, согласно справке главы администрации Денисовского сельского поселения от 08.11.2017 № 836 данный дом аварийным, не пригодным для проживания не признан.
02.08.2017 Слободской межрайонный прокурор Мышкин В.В. внес в адрес Слободской городской Думы представление № 02-02-2017 с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г. в связи с тем, что представленные им сведения являются недостоверными по указанным выше основаниям.
Данное представление рассмотрено 16.08.2017 на заседании постоянной депутатской комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике, к предмету ведения которой относится подготовка заключения по вопросам о досрочном прекращении полномочий депутатов. Как следует из протокола данной комиссии, единогласное заключение – рекомендовать принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г.
16.08.2017 Слободская городская Дума приняла решение № 20/135 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе Дубравина Н.Г. Как следует из протокола 20-го очередного заседания Слободской городской Думы от 16.08.2017, решение принято 16-тью голосами из 18 (л.д.40-47).
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Исходя из положений ч.2 федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с ч.7.1 ст.40 закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу ч.10.1 ст.40 закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В порядке ч.11 ст.40 закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования. Решение принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.Решение о досрочном прекращении полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в связи с несоблюдением запретов и ограничений, установленных федеральным законом, также может быть принято судом по заявлению прокурора или иного заинтересованного лица.
При этом согласно ст.6 федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как установлено материалами дела, Дубравин Н.Г. представил неполные сведения о своем участии в коммерческих организациях и недостоверные сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании. Так, он является учредителем и руководителем ООО «Водоочистка», о чем не указал в декларации, а также указал единственный объект, находящийся в пользовании, - квартиру по <адрес>, которая не используется им для проживания. Справка главы администрации Денисовского сельского поселения от 08.11.2017 № 836 не свидетельствует о том, что дом пригоден для проживания и используется по этому назначению.
Тот факт, что данные «неточности» имеют место быть, Дубравин Н.Г. фактически не отрицает.
При этом Положением о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «город Слободской», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрена возможность представления уточненных сведений, которой истец не воспользовался.
Иных мер юридической ответственности, помимо досрочного прекращения полномочий, дисциплинарных взысканий по отношению к депутату частью 10.1 ст.40 закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ не предусмотрено. При этом вид ответственности не дифференцирован в зависимости от серьезности допущенного нарушения.
Доводы истца о том, что данный вид ответственности может быть применен только в случае непредставления сведений, а не в случае представления неполных или недостоверных сведений, основан на неверном толковании закона. Представление неполных или недостоверных сведений лишает декларирование смысла и делает невозможным контроль за реальными доходами и расходами лица.
Выявление в результате проверки несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" является основанием для обращения с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, Дубравин Н.Г. представил неполные сведения о своем участии в коммерческих организациях и недостоверные сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании, что является основанием для досрочного прекращения полномочий.
Коррупционный мотив заключается в том, что при отсутствии полных и достоверных сведений не представляется возможным сделать вывод о соблюдении лицом, замещающим муниципальную должность, установленных ограничений и запретов, в том числе об отсутствии утаивания каких-либо расходов и объектов недвижимости, как ссылается истец.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе рассмотрения настоящего дела административный ответчик представил надлежащие, допустимые и достаточные доказательства того, что решение о прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г. принято при наличии на то оснований, предусмотренных законом, правомочным органом, порядок принятия оспариваемого решения соблюден.
Данные обстоятельства также подтвердили свидетели – депутаты Слободского городской Думы пятого созыва Чурин Н.П., Менчикова А.И., Василенко И.Л., Бажин В.А., оснований не доверять которым не имеется.
При этом обязанность представления полных и достоверных, своевременных сведений возложена лично на депутата, независимо от доведения до его сведения новелл в методических рекомендациях по заполнению декларации.
Вопрос об обоснованности действий Рычков Е.А. предметом рассмотрения по настоящему делу не является, как и вопрос о достоверности и полноте сведений, представленных иными депутатами.
При этом досрочное прекращение депутатских полномочий законодатель не ставит в зависимость от результатов деятельности депутата, которую положительно охарактеризовала свидетель Кириллова Л.В., и мнения избирателей.
Так, Слободская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления, является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г. принято подавляющим большинством голосов депутатов, также представляющих интересы избирателей.
Таким образом, решение Слободской городской Думы № 20/135 от 16.08.2017 о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г. принято законно, обоснованно, в рамках компетенции Думы, без каких-либо процессуальных нарушений.
Руководствуясь статьями 175-190 КАС РФ,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Дубравина Н.Г. к председателю Слободской городской Думы пятого созыва Будину М.В. и Слободской городской Думе о признании незаконным решения Думы № 20/135 от 16.08.2017 о досрочном прекращении полномочий депутата Дубравина Н.Г..
Решение обжалуется в Кировский областной суд в течение месяца с изготовления в мотивированном виде.
Жалоба подается через Слободской районный суд.
Судья подпись А.Н. Смолина