РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3/95/2022
УИД: 43RS0034-03-2022-000099-25
06 июня 2022 г. пгт. Нагорск Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кобелевой Н.Г., при секретаре Вахрушевой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии, обязании издать распоряжение о перерасчете размера доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии. В обоснование иска указал, что в период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. являлся главой Нагорского района Кировской области. Решением администрации Нагорского района от 11.08.2014 г. ему установлена доплата к трудовой пенсии по старости в размере 30 289,92 руб., которая выплачивалась. Решением администрации Нагорского района от 31.01.2017 г. произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии по старости и она стала составлять 26 339,07 руб. При определении данного размера доплаты был полностью исключен районный коэффициент, который ранее был учтен. Решением администрации Нагорского района от 12.07.2018 г. вновь был произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии по старости, произведено увеличение в 1,04 раза (27 392,63 руб.), при этом вновь не был учтен районный коэффициент. Решением Слободского районного суда Кировской области от 29.12.2020 г. с администрации Нагорского района Кировской области в его пользу была взыскана недополученная доплата к пенсии за период с декабря 2017 г. по ноябрь 2020 г. в размере 147761,77 руб.
Просит взыскать с администрации Нагорского района Кировской области денежные средства за декабрь 2020 г. в размере 4108,88 руб., за 2021 г. – 49 306,56 руб., за январь, февраль и март 2022 г. – 12 326,64, всего 65 742,08 руб., а также обязать администрацию Нагорского района издать распоряжение о перерасчете размеров выплат доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района с учетом районного коэффициента.
В возражениях на иск администрацией Нагорского района Кировской области указано на несогласие с исковыми требованиями, поскольку во исполнение представления контрольно-счетной комиссии муниципального образования Нагорский район Кировской области от 27.07.2016 г. районный коэффициент обоснованно был исключен при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии истцу распоряжением администрации Нагорского района от 31.01.2017 г. № 24-рк «О перерасчете размеров доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района», поскольку этот коэффициент был включен в сумму денежного содержания ФИО1 и при установлении размера доплаты к пенсии уже был включен в размер доплаты. Требования ФИО1 о понуждении издать администрацией Нагорского района распоряжение о перерасчете размера выплат доплаты к пенсии лица, замещавшим муниципальные должности Нагорского района с учетом районного коэффициента, не подлежит удовлетворению, поскольку в компетенцию суда не входит право устанавливать те или иные бюджетные обязательства муниципального образования. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика – администрации Нагорского района Кировской области ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании 05.05.2022 г. исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание 06.06.2022 г. представитель ответчика не явился, заявлено о рассмотрении дела без участия представителя администрации Нагорского района Кировской области.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2011 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществление полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществление полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - доплата к пенсии).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» доплата к пенсии назначается в размере
50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий.
Согласно ст. 3 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» оплата труда лица, замещающего муниципальную должность, производится в виде ежемесячного денежного содержания (ч. 1). В состав ежемесячного денежного содержания включаются денежное вознаграждение, состоящее из должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения, и дополнительные выплаты (ч. 2). К дополнительным выплатам относятся ежемесячная премия по результатам работы и иные дополнительные выплаты (ч. 3). Размеры должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения лица, замещающего муниципальную должность, порядок премирования, а также установления иных дополнительных выплат определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 4). Размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность, подлежит индексации (ч. 5).
Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 21.07.2017 г. утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области, которым установлена система оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, МО Нагорский муниципальный район Кировской области. В состав ежемесячного денежного содержания включаются: денежное вознаграждение, состоящее из должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения, и дополнительные выплаты. К дополнительным выплатам относятся премия по результатам работы; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов; материальная помощь в размере двух должностных окладов. Фонд оплаты труда формируется с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1).
В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ФЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Кировской области» порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
На момент обращения истца за доплатой к пенсии действовало Положение «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденное решением Нагорской районной Думы от 05.12.2008 г. № 32/2.
Пунктом 3.5 указанного Положения о доплате к пенсии предусмотрено, что доплата к пенсии устанавливается в размерах, определенных пунктами 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 г. № 257-ЗО.
Аналогичные положения закреплены в п. 3.5 Положения «О порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области», утвержденном решением Нагорской районной Думы от 16.12.2016 г. № 5/4.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем государственной пенсии по старости (л.д. 52).
В период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. замещал должность главы муниципального образования «Нагорский муниципальный район», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 51).
Из справки, выданной администрацией Нагорского района от 08.08.2014 г. следует, что размер денежного содержания ФИО1 за период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. составил 60 579,85 руб. (должностной оклад - 10 678 руб., ежемесячное денежное поощрение – 26695 руб., дополнительные выплаты ежемесячная премия по результатам работы – 10 678 руб., доплата за гос.тайну - 1067,8 руб., районный коэффициент - 7367,82 - руб., материальная помощь и ЕДВ по 2 оклада в год с районным коэффициентом - 4093,23 руб.) (л.д. 10). Решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы от 11.08.2014 г. ФИО1, как лицу, замещавшему муниципальную должность Нагорского района за период с 29.03.2006 г. по 31.03.2011 г. назначена доплата к трудовой пенсии по старости в размере 30 289,92 руб. с 07.08.2014 г. (л.д. 11).
Согласно акту контрольно-счетной комиссии муниципального образования Нагорский район по результатам проверки правильности расчета и выплаты доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы от 26.07.2016 г., проведенной на основании поручения главы Нагорского района ФИО3 установлено, что размер и выплата доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, незаконно осуществляется с применением районного коэффициента, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств (л.д. 43-47).
В соответствии с распоряжением администрации Нагорского района Кировской области от 31.01.2017 г. № 24-рк в соответствии с п. 5.1.4 части 5 Положения о доплате к пенсии, актом контрольно-счетной комиссии муниципального образования Нагорский район от 26.07.2016 г., решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, по установлению и выплате доплаты к пенсии, выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района Кировской области от 31.01.2017 г. с 01.02.2017 г. начисление и выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района, производится, в том числе ФИО1, в размере 26 339,07 руб. (л.д. 12).
В соответствии с распоряжением администрации Нагорского района Кировской области от 12.07.2018 г. № 249-к размеры доплат к пенсии выборным лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района, увеличены в 1,04 раза. Распоряжение вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г. (л.д. 16).
Таким образом, с августа 2014 г. по январь 2017 г. доплата к пенсии по старости начислялась и производилась истцу ежемесячно в размере 30 289,92 руб. с учетом районного коэффициента, с февраля 2017 г. без учета районного коэффициента.
Решением Слободского районного суда Кировской области от 29.12.2020 г. с администрации Нагорского района Кировской области в его пользу была взыскана недополученная доплата к пенсии за период с декабря 2017 г. по ноябрь 2020 г. в размере 147 761,77 руб. Решение вступило в законную силу 16.03.2021 г. (л.д. 17-20).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В соответствии со ст. 2 указанного закона Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946.
Кировская область не отнесена данным перечнем ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним областям.
Постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1988 г. № 1114 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» введены с 01.11.1988 г. районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, для которых районные коэффициенты не были установлены, а Постановлением Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 14.10.1988 № 546/25-5 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» утверждены размеры этих коэффициентов.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 г. 546/25-5 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР» на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Нагорском районе Кировской области введен и действует районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15.
Районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях и представляют собой показатели относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что доплата к пенсии по старости, которая должна была быть выплачена ФИО1, составляет 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой, которое рассчитывается с применением районного коэффициента. В противном случае право ФИО1 на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.
Согласно расчету недополученная сумма доплаты к пенсии истца составляет 65 742,08 руб., в том числе, за декабрь 2020 г. в размере 4108,88 руб., за 2021 г. (4108,88 руб. х 12) – 49 306,56 руб., за январь, февраль и март 2022 г. – (4108,88 руб. х 3) - 12 326,64 руб.
Стороной ответчика не оспаривается, что районный коэффициент за спорные периоды истцу не начислялся и не выплачивался.
Поскольку с февраля 2020 г. по март 2022 г. ФИО1 получал доплату к пенсии в меньшем на величину районного коэффициента размере, требование истца к ответчику в пределах срока исковой давности, предусмотренного п. 1 ст. 196 ГК РФ обоснованы.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании недополученной доплаты к пенсии подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование об обязании администрации Нагорского района издать распоряжение о перерасчете размеров выплат доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Нагорского района с учетом районного коэффициента суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из того, что органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, в частности, о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, суд не вправе обязать орган местного самоуправления к принятию конкретного решения, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ответчику в части обязания издать распоряжение о перерасчете размера доплаты к пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина с ответчика взыскана быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании недополученной доплаты к пенсии, обязании издать распоряжение о перерасчете размера доплаты к пенсии, удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Нагорского района Кировской области в пользу ФИО1 недополученную доплату к пенсии за период с декабря 2020 года по март 2022 года в размере 65 742 (шестьдесят пять тысяч семьсот сорок два) рубля 08 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (пгт. Нагорск).
Председательствующий подпись Н.Г. Кобелева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 июня 2022 года
Копия верна. Судья Н.Г. Кобелева
Решение15.06.2022