НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Славянского городского суда (Краснодарский край) от 20.11.2004 № 2А-1134/19

УИД:23RS0045-01-2019-002503-57 К делу №2а-1134/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славянск-на-Кубани 03 октября 2019 года

Славянский городской Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Диденко Д.Ю.,

при секретаре Шестопал Н.С.,

с участием: представителя административного истца -

МИФНС №11 по Краснодарскому краю Красновой О.В.,

действующей на основании доверенности (...) от 09.01.2019 года, предоставившей диплом серии (...) от 27.04.2002 года, регистрационный (...) и свидетельство о заключении брака серии (...) от 20.11.2004 года;

административного ответчика Никитенко С.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю к Никитенко С.П. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Никитенко С.П. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, согласно которому указала, что Никитенко С.П. присвоен статус адвоката согласно Распоряжению №74 от 15.11.2006 года, о внесении в реестр адвокатов соответствующих сведений. В соответствие п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов в размере 27990 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год, в размере 23400 рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год, в сумме 4590 рублей. В соответствие ст.75 НК РФ, пени начисляются по день фактической уплаты недоимки. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, общая сумма пени за несвоевременную уплату страховых взносов составила 654 рубля 27 копеек, в том числе: пени в размере 546 рублей 98 копеек за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год; пени в размере 107 рублей 29 копеек, за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику направлено требование о добровольной уплате задолженности (...) от 17.04.2018 года, что подтверждается списком регистрируемых почтовых отправлений. Ранее, Межрайонная ИФНС России №11 по Краснодарскому краю обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании суммы задолженности по страховым взносам и пени. Вынесенный судом судебный приказ от 01.11.2018 года, по делу №2а-1614/18 отменён определением Мирового суда от 08.05.2019 года. Просит суд, взыскать с Никитенко С.П., ИНН (...), задолженность по страховым взносам в размере 27990 рублей за 2017 год, пени в размере 654 рублей 27 копеек, за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю - Краснова О.В. полностью поддержала заявленные административные исковые требования и пояснила суду, что доводы, изложенные Никитенко С.П. в возражениях на административное исковое заявление необоснованны. С 01 января 2010 года, в соответствие ФЗ от 24.07.2009 года, №212-ФЗ, военные пенсионеры из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, обязаны платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной части пенсии. Так как: Определение Конституционного Суда от 24.05.2005 года, №223-0 основывалось на том, что уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации не влияет на размер пенсии военного пенсионера, в связи с тем, что в Законе РФ от 1993 года, №4468-1 разрешено получать только одну пенсию по выбору, даже если гражданин имеет право на получение пенсии по нескольким основаниям. Однако, Законом от 22.07.2008 года, №156-ФЗ в ст.7 Закона №4468-1 были внесены изменения, установившие военным пенсионерам право на одновременное получение пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ». Понятие «фиксированные платежи» в Законе №212-ФЗ, устанавливающее размер и порядок уплаты взносов, исключено. Кроме того, в Закон №167-ФЗ, который до 01.01.10 года, прописывал порядок уплаты взносов, в том числе и для адвокатов, также внесены изменения и понятие «фиксированные платежи» отсутствует. В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года, №250-ФЗ в период с 01.01.2017 года, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов исходя из своего дохода от профессиональной деятельности. При этом адвокаты уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов, в том числе военных пенсионеров, от уплаты за себя страховых взносов (в том числе и ОМС), за исключением периодов, в частности, ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. С доводом Никитенко С.П. о том, что они, якобы, ссылаются на несуществующий ФЗ, согласиться нельзя. В их отзыве имеется ссылка на ФЗ №250, согласно которому введены изменения в ФЗ, НК РФ, в частности: ст.ст.419 и 432. Основной довод МИФНС на возникновение обязанности по оплате страховых взносов военными пенсионерами предусмотрено законодательством в связи с введением Закона №156 ФЗ, который предусматривает получении двух пенсий, в том числе и трудовой и как следствие обязанность по оплате страховых взносов. Что касаемо отправки, то согласно п.6 ст.69, обязанностью налогового органа является подтверждение отправки требования, а не его получение. Просит суд, удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объёме.

Суду Никитенко С.П. предоставлен отзыв, согласно которому он просит суд, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю к нему о взыскании страховых взносов в размере 27990 рублей за 2017 года, пени в размере 654 рублей 27 копеек, отказать. Административный ответчик является военным пенсионером согласно Федеральному закону от 12 февраля 1993 года, №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...», ветераном боевых действий и как военный пенсионер получает медицинское облуживание в специализированных медицинских учреждениях и имеет право на льготы как ветеран боевых действий, согласно ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года. С 15.11.2006 года, административный ответчик стал заниматься адвокатской практикой, согласно Федеральному закону от 31.05.2002 года, №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» - адвокатская деятельность не является предпринимательской, но тем не менее, административным ответчиком ежемесячно выплачиваются налоги в доход государства по результатам адвокатской практики, тем самым, уже соблюдается ответчиком принцип солидарности поколений в пенсионной политике Российской Федерации, хотя для осуществления адвокатской деятельности необходимо арендовать помещение (копия договора аренды прилагается), оплачивать коммунальные услуги, канцелярские принадлежности и т.п., на что также необходимые денежные средства и все эти затраты несёт самостоятельно ответчик, за счёт собственных средств. Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из ч.2 ст.7 Конституции РФ, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определённого возраста и наличии необходимого страхового стажа. Определением Конституционного суда от 24 мая 2005 года, №223-0 сделан вывод о неприменении в отношении работающих военных пенсионеров норм касающихся взимания с них фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, данное положение должно быть учтено в решении суда и дана оценка с учётом того, что получение второй трудовой пенсии по старости является правом военного пенсионера и для её получения законодательно закреплено обязательство наличия пяти лет трудового стажа, всё это приводит к лишению части назначенной военной пенсии, поскольку при отсутствии дохода, вынужден осуществлять уплату страховых взносов за счёт этой пенсии. Никаких требований со стороны Управления ПФ РФ в Славянском районе, налогового органа об уплате страховых взносов в адрес административного ответчика не поступало. Таким образом, административный ответчик, получающий пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 года, №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», не достигших пенсионного возраста, вправе осуществлять в бюджет страховые взносы, для получении трудовой пенсии по возрасту с учётом страховых взносов. Всё это в полной мере согласуется с позицией Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года, №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где дословно отмечено «Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года, N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов. Причём, к моменту этого перерасчёта (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью. Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона №173-ФЗ). Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации». Никитенко С.П. заявленные административные исковые требования полностью не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявленные административные исковые требования и пояснил суду, что на момент перевода его в адвокаты в 2006 году, он являлся пенсионером МВД по выслуге лет и ветераном боевых действий. С адвокатской практики он ежеквартально перечислял в ИФНС 13% со всех доходов. В связи с тем, что имеется поправка ещё в 2005 году, что все военные пенсионеры освобождаются от страховых взносов, но затем судебная практика и законодательство изменилось и теперь ему МИФНС предъявляет требование об уплате обязательных страховых платежей. На данный момент, чтобы получать вторую пенсию, вторая пенсия ему не положена, но и административный истец указал в своём отзыве и ссылается на закон, в котором указано, что на вторую пенсию, так называемые страховые отчисления на индивидуальный счёт при достижении пенсионного возраста для мужчин 60 лет и не менее пяти лет страхового стажа. Он 1962 года рождения и до достижения пенсионного возраста ему нужно ещё три года, таким образом, он не имеет право даже на страховые отчисления согласно действующей форме претендовать, но с него требуют уплаты тех сумм, которые указаны в иске. Административный истец ссылается в своём отзыве на нормативную базу, которая утратила свою силу, а именно ФЗ №212, который прекратил своё действие 01.01.2017 года. С его точки зрения это так же не допустимо, потому как нельзя принять решение на основании утратившего Закона. Согласно действующему законодательству он обязан выплачивать ту фиксированную сумму, согласно МРОТ. Но это относится к тем адвокатам, которые не обладают пенсией по выслуге лет. С его точки зрения, если он обязан выплачивать эти страховые взносы, а это его право, то тогда эти страховые взносы должны быть на какой-то порядок ниже, меньше, чем те адвокаты, которые не обладают статусом как он. Это не его обязанность, а право заключить с УПФ РФ и накапливать и выплачивать эти страховые взносы на свой лицевой счёт, и об этом говорит пункт 9 Пленума Верховного Суда от 2012 года, о Практике рассмотрения судами дел связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии. В ст.2 ФЗ 156 от 2008 года, чётко указано, что федеральные государственные служащие имеющие не менее пяти лет страхового стажа. Просит суд, отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.23 и п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

С 1 января 2017 года, администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет федеральная налоговая служба.

В соответствие пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно ст.432 НК РФ, суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Никитенко С.П. присвоен статус адвоката согласно распоряжению (...) от 15.11.2006 года, о внесении в реестр адвокатов соответствующих сведений, и согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

На основании п.п.1, 2 ст.18 ФЗ от 24.07.2009 года, №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствие п.2 ст.16 ФЗ от 24.07.2009 года, №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», страховые взносы за расчётный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

С 1 января 2010 года, в соответствии с ФЗ от 24.07.2009 года, №212-ФЗ, военные пенсионеры, из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, обязаны платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Определение Конституционного Суда от 24.05.2005 года, №223-0 основывалось на том, что уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации не влияет на размер пенсии военного пенсионера, в связи с тем, что в Законе РФ от 1993 г. №4468-1 разрешено получать только одну пенсию по выбору, даже если гражданин имеет право на получение пенсии по нескольким основаниям. Однако, Законом от 22.07.2008 года, №156-ФЗ в ст.7 Закона №4468-1 внесены изменения, установившие военным пенсионерам право на одновременное получение пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года, №250-ФЗ в период с 01.01.2017 года, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 НК РФ, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов исходя из своего дохода от профессиональной деятельности. При этом, адвокаты уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).

Положениями главы 34 НК РФ, не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов, в том числе военных пенсионеров, от уплаты за себя страховых взносов (в том числе и ОМС), за исключением периодов, в частности: ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы; ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 ч.1 ст.12 Федерального закона №400-ФЗ (п.7 ст.430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды

Никитенко С.П. не уплатил сумму страховых взносов в размере 27990 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год, в размере 23400 рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год, в размере 4590 рублей.

Согласно ст.26 ФЗ от 15.12.2001 года, №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня следующего за установленным днём уплаты взносов.

В соответствие ст.75 НК РФ, пени начисляются по день фактической уплаты недоимки. Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ.

В связи с неисполнением административным ответчиком по делу в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, начислена сумма пени в размере 654 рублей 27 копеек, из которой: сумма пени в размере 546 рублей 98 копеек - за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Фиксированном размере на выплату страховой пенсии, за 2017 год; сумма пени в размере 107 рублей 29 копеек - за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, за 2017 год.

В целях соблюдения досудебного порядка, Никитенко С.П. направлено требование о добровольной уплате задолженности (...) от 17.04.2018 года, что подтверждается списком регистрируемых почтовых отправлений. Данное требование оставлено Никитенко С.П. без исполнения.

Ранее, инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Никитенко С.П. страховых взносов, однако, определением Мирового судьи судебного участка №86 г. Славянска-на-Кубани от 08.05.2019 года, судебный приказ по делу № 2а-1614/2018 от 01.11.2018 года, о взыскании с Никитенко С.П. в пользу Межрайонной ИФНС №11 по Краснодарскому краю за 2017 год, суммы налога по страховым взносам в размере 27990 рублей и суммы пени в размере 654 рублей 27 копеек, суммы государственной пошлины в доход государства в размере 529 рублей 66 копеек, отменён.

В соответствие п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, с Никитенко С.П. подлежит взысканию неоплаченная сумма государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 1059 рублей 33 копеек.

Таким образом, в судебном заседании, заявленные Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю административные исковые требования нашли своё подтверждение, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объёме как законные и обоснованные, подтверждающиеся материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Никитенко С.П., проживающего по адресу: (...), в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю: сумму задолженности по страховым взносам за 2017 год, в размере 27990 рублей; сумму пени за несвоевременную уплату в бюджет страховых взносов в размере 654 рублей 27 копеек. Всего взыскать сумму денежных средств в размере 28644 рублей 27 копеек.

Взыскать с Никитенко С.П. в доход местного бюджета сумму денежных средств, в качестве оплаты суммы государственной пошлины в размере 1059 рублей 33 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Копия верна:

Согласовано: судья Диденко Д.Ю.