НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Славянского городского суда (Краснодарский край) от 04.12.2018 № 2А-1171/18

к делу 2а-1171/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Славянск-на-Кубани 04 декабря 2018 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Радионова А.А., при секретаре Самарь Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Краснодарскому краю ФИО2 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Представитель административного истца, надлежаще уведомленного о месте времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю. Также от представителя истца поступили уточнения к иску, согласно которым автомобиль Лексус GS 300 с государственным регистрационным знаком (...) зарегистрирован на имя ФИО1 30.12.2013. Полагает, что у налогоплательщика ФИО1 обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год возникла 01.12.2015. Данные в отношении ФИО1 о праве собственности на указанный автомобиль получены налоговым органом из регистрирующих органов в феврале 2017 года. Кроме того, в собственности за ФИО1 числится автомобиль легковой RENAULTSymbol. На основании п.2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении (...) от 12.10.2017, направленном в адрес налогоплательщика, налоговым органом исчислен налог за 2014 год в сумме 16650 рублей. В связи с неуплатой сумм налога ФИО1 18.12.2017 выставлено требование (...) об уплате сумм налога и пени. ФИО1 это требование за 2014 год не исполнил. Кроме того ФИО1 является пользователем интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с 28.03.2015, таким образом налогоплательщик был надлежащим образом уведомлен о сумме исчисленного налога, однако не исполнил в полном объеме требование об уплате налога и пени от 18.12.2017 (...). Недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона №436 - ФЗ, то есть на 28.12.2017. Срок уплаты транспортного налога за 2014 год - (...), следовательно на 01.01.2015 отсутствовали начисления по транспортному налогу за 2014 год в связи с тем, что в соответствии с п.2 ст.362 НК РФ сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти. Поскольку сведения о собственности ФИО1 на автомобиль были получены лишь в феврале 2017 года, ему в соответствии со ст.52 НК РФ был исчислен транспортный налог за три года. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС №11 по КК транспортный налог за 2014 год в суме 16650 рублей, пени по транспортному налогу 199 рублей 95 копеек.

Административный ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представив возражения относительно иска, из содержания которых следует, что налоговое уведомление (...) от 12.10.2017 и требование (...) от 18.12.2017 он не получал. Просит отказать в удовлетворении иска налогового органа.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Вышеуказанные органы представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Судом установлено, что ФИО1 с 30.12.2013 является собственником транспортного средства Лексус GS300, а с 2016 года -собственником транспортного средства RENAULTSymbol, что подтверждено материалами дела.

В силу положений ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

На основании ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.3 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 №639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» (в редакции от 02.10.2013), действующей с 01.01.2014 до 01.01.2015), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты административным ответчиком транспортного налога за 2014 год истек 01.11.2015.

Ст. 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п.2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки - (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев* количество месяцев, за которое производится расчет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу п.2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из пп. 7 п.1 ст.32 НК РФ, обязанностью налоговых органов является, в том числе, направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление.

В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Данная норма определена также в Письме МНС России от 06.11.2002 №НА-6-21/1704 «О транспортном налоге». Так, абз.6 раздела «Сроки уплаты транспортного налога» определено, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления.

Как указал в своем определении от 23.11.2017 №2519-О Конституционный Суд РФ, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно налоговому уведомлению (...) от 12.10.2017 налоговым органом налогоплательщику исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме 16 650 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно требованию (...) от 18.12.2017 ФИО1 выставлена задолженность по транспортному налогу общей суммой 51154,09 рублей. Срок исполнения требования установлен до 19.01.2018.

Доказательства направления как налогового уведомления, так и требования об уплате налога за 2014 год в адрес ФИО1 административным истцом в суд не представлены.

Доводы представителя налогового органа о том, что ФИО1, являясь с 28.03.2015 пользователем интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», знал об исчисленном транспортном налоге за 2014 год, суд не может признать обоснованными, ввиду того, что факт регистрации ФИО1 на вышеуказанном интернет-сервисе не может служить доказательством отправки ему административным истцом и получения административным ответчиком уведомления либо требования об уплате налога в виде электронного документа.

24.04.2018 мировым судьей судебного участка №84 гор.Славянск-на-Кубани вынесен судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонная ИФНС №11 по КК с ФИО1 транспортного налога на основании требования от 18.12.2017 (...) в сумме 50 930 рублей, пени в сумме 224 рублей 09 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка №84 гор.Славянск-на-Кубани от 07.06.2018 судебный приказ отменен по заявлению должника в связи с несогласием относительно его исполнения.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку материалами дела установлено, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2014 год, а также требование об уплате налога в адрес ФИО1 не направлялись, а обязанность уплаты указанного налога в силу приведенных выше правовых норм и разъяснений действующего законодательства возникает только после получения налогоплательщиком уведомления, у Межрайонной инспекции ФНС России N 11 не имелось правовых оснований для предъявления ФИО1 требования об уплате налогов.

На основании изложенного суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС №11 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в месячный срок со дня его вынесения.

Копия верна:

Согласовано: судья Радионов А.А.