Дело № 2-№/2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года г. Славск
Славский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Радченко И.И.,
при секретаре Кротко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чудаковой Ирины Васильевны к администрации МО «Славский городской округ», о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому
УСТАНОВИЛ:
Чудакова И.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Славский городской округ» о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому указав, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она проживает совместно со своей семьей.
Из иска следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. истец обращалась в администрацию МО «Славский городской округ» с письменным заявлением, в котором просила выполнить работы по газификации вышеуказанного жилого дома. На указанное заявление ответчиком был направлен письменный ответ, где указано, что Проект газификации г.Славска Калининградской области реализован, строительно-монтажные работы завершены, и домовладение истца не включено ответчиком в программу газификации города, бюджетное финансирование его газификации не предусмотрено, выполнить работы по газификации жилого дома не представляется возможным в связи с отсутствием лимитов финансирования. Ответчик предложил вариант самостоятельно, за свой счет решить вопрос проектирования и монтажа газопровода, подключения дома к газораспределительной сети.
Истец считает, что реализация указанной программы газификации г.Славска осуществлялось администрацией МО «Славский городской округ» на основании возложенных на неё законом публичных полномочий. Указанная выше программа подразумевает газификацию всего города, в том числе индивидуальных жилых домов, стоящих на государственном кадастровом учете, а не включение в неё объектов на усмотрение администрации МО «Славский городской округ». Отсутствие лимитов финансирования, как указал ответчик в своем ответе, не может являться законной причиной отказа в газификации индивидуального жилого дома, т.к. проведение указанных работ является обязанностью органа местного самоуправления в силу закона.
По мнению истца, администрация МО «Славский городской округ», безо всяких обоснований, немотивированно, игнорируя ее интересы и гражданские права, превратно понимая смысл осуществления публичных полномочий власти местного самоуправления, отказала во включении ее дома в программу газификации города Славска. Такими дискриминирующими действиями, администрация МО «Славский городской округ» поставила Чудакову И.В. и ее семью, в неравное положение с другими жителями города, которым обеспечила доступ к системе газоснабжения и возможность получения доступного теплоносителя, бесплатно. В своем ответе администрация МО «Славский городской округ» предлагает самостоятельно за свой счет решать вопросы газификации жилого дома, но при этом не обосновывает, по каким причинам в отношении истца применен такой дискриминационный подход, и ее дом не включен в программу газификации города, наряду с другими объектами.
Такая ситуация, по мнению Чудаковой И.В., указывает на явное нарушение ее прав, носящее дискриминационный характер в сравнении с иными жителями город.
Чудакова И.В. просит суд обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение к жилому дому <адрес> газопровод в срок до ДД.ММ.ГГГГ года и профинансировать данные работы.
В судебном заседании Чудакова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Дополнила, что жилой дом был в ДД.ММ.ГГГГ году построен на земельном участке, который был выделен под строительство жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ году. Затем, в ДД.ММ.ГГГГ году был заключен договор о технологическом присоединении к электрическим сетям. В ДД.ММ.ГГГГ году дому и земельному участку был присвоен адрес. То есть, при проектировании газопровода, по вине администрации ее дом не был включен в план, хотя она устно неоднократно обращалась по этому вопросу к ответчику, то есть, нарушены ее права. Считает, что подвод газа, должен быть осуществлен ответчиком до дома, а не до границ земельного участка, а сумма затрат на эту работу, около 500 тыс. руб., для бюджета администрации, не является значительной.
Представитель ответчика, администрации МО «Славский городской округ» по доверенности Хрущев С.А., с иском не согласился. Пояснил, что действительно не все дома в г. Славске газифицированы. Подтвердил, что дом, принадлежащий истцу был построен в ДД.ММ.ГГГГ году, и должен был быть внесен в план газификации г. Славска, однако в перечне жилых домой, подлежащих подключению его не было. Дополнил, что администрация готова осуществить подвод газа, но до границ земельного участка, на котором расположен жилой дом. А затем, истец самостоятельно осуществит подвод до дома. Кроме этого, считает, что срок на осуществление этих работ, который указан в иске – до ДД.ММ.ГГГГ года недостаточен, и просит его увеличить.
Заслушав мнение сторон, изучив представленные документы и материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьёй 2 Конституции РФ провозглашено - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Статьей 7 Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-. и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-0, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, Конституция Российской Федерации одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1), а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (статья 15, часть 2). Из этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76 (части 1 и 2) следует, в частности, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в ряде его Постановлений, в том числе от 16 октября 1997 года N 14-П и от 30 ноября 2000 года № 15-П.
К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит организацию в границах городского округа газоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 16).
Газоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере газоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Соответственно, такое правовое регулирование отвечает самой природе и конституционному назначению местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и как таковое не может рассматриваться как нарушающее конституционные права местного самоуправления.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере газоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции закона 27.12.2009 года, то есть действующей на момент возникших между сторонами правоотношений), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 года № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по строительству газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области.
В разделе 5 Программы предусмотрен механизм реализации Программы, в соответствии с которым, реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
В свою очередь в муниципальных образованиях Калининградской области должны быть разработаны и приняты муниципальные программы газификации соответствующих муниципальных образований на определенный период, в соответствии с которыми Администрации соответствующих муниципальных образований реализуют политику газоснабжения на территории соответствующих муниципальных образований.
Постановлением администрации МО «Славский городской округ» № 1444 от 19 октября 2015 года утверждена программа «Газификации населенных пунктов МО «Славский муниципальный район» на 2015-2020 г.г., в которую Постановлением № 1547 от 23 августа 2018 года администрацией МО «Славский городской округ» внесены изменения./л.д.63-80/
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что на основании Постановления администрации МО «Славский муниципальный район» № 828 от 05.08.2014 года, Чудаковой И.В. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения индивидуального жилого дома, местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №./л.д.13,30-39/
ДД.ММ.ГГГГ года администрацией МО «Славский муниципальный район» выдано Разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>» на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, в соответствии с градостроительным планом № RU 3930400-45/14 от 17.09.2014. Срок действия разрешения до 22.09.2024 года. /л.д.51/
Далее, истцом, ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор с ОАО энергетики и электрификации «Янтарьэнерго» № № (ВЭС) об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям, для электроснабжения жилого дома по адресу <адрес> (кадастр. №),/л.д.52-56/. ДД.ММ.ГГГГ года между вышеуказанными сторонами составлен Акт № 1 о технологическом присоединении./л.д.57/. ДД.ММ.ГГГГ года между ОАО «Янтарьэнергосбыт» и Чудаковой И.В. заключен договор энергоснабжения жилого дома./л.д.58-61/
Согласно Постановления администрации МО «Славский городской округ» № 2683 от 22.12.2017 года земельному участку с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – для размещения индивидуального жилого дома, принадлежащему на праве аренды Чудаковой И.В. присвоен адрес: <адрес>. Аналогичный адрес присвоен также и жилому дому, расположенному на вышеуказанном земельном участке./л.д.22/
Как пояснила истец Чудакова И.В., жилой дом, на земельному участке с кадастровым номером №, был ею построен в ДД.ММ.ГГГГ году. Указанные обстоятельства согласуются с представленными суду документами, и не оспариваются ответчиком.
Также истец пояснила, что неоднократно, устно, обращалась в администрацию по вопросу газификации ее жилого дома. А в ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в Администрацию МО «Славский городской округ» с письменным заявлением, в котором просила выполнить работы по газификации вышеуказанного жилого дома. /л.д.14/Однако ей было отказано, со ссылкой на отсутствие финансирование и реализацией проекта газификации г. Славска, предложено самостоятельно обратиться в ОАО «Калининградгазификация» с заявлением о присоединении к существующему газопроводу. /л.д.15/
Судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что именно Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе являлась заказчиком по выполнению работ в рамках программы газификации г. Славска. Следовательно, для включения объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация, являясь заказчиком работ, подготовила заявку с полным пакетом документов (включая разработку рабочей документации, проектно-сметной документации, государственной экспертизы проектно-сметной документации и тп.).
С учетом утвержденной, в установленном порядке проектной документации, Министерство экономического развития Российской Федерации, после проверки соответствия перечню и законодательству предоставленных от Калининградской области и муниципального образования документов, выделило средства федерального бюджета в форме субсидий на строительство указанных в перечне объектов. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в свою очередь, довело предусмотренное финансирование из федерального бюджета до Администрации.
Из указанного выше следует, что вопрос включения или не включения спорного жилого дома, собственником которого и в котором в котором проживает истец Чудакова И.В. в программу газификации муниципального образования является исключительными полномочиями Администрации. То есть, субсидия из федерального бюджета предоставлялась по информации и комплекта документов, полученных от администрации, т.е. по результатам разработанной Администрацией проектной документации. Как указано выше, и не оспаривается сторонами, спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в программу газификации муниципального образования, Администрацией не был включен. Данное обстоятельство также подтвердил представитель ответчика.
На основании изложенного, с учетом полномочий, возложенных на Администрацию МО «Славский городской округ» Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», именно администрация МО «Славский городской округ» уполномочена на организацию газоснабжения в г. Славске к спорному объекту капитального строительства, по индивидуальному проекту, которая должна быть осуществлена за счет собственных средств Администрации
С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку на момент разработки проектной документации газопровода ответчик располагал достоверной информацией о том, что земельный участок по адресу: Калининградская область г. Славск ул. Тенистая Аллея, 18, на 2014 года, имеет адрес, принадлежность, обозначенные границы, был выделен под строительство жилого дома, и жилой дом был построен в 2015 году, поэтому к нему должно было быть запроектировано подведение газовых сетей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чудаковой Ирины Васильевны удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение и обеспечить финансирование на подведение газопровода к жилому дому <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2021 года.
Судья - /И.И.Радченко