Дело № 2а-626/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года
город Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре С.О. Плужниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю к Трубицыну Александру Николаевичу о взыскании задолженности по имущественным налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трубицыну Александру Николаевичу о взыскании задолженности по имущественным налогам, указав, что согласно сведениям, представленным Управлением ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, административный ответчик в 2014, 2016 годах владел земельными участками, расположенными по адресу: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговое уведомление от 30.08.2017г. № направлялось административному ответчику, однако налог своевременно уплачен не был. Расчет был произведен следующим образом: сумма земельного налога = налоговая база (кадастровая стоимость) х доля в праве х налоговая ставка: 1) земельные объекты (участки), <адрес>, кадастровый №:№ - 855,00 (за период 2014 год), данная сумма образовалась следующим образом: а) исчислено по уведомлению № № - 4 683,00 = 312 173,00 х 1 х 1,50 %; б) в адрес налогоплательщика ранее направлялось налоговое уведомление от 07.04.2015г. №, с исчисленной суммой земельного налога за данный объект в размере 3 828,00 рублей (рассчитанной, исходя из кадастровой стоимости 255 204,00 рублей), данная сумма была взыскана в судебном порядке по делу № 2а-58/2017. Таким образом, в рамках настоящего административного искового заявления задолженность за период 2014 год, составила: 4 683,00 - 3 828,00 = 855,00 рублей. 6 263,00 (за период 2016год) = 417 509,00 х 1 х 1,50 %. 2) Земельные объекты (участки), <адрес>, кадастровый №, 58 513,00 (за 2016год) = 3 900 840,00 х 1 х 1,50 %.
За несвоевременную уплату земельного налога на основании ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога.
Расчет пени произведен по следующей формуле: Пеня за период = недоимка х число дней просрочки х ставку пени, таким образом, 2,12 (с 02.12.2017 по 10.12.2017 за 2014 год) = 855,00 х 9 х 0,000275 160,32 (с 02.12.2017 по 10.12.2017 за 2016 год) = 64 776,00 х 9 х 0,000275.
Недоимка по налогу на землю за 2014, 2016 годы составила: налогов (сборов) 65 631,00 руб.; пени 162,44 руб.
Согласно налоговому уведомлению за 2014, 2016 годы от 30.08.2017г. №: - по земельному налогу - налогов (сборов) составило 116 486,00 руб.
На основании того, что данные суммы не были своевременно оплачены и в соответствии со ст. ст. 69 и 70 НК РФ должнику направлялось по почте заказной корреспонденцией (через личный кабинет) требование об уплате налога, пени по состоянию на 11.12.2017г. № 7770, которое на сегодняшний день исполнено частично. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Славгорода Алтайского края с заявлением от 25.02.2018г. № (поступило в суд 25.04.2018г.) о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по имущественным налогам физических лиц в отношении Трубицына Александра Николаевича. Судебный приказ выдан 30.04.2018г., копия приказа в соответствии с ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ направлена должнику. От должника поступили возражения относительно его исполнения, что в соответствии с ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ влечет отмену судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Славгорода Алтайского края от 01.06.2018г. по делу № 2а-676/2018 вышеуказанный судебный приказ о взыскании задолженности по имущественным налогам был отменен.
На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю с Трубицына Александра Николаевича задолженность по земельному налогу в размере 65793 рубля 44 копейки, в том числе: по земельному налогу за 2014, 2016 годы налогов (сборов) 65 631,00 руб.; пени 162,44 руб.
Определением суда от 24.10.2018г. административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю, действующий на основании доверенности, Ус А.В., доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме, уточненные исковые требования о взыскании в пользу истца с ответчика задолженность в размере 59514 рублей 94 копейки, в том числе: по земельному налогу за 2014, 2016 годы налогов (сборов) 59368 рублей 00 копеек; пени 146 рублей 94 копейки, поддержала, данные требования просила суд удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании с доводами истца не согласился пояснив, что за 2014г. налоги оплатил, а перерасчет производить за предыдущий период времени, в связи с изменившейся кадастровой стоимостью, истец права не имеет, пояснил, что не произвел оплату по земельному налогу за 2016г. в отношении объекта – <адрес>, поскольку обращался в соответствующую комиссию оспаривая кадастровую стоимость данного объекта, данные требования ответчика были удовлетворены, однако истцом данная информация к сведению принята не была.
Представитель административного ответчика А.Н. Иськов позицию своего доверителя поддержал в полном объеме, против удовлетворения требований истца возражал.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 389 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно положения ст. 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса РФ (п.2 ст.45 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу части 3 данной статьи, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, административный ответчик является налогоплательщиком.
С исковыми требованиям налоговый орган обратился обосновывая их тем, что в 2014, 2016 годах административный ответчик владел земельными участками расположенными по адресам: <адрес>, кадастровый № и <адрес>, кадастровый №.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пп.9 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым законодательством.
Во исполнение вышеуказанных требований закона административному ответчику, налоговым органом, было направлено налоговое уведомление № от 30.08.2017г. о необходимости оплатить земельный налог за 214 и 2016 годы, факт направления указанного уведомления подтверждается соответствующим списком № (л.д. 18-20), в уведомлении перечислены земельные участки указанные в административном исковом заявлении.
По причине неисполнения ответчиком обязанности по оплате налогов по налоговым уведомлениям, административному ответчику, налоговым органом, было направлено налоговое требование № от 11.12.2017г. о необходимости оплатить земельный налог, факт направления указанного требования подтверждается соответствующим списком № (л.д. 15-16).
Поскольку ответчиком обязательства по уплате налогов не были исполнены, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Славгорода с заявлением о выдаче судебного приказа, который выдан мировым судьей 30.04.2018г., однако в связи с поступлением возражений от ответчика, определением мирового судьи от 01.06.2018г. вышеуказанный судебный приказ был отменен (л.д. 14).
Доказательств исполнения административным ответчиком обязательства по оплате земельного налога, в части заявленной истцом, суду представлено не было, более того административный ответчик в судебном заседании пояснил, что действительно оплатил только земельный налог за 2016г. в отношении участка расположенного по <адрес> в размере 6263 рубля 00 копеек, в отношении иного объекта за 2016г. не уплачивал, также ответчик пояснил, что вышеуказанное недвижимое имущество принадлежало и принадлежит ему на праве собственности, что в частности подтверждается сведениями Росреестра.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик был уведомлен об имеющейся задолженности по вышеуказанному виду налога, своевременно получал налоговое уведомление и требование, однако являясь налогоплательщиком и имеющим в собственности ранее перечисленное недвижимое имущество в период времени указанный истцом в иске (2016г.), что опровергнуто ответчиком не было, обязательства по оплате налога, не исполнил ни после получения налогового уведомления, ни после получения налогового требования.
С учетом установленных обстоятельств, требования административного истца о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по земельному налогу и пени за 2016г. в размере 58657 рублей 82 копейки (в том числе налог – 58513 рублей 00 копеек и пени – 144 рубля 82 копейки), суд находит обоснованными.
Доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства, представлены административным ответчиком не были, иных доказательств, ходатайств, административным ответчиком, в ходе судебного разбирательства, не заявлялось и не представлялось.
Разрешая требования истца о взыскании суммы доначисленного земельного налога и пени за 2014г. в размере 857 рублей 12 копеек (налог – 855 рублей 00 копеек, пени – 2 рубля 12 копеек), суд учитывает следующее.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что за 2014г. земельный налог с административного ответчика взыскан решением суда, однако в 2016г. поступили изменения кадастровой стоимости объектов, в связи с чем истцом доначислен налог и пеня за 2014г. в указанном размере.
Указанные доводы истца нашли свое подтверждение, так согласно решения Славгородского городского суда по делу № 2а-58/2017 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю к Трубицыну Александру Николаевичу о взыскании недоимки по имущественным налогам, требования истца удовлетворены; взыскана с Трубицына Александра Николаевича, проживающего по адресу: <адрес> задолженность по земельному налогу за 2011-2014 годы в сумме 146 082 руб. 57 коп.; по налогу на имущество за 2011 год в сумме 650 руб. 93 коп., всего взыскано 146733 руб. 50 коп. Апелляционным определением Алтайского краевого суда 21.06.2017г., указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Административный ответчик и его представитель в судебном заседании против удовлетворения данного требования (о взыскании доначисленного земельного налога за 2014г.) возражали, ссылаясь на нарушение прав налогоплательщика.
Суд соглашается с позицией административного ответчика и его представителя, учитывает следующее.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в определении № 212-О от 09.02.2017г., налоги, будучи необходимой экономической основой существования и деятельности Российской Федерации как правового, демократического и социального государства, условием реализации им соответствующих публичных функций, имеют, таким образом, публичное предназначение, а обязанность их уплаты распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации; за счет налогов, являющихся важнейшим источником доходов бюджета, обеспечивается осуществление социальной политики государства, которое обязано при регулировании налоговых отношений исходить из необходимости защиты прав и законных интересов всех членов общества на основе принципов справедливости, юридического равенства и равноправия.
Правовое регулирование земельного налога должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Таким образом, налоговая база, в том числе на основе которой формируется итоговый размер налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу, связана с такими элементами налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
Федеральными законами от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ и от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, т.е. не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца о взыскании суммы доначисленного земельного налога и пени за 2014г. в размере 857 рублей 12 копеек, надлежит отказать, законных оснований для удовлетворения данных требований, не имеется.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в части требований о взыскании суммы земельного налога за 2016г. в размере 58657 рублей 82 копейки (из которых налог – 58513 рублей 00 копеек и пеня – 144 рубля 82 копейки), в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая результат рассмотрения дела, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, в доход муниципального образования город Славгород Алтайского края, в размере 1959 рублей 73 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю к Трубицыну Александру Николаевичу о взыскании задолженности по имущественным налогам, удовлетворить частично.
Взыскать с Трубицына Александра Николаевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю задолженность по земельному налогу (2016г.) и пени в размере 58657 (Пятьдесят восемь тысяч шестьсот пятьдесят семь) рублей 82 копейки.
Денежные средства перечислять:
Отделение Барнаул г.Барнаул
ИНН №
р/с №
БИК №
КБК – № ОКТМО № (вид платежа - налог, по земельному налогу) – 58513 рублей 00 копеек.
КБК – № ОКТМО № (вид платежа - пеня, по земельному налогу) – 144 рубля 82 копейки.
Взыскать с Трубицына Александра Николаевича государственную пошлину в доход муниципального образования город Славгород в размере 1959 (Одна тысяча девятьсот пятьдесят девять) рублей 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2018 года.
Председательствующий И.Н. Шполтакова