НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сланцевского городского суда (Ленинградская область) от 07.10.2022 № 2-402/2022

Дело № 2-402/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сланцы 07 октября 2022 года

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошелевой Л.Б.,

при секретаре Куркиной И.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Лебедевой Валентины Викторовны к государственному казенному учреждению здравоохранения «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер», Комитету по здравоохранению Ленинградской области о взыскании компенсации за молоко, о внесении изменений в Дополнительное соглашение №1 от 12.01.2022 к трудовому договору №31 от 01.11.2018, об обязании произвести доплату компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными особыми условиями труда, о восстановлении срока для обжалования приказа №85 от 26.03.2020 и отмене приказа №85 от 26.03.2020 и приказа №4 от 12.01.2022, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Лебедева В.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению здравоохранения «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер» (далее - ГКУЗ «ЛОПТД») с требованиями:

1. Взыскать с ГКУЗ «ЛОПТД» компенсацию за молоко с 1 августа 2020 года по 1 ноября 2020 года.

2. Обязать ГКУЗ «ЛОПТД» внести изменения в Дополнительное соглашение № 1 от 12 января 2022 года к трудовому договору № 31 от 01 ноября 2018 года в п.4.1:

Слова: «Компенсационные выплаты, которые рассчитываются от

должностного оклада (оклада, ставке заработной платы) работника: За работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда-8%»

заменить словами:

«Компенсационные выплаты, которые рассчитываются от должностного оклада (оклада, ставке заработной платы) работника: За работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда-80%»

3. Обязать ГКУЗ «ЛОПТД» произвести доплату компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными особыми условиями труда: с 01 ноября 2020 года по 1 сентября 2021 года по 72% ежемесячно от оклада 14900 рублей, а с 01 сентября 2021 года по 01 января 2022 года - по 72 % ежемесячно от оклада 15496 рублей.

4. Восстановить срок для обжалования приказа № 85 от 26 марта 2020 года.

5. Отменить Приказ № 85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» и приказ № 4 от 12 января 2022 года.

6. Взыскать с ГКУЗ «ЛОПТД» компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она осуществляет трудовую деятельность в ГКУЗ «ЛОПТД» в должности уборщика служебных и производственных помещений. Трудовые отношения с работодателем подтверждаются трудовым договором №31 от 01 ноября 2018 года.

Согласно указанному трудовому договору истцу была установлена доплата за вредные условия труда в размере 50% от должностного оклада.

30 декабря 2019 года Дополнительным соглашением № 179 к трудовому договору № 31 от 01 ноября 2018 года было внесено изменение - компенсационная выплата за работу опасными и иными условиями труда была установленная в размере 80%.

С 01 ноября 2020 года при введении новой системы оплаты труда дополнительным соглашением № 117 к трудовому договору от 01 ноября 2018 года выплаты за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда были установлены в размере 4%, а с 01 февраля 2021 года - 8 %.

После получения Положений об оплате труда противотуберкулезного диспансера было установлено, что истцу указанные проценты были занижены с 8 до 4, не выдавалось молоко с июля до ноября 2020 года.

В связи с чем истец обратился с претензией к ответчику, чтобы эти нарушения были устранены.

Согласно ответу администрации диспансера, проценты с 4 до 8 были увеличены с 01.11.2020 года по 01.02.2021 года. В выдаче компенсации за молоко отказано. Хотя в ответе на претензию указано, что право на получение молока Лебедева В.В. получила с 28.07.2020 года.

26 июня 2020 года в результате проведенной специальной оценки труда истцу был установлен класс вредности 3 подкласс 3.2. (вместо подкласса 3.0 по предыдущей аттестации рабочего места). Были установлены, соответственно, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск и молоко, что подтверждается картой № 70 от 29 июня 2020 года специальной оценки труда.

Поскольку подкласс вредности увеличился, а объём выполняемых работ не уменьшился, истец была не согласна с уменьшением процентов за вредность. Она неоднократно обращалась по указанному вопросу к руководству диспансера, однако, ей было сказано, что поскольку она подписала дополнительное соглашение значит согласилась с указанными выплатами.

В связи с чем, истец была вынуждена обратиться в комитет по трудовым спорам в Санкт-Петербурге. 12 мая 2021 года ей дали ответ на претензию из противотуберкулезного диспансера, с которым она не согласна.

Согласно областному закону № 103-оз от 20.12.2019 года « Об оплате труда работников государственных учреждений Ленинградской области» при введении новой системы оплаты труда: «заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до их введения и изменения, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Доплата за вредные условия труда и согласно Трудовому кодексу, Областному закону № 103-оз от 20.12.2019 года и принятому на основании указанного закона Положению об оплате и стимулировании труда противотуберкулезного диспансера Приказом № 156 от 23.06.2020 года при классе вредности 3, подклассе 3.2. должна быть не менее 4 - 8%, то есть законодательными актами и нормативным документом работодателя установлен только минимальный размер процента оплаты за вредность.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" «при реализации в соответствии с положениями ТК РФ в отношении работником, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер».

Объем выполняемых истцом работ не изменился, а класс вредности увеличился, соответственно, работодатель не имел права снижать процент оплаты за вредность с 80% до 8%. Таким образом, с 01 ноября 2020 года не доплачивается 72 % от оклада: с 01 ноября 2020 года по 01 сентября 2021 года от оклада 14 900 рублей, с 01 сентября 2021 года по 01 января 2022 года от оклада 15 496 рублей.

Приказом № 68 от 16 марта 2020 года была создана комиссия по проверке объемов выполняемых работ, после чего приказом № 85 от 26 марта 2020 года дополнительно была вменена в обязанность уборка помещений детского отделения для амбулаторного приема.

В марте 2020 года работникам диспансера дали расписаться в приказе № 85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объема работ в стационарном отделении города Сланцы». Однако, только в декабре 2021 года на судебном заседании по гражданскому делу № 2-51/2022 представителем ответчика были приобщены к делу материалы работы комиссии по проверке объема работ: копии приказов № 68 от 16.03.2020 года, №85 от 26 марта 2020 год, акт от 25.03.2020 года, расчеты площадей к акту, докладная записка. После изучения всех указанных материалов, стало известно, что приказ № 85 от 26 марта 2020 года является незаконным.

Увеличение площадей уборки также нарушает права, поскольку при работе комиссии по проверке объемов работ не был учтен тот факт, что указанные в замерах площади стационара (без учета данных техпаспорта здания диспансера) убираются истцом (как минимум) дважды в день. Не указаны четыре двери и три окна. При работе комиссии не учтен тот факт, что ей приходится раз в неделю делать генеральную уборку мужского туалета. Текущая уборка туалета проводится тоже два раза в день. Кроме того, моются стены в коридоре, туалете, на лестницах, а также окна и двери. Каждые три часа помещения обрабатываются от «Ковида». Помещение детского отделения для амбулаторного приема находится в другом здании, куда ей надо идти после уборки стационара тубдиспансера. Решение администрации диспансера об увеличении истцу объемов работ сделана со ссылкой на Приказ Минздрава РФ от 9.06.2003 года № 230, где указаны только нормы мытья пола (1 раз) и не учтены все остальные работы, которые указаны выше.

Более того, 12 января 2022 года был издан приказ № 4, которым ей добавлено для уборки помещение коридора амбулаторного отделения для детей.

Неправомерными действиями работодателя истцу был причинен моральный вред. Причиненный ей вред выразился в испытываемых нравственных страданиях в связи с постоянным ущемлением её прав. Она нервничает, переживает из-за сложившейся ситуации, тратит силы и время на выяснение причин такого отношения к ней, на восстановление нарушенных прав. Размер компенсации причиненного ей морального вреда оценивает в 200 000 рублей.

Определением суда от 08 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по здравоохранению Ленинградской области (л.д.180).

Истец Лебедева В.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объёме. В обоснование заявленных требований указала, что с 2018 года она работает в ГКУЗ «ЛОПТД» в должности уборщика служебных помещений. При трудоустройстве ей была установлена доплата за вредные условия труда в размере 50% от должностного оклада, затем доплата была увеличена до 80%. При переходе на новую систему оплаты труда со всеми работниками проводились собрания, где разъясняли, как измениться заработная плата, выдавали предварительные расчеты. Однако, хотя она не поняла всех вносимых изменений, но дополнительное соглашение пописала и продолжила работать по новой системе оплаты труда. Полагает, что с учетом изменений класса вредности, работодатель не имел права вменять ей в обязанности уборку дополнительных площадей, а именно: детского отделения и коридора амбулаторного отделения для детей. Она в течении недели дважды в день моет только полы, а также ежедневно проводит генеральную уборку одного из помещений. Несмотря на то, что согласно санитарным правилам генеральная уборка должна проводиться один раз в неделю, но в коллективе достигнута устная договоренность о том, чтобы разделить площади убираемых помещений на несколько частей и проводить генеральную уборку каждый день отдельных помещений, поскольку проведение генеральной уборки всех помещений в один день трудоемко и занимает много времени. Также пояснила, что денежную компенсацию за молоко ей стали выплачивать только после написания заявления, при этом ранее молоко ей никогда не выдавали. Указанные обстоятельства причиняют ей моральный вред, который подлежит компенсации в указанном размере.

Представитель истца Лебедевой В.В. Подперигора Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ГКУЗ «ЛОПТД» при определении объемов работ не было учтено, что Лебедевой В.В. обрабатываются полы, стены, мебель, оборудование с использованием моющих и дезинфицирующих средств не менее двух раз в сутки. Лебедевой В.В. после проведения специальной оценки труда был установлен класс вредности 3 подкласс 3.2 (вместо 3.0). Поскольку подкласс вредности увеличился, а объем выполняемых работ не уменьшился, то она была не согласна с уменьшением процентов за вредность. Также полагала, что с учетом введения новой системы оплаты труда заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой работникам до введения новой системы, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. В связи с изложенным, полагает, что компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда должны составлять также 80%, как было до введения новой системы оплаты труда. В обоснование доводов о восстановлении срока обжалования приказа пояснила, что с приказом № 85 о закреплении объема работ в стационарном отделении города Сланцы от 26 марта 2020 года Лебедева В.В. была ознакомлена своевременно, однако она не была ознакомлена с материалами работы комиссии по проверке объема работ. С данными материалами она ознакомилась только в рамках рассмотрения другого гражданского дела, и только после этого ей стало известно, что приказ является незаконным, в связи с чем просит восстановить срок обжалования указанного приказа и отменить его.

Представитель ответчика ГКУЗ «ЛОПТД» главный врач Голубь Н.В. возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Пояснил, что при трудоустройстве Лебедевой В.В. объем убираемых ею площадей был меньше величины, рассчитанной на одну ставку по должности «уборщик служебных помещений», фактически ею выполнялся объем работ лишь на 0,53 ставки. Несмотря на это, заработная плата ей начислялась в полном объеме, исходя из полной ставки. В 2020 году Комиссией по проверке объемов работ, проведенной в рамках внутреннего финансового аудита, был выявлен факт несоответствия нормативных и фактических объемов выполняемых Лебедевой В.В. работ, объемы её работы были уточнены и вменены в обязанности уборка детского кабинета амбулаторного отделения ГКУЗ «ЛОПТД», который был введен в эксплуатацию 09 марта 2021 года. Денежную компенсацию за молоко Лебедевой В.В. стали выплачивать начиная с 01 января 2021 года, несмотря на то, что заявление о замене бесплатной выдачи молока на денежную компенсацию было написано ею только 15 февраля 2021 года. При введении новой системы оплаты труда в 2020 году неоднократно приезжали специалисты, которые разъясняли работникам, как будет изменена система оплаты труда, представляли сравнительные сведения по размеру заработной платы. При этом Лебедева В.В. никаких возражений по данному поводу ранее никогда не высказывала.

Представитель ответчика ГКУЗ «ЛОПТД» адвокат Филиппинская Е.Л., действующая на основании удостоверения и ордера, возражала против удовлетворения исковых требований, в том числе по доводам, изложенным в письменном отзыве, заявила о пропуске истцом срока исковой давности. Из письменных возражений следует, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Согласно п.7.4.3 Коллективного Договора ГКУЗ «ЛОПТД» и Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н «Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока» (п. 10 Приложения №1 к Приказу), выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Таким образом, денежная компенсация может выплачиваться взамен выдачи молока только в случае если работник письменно обратился к работодателю с просьбой произвести такую замену.

15.02.2021 Лебедева В.В. обратилась к руководству ГКУЗ «ЛОПТД» с письменным заявлением о замене выдачи молока на компенсационную выплату, указав дату начала выдачи - с 01.01.2021. На основании ее заявления, приказом Главного врача ГКУЗ «ЛОПТД» №23-К от 15.02.2021, «О замене бесплатной выдачи молока работника, занятым на работах с вредными условиями труда на денежную компенсацию», именно с 01.01.2021 Лебедевой В.В. была заменена выдача молока на денежную компенсацию.

01.11.2018 между ГКУЗ «ЛОПТД» и Лебедевой В.В. был заключен Трудовой Договор №31, которым ей был установлен должностной оклад в размере 9185 рублей, а также компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере 50%, а с 01.02.2019 - 80% (компенсационные выплаты за опасные и особые условия труда).

В последующем, вплоть до введения новой системы оплаты труда в 2020 году, администрация ГКУЗ «ЛОПТД» регулярно обеспечивала повышение уровня содержания заработной платы Лебедевой В.В.

30.04.2020 Постановлением Правительства Ленинградской области №262, было утверждено новое «Положение о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признания утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» (Далее - Положение), обязывающее государственным учреждениям Ленинградской области до 01.08.2020 принять свое Положение об оплате труда работников, соответствующее Положению №262, обеспечив сохранение или увеличение каждому работнику размера заработной платы при условии сохранения обязанностей работника.

В соответствии с данными требованиями ГКУЗ «ЛОПТД» было утверждено Положение об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер», п.3.2 которого предусматривал устанавливать Работникам учреждений со степенью вредности условий труда 3.2 надбавку за работу с вредными и(или) опасными условиями труда в размере не менее 8%.

Как указано в Коллективом договоре (п.6) оплате труда, материальное поощрение, стимулирующие и компенсационные выплаты осуществляются на основе Положения об оплате труда.

В соответствии с новыми требованиями, с 01.11.2021 оклад Лебедевой В.А. по должности «уборщик служебных помещений» был определен в размере 14 900 рублей (с учетом межуровневого коэффициента – 1,05, определенного по таблице в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих). К должностному окладу применялся повышающий коэффициент специфики территории - 1 (установлен с учетом расположения рабочего месте работника - п.2.10 Положения №262), а также компенсационные выплаты за работу с опасными условиями труда — 8% (исходя из степени вредности условии труда Лебедевой В.В. 3 класс, подкласс 3.2). Размер стимулирующих выплат, был установлен Лебедевой В.В. – 16,08% к должностному окладу.

Таким образом, поскольку внедренная новая система оплаты труда обязывала работодателя обеспечить каждому работнику лишь сохранение или увеличение размера заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат - п.3 Положения) работодателем в отношении всех работников, в том числе и Лебедевой В.В., были сохранены прежний размер заработной платы, который у нее составил: 17 892 рубля.

Именно такие условия и были внесены в трудовое соглашение с Лебедевой В.В.

Предварительно ознакомившись с новой системой оплаты, Лебедева В.В. добровольно подписала соглашение с работодателем об изменении условий оплаты труда, следовательно, выразила согласие на продолжение трудовых отношений (о чём имеется её расписка от 02.07.2020 года).

Указание Лебедевой В.В. в исковом заявлении на увеличение класса вредности условий ее труда не соответствует действительности, поскольку изменился только подкласс, что не влияет на изменение самого класса вредности и не является ухудшением условий труда Лебедевой В.В.

Таким образом, установленная Лебедевой В.В. компенсирующая надбавка за вредность и опасные условия труда в размере 8%, осуществлялась с соблюдением положений трудового законодательства и, соответственно, не нарушала прав Лебедевой В.В.

Приказом Главного врача ГКУЗ «ЛОПТД» Ю.В. Корнеева от 26.03.2020 года №85 «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» за Лебедевой В.В. были закреплены следующие объемы работ по уборке помещений: помещения стационарного отделения, для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя: (МЛУ): коридора, сестринского поста, туалетов, помещения детского отделения для амбулаторного приема (за исключением аптечного склада, архива и коридора); лестницы: лестничного марша с 1 на 2 этаж, что фактически соответствовало объему 1 должностного оклада (1 ставке), поскольку согласно приказа Минздрава РФ от 09.06.2003 г №230 и п.2.2.36 санитарно-эпидемиологических требований к организациям (СанПиН 2.1.3.2630-10), за «уборщиком производственных и служебных помещений» из расчета 1 ставки, должны быть закреплены следующие площади:

- 250 кв.м деревянных полов,

- 350 кв.м полов, покрытых керамической плиткой,

- 425 кв.м полов, покрытых линолеумом,

- 550 кв.м переходов и туннелей, соединяющих здания.

С учетом уборки полов, окон, дверей, стен суммарный расчет уборки всей площади служебных помещений, вмененных в обязанности Лебедевой В.В. составил величину, не превышающую 1 ставку по должности «уборщика служебных помещений».

Между тем, фактически амбулаторное отделение для детей было введено в эксплуатацию 09 марта 2021 года.

Следовательно, вопреки требованию трудового законодательства, обязывающего работодателя предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (ст.22 ТК РФ), до 09 марта 2020 года, Лебедевой В.В. выполнялся объем работ, соответствующий лишь 0,53 ставки.

В связи с тем, что 25 марта 2020 года Комиссией по проверке объемов работ, проведенной в рамках внутреннего финансового аудита (Приказ по учреждению от 16 марта 2020 года №68), был выявлен факт несоответствия нормативных и фактических объемов, выполняемых Лебедевой В.В. работ, объемы ее работ были уточнены: ей вменены в обязанность уборка детского фтизиатрического кабинета амбулаторного отделения ГКУЗ «ЛОПТД» (помещение детского отделения для амбулаторного приема (за исключением аптеки, архива и коридора).

Таким образом, с учетом изданного Приказа по Учреждению № 85 от 26 марта 2020 года с 01 апреля 2020 года обязанность работодателя по обеспечению Лебедевой В.В. объемами работ до 1,00 ставки была достигнута.

Кратность уборок определена СанПин для противотуберкулезных учреждений и продолжительностью рабочего дня - 6 часов. Таким образом, объем выполняемых работ Лебедевой В.В. по уборке служебных помещений ЛОПТД соответствует требованиям СанПина и нагрузке по должности «уборщика служебных помещений».

Вместе с тем, в соответствии со ст.392 ТК РФ, сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляют: 1 месяц со дня ознакомления приказа об увольнении; 3 месяца со дня, когда работник узнал (должен был узнать) о нарушении права; 1 год со дня установленного срока выплаты (невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат), причитающихся работнику.

Так, согласно акту проверки объемов работ 25 марта 2020 года было выявлено несоответствие выполняемых Лебедевой В.В. работ штатным ставкам, после чего, приказом от 26 марта 2020 года №85 за Лебедевой В.В. были закреплены дополнительные помещения для уборки.

Также, по мнению Лебедевой В.В., денежной компенсации за молоко она была лишена с 01 августа 2020 года.

Следовательно, о нарушенных правах Лебедева В.В. должна была знать не позднее 26 марта 2021 года (по истечении года с момента ознакомления с приказом) и 01 августа 2021 года, соответственно.

Претензия по этому поводу истцом была направлена ответчику только 29 декабря 2021 года, то есть за истечением срока исковой давности, при этом Лебедевой В.В. не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ.

Представитель ответчика Комитета по здравоохранению Ленинградской области в суд не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. (л.д. 200)

С учетом изложенного на основании ст.ст. 113, 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Таким образом, гарантируя защиту от принудительного труда, законодатель предусмотрел запрет на одностороннее изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя без согласия работника, а также предоставил работнику ряд других гарантий, в том числе минимальный двухмесячный срок (если иной срок не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации) уведомления работника работодателем о предстоящих изменениях и о причинах, их вызвавших.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и законных интересов сторон трудового договора, имеет целью обеспечить работнику возможность продолжить работу у того же работодателя либо предоставить работнику время, достаточное для принятия решения об увольнении и поиска новой работы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 2052-О, от 25 мая 2017 года № 1041-О, 25 сентября 2014 года № 1853-О, от 29 сентября 2011 года № 1165-О-О).

Отношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений Ленинградской области, регулирует Областной закон Ленинградской области от 20 декабря 2019 года № 103-оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Ленинградской области".

В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного закона Правительство Ленинградской области утверждает с учетом мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) Ленинградской области Положение о системах оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности, устанавливающее:

межуровневые коэффициенты;

порядок определения размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников и повышающих коэффициентов к ним (в том числе для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений);

размеры и порядок установления компенсационных выплат;виды и порядок установления стимулирующих выплат.

В соответствии с п. 5 ст. 3 того же Закона оплата труда работников (включая руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений) включает в себя:

должностные оклады (оклады, ставки заработной платы);

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты.

Как следует из материалов дела, во исполнение областного закона от 20 декабря 2019 года №103-оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Ленинградской области" Правительство Ленинградской области своим Постановлением от 30 апреля 2020 года № 262 утвердило Положение о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности, а также обязало государственные учреждения Ленинградской области принять положения об оплате труда работников в соответствии с утвержденным Положением.

Согласно трудовому договору №31 от 01 ноября 2018 года ГКУЗ «ЛОПТД» и Лебедева В.В. заключили договор по основной работе. Срок начала действия трудового договора определен 01 ноября 2018 года. Работник принимается на работу в стационарное отделение на ставку в должности уборщицы служебного помещения. Работнику устанавливается должностной оклад в размере 9 185 рублей 00 копеек; компенсационная выплата за работу с опасными или иными условиями труда в размере 50% от должностного оклада, что составляет 4592 рубля 50 копеек. Итого оплата труда в месяц составляет 13 777 рублей 50 копеек (л.д. 74-76).

Согласно должностной инструкции уборщицы служебных помещений, утвержденной главным врачом ЛОПТД 10 января 2017 года, в обязанности Лебедевой В.В. входит осуществление уборки служебных помещений, коридоров лестниц, санузлов, а также она должна удалять пыль, мыть стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель и ковровые покрытия.

Дополнительным соглашением от 01 января 2019 года к трудовому договору №31 от 01 ноября 2018 года («эффективный контракт») внесены изменения в пункт 4 трудового договора заключенного с Лебедевой В.В. и с 01 января 2018 года работнику устанавливается должностной оклад 9 555 рублей, компенсационные выплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда выплата в размере 50% - 4 777 рублей 50 копеек. Итого оплата труда в месяц составляет 14 332 рубля 50 копеек (л.д. 77-78).

Дополнительным соглашением №179 от 30 декабря 2019 года внесены изменения в трудовой договор №31 от 01 ноября 2018 года заключенный между ГКУЗ «ЛОПНД» и Лебедевой В.В., а именно изложены в новой редакции пункты договора:

- подпункт 4.1 работнику устанавливается должностной оклад в размере 9940 рублей 00 копеек в соответствии с расчетной величиной 9 940 рублей 00 копеек, межуровневым коэффициентом -1,0 и объемом работы - 1,0 ставка;

- подпункт 4.2 – компенсационная выплата за работу с опасными и иными условиями труда (отраслевое повышение) 80% от должностного оклада, что составляет 7 952 рубля 00 копеек.

Итого оплата труда в месяц составляет 17 892 рубля 00 копеек. Соглашение вступает в силу с 01 января 2020 года. (л.д. 79-81).

Дополнительным соглашением №117 от 01 ноября 2020 года внесены изменения в трудовой договор №31 от 01 ноября 2018 года заключенный между ГКУЗ «ЛОПНД» и Лебедевой В.В., а именно изложены в новой редакции пункты договора:

- подпункт 4.1 работнику устанавливается должностной оклад (ставка заработной платы) в размере 14 900 рублей 00 копеек в соответствии с тарифной ставкой и объемом работы – 1 ставка.

К должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) работника применяется повышающий коэффициент специфики территорий и повышающий коэффициент уровня квалификации. Размер выплат работнику по повышающим коэффициентам к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) повышающий коэффициент специфики территории для работника – 1,3.

Компенсационные выплаты, которые рассчитываются от должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) работника: за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – 4% (л.д. 82-84).

С данным дополнительным соглашением Лебедева В.В. была ознакомлена 22 декабря 2020 года, о чем имеется её собственноручная подпись. Замечаний, возражений при подписании соглашения от Лебедевой В.В. не поступило.

Пунктом 2.10 Постановление Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2020 года № 262 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" установлено, что повышающий коэффициент специфики территории устанавливается в зависимости от расположения постоянного рабочего места работника в соответствии с условиями трудового договора с работником в том числе в 4 группе включающей в себя территорию Ленинградской области (прочие работники, кроме медицинских работников учреждений здравоохранения, осуществляющих координацию деятельности медицинских организаций Ленинградской области по соответствующему профилю) коэффициент специфики территории установлен 1,0.

Пунктом 2.1. Постановления Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2020 года № 262 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" определено обеспечить приведение в соответствие с Положением положений об оплате труда работников государственных учреждений Ленинградской области, в отношении которых они исполняют функции и полномочия учредителя (далее - подведомственные учреждения), без увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплаты персоналу государственных казенных учреждений, предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в части расходов на оплату труда работников.

Пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2020 года № 262 обязывает государственные учреждения Ленинградской области до 1 августа 2020 года принять положения об оплате труда работников, соответствующие Положению, обеспечив сохранение или увеличение при внедрении новой системы оплаты труда для каждого работника размера заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации

В соответствии с данными требованиями ГКУЗ «ЛОПТД» было утверждено Положение об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер», п.3.2 которого предусматривал устанавливать работникам учреждений со степенью вредности условий труда 3.2 надбавку за работу с вредными и(или) опасными условиями труда в размере не менее 8%.

Как указано в Коллективом договоре (п.6) оплата труда, материальное поощрение, стимулирующие и компенсационные выплаты осуществляются на основе Положения об оплате труда.

Дополнительным соглашением №1 от 12 января 2022 года внесены изменения в трудовой договор №31 от 01 ноября 2018 года, заключенный между ГКУЗ «ЛОПНД» и Лебедевой В.В. в связи с допущенными техническими ошибками и неправильным указанием размера повышающего коэффициента специфики территории для работника и компенсационные выплаты за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Стороны пришли к соглашению изложить пункт 4.1 трудового договора в следующей редакции:

Пункт 4.1 работнику устанавливается должностной оклад (ставка заработной платы) в размере 14 900 рублей 00 копеек в соответствии с тарифной ставкой (действует до 31 августа 2021 года), с 01 сентября 2021 года – 15 496 рублей 00 копеек) и объемом работы – 1 ставка.

К должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) работника применяется повышающий коэффициент специфики территорий и повышающий коэффициент уровня квалификации. Размер выплат работнику по повышающим коэффициентам к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) повышающий коэффициент специфики территории для работника – 1,0.

Компенсационные выплаты, которые рассчитываются от должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) работника: за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – 8%. Условия трудового договора, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными. (л.д. 85-86)

При подписании данного соглашения Лебедевой В.В. было указано на несогласие с пунктом об оплате за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 8%.

Лебедева В.В. до истечения двух месяцев после получения в порядке ст. 74 ТК РФ уведомления от 23 июня 2020 года согласилась с изменением условий труда, в связи с чем подписала дополнительное соглашение к трудовому договору 01 ноября 2020 года, что свидетельствует о её согласии на работу в новых условиях.

Таким образом, права истца введением новой системы оплаты труда не нарушены, в спорный период заработная плата начислялась и выплачивалась ей ответчиком в полном объеме, в соответствии с условиями заключенного трудового договора и локальными актами работодателя.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как указано в ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с положениями п. 1 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.

Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Указанным постановлением установлено, что перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Положения Коллективного Договора ГКУЗ «ЛОПТД» и Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 года № 45н «Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока» (п. 10 Приложения №1 к Приказу), выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Таким образом, денежная компенсация может выплачиваться взамен выдачи молока только в случае если работник письменно обратился к работодателю с просьбой произвести такую замену.

Материалами дела подтверждается, что с локальными актами, установившими оплату труда работников с вредными условиями труда, и предоставление молока истец ознакомился при поступлении на работу.

По результатам специальной оценки условий труда Лебедева В.В. с 28 июля 2020 года получила право на получение молока. Данные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

Таким образом, сторонами не оспаривалось, что Лебедевой В.В. с 2018 года было известно о том, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдается молоко.

15 февраля 2021 года Лебедева В.В. обратилась к руководству ГКУЗ «ЛОПТД» с письменным заявлением о замене выдачи молока на компенсационную выплату, указав дату начала выдачи - с 01 января 2021 года (л.д. 141).

На основании ее заявления, приказом Главного врача ГКУЗ «ЛОПТД» от 15 февраля 2021 года «О замене бесплатной выдачи молока работника, занятым на работах с вредными условиями труда на денежную компенсацию», именно с 01 января 2021 года Лебедевой В.В. была заменена выдача молока на денежную компенсацию (л.д. 139-140).

О нарушении своего права на компенсацию за невыдачу молока, связанную с работой во вредных условиях труда, истец должен был узнать не позднее даты выплаты ему ежемесячно заработной платы и неполучения молока в ходе исполнения трудовой функции.

Однако с настоящим иском о взыскании денежной компенсации за молоко за период с 01 августа 2020 года по 01 ноября 2020 года Лебедева В.В. обратилась только 09 марта 2022 года, то есть с пропуском годичного срока, установленного частью 2 статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Также истцом заявлены требования о восстановлении срока обжалования приказа №85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» и отмене указанного приказа, поскольку увеличение площадей для уборки нарушают права истца, так как комиссией не учтено, что указанные в замерах площади стационара убираются дважды в день.

На основании ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Статьей 159 ТК РФ установлено, что работникам гарантируются:

государственное содействие системной организации нормирования труда;

применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

В силу ст. 160 ТК РФ нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

16 марта 2020 года главным врачом ГКУЗ «ЛОПТД» Корнеевым Ю.В. был издан приказ №68 «О создании комиссии по проверке объемов выполняемых работ». В рамках внутреннего финасового аудита принято решение проверить объемы выполняемых уборщицами служебных помещений с составлением акта (л.д.65).

На основании акта от 25 марта 2020 года комиссией по проверке работ установлено, что площади помещений, убираемых Лебедевой В.В. не соответствуют занятым ставкам (не хватает площадей) (л.д. 68)

Комиссией вынесено предложение по изменению объемов работ, а именно: площади помещений, убираемых Лебедевой В.В., увеличить до нормы для соответствия занятым ставкам, путем присоединения площадей помещений детского отделения для амбулаторного приема.

Согласно представленным расчетам к акту от 25 марта 2020 года объем убираемых помещений (площадь полов 95,7 кв.м) соответствуют 0,53 ставки.

В рамках внутреннего финансового аудита и на основании акта комиссии по проверке объемов работ главным врачом ГКУЗ «ЛОПНД» издан приказ №85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» (л.д. 125-126), на основании которого за Лебедевой В.В. закреплены следующие помещения для уборки:

- помещение стационарного отделения, для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (МЛУ): коридор, сестринский пост, туалеты, помещения детского отделения для амбулаторного приема, за исключением помещений аптечного склада, архива и коридора;

- лестница: лестничный марш с 1 на 2 этаж.

С данным приказом Лебедева В.В. была своевременно ознакомлена, возражений не представила.

Приказом Минздрава России от 9 июня 2003 года № 230 утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно пункту 2.2.36 Приказа Минздрава России от 9 июня 2003 года № 230 нормы убираемых помещений из расчета на 1 уборщика производственных и служебных помещений составляют:

- 250 кв. м деревянных полов;

- 350 кв. м полов, покрытых керамической плиткой;

- 425 кв. м полов, покрытых линолеумом;

- 550 кв. м переходов и туннелей, соединяющих здания.

Актом по проведению выборочной внутренней проверки от 11 января 2022 года было установлено, что по объемам выполненных работ произведен расчет с учетом фактической нагрузки и требований СанПин, выявлено, что фактически нагрузка уборщика служебных помещений Лебедевой В.В. составляет 0,87 ставки (л.д.166-168).

В обоснование указанных выводов представлен подробный расчет объёмов работ и анализ фактически занятых должностей (ставок заработной платы) Лебедевой В.В. (л.д.169-170).

На основании приказа №4 от 12 января 2022 года в приказ №85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» внесены изменения, в объемы убираемых площадей Лебедевой В.В. добавлено помещение коридора амбулаторного отделения для детей города Сланцы (л.д.97).

В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении срока для обжалования приказа №85 от 26 марта 2020 года «О закреплении объемов работ в стационарном отделении города Сланцы» истец ссылается на то обстоятельство, что только при рассмотрении гражданского дела №2-51/2022 ответчиком были представлены акты, послужившие основанием для вынесения приказа, с которыми истец не была ознакомлена.

При этом из материалов дела следует, что истец была ознакомлена с приказом в день его издания, допустимых доказательств, с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора об оспаривании данного приказа, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, судом не установлено. В связи с чем, оснований для восстановления срока обжалования приказа №85 от 26 марта 2020 года.

В судебном заседании стороной ответчика заявлено о пропуске Лебедевой В.В. срока исковой давности на обращение в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе, в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам этих сроков они могут быть восстановлены судом.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 Трудового кодекса РФ). Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 Трудового кодекса РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения ст. 392 Трудового кодекса РФ конкретизируют положения ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные данной нормой, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника; своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (определение от 16 декабря 2010 года № 1722-О-О). Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенные сроки для обращения в суд и правила их исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от 12 июля 2005 года № 312-О, от 15 ноября 2007 года № 728-О-О, от 21 февраля 2008 года № 73-О-О).

Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Из смысла вышеуказанного пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Таким образом, работник (сотрудник), зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие правоотношения носят длящийся характер (указанная правовая позиция определена Верховным судом РФ в определении по делу № 21-В09-5 от 21 мая 2009 года).

Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, при этом, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу требований ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Таким образом, из содержания указанных норм права, а также названных правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, в их системной взаимосвязи следует, что специальный срок исковой давности, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ, по требованиям работников о взыскании заработной платы, которая им не начислялась, исчисляется с момента, когда работник узнал о том, что оспариваемая часть заработной платы ему не начислена, а следовательно и не будет выплачена, то есть с момента получения соответствующего расчетного листка или неоспариваемой части заработной платы.

Как следует из материалов дела, истец Лебедева В.В. 01.11.2020 подписала дополнительное соглашение к трудовому договору.

Следовательно, о нарушении своих трудовых прав она узнала не позднее 01.11.2020, годичный срок для обращения в суд истек 01.11.2021, вместе с тем, с исковым заявлением в суд посредством почтовой связи Лебедева В.В. обратилась только 07.03.2022, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Представленные в материалы дела досудебные претензии, датированные 26 апреля 2021 года и 20 декабря 2021 года не приостанавливают течение срока исковой давности, поскольку статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту, и Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности досудебного порядка разрешения индивидуального трудового спора.

Каких-либо уважительных причин не обращения в суд с 01 ноября 2020 года истец суду не представила.

Таким образом, требования истца об устранении нарушений по изменению условий трудового договора от 01 ноября 2018 года №31, заключенного между Лебедевой В.В. и ГКУЗ «ЛОПТД» и восстановления Лебедевой В.В. прежних условий труда (размера компенсационных выплат, объема убираемых помещений) в должности уборщика производственных и служебных помещений в соответствии с трудовым договором от 01 ноября 2018 года №31 не подлежат удовлетворению по мотивам пропуска срока исковой давности.

Требование истца о перерасчете заработной платы за период с 01 ноября 2020 года по 01 января 2022 года, исходя из компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда 80% согласно трудовому договору от 01 ноября 2018 года №31, производны от требований об устранении нарушений по изменению условий трудового договора от 01 ноября 2020 года №117, заключенного между Лебедевой В.В. и ГКУЗ «ЛОПТД» и восстановления Лебедевой В.В. прежних условий труда (размера компенсационных выплат, объема убираемых помещений) в должности уборщика производственных и служебных помещений в соответствии с трудовым договором от 01 ноября 2018 года №31, в связи с чем при отказе в их удовлетворении в связи с пропуском срока исковой давности, самостоятельно при наличии действующего дополнительного соглашения к трудовому договору удовлетворению не подлежат.

Срок оспаривания дополнительного соглашения от 01 января 2022 года №1 к трудовому договору от 01 ноября 2018 года №31 истцом не пропущен, поскольку истец узнал о нарушении своих прав не ранее 17 января 2022 года (дата подписания дополнительного соглашения истцом).

Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 2, 3 ГПК РФ суд рассматривает и разрешает гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако, дополнительное соглашение от 01 января 2022 года №1 к трудовому от 01 ноября 2018 года №31 прав Лебедевой В.В. не нарушает, поскольку устанавливает более высокий размер выплат стимулирующего характера по сравнению с ранее установленным дополнительным соглашением к трудовому договору размером (вместо компенсационной выплаты в размере 4% работодателем установлено 8%) (л.д.85-86).

Поскольку суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за молоко, изменения размера компенсационных выплат, отмене приказа №85 от 26 марта 2020 года, требования о компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Лебедевой Валентины Викторовны (паспорт серии ) к государственному казенному учреждению здравоохранения «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер» (ОГРН 1037843077656 ИНН 7825466740), Комитету по здравоохранению Ленинградской области (ИНН 4700001180) о взыскании компенсации за молоко, о внесении изменений в Дополнительное соглашение №1 от 12.01.2022 к трудовому договору №31 от 01.11.2018, об обязании произвести доплату компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными особыми условиями труда, о восстановлении срока для обжалования приказа №85 от 26.03.2020 и отмене приказа №85 от 26.03.2020 и приказа №4 от 12.01.2022, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья Кошелева Л.Б.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2022 года