НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сковородинского районного суда (Амурская область) от 27.12.2021 № 2-664/2021

Производство № 2-664/2021

Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-001293-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 27 декабря 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области

в составе судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Елены Николаевны к администрации Талданского сельсовета о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

у с т а н о в и л :

Полякова Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации Талданского сельсовета о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в обоснование которого указала, что на основании обращения к администрации Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области ей выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что многоквартирный жилой дом, в котором она проживает со своей дочерью ФИО3, а так же с внуком ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенный по адресу: является непригодным для проживания, призван ветхо-аварийным и подлежит расселению, в соответствии с Постановлением правительства Амурской области от 29.03.2019 г. № 152. Указанное Постановление утвердило региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», которая направлена на финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Она обратилась в администрацию Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области с обращением «О предоставлении жилого помещения» № обращения , в котором она просила предоставить, следующие документы: составленное комиссией решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу и о признании жилого помещения, расположенного в нём - квартиры непригодным для проживания. Кроме того, просила администрацию Талданского сельсовета предоставить во внеочередном порядке ей и членам её семьи по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям , равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта. На ее обращение Администрация Тальданского сельсовета Сковородинского района Амурской области дала ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указала, что дом, расположенный по адресу: был обследован ДД.ММ.ГГГГ. Заключение комиссии: осуществить переселение жильцов данного многоквартирного дома в соответствии с очередностью, дом состоит на очереди 12, расселение будет в порядке очереди. Также администрация Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области в своем ответе указала, что данной программой занимается администрация , на сегодняшний день отыгран аукцион на строительство двух многоквартирных домов для переселенцев в с. Талдан, срок сдачи объектов ориентировочно декабрь 2023 года. К вышеуказанному ответу администрация Талданского сельсовета предоставила акт обследования жилого многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. В данном акте указано, что произведен визуальный осмотр жилого многоквартирного дома, призванного аварийным ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом деревянный, 1-но этажный,4-х квартирный (из которых 3 квартиры подлежат переселению), без централизованного отопления, 1926 года постройки, общей площадью 213,2 кв.м. Наблюдаются разрушение кровельного покрытая. Оконные и дверные проемы старые, поражены гнилью. Завалинки частично разрушены. Крыльца дома деформированы, разрушены. Также наблюдается небольшая деформация дома в целом. На основании ордера на жилое помещение от 26.11.1993 Полякова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и члены её семьи: сын - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. вселены в жилое помещение, расположенное в МКД - квартиру . Вместе с тем, справка от 27.08.2021 , выданная администрацией, даёт достаточные основания полагать, что МКД признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения, расположенные в нём, непригодны для проживания. Само по себе отсутствие нахождения истцов в очереди нуждающихся в жилом помещении не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилья по договору социального найма. В Постановлении администрации от 24.01.2020, расположенном на официальном сайте Администрации taldan.ru содержится информация о том, что планируемая дата окончания переселения граждан из МКД - ДД.ММ.ГГГГ, а планируемая дата сноса или реконструкции МКД - ДД.ММ.ГГГГ. То есть, в период с 2020 г. по 2030 г. планируется снести МКД 03.03.2017 г., а переселить из него граждан только ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время она не может проживать вместе с членами своей семьи по месту своей прописки ввиду того, что жилое помещение не отвечает санитарным нормам, в жилом доме имеется сырость, грибок и неприятный запах. Кроме того, в квартире, где она прописана с членами своей семьи провалились полы. Таким образом, проживание ее и членов ее семьи не возможно по адресу: , так как жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния и не отвечающего санитарным и техническим требованиям. Длительное бездействие, а именно с 2005 года по настоящее время органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное не исполнение положений жилищного законодательства приводит к нарушению прав на жилище, гарантированных Конституцией РФ. На основании изложенного, просит предоставить во внеочередном порядке ей и членам её семьи по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям с. Талдан Сковородинского района Амурской области, не менее ранее занимаемой площади, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта и привлечь администрацию Талданского сельсовета Сковородинского района к ответственности за длительное бездействие по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, а также за длительное неисполнение положений жилищного законодательства и нарушение прав граждан РФ на жилище, гарантированных Конституцией РФ.

Истец Полякова Е.Н. и ее представитель Слободян Н.В., представитель ответчика – администрации Талданского сельсовета, представители третьих лиц – администрации Сковородинского района, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района, ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4 в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителей ответчика, просившего о рассмотрении дела в их отсутствие, представителей третьих лиц.

Из отзыва администрации Талданского сельсовета следует, что многоквартирный жилой дом внесен в реестр аварийного жилищного фонда Сковородинского района на основании Постановления администрации Сковородинского района от 05.07.2019 № 440 «Об утверждении муниципальной адресной программы Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке и подлежащими сносу с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Сковородинского района в период с 2019-2015 годы». В связи с тем, что администрация Сковородинского района является участником 111 этапа (2021-2025 годы) региональной адресной программы утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2021 № 152, срок переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период до 2025 года включительно. Администрация Талданского сельсовета не является участником региональной адресной программы. Денежные средства поступают на приобретение благоустроенного жилого фонда из федерального бюджета в областной, а потом в районный. В бюджете муниципального образования Талданский сельсовет средства на приобретение жилого фонда по программе переселения граждан из авариного жилья не заложены. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований Поляковой Е.Н. не имеется.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что администрация Талданского сельсовета является собственником жилого помещения – , что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 24.11.2021.

Полякова Е.Н. была вселена в жилое помещение – на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Полякова Е.Н., ФИО3 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын ФИО3 (свидетельство о рождении серии 1-ОТ ) зарегистрированы по адресу: , что подтверждается их паспортами и свидетельством о регистрации по месту жительства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральными законом.

Из установленных судом обстоятельств следует, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, возникли в период действия прежнего законодательства и продолжают действовать после вступления в законную силу ЖК РФ, требования истца о признании права пользования жилым помещением заявлены после введения Жилищного кодекса РФ, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы ЖК РФ.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Ст.60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1-2 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).

По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области № 152 от 29 марта 2019 года утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов». Согласно данной Программы, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

Участником данной программы является муниципальное образование Сковородинский район. Муниципальное образование Талданский сельсовет не является участником указанной программы.

Постановлением администрации Талданского сельсовета Сковородинского района № 14 от 24 января 2020 года утверждена муниципальная адресная программа расселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании Талданский сельсовет на 2020-2030 годы. Согласно указанной муниципальной адресной программы жилой дом , включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, планируемая дата окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ, дата признания дома аварийным ДД.ММ.ГГГГ.

На основании акта обследования жилого многоквартирного дома от 27 октября 2020 года следует, что межведомственной комиссией был произведен визуальный осмотр жилого многоквартирного дома, признанного аварийным 30 августа 2005 года, расположенного по адресу: . В ходе осмотра установлено, что дом деревянный, 1-но этажный, 4-х квартирный, без централизованного отопления, 1926 года постройки. Наблюдается разрушение кровельного покрытия. Оконные и дверные проемы старые, поражены гнилью. Завалинки частично разрушены. Крыльца дома деформированы, разрушены. Наблюдается небольшая деформация дома в целом. Комиссия пришла к выводу о том, что на территории Талданского сельсовета расположено 38 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими переселению. Учитывая техническое состояние жилого дома по адресу: , рекомендовать администрации Талданского сельсовета осуществить переселение жильцов данного многоквартирного дома в соответствии с очередностью, указанной в приложении к акту.

Жилой дом включён в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.

Из справки, представленной администрацией Талданского сельсовета следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2019 года № 152 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» дом, расположенный по адресу: Амурская область Сковородинский район с. Талдан ул. Лисина, д.66 является непригодным для проживания, ветхим и подлежит расселению.

01 сентября 2021 года Полякова Е.Н., через представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, обратилась в администрацию Талданского сельсовета с заявлением о предоставлении Поляковой Е.Н. и членам ее семьи во внеочередном порядке по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям , равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Из ответа администрации Талданского сельсовета от 29 сентября 2021 года на обращение Поляковой Е.Н. следует, что дом, расположенный по адресу: был обследован 26.10.2020 года. Межведомственная комиссия пришла к заключению о необходимости осуществить переселение жильцов данного многоквартирного дома в соответствии с очередностью, данный дом стоит на очереди 12. Данной программой по расселению занимается администрация Сковородинского района, на сегодняшний день отыгран аукцион на строительство двух многоквартирных домов для переселения в с. Талдан, срок сдачи объектов ориентировочно декабрь 2023 года.

П. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Из анализа указанных положений закона следует, что незамедлительное переселение граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанной с проживанием в таких домах.

Из представленного акта обследования жилого помещения от 07.12.2021 проведённого по запросу суда следует, что осмотрена квартира Квартира состоит из 2-х комнат и кухни в трёхквартирном доме, неблагоустроенная, с печным отоплением, тип дома – деревянный, признан ветхо-аварийным с 2005 года. В исследуемом помещении стены оштукатурены, частично покрашены и оклеены обоями, стены не ровные, на несущих стенах имеются трещины, местами нарушено штукатурное-окрасочное покрытие, также на стенах есть плесень. В одной из жилых комнат местами отклеены обои из-за больших трещин. На стенах кухни местами нарушено окрасочное покрытие. Пол деревянный, покрашен маслянистой краской, в одной из жилых комнат прогнили доски. Полы на кухне поведены. Печь в кухне в неудовлетворительном состоянии, видны трещины, сама печь не ровная. Окна большие, деревянные, застекленные. Комнаты светлые, просторные. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади неудовлетворительное, в квартире длительное время никто не проживал, помещение заброшено, вследствие этого состояние квартиры ухудшается.

Также установлено, что Поляковой Е.Н. предложено маневренное жилое помещение, расположенное по адресу: , что подтверждается уведомлением администрации Талданского сельсовета от 08.12.2021.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что истицей в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что занимаемое ею и членами ее семьи жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям. Из представленных ответчиком акта обследования с фототаблицей следует, что жилое помещение не представляет реальную опасность для жизни и здоровья истицы или членов ее семьи, в данном помещении возможно проживание при поддержании его технического и санитарного состояния.

Кроме того, судом учитывается тот факт, что установленный муниципалитетом срок расселения не наступил, при этом в силу закона незамедлительное переселение граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанной с проживанием в таких домах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

р е ш и л :

Исковые требования Поляковой Елены Николаевны к администрации Талданского сельсовета о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.

Судья Н.Б. Федорчук