НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сковородинского районного суда (Амурская область) от 21.01.2019 № 2-332/19

Дело № 2-332/2019

УИД: 28RS0021-01-2019-000569-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Лоптевой А.В.,

с участием истца Галич И.В.,

представителя истца Галич С.К.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» Мишина И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галич ФИО10 к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги о признании неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Галич ФИО10 обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице забайкальской железной дороги о признании неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований в судебном заседании представитель истца Галич И.В. – Галич С.К. суду пояснила, что Галич ФИО10 33 года -практически всю свою трудовую жизнь- отработал на железнодорожном транспорте, из них последние 23 года 9 месяцев и 18 дней помощником машиниста, машинистом тепловоза, электровоза Сковородинском локомотивном депо (ныне эксплуатационное локомотивное депо Амурское- структурное подразделение Забайкальской железной дороги). Последняя экспертная комиссия по состоянию здоровья (нарушения в сердечной деятельности) не допустила его к работе, связанной с движением, и после переподготовки в Свободненском подразделении Забайкальского учебного центра переквалификаций он был переведен рабочим по обслуживанию локомотивов на железнодорожных путях без передвижения.

03 июля 2017 года по локомотивному депо Амурское был издан приказ об исключении из штатного расписания единицы рабочего по обслуживанию локомотива (группы локомотивов) на железнодорожных путях без передвижения в количестве 5 единиц. В их числе был и Галич И.В. И он единственный из пятерых всю трудовую жизнь проработал на железнодорожном транспорте, заработал почти два стажа, необходимых для выхода досрочно на льготную пенсию и имел уже законодательно право уйти на нее, - до льготной пенсии оставалось 1 год и 7 месяцев (законом предусмотрено не более 2 лет). Истец считает, что этот факт не должен был бы быть незамеченным председателем профсоюзного комитета при вынесении так называемого мотивированного мнения профсоюзного комитета, с учетом которого 03.07. 2017 года был издан приказ №319/к об увольнении его по п.2 части 1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации). Этот-то пункт и стал роковым - согласно Коллективному договору ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы «высвобождаемые работники, с которыми расторгнуты трудовые договоры по этой статье, НЕ ОТНОСЯТСЯ к неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта.» Всю жизнь проработать на железнодорожном транспорте - и не его пенсионер! А если бы председатель профкома действительно попытался написать именно мотивированное мнение, то пригласил бы на заседание профкома, как того требует законодательство(ст.373 Трудового кодекса РФ ) сокращаемых и при них решался этот вопрос, то надеюсь, вспомнил бы, что призван стоять на защите законных интересов человека труда и в своем мотивированном мнении указал бы на право работника выйти досрочно на льготную пенсию, а, значит, и применить статью при увольнении не 81-ю, ну хотя бы ту же 78 (расторжение трудового договора по соглашению сторон) с последующим оформлением(согласовав вопрос с Государственной службой занятости) его на досрочную пенсию. Это сделано не было. Потому-то в своем ответе на обращение заместитель начальника железной дороги Д.Н. Кожин констатировал: «...трудовой договор был прекращен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата. Иные документы, подтверждающие назначение Галичу И.В. досрочно пенсии на льготных условиях при увольнении его по сокращению штата, представлены не были».

В порядке принятия должных мер по досудебному урегулированию споров было направлено письмо и председателю Дорожного комитета профсоюза с просьбой ответить на вопрос: так чей же пенсионер Галич И.В.? Почему его выбросили из состава пенсионеров-железнодорожников, как какого-то бича, к железной дороге не имеющего никакого отношения. Но в ответ - полный отчет о материальных выплатах, которые он получил при увольнении и о порядке увольнения по сокращению штата. С просьбой оказать содействие в защите достоинства и восстановлении нематериального права Галича ФИО10 иметь статус неработающего пенсионера железнодорожного транспорта было направлено письмо уполномоченному по правам человека в Забайкальском крае, в котором изложена сложившаяся ситуация, описаны ответы юристов по изложенной проблеме, размещенные на сайте «Слово юриста», зарегистрированном Роскомнадзором СМИ (ИА № ФС 77-66477 ОТ 14.07.2016 года. Вот несколько из них: К пенсионерам железнодорожного транспорта относятся и лица, уволенные по сокращению численности или штата не более чем за 2 года до наступления льготного возраста и впоследствии нигде не работавшие, оформившие досрочные пенсии с соответствующими записями в трудовых книжках, оформление которых предусматривается централизованно в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г.№1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», «О федеральной целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта на 1998-2000 годы» и Отраслевой целевой программы содействия занятости высвобождаемых работников ж. д. транспорта на 2001-2005 годы», одобренной Постановлением расширенного заседания коллегии МПС России №7, объявленного указанием МПС России от 17 сентября 2001 года №Ш-1597-у»

Были еще ответы. Ссылаясь на законодательные документы, юристы отвечали, что если факт увольнения по сокращению (п.2 ст.81) уже зафиксирован в трудовой книжке, то приказ о сокращении можно отменить. Тогда расторгнуть договор можно только по собственному желанию ( с последующим выходом на досрочную пенсию с учетом согласия Государственной службы занятости) или по согласию сторон ( ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации).

Ответ пришел и от начальника аппарата управления по защите прав человека О.В.Кириллова, в котором он сообщает, что обращение в интересах Галича ФИО10 о присвоении ему статуса неработающего пенсионера железнодорожного транспорта Уполномоченным по правам человека в Забайкальском крае Н.Н.Каргиным 05 марта 2019 года направлено начальнику Забайкальской железной дороги -филиала ОАО «РЖД» А.А.Скачкову с предложением найти возможность решить проблему Галича И.В.. Рассмотрение обращения Уполномоченным по правам человека поставлено на контроль, а ответ следует ожидать от должностных лиц Забайкальской железной дороги. И 29 апреля он пришел. Оказывается, Распоряжением ОАО «РЖД» в декабре 2018 года «в первый раздел «Основные понятия» Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 год внесены изменения в части определения неработающих пенсионеров и лиц, приравненных к неработающим пенсионерам. «Это лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, состоявшие по состоянию на 31 декабря 2018 года в трудовых отношениях с ОАО «РЖД» и уволенные после 31 декабря 2018 года по собственному желанию либо в связи с сокращением численности или штата работников». (А ведь это та же 81-я статья ч.1 п.2! И выходит, что Дополнение к Договору и пункт о высвобождаемых работниках в действующем Договоре -практически два взаимоисключающих друг друга положения. И в первом и во втором речь идет о сокращении численности или штата работников по одному и тому же основанию, закрепленному в статье 81ч.1 п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации,- сокращению численности или штата работников, только в дополнении-завуалированное уточнение об условиях, закрепленных законодательством, действующим на 31 декабря 2018 года. А ведь это законодательство - п.5 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» и действует он никак не с декабря 2018 года, а с 2013-го, стало быть включает в себя весь временной период Коллективного договора на 2017-2019 год. Но почему-то в одном случае (при определении категории высвобождаемых работников), если уволен по части 1 п. 2 ст. 81 ТК - не можешь иметь статус неработающего пенсионера. Если уволен в соответствии с новым дополнением - (по той же 81-й статье, ч..1 п. 2) тебя приравняют к лицам, относящимся к неработающим пенсионерам. Но - только с момента издания распоряжения ОАО «РЖД», т.е. с 2019 года. А почему не было учтено это законодательное положение в момент составления Коллективного договора? И поправки бы не потребовалось, и работники, и без того обездоленные фактом сокращения и от имени которых был подписан Коллективный договор на 2017-2019 г., увидели бы истинную защиту своих прав профсоюзом. Ведь ничего не изменилось в законодательстве за это время - просто ОАО «РЖД» устранена необъективность трактовки, нарушающая права работников железнодорожного транспорта. Ведь под сокращение могут попасть и те, кто отработал всего лишь несколько лет на предприятиях железнодорожного транспорта, и те, у кого вся трудовая жизнь связана с железной дорогой.

Полагает, в случае с Галичем ФИО10, отработавшим не 25, как того требует упомянутое выше законодательство, а 33 года на железнодорожном транспорте и имеющего законодательное право на момент сокращения выйти на досрочную льготную пенсию, можно применить гражданское законодательство по аналогии закона (п.1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации). Или п.2 ст. 6 ГК РФ - при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. (В ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ). И здесь основанием могла бы послужить ст. 424 Трудового Кодекса «Применение трудового Кодекса к правоотношениям, возникшим ДО и ПОСЛЕ введения его в действие»: «Если нормы ТК изменяют регулирование существенных условий трудового договора..., в результате чего с введением в действие трудового договора вновь возникающие правоотношения будут отличаться по содержанию от ранее возникших, то новые положения ТК в полной мере применяются к тем правам и обязанностям из «старых» правоотношений, которые начинают осуществляться после введения его в действие из ранее возникших правоотношений». Это положение Трудового Кодекса возможно ведь применить и к дополнению в Коллективный договор 2017-2019гг. (по аналогии закона), введенное распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2018 года. Тогда все станет на свои места - человек, всю жизнь проработавший на предприятии железнодорожного транспорта, сможет обрести законное право быть его неработающим пенсионером.

Истец считает, что приказ № 319/к от 03.07.2017г. об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации), лишивший его права иметь статус неработающего пенсионера железнодорожного транспорта, издан без учета реальной ситуации и обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, и привел к нарушению его законодательного права, унизивший его честь и достоинство, нарушил обычный образ жизни, причинив ему физические и нравственные страдания необходимостью как-то объяснять детям, внукам, родственникам, знакомым, почему он не является пенсионером железнодорожного транспорта, не может участвовать в жизни ветеранской организации, иметь социальную поддержку от дороги, как выброшенный за борт жизни и услышать от родного предприятия в свой адрес такие горькие слова: «Вы не наш пенсионер». А чей?! На основании вышеизложенного, руководствуясь п.5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. Федеральных законов №173 от 17.12.2001г. и №426 от 28.2013 г.,ст.ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,ст.373, ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2012г. №302-ФЗ, п.п.1 и 2 ст.6, п. 2 ст.2, п.2 ст11, п.1 ст. 150, ст.151. п.2 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 424 Трудового кодекса Российской Федерации, просит признать Галича ФИО10 неработающим пенсионером железнодорожного транспорта. Взыскать с Ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей.

Истец Галич И.В. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивает, по основаниям изложенным его представителем. Просит признать его неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, взыскать с Ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги Мишин И.Е., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования Галич И.В. не признает в полном объеме, в обоснование указанной позиции суду пояснил, что в соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами,

В разделе 1 «Основные понятия» коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы содержится определение неработающих пенсионеров ОАО «РЖД», как лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим по вине работника повреждением здоровья) из компании или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставной капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций.

Трудовые отношения с истцом прекращены приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Амурское - структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги №319/к от 03.07.2017г. в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штата.

Учитывая нормы действующего на момент увольнения истца Коллективного договора ОАО «РЖД», основания для признания Галича ФИО10 неработающим пенсионером ОАО «РЖД» отсутствуют.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 27.12.2018г. №2824/р в раздел «Основные понятия» Коллективного договора ОАО «РЖД» внесены изменения в части определения понятия «неработающих пенсионеров и лиц, приравненных к неработающим пенсионерам». Согласно внесенных изменений это лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, состоявшие по состоянию на 31.12.2018 года в трудовых отношениях с ОАО «РЖД» и уволенные после 31 декабря 2018 года по собственному желанию либо в связи с сокращением численности или штата работников.

В связи с тем, что трудовой договор, с истцом расторгнут приказом от 3 июля 2017 года, внесенные в Коллективный договор изменения не распространяют свое действия на трудовые отношения с истцом. Принимая во внимание изложенные в отзыве доводы, просит в удовлетворении исковых требований Галича ФИО10 к ОАО «РЖД» о признании неработающим пенсионером отказать.

Третье лицо Дорожная территориальная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Забайкальской железной дороге, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, своего представителя в суд не направила, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие представителя третьего лица Дорпрофжел на Забайкальской железной дороге.

Согласно представленного в суд отзыва следует, что 13 июня 2017 года в первичную профсоюзную организацию Эксплуатационного локомотивного депо «Амурское» №323 о даче мотивированного мнения по вопросу сокращения численности штата.

14 июня 2017 года на заседании профсоюзного комитета, являющегося выборным органом первичной профсоюзной организации Эксплуатационного депо «Амурское», полномочным составом было рассмотрено указанное обращение начальника депо и дано мотивированное мнение № 42 от 14.06.2017 года. Профсоюзным комитетом Эксплуатационного локомотивного депо «Амурское», в соответствии с нормами ст. 371 ТК РФ, были рассмотрены представленные работодателем документы, основания и порядок проведения процедуры сокращения численности (штата) работников, а также соблюдение работодателем норм Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, при проведении процедуры сокращения численности (штата) работников депо, и дано положительное мотивированное мнение.

Впоследствии профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации Эксплуатационного локомотивного депо «Амурское» было проверено соблюдение работодателем норм Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 года, в том числе по вопросу возможности присвоения работнику статуса неработающего пенсионера ОАО «РЖД».

Учитывая, что согласно разделу 1 «Основные понятия» Коллективного договора ОАОЛ «РЖД» на 2017-2019 годы неработающими пенсионерами ОАО «РЖД», признаются лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим по вине работника повреждением здоровья) из компании или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставной капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций, на момент увольнения Галича ФИО10 правовые основания признания его неработающим пенсионером ОАО «РЖД» отсутствовали.

Таким образом в ходе рассмотрения вопроса о сокращении численности (штата) работников депо нарушений норм трудового законодательства РФ, а также норм Коллективного договора ОАО «РЖД» первичной профсоюзной организацией Эксплуатационного локомотивного депо «Амурское» выявлено не было.

Выслушав позицию истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Галич И.В. состоял в трудовых отношения с ОАО «РЖД» в должности машиниста тепловоза 10 разряда хозяйственного движения (приказ № 143/к от 20.05.2013 года).

16.11.2016 года переведен рабочим по обслуживанию локомотива (группы локомотивов) на железнодорожных путях без передвижения 3 разряда (приказ № 593/к от 16.11.2016 года).

Согласно приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо «Амурское» структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги № 319/к от 03.07.2017 года трудовые отношения с истцом Галич И.В. были прекращены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штата.

Истец Галич И.В. обратился в суд с иском о признании его неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, полагая, что относится к категории «неработающие пенсионеры», на которых распространяются соответствующие компенсации и льготы.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

На основании ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст.9 ТК РФ).

Статьей 13 ТК РФ предусмотрено, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии с положениями ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Как установлено в ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Согласно ч. 6 ст. 12 ТК РФ действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ч. 1 ст. 43 ТК РФ).

Исходя приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений. По смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры, соглашения регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам- железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Согласно раздела 1 «Основных понятий» коллективного договора ОАО «РЖД на 2017-2019 годы неработающие пенсионеры ОАО «РЖД» это лица уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим по вине работника повреждением здоровья) из компании или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставной капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций.

Аналогичное определение неработающих пенсионеров дано в п. 9.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2017-2019 годы, утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 20 июля 2016 года.

Таким образом, указанными локальными нормативными актами установлены критерии отнесения лиц к категории неработающих пенсионеров - определенное основание увольнения (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию) и отсутствие трудовых отношений с каким-либо работодателем на момент обращения за этими льготами.

Вышеназванным Коллективным договором также предусмотрено, что к неработающим пенсионерам не относятся работники, трудовые договоры с которыми расторгнуты по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 ст. 81 ТК РФ.

Работодатель вправе самостоятельно по своему усмотрению, согласованному с представителем работников, определять круг лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии и компенсации.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 27.12.2018г. №2824/р в раздел «Основные понятия» Коллективного договора ОАО «РЖД» внесены изменения в части определения понятия «неработающих пенсионеров и лиц, приравненных к неработающим пенсионерам». Согласно внесенных изменений это лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, состоявшие по состоянию на 31.12.2018 года в трудовых отношениях с ОАО «РЖД» и уволенные после 31 декабря 2018 года по собственному желанию либо в связи с сокращением численности или штата работников.

Судом установлено, что трудовой договор с истцом Галич И.В. был расторгнут 03 июля 2017 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штата.

В силу ч. 7 ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с истечением срока действия; отменой (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом.

На момент увольнения истца действовал Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы, на момент обращения Галич И.В., и предполагаемого нарушения права истца на получение льгот и гарантий в раздел «Основные понятия» Коллективного договора ОАО «РЖД» распоряжением ОАО «РЖД» от 27.12.2018г. №2824/р были внесены изменения в части определения понятия «неработающих пенсионеров и лиц, приравненных к неработающим пенсионерам».

При этом суд принимает во внимание, что предусмотренные Коллективным договором положения о предоставлении неработающим пенсионерам льгот и гарантий являются дополнительными по сравнению с действующим законодательством, которым не установлена обязанность работодателя по оказанию повышенной материальной поддержки бывшим работникам, вышедшим на пенсию, а дано право решать данный вопрос в локальных нормативных актах.

На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, условий Коллективного договора ОАО «РЖД», учитывая, что истец уволен по сокращению численности работников 03.07.2017 года, следовательно изменения, внесенные к Коллективный договор не распространяют свои действия на трудовые отношения с Галич И.В., суд приходит к выводу о том, что истец не является неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от основных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Галич ФИО10 к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги о признании неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 23 сентября 2019 года.

Судья Петрашко С.Ю.