НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область) от 14.09.2018 № 2А-1159/18

66RS0012-01-2018-001609-02

Дело №2а-1159/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский

Свердловской области 14 сентября 2018 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Третьяковой О.С.,

при секретаре Крашенинниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ванеевой Е.Б. к Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области, Управлению ФНС России по Свердловской области о признании незаконными действий,

У С Т А Н О В И Л:

Ванеева Е.Б. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области, Управлению ФНС России по Свердловской области о признании незаконными действий. В обоснование исковых требований административный истец указала, что с 19.04.2001 по 20.09.2017 осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяя упрощенную систему налогообложения (УСН) доходы, уменьшенные на величину расходов. Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 18.12.2017, вступившего в законную силу, признаны незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 09.11.2017 № 075F7170000539, 075F7170000540 об отказе в возврате Ванеевой Е.Б. сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Свердловской области № 22 (далее Межрайонная ИФНС №22) возложена обязанность произвести возврат Ванеевой Е.Б. излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 года в сумме 23 9378 руб. 33 коп. Решение суда исполнено. В апреле и июне 2018 года Межрайонная ИФНС №22 по Свердловской области известило истца о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пеней за 2017 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 28 561 руб. 68 коп., пени по страховым взносам 1754 руб. 62 руб. 11.07.2018 истец обратилась с жалобой на действия Межрайонная ИФНС №22 по Свердловской области в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением №1352/18 от 06.08.2018 Управлением ФНС России по Свердловской области в удовлетворении заявления отказано. Полагая отказ незаконным, истец обратилась с иском в суд, в котором просит признать незаконными начисления Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области за 2017 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 28 561 руб. 68 коп, пени по страховым взносам, признать незаконным требование №2896 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на 20.07.2018 в сумме 28 561 руб. 68 коп., признать незаконным решение №1352/18 от 06.08.2018 Управления ФНС России по Свердловской области.

В судебном заседании представитель административного истца Ванеев А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в заявлении доводам. Дополнил, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на добавленную стоимость аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении№27П от 30.11.2016 правовая позиция подлежит применению к рассматриваемому спору.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области Равко А.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, определяется в следующем порядке: индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Исходя из положений п. 5 ст. 430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины, определяемой в соответствии с вышеупомянутым порядком за расчетный период, а сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов. Таким образом, при прекращении деятельности индивидуальный предприниматель помимо упомянутого фиксированного размера страховых взносов, определяемого с учетом п. 5 ст. 430 НК РФ, уплачивает сумму страховых взносов, исчисленную как 1,0 процент от суммы своего дохода, превышающего 300 000 руб., полученного за период с начала расчетного периода до даты прекращения им предпринимательской деятельности (письмо ФНС России от 26.02.2018 № ГД-4-11/3724@). При этом согласно п.п. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются. Ванеева Е.Б. в спорном периоде применяла УСН, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, до снятия ее с учета в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. до 20.09.2017 года. Налогоплательщик представил 02.10.2017 в Инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, в которой заявлены: сумма полученного дохода в размере 3 156 168 руб., сумма фактически произведенных расходов в размере 2 931 309 руб. В соответствии со ст. 346.15 НК, п.п. 9 п. 9 ст. 430 НК РФ налоговым органом произведен расчет 1 процент страховых взносов, с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. Страховой взнос составил 28 561,68 руб. (3 156 168 руб. - 300 000 руб.)* 1 процент. Таким образом, начисление суммы страховых взносов в размере 1 процент с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., произведенное на основании вышеизложенных норм НК РФ, полагают законным и обоснованным. В ходе мероприятий налогового контроля было установлено, что оплата страховых взносов в указанной сумме заявителем не произведена, в связи с чем в адрес Ванеевой Е.Б. налоговым органом направлено информационное письмо от 16.04.2018 № 11-16/251 о необходимости уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные как 1,0 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за 2017 год в сумме 28 561 руб. 68 коп. На основании вышеизложенного в адрес налогоплательщика направлено требование № 2896 от 20.07.2018 с указанием суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 28 561 руб. 68 коп., со сроком уплаты 07.08.2018. Факт получения требования налогоплательщиком не оспаривается. В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. До настоящего времени оплата по требованию не произведена. При этом ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, не принята налоговым органом, поскольку предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в п. 9 ст. 430 НК РФ вступившей в силу с 01.01.2017 гл. 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса. Кроме того, определение Верховного Суда Российской Федерации принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017, в связи с этим в рассматриваемой ситуации не применимо. Положения п.п. 1 п. 1 и п.п. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя на УСН, исходя из его дохода, не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем выбранного им объекта налогообложения при применении УСН в соответствии со ст. 346.14 НК РФ. Кроме того, согласно письму Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, доведенному до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21.02.2018 № ГД-4-11/3541@, НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании недействующим письма Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369. При этом в решении Верховного Суда Российской Федерации отражено, что устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ (ст. 419-432), федеральный законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в ст. 430 НК РФ плательщиков, применяющих УСН, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений п. 1 ст. 419 НК РФ доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении исковых требований административного истца в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления ФНС по Свердловской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, причин уважительности неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам:

Часть 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу части 2 той же статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При обращении в суд с заявлением об оспаривании законности ненормативных правовых актов налогового органа административным истцом Ванеевой Е.Б. соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 138 НК РФ о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований при разрешении публично-правового спора необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод гражданина.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ, Ванеева Е.Б. осуществляла предпринимательскую деятельность с 19.04.2001 по 20.09.2017.

Административным истцом в Межрайонную ИФНС №22 представлена налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, согласно которой общая сумма доходов Ванеевой Е.Б. составила 3 156 168 руб., сумма фактически произведенных расходов составила 2 931 309 руб.

Налоговым органом произведен расчет 1 процента страховых взносов, с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., который составил 28 561 руб. 68 коп. (3 156 168 руб. - 300 000 руб.)* 1 процент.

Межрайонной ИФНС №22 в адрес административного истца направлено информационное письмо от 16.04.2018 № 11-16/251 о необходимости уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные как 1,0 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за 2017 год в сумме 28561 руб. 68 коп.

20.07.2018 в адрес административного истца направлено требование № 2896 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию с указанием суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, со срок уплаты 07.08.2018.

11.07.2018 Ванеева Е.Ю. обратилась с жалобой на действия Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением №1352/18 от 06.08.2018 Управлением ФНС России по Свердловской области в удовлетворении заявления отказано.

Согласно п.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями п.п. 1 п.1 ст. 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

При этом согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п.1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Исходя из положений статьи 346.15 НК РФ, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в п. 1 и 2 ст.248 НК РФ.

Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 названного Кодекса расходы.

Норм, запрещающих вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период в отношении индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН, НК РФ не содержит.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Поскольку административный истец в 2017 году применяла УСН и выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения в рассматриваемой ситуации, она обоснованно уменьшила полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

С учетом изложенного, требование Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области № 2896 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.07.2018 в сумме 28 561 руб. 68 коп., пеней по страховым взносам не может быть признано законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

На основании ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ванеевой Е.Б. к Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области, Управлению ФНС по Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС №22 по Свердловской области по начислению Ванеевой Е.Б. за 2017 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 28 561 руб. 68 коп., пеней по страховым взносам в сумме на день принятия решения.

Признать незаконным требование № 2896 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.07.2018 в сумме 28 561 руб. 68 коп., пеней по страховым взносам в сумме на день принятия решения.

Признать незаконным решение Управлению ФНС по Свердловской области № 1352/18 от 06.08.2018.

Обязать Межрайонную ИФНС № 22 по Свердловской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска – Уральского Свердловской области.

Судья. подпись. О.С.Третьякова

Решение изготовлено в окончательной форме 19 сентября 2018 года