НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шуйского городского суда (Ивановская область) от 16.07.2020 № 2-701/20

Дело №2-701/2020 г. 37RS0023-01-2020-000930-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2020 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Павловой О.В.,

с участием истца Кашина В.А. и его представителя Хорькова Д.А.,

представителя ответчика ГУ УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молевой А.М., действующей по доверенности от 14.01.2020 г. сроком на 1 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашина В.А. к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) об обязании включить в страховой стаж периоды работы, и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов,

У С Т А Н О В И Л:

Кашин В.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) об обязании включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1993 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1997 г. по 31.12.1997 г., с 01.01.2000 г. по 30.03.2000 г. в качестве члена Крестьянского фермерского хозяйства «Геркулес»; с 01.01.2000 г. по 30.03.2000 г., с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. – в качестве индивидуального предпринимателя; и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов с 01.01.2019 г. Заявленные исковые требования обоснованы тем, что 02.04.2019 г. Кашин В.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за период работы к крестьянско-фермерском хозяйстве «Геркулес» и в качестве индивидуального предпринимателя. Решением Управления от 08.04.2019 г. №99218/19 в перерасчете пенсии Кашину В.А. было отказано. В общий трудовой стаж не были включены оспариваемые выше периоды. С решением Управления истец не согласен по следующим основаниям. В соответствии со ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего в спорный период времени, глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства, подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях, страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1), время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве, как членов хозяйства, так и граждан, заключивших договор об использовании их труда, засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6). Изложенное также отражено и в п.3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 января 1991 г. №190. Учет трудовой деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ведется крестьянским (фермерским) хозяйством самостоятельно. Записи о трудовом стаже члена крестьянского (фермерского) хозяйства вносятся в трудовые книжки главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно записям в трудовой книжке Кашин В.А. с 21.09.1992 г. по 19.02.2003 г. являлся членом крестьянского (фермерского) хозяйства «Геркулес», которое было зарегистрировано Постановлением главы администрации Савинского района Ивановской области №274 от 21.09.1992 г. 04.06.1991 г. Советом Министров РСФСР было принято Постановление №308 «О порядке уплаты членами крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР». Согласно п.2 данного Постановления страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года. В силу п.3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии со ст.257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними. Из представленных истцом для назначения пенсии документов (расчетных ведомостей по страховым взносам в Пенсионный фонд, платежных поручений), усматривается, что перечисления осуществлялись в целом по хозяйству, сведения о задолженности по уплате отсутствуют. Ответчиком не предпринимались какие-либо попытки по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов. Истец добросовестно и своевременно оплачивал все обязательные платежи. То обстоятельство, что на настоящий день не сохранились документы, подтверждающие зачисление страховых сумм на индивидуальный лицевой счет, не должно влиять на решение о включении данных периодов в страховой стаж истца.

В судебном заседании истец Кашин В.А. и его представитель Хорьков Д.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам в нем изложенным. Просили суд требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молева А.М. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что Кашин В. А. обратился в Управление с заявлением от 02.04.2019 года о перерасчете в связи с увеличением размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон N 400-ФЗ). Решением Управления №99218/19 от 08.04.2019 истцу было отказано в зачете в страховой стаж следующих периодов: с 01.01.2000 по 30.03.2000 и с 01.01.2001 по 31.12.2001 в качестве индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием подтверждения уплаты обязательных платежей, с 22.09.1992 по 18.04.2000 в качестве главы крестьянского - фермерского хозяйства «Геркулес» в связи с отсутствием подтверждения уплаты обязательных платежей. В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, периоды работы указанных лиц в крестьянских (фермерских) хозяйствах подтверждаются записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию (пункт 3.6). Согласно п. 2 ст. 23 части первой ГК РФ (в ред. от 01.01.1995) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Из представленных истцом документов следует, что Кашин Владимир Анатольевич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.02.1993 года, с 31.03.2000 года зарегистрирован как глава крестьянского - фермерского хозяйства «Геркулес» (свидетельство о государственной регистрации №18-00 от 31.03.2000) по 19.02.2003 года. Согласно справке МИ ФНС №6 по Ивановской области от 14.02.2019 года №07-33/01159 крестьянско-фермерское хозяйство «Геркулес» ИНН 3722001023 состояло на учете с 22.09.1992 по 18.04.2000, руководителем являлся Кашин В.А. Финансово-хозяйственная деятельность КФХ согласно расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлялась с 1993 г. по 1995 г., задолженность по уплате страховых взносов отсутствует. Начисления заработной платы на работников отражены в расчетных ведомостях по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, ведомости содержат информацию о среднесписочной деятельности работающих, в том числе, за 1993 - 2 человека, 1994 — 4 человека, 1995 — 1 человек. Кроме того, в представленных ведомостях финансового результата КФХ «Геркулес» за 1996г и 1998г. отсутствует информация о начислении заработной платы за указанные периоды. По имеющимся документам невозможно установить что начисление производилось как за наемных работников, так и за главу КФХ. Таким образом, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года» для крестьянских (фермерских) хозяйств тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 5% их дохода, который отражается в представляемых ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов (форма N 5-КХ) в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России от 2 февраля 1993 г. N ВГ-6-02/54/а/02-09/110. Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат. Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода существовал для крестьянских (фермерских) хозяйств до 1996 года включительно (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1995 N 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год»). С 1997 по 2000 год включительно тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для крестьянских (фермерских) хозяйств составлял 20,6 процента от дохода от их деятельности. В 2001 году в соответствии с п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ крестьянские (фермерские) хозяйства вместо страховых взносов обязаны были уплатить единый социальный налог. В связи с чем, условием для включения в страховой стаж главам и членам крестьянских (фермерских) хозяйств периодов работы с 1993 по 1996 годы являлась уплата страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода, с 1997 по 2000 год - в размере 20,6% от дохода, в 2001 год - уплата единого социального налога, в размере 22.8%, в том числе 19,2% для отчисления в Пенсионный фонд. Доказательств в подтверждение оплаты страховых взносов, единого социального налога в вышеуказанном размере истцом не представлено. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, неуплата страховых взносов главами фермерских хозяйств, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц. Такую позицию высказал и Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.12.2007 N 950-0-0, согласно которому, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании вышеизложенного, УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) просило в удовлетворении исковых требований Кашина В.А. отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС России №6 по Ивановской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 указанного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.13 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.4 ст.14 ФЗ №400-ФЗ).

В силу ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (действовавший в оспариваемый период) глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. При этом время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

Как следует из содержания ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1995 №207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год» для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов тариф страховых взносов устанавливался в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 №555, приравнивают при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уплату взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п.5).

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что Кашин В.А. обратился в УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением от 02.04.2019 года об увеличении размера страховой пенсии по старости за периоды работы в Крестьянском (фермерском) хозяйстве «Геркулес» и в качестве индивидуального предпринимателя, просил о перерасчете в связи с увеличением размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).

Решением Управления №99218/19 от 08.04.2019 г. Кашину В.А. было отказано в зачете в страховой стаж следующих периодов: с 01.01.2000 по 30.03.2000 и с 01.01.2001 по 31.12.2001 в качестве индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием подтверждения уплаты обязательных платежей, с 22.09.1992 по 18.04.2000 в качестве главы крестьянского - фермерского хозяйства «Геркулес» в связи с отсутствием подтверждения уплаты обязательных платежей.

Согласно статье 1 действовавшего ранее Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), крестьянское (фермерское) хозяйство представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Деятельность указанных хозяйств, трудовые отношения, вопросы социального, в том числе пенсионного страхования главы и членов хозяйства, а также наемных работников указанных хозяйств регулировались с учетом Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1.

Вопросы государственного социального страхования и социального обеспечения членов крестьянского хозяйства регулировались статьей 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1, согласно пункту 1 которой глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях, а страховые взносы должны были уплачиваться со всей суммы заработка (дохода) членов хозяйства.

Пункт 6 названной статьи предусматривал, что время работы в КФХ членов хозяйства засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату страховых взносов по социальному страхованию.

Учитывая изложенное, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 периоды работы в КФХ глав и членов хозяйств могут быть включены в трудовой стаж только в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

При этом согласно положениям пунктов 6 и 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 (далее Правила № 1015) периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.1991 до 01.01.2001 подтверждаются документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

К уплате страховых взносов при применении Правил №1015 приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные нормы были предусмотрены действовавшим до 01.01.2015 пенсионным законодательством, а именно, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015), также предусмотрено, что 15. Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (пункт 15 Правил).

Аналогичный порядок подтверждения указанных периодов работы применяется также в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 №190, периоды работы указанных лиц в крестьянских (фермерских) хозяйствах подтверждаются записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию (пункт 3.6).

Согласно п. 2 ст. 23 части первой ГК РФ (в ред. от 01.01.1995) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Из представленных истцом документов следует, что Кашин В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.02.1993 года, с 31.03.2000 года зарегистрирован как глава крестьянского - фермерского хозяйства «Геркулес» (свидетельство о государственной регистрации №18-00 от 31.03.2000) по 19.02.2003 года.

Согласно справке МИ ФНС №6 по Ивановской области от 14.02.2019 года №07-33/01159 крестьянско-фермерское хозяйство «Геркулес» ИНН 3722001023 состояло на учете с 22.09.1992 по 18.04.2000, руководителем являлся Кашин В.А.

Финансово-хозяйственная деятельность КФХ согласно расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлялась с 1993 г. по 1995 г., задолженность по уплате страховых взносов отсутствует.

Начисления заработной платы на работников отражены в расчетных ведомостях по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, ведомости содержат информацию о среднесписочной деятельности работающих, в том числе, за 1993 - 2 человека, 1994 — 4 человека, 1995 — 1 человек.

Таким образом, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5357-1 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года» для крестьянских (фермерских) хозяйств тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 5% их дохода, который отражается в представляемых ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов (форма N 5-КХ) в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России от 2 февраля 1993 г. N ВГ-6-02/54/а/02-09/110. Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат.

Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода существовал для крестьянских (фермерских) хозяйств до 1996 года включительно (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1995 №207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 г.».

С 1997 по 2000 год включительно тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для крестьянских (фермерских) хозяйств составлял 20,6 процента от дохода от их деятельности.

В 2001 году в соответствии с п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ крестьянские (фермерские) хозяйства вместо страховых взносов обязаны были уплатить единый социальный налог.

В связи с чем, условием для включения в страховой стаж главам и членам крестьянских (фермерских) хозяйств периодов работы с 1993 по 1996 годы являлась уплата страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода, с 1997 по 2000 год - в размере 20,6% от дохода, в 2001 год - уплата единого социального налога, в размере 22.8%, в том числе 19,2% для отчисления в Пенсионный фонд.

Из трудовой книжки Кашина В.А. следует, что в период с 21.09.1992 г. по 19.02.2003 г. он был главой крестьянско-фермерского хозяйства «Геркулес», уволен с 19.02.2003 г. в связи с прекращением деятельности КФХ «Геркулес».

Указанные обстоятельства также подтверждаются Постановлением Главы Администрации Савинского района Ивановской области от 21.09.1992 г. №274 о предоставлении земель Кашину В.А. площадью 35,4 га для организации крестьянско-фермерского хозяйства (л.д.48), справкой МИФНС России №6 по Ивановской области о том, что КФХ «Геркулес» состояло на учете с 22.09.1992 г. по 19.02.2003 г. (л.д.63).

Также из справки МИ ФНС России №3 по Ивановской области от 08.06.2020 г. следует, что Кашин В.А. имел статус индивидуального предпринимателя в период с 12.04.2000 г. по 19.02.2003 г.

В соответствии с Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кашина В.А. он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 19 марта 2003 года.

Из платежного поручения от 29.10.1993 г. №20 следует, что КФХ «Геркулес» уплатило в УПФР налог 5% от дохода за 3 квартал 1993 г. в размере 47797,00 руб. (л.д.23).

Согласно платежному поручению от 28.12.1994 г. №14 КФХ «Геркулес» уплатило в УПФР налог 5% от дохода в размере 141065,00 руб. (л.д.24). В соответствии с Актом налоговой проверки за 1994 г. нарушений не выявлено.

В соответствии с расчетной ведомостью по страховым взносам в Пенсионный фонд за 1995 г. КФХ «Геркулес» уплатило страховые взносы в размере 85945 руб.

Также КФХ «Геркулес» уплачивало налоги в ФСС, ФОМС (л.д.25,26,27,28,29,30).

В соответствии с платежным поручением от 06.02.1998 г. №1 КФХ «Геркулес» уплатило в УПФР налог 20,6% от дохода за 1997 г. в размере 142,82 руб. (л.д.31). Из Акта сверки расчетов плательщика страховых взносов Кашина В.А. следует, что за 1997 года он уплатил недоимку по страховым взносам в размере 693 руб.

Согласно Справке УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Кашин В.А. уплатил страховые взносы за период с 31.03.2000 г. по 31.12.2000 г. с дохода 5607 руб. в размере 1154,55 руб. На основании Декларации о доходах за 12 мес. 2000 г. ИП Кашин В.А. уплатил налог в УПФР в размере 1165,37 руб. с дохода 10880,00 (л.д.35, 32-36). Таким образом, суд приходит к выводу, что страховые взносы за период с 01.01.2000 г. по 30.03.2000 г. Кашиным В.А. также уплачены.

В соответствии с Реестром платежей за период с 01.01.1991 г. по 31.12.2004 г. Кашин В.А. уплатил в УПФР страховые взносы 29.12.1994 г. 141065,00 руб., 28.09.1995 г. – 177660,00 руб., 09.02.1998 Г. – 142,82 руб., 26.01.2001 уплатил ЕСН 1165,37 руб., 20.02.2002 г. взыскана недоимка за 1997 г. 693 руб., 17.07.2002 г. фиксированный платеж 600 руб. и 1200 руб., 10.09.2002 г. уплатил ЕСН 2739,63 руб.

Таким образом, Кашиным В.А. предоставлено достаточно доказательств выполнения всех действий, направленных на реализацию и защиту своих пенсионных прав, в связи с чем периоды работы с 01.01.1993 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1997 г. по 31.12.1997 г., с 01.01.2000 г. по 30.03.2000 г., подлежат включению в его страховой стаж.

Доказательств в подтверждение оплаты страховых взносов, единого социального налога за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. истцом не представлено.

Согласно уведомлениям МИФНС России №6 по Ивановской области отсутствует информация о доходах и об уплате налогов Кашиным В.А. с период с 1992 г. по 2003 г. (в связи с истечением сроков хранения 5 лет) (л.д.51-62, 63).

Из Декларации о доходах ИП Кашина В.А. за 2001 г. (л.д.38-42) не следует, что им уплачивались страховые взносы в УПФР.

На основании сообщения МИФНС России №6 по Ивановской области из копий лицевых счетов КФХ «Геркулес» за 2001 г. следует, что страховые взносы в УПФР не уплачивались (л.д.84-87). Также отсутствуют сведения о поступлении страховых взносов и в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кашина В.А.

В соответствии с Реестром платежей за период с 01.01.1991 г. по 31.12.2004 г. Кашин В.А. уплатил в УПФР страховые взносы 29.12.1994 г. 141065,00 руб., 28.09.1995 г. – 177660,00 руб., 09.02.1998 Г. – 142,82 руб., 26.01.2001 уплатил ЕСН 1165,37 руб., 20.02.2002 г. взыскана недоимка за 1997 г. 693 руб., 17.07.2002 г. фиксированный платеж 600 руб. и 1200 руб., 10.09.2002 г. уплатил ЕСН 2739,63 руб. Единый социальный налог (ЕСН) был введен с 01 января 2001 года в соответствии с главой 24 НК РФ. Налоговая база определялась отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом. Главой 24 части II НК РФ налоговым периодом по уплате ЕСН признавался календарный год, отчетными периодами по налогу признавались первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ежеквартально до 15-го числа). Таким образом из данного реестра также не следует, что Кашиным В.А. были уплачены страховые взносы (ЕСН) за 2001 г. Из реестра видно, что уплата ЕСН произведена только за 2002 г. (за первое полугодие 2002 г. и за 9 месяцев 2002 г.).

Таким образом, у суда отсутствуют основания для включения в страховой стаж Кашина В.А. периода работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г..

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).

Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, неуплата страховых взносов главами фермерских хозяйств, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.

Такую позицию высказал и Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.12.2007 №950-0-0, согласно которому, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, требования истца о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 01.01.2019 г. являются необоснованными, поскольку с заявлением и дополнительными документами о перерасчете Кашин В.А. обратился к ответчику 02.04.2019 г.

Согласно подп. 2 ч.1 ст.23 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Таким образом, поскольку заявление Кашина В.А. о перерасчете поступило ответчику 02.04.2019 г., то перерасчет размера страховой пенсии по старости Кашину В.А. следует произвести с 01.05.2019 г.

При указанных обстоятельствах исковые требований Кашина В.А. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кашина В.А. к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) об обязании включить в страховой стаж периоды, и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов, удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) включить в страховой стаж Кашина В.А. периоды работы:

- с 01.01.1993 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1997 г. по 31.12.1997 г., с 01.01.2000 г. по 30.03.2000 г. в качестве члена Крестьянского фермерского хозяйства «Геркулес».

Обязать ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов с 01.05.2019 г.

В удовлетворении остальной части требований Кашину В.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Козлова.

В окончательной форме решение суда изготовлено 21 июля 2020 года.

Судья Л.В. Козлова.