НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шурышкарского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 01.02.2023 № 2-253/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 01 февраля 2023 года

Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакина С.В., при секретаре ФИО3, с участием прокурора <адрес> ЯНАО ФИО7, представителя ответчика ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконными бездействия, возложении обязанности по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального строительства многодетных семей, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> ЯНАО действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с последующим его уточнением) к администрации <адрес> (далее администрация, истец) о признании незаконными бездействия, возложении обязанности по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального строительства многодетных семей, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В обосновании требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО4 о нарушении права его многодетной семьи на предоставление земельного участка в собственность, в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 и ФИО5 администрацией муниципального образования <адрес> поставлена на учет в целях бесплатного предоставления на общих основаниях земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования <адрес>, однако с момента постановки на учёт и включения в очередь (с ДД.ММ.ГГГГ) не смогла реализовать данное право. За время нахождения семьи ФИО4 на учёте земельные участки, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурой, под индивидуальное жилищное строительство предоставлены только 12 многодетным семьям, однако в <адрес> земельные участки многодетным семьям для ведения личного подсобного хозяйства с 2014 по 2022 гг. не предоставлялись. Кроме того, в период с 2016 по 2022 годы 34 многодетным семьям предоставлены участки под индивидуальное жилищное строительство, не обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурой. Сформированные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 215 земельных участков многодетным семьям не предоставлялись в связи с их необеспеченностью объектами транспортной и инженерной инфраструктуры. При том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на бесплатное предоставление земельных участков состоит 198 многодетных семей. Постановлением заместителя главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО4, ФИО5 составом семьи признаны не соответствующими в период перерегистрации условиям, установленным пунктом 1 части 14 статьи 7.2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», и сняты с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, в связи с утратой статуса семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, влекущего прекращение соответствующего права на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка ввиду достижения одного из детей возраста 18 лет и отсутствия подтверждения факта её обучения в учебном заведении по очной форме обучения. В настоящее время 23 многодетные семьи признаны не соответствующими условиям, установленным пунктом 1 части 14 статьи 7.2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», и сняты с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, по пункту 12 части 1 статьи 7.3 Закона -ЗАО в связи с утратой статуса семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, влекущего прекращение соответствующего права на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка ввиду достижения детьми 18 или 23 лет. В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес первого заместителю главы администрации муниципального образования <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого прокуратура была проинформирована о том, что, невозможность обеспечения сформированных земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой связана с отсутствием необходимого бюджетного финансирования. Вместе с тем, в настоящее время администрацией района ведётся работа по подготовке инвестиционного предложения в целях включения в адресную инвестиционную программу <адрес> мероприятия «Инженерное обеспечение земельных участков в селе Мужи по <адрес>ёжная и <адрес> под индивидуальную жилую застройку». Поскольку реализация многодетными семьями права на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного приобретения в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и обеспеченными инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени многодетными семьями не реализованы просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в необеспечении земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (дорогами V категории и электроснабжением) и возложении обязанности по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (дорогами V категории и электроснабжением) в следующих населённых пунктах <адрес> в следующих населённых пунктах <адрес>:

<адрес> с кадастровыми номерами:

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес> с кадастровым номером

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес> с кадастровыми номерами

<адрес>

Департамент строительства и жилищной политики <адрес>, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания дела. Своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, выразив свою позицию по делу.

В письменных возражениях представитель Департамента строительства и жилищной политики <адрес>ФИО6, действующий на основании доверенности -Д от ДД.ММ.ГГГГ просил суд отказать в удовлетворении иска, указав, что предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации Адресной программы регулируется Постановлением правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов. Формирование Адресной инвестиционной программы автономного округа регулируется Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Правил формирования и реализации Адресной инвестиционной программ <адрес> на очередной финансовый год и плановый период. Администрацией МО <адрес> при формировании проекта Адресной инвестиционной программы <адрес> на 2023-2025 годы представлены инвестиционные предложения по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предназначенных для бесплатного предоставления гражданам имеющих трех и более детей в <адрес>, сметной стоимостью около 1 млрд. рублей. Инвестиционных предложений по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой в населенных пунктах Мужи, Восяхово, Хашгорт,Послово, Ямгорт, Унсельгорт, Лохподгорт в адрес департамента строительства и жилищной политики ЯНАО не представлены. В условиях бюджетных ограничений, а также первоочередной направленности финансовых средств на объекты высокой степени готовности, предусмотреть бюджетные ассигнования на проектирование спорного объекта не представилось возможным. Так же указал, что предоставление субсидии местному бюджету на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местного бюджета. Не является исключительным способом финансирования муниципальным образованием создания инфраструктуры земельных участков.

В судебном заседании прокурор ФИО7, настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем, с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФИО8 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признал частично, не отрицая того, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой, суду пояснил, что в Управлением строительства и архитектуры Администрации муниципального образования <адрес> в целях включения в Адресную инвестиционную программу <адрес> объектов связанных с обеспечением инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предназначенных для бесплатного предоставления гражданам имеющих трех и более детей в населенных пунктах <адрес>, ежегодно с 2016 года направляются в адрес департамента строительства и жилищной политики <адрес> инвестиционные предложения о финансировании переходящих и новых объектов капитального строительства в рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Информационным письмом департамента строительства и жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование <адрес> уведомлено, что в настоящее время софинансирование предложенных инвестиционных проектов к включению в АИП ЯНАО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, не предусмотрено. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства и жилищной политики <адрес> уведомил Администрацию муниципального образования <адрес>, что объекты, направленные на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>, включены в сводный перечень предложений по новым объектам, который направлен на рассмотрение в департамент финансов автономного округа, и возможность выделения субсидии на софинансирование указанных объектов будет рассмотрена после доведения предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы <адрес> на 2021-2023 годы. Дополнительной информации о включении в АИП данных объектов не поступало. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N° 1-01-06-06/1164 Администрация муниципального образования <адрес> ходатайствовала о перераспределении бюджетных ассигнований, запланированных по мероприятию «Центр культурного развития <адрес>, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» на проектирование объекта «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предназначенных для бесплатного предоставления гражданам имеющих трех и более детей в <адрес>, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы». В связи с изменением функционального назначения территории, в целях исполнения пункта 1.3.2. протокола совещания по вопросам социально-экономического развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация муниципального образования <адрес> ходатайствовала об изменении наименования мероприятия по инженерному и транспортному обеспечению земельных участков в следующей редакции «Инженерное обеспечение земельных участков в <адрес>ёжная и <адрес> под индивидуальную жилищную застройку». В рамках мероприятия планируется обеспечить подъездными дорогами и линиями электропередач 118 земельных участков, из них 77 участков для предоставления многодетным семьям, 13 участков для индивидуального жилищного строительства путем реализации через аукцион и 28 участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время Администрацией муниципального образования <адрес> разработано инвестиционное предложение по включению в адресную инвестиционную программу <адрес> мероприятия «Инженерное обеспечение земельных участков в <адрес>ёжная и <адрес> под индивидуальную жилищную застройку». В рамках мероприятия предложено разработать проектную документацию и выполнить строительство автомобильной дороги и воздушных линий электропередач. По результату открытого аукциона заключен муниципальный контракт на разработку проектной документации «Инженерное обеспечение земельных участков в <адрес>ёжная и <адрес> под индивидуальную жилищную застройку». В настоящее время указанный проект разработан, получено положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий от ДД.ММ.ГГГГ и положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Сметная стоимость по расчету стоимости строительства объекта в прогнозном уровне цен составляет - 296,523 млн. руб. Проектом бюджета <адрес> в рамках Адресной инвестиционной программы <адрес> по объекту предусмотрено финансирование: на 2023 год - 63,5 млн. руб., на 2024 год - 61,163 млн. руб. Администрацией муниципального образования <адрес> направлено обращение в адрес департамента строительства и жилищной политики <адрес> об увеличении лимитов бюджетных обязательств на плановый период: на 2023 год -137,977 млн. руб., на 2024 год -137,977 млн. руб. Проведение конкурсных процедур для определения исполнителя работ по строительству объекта планируется в начале 2024 году при условии доведения необходимых лимитов из бюджета <адрес>.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес>, подлежащими удовлетворению, по следующим обстоятельствам.

Согласно п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Субъект Российской Федерации, предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Российской Федерации постановлено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>» (далее Закон -ЗАО) (устанавливает полномочия исполнительных органов автономного округа; формы участия исполнительных органов автономного округа в земельных отношениях; предельные размеры земельных участков; правила предоставления земельных участков в собственность, в пользование граждан или юридических лиц; правила установления и использования отдельных категорий и видов земель; регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при реализации ими прав в сфере земельных отношений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона АО предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ 39-3АО определен порядок постановки граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются статьями 7-1, 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 7-1 Закона -ЗАО земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 7 настоящего Закона, и отдельным категориям граждан, состоящим на учете граждан, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, включенных в перечни земельных участков, предназначенных для предоставления земельного участка в собственность граждан бесплатно на территории автономного округа (далее - перечни земельных участков). Очередность земельных участков, включаемых в перечень земельных участков, определяется датой постановки их на государственный кадастровый учет недвижимого имущества (далее - государственный кадастровый учет). Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляемые в собственность бесплатно, должны быть обеспечены объектами инженерной и транспортной инфраструктур (дорогами V категории и электроснабжением), образованы и поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, предназначенных в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территории муниципального образования в автономном округе для предоставления гражданам в случаях, указанных в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 7 настоящего Закона, отдельным категориям граждан, такие земельные участки передаются безвозмездно в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в автономном округе, на территории которого они расположены.

Согласно пп, 4.3. Порядка проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П по результатам проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан, орган муниципального района (городского округа) не ранее 30 апреля, но не позднее 15 мая вправе принять одно из решений, в том числе, решение о несоответствии заявителей условиям, установленным пунктами 1 или 2 части 14 статьи 7.2 настоящего Закона, о снятии граждан с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в порядке, установленном статьей 7.3 настоящего Закона.

Судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г.р., семья Воронцовых поставлена на учет в целях бесплатного предоставления на общих основаниях земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования <адрес>.

Постановлением заместителя главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО4, ФИО5 признаны не соответствующими в период перерегистрации условиям, установленным пунктом 1 части 14 статьи 7.2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», и сняты с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, согласно пункта 12 части 1 статьи 7.3 настоящего Закона в связи с утратой статуса многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, ввиду достижения одного из детей возраста 18 лет и отсутствия подтверждения факта её обучения в учебном заведении по очной форме обучения.

<адрес> проведена проверка по обращению ФИО4 о нарушении права его многодетной семьи на предоставление земельного участка в собственность, который был снят с учета ввиду достижения детьми совершеннолетнего возраста, то есть неполучения земельного участка в собственность своевременно.

В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес первого заместителю главы администрации муниципального образования <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого прокуратура была проинформирована о том, что, невозможность обеспечения сформированных земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой связана с отсутствием необходимого бюджетного финансирования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязание администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования об обеспечении многодетных семей земельными участками в собственность бесплатно, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве может быть обеспечено судебным решением.

Разрешая вопрос о наличии(либо отсутствии) в действиях органа местного самоуправления бездействия, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в данной части, ввиду того, что право граждан, являющихся родителями, воспевающими трех и более детей и постоянно проживающих на территории <адрес> на получение земельных участков в собственность бесплатно закреплено в Законе ЯНАО -ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном Законе с 2015 года закреплена необходимость обеспечения данных земельных участков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой. Однако работа в указанном направлении, администрацией района, не велась, ввиду чего, многие многодетные семьи, утеряли свой статус и не получили земельные участки.

При вынесении решения суда о возложении обязанности совершить какие-либо действия, суд обязан разрешить вопрос о сроке исполнения установленной обязанности.

Рассматривая указанный вопрос, суд, учитывает, что работа по подготовке инвестиционного предложения в целях включения в адресную инвестиционную программу <адрес> мероприятия «Инженерное обеспечение земельных участков в селе Мужи по <адрес>ёжная и <адрес> под индивидуальную жилую застройку», администрацией района ведётся, однако учитывая, что порядок предоставления окружного финансирования, а также порядок строительства необходимых инфраструктур, суд полагает возможным определить порядок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации <адрес>, выразившееся в непредставлении многодетным семьям, земельных участков, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктурой в населенных пунктах <адрес>.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность обеспечить земельные участки, сформированные для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (дорогами V категории и электроснабжением) в населенных пунктах <адрес>: <адрес>.

Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий (подпись) С.В. Балакина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья: С.В. Балакина

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

УИД- 89RS0-25

Секретарь ФИО9

Подлинник решения хранится в деле в Шурышкарском районном суде ЯНАО.