НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шпаковского районного суда (Ставропольский край) от 06.04.2018 № 2-230/18

Дело № 2-230/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 06 апреля 2018 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернова Г.В.,

при секретаре Мысливской Е.Д.,

с участием:

представителя ответчика Беляевой А.В. по ордеру и доверенности адвокат Панютиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Беляевой Алле Викторовне о расторжении договора аренды лесного участка и об обязании возвратить лесной участок по акту приема-передачи,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обратилось в суд с исковым заявлением к Беляевой А.В. о расторжении договора аренды лесного участка и об обязании возвратить лесной участок по акту приема-передачи.

В обоснование исковых требований истец указал, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с единственным участником аукциона – Беляевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ под был заключен договор аренды лесного участка. Пунктом 7.1. Договора срок его действия установлен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация договора произведена ДД.ММ.ГГГГ под . В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. и 1.4. договора Министерство передало, а ответчик принял по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью – 0,2 га, внесенный в государственный лесной реестр под условным номером , являющийся частью земельного участка площадью– 13561,0 га с кадастровым номером , в пределах земель лесного фонда в квартале 59 (Михайловское) выделах 27, 28 Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края. Постановлением Губернатора Ставропольского края от 26 августа 1997 года № 547 № «Об образовании государственных природных заказников краевого значения» территория площадью 7558 га, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд) в г. Ставрополе и Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения «Русский лес» (далее - Заказник). Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005 г. № 114-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес» (далее - Положение о заказнике), согласно которому заказник расположен в кварталах 1-63, 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза. Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя. Согласно ч.ч.1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Положением о Заказнике установлено, что Заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим Заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только виды деятельности: сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы нескошенного травостоя шириной не менее 5 метров; сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения); регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне Заказника. Предоставленный ответчику лесной участок, согласно определению его местоположения на момент предоставления для рекреации находился на территории земель лесного фонда, объявленных заказником краевого значения, а именно: квартал 59, выдел 27, 28 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество» входит в перечень кварталов с 1-63 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (наименование в период создания Заказника). Таким образом, договор аренды лесного участка заключен с ответчиком без учета требований вышеуказанных правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края. В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим же Кодексом, другими законами или договором, а по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных частью 2 этой же статьи. Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Так, пунктом ДД.ММ.ГГГГ Договора предусмотрено, что в случае прекращения действия договора арендатор обязан передать лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.

На основании вышеизложенного просит суд:

- договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Беляевой Аллой Викторовной, расторгнуть и обязать передать лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,2 га, внесенный в государственный лесной реестр под условным номером 26:258:12:0162, являющийся частью земельного участка площадью 13561,0 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, в пределах земель лесного фонда в квартале 59 (Михайловское) выделах 27, 28 Ставропольского участкового лесничества государственного казенного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края, министерству по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик Беляева А.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, однако предоставила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя.

Представитель ответчика Беляевой А.В. по ордеру и доверенности адвокат Панютина Е.С. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку оснований для расторжения спорного договора аренды лесного участка, предусмотренного действующим законодательством, у суда не имеется.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального Управление «Росимущества» в Ставропольском крае, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГКУ «Ставропольское лесничество», в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть указанное гражданское дело по существу в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 1 ст. 41 ЛК РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно п. 2 этой же статьи указано, что рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников.

На землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В силу ст. 25, ч.1 ст.72, ч.1 ст.74 ЛК РФ лесной участок предоставляется в аренду, в том числе в целях осуществления рекреационной деятельности, с заключением договора аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

В соответствии со статьей 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании государственных природных заказников краевого значения» территория площадью 7558 га, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза в г.Ставрополе и Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения «Русский лес».

Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес», согласно которому заказник расположен: Шпаковский район, лесной фонд в кварталах 1-63, 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза на склоне Ставропольской горы, северо-западнее города Ставрополя. Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.

ДД.ММ.ГГГГ между Беляевой А.В. и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края был заключен договор аренды лесного участка , находящийся в федеральной собственности, площадью 0,02 га, условный , внесенный в государственный лесной реестр, сроком на 49 лет.

Пунктом 7.1. вышеуказанного договора аренды лесного участка срок его действия установлен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, государственная регистрация договора произведена ДД.ММ.ГГГГ под .

На основании Постановления Губернатора Ставропольского края от 26 августа 1997 года № 547 «Об образовании государственных природных заказников краевого значения», Постановления Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005 года № 114-п было утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес» и в целях выполнения протокольных поручений Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о расторжении договора аренды лесного участка от 10 марта 2010 года № 251 в добровольном порядке.

Согласно пункту 5.2 договора аренды № 251 от 10 марта 2010 года, по требованию одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.

В соответствии с пунктом 6.2 договора аренды, расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий договора.

Министерством письмами ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть Договор аренды, письма возвращены в министерство в связи с истечением срока хранения.

Сторонами не оспаривается, что в настоящее время спорный лесной участок не входит в установленные и утвержденные правовым актом Правительства Ставропольского края от 25 сентября 2015 года № 416-п границы особо охраняемой природной территории - государственный природный заказник краевого значения «Русский лес».

Договор, в силу статей 450, 619 ГК РФ, может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Частью 2 ст. 24 ЛК РФ предусмотрено, что невыполнение гражданами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

П. 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005г. № 114-п «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения «Русский лес», действовавшем в период заключения спорного договора, установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, которые запрещены на территории спорного лесного участка, а именно: распашка земель, за исключением противоэрозионных посадок, намеченных проектами лесоустройства; пастьба скота; сбор лекарственных и иных растений; спортивная и любительская охота; добывание объектов животного мира; предоставление участков под застройку, для садоводства и огородничества; проведение геологических изысканий и разработка общераспространенных полезных ископаемых; предоставление участков под строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов и удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; взрывные работы; проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования; выжигание травостоя; любые иные формы хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Пунктом 10 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, запрещенных на территории заказника, который был установлен в период предоставления спорного лесного участка в аренду.

Согласно п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007г. № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Согласно п. 14 вышеназванного Приказа № 181 очистка лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, от захламления проводится в особо охраняемых, рекреационных функциональных зонах, функциональных зонах познавательного туризма обслуживания посетителей, хозяйственного назначения особо охраняемой природной территории, определяемых положением об особо охраняемой природной территории.

В то же время, материалами дела подтверждается, что иск предъявлен в период действия постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым признан утратившим силу пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании государственных природных заказников краевого значения», объявивший территорию площадью 7558 га земли, находящуюся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд) в г.Ставрополе и в Шпаковском районе, государственным природным заказником краевого значения «Русский лес».

ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Правительства Ставропольского края № 416-п от «О создании государственного природного заказника краевого значения «Русский лес» и вместе с ним утверждено «Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес», с установлением границ и функциональных зон заказника, площадь которого составляет 8312,51 га.

Согласно п. 10 Положения , в пределах границы заказника выделены три функциональные зоны:1) природоохранная зона заказника; 2) зона ограниченного природопользования заказника; 3) зона рекреационного использования заказника. Площадь природоохранной зоны заказника составляет 6774,67 гектара (п. 24 -п) Площадь зоны ограниченного природопользования заказника составляет 633,62 гектара (п. 29 -п) Площадь зоны рекреационного использования заказника составляет 904,22 гектара (п. 33 -п)

Судом установлено, что на сегодняшний день спорный лесной участок, расположен на территории ГКУ «Ставропольское лесничество». Согласно п. 1.1.8 Лесохозяйственного регламента ГКУ «Ставропольское лесничество», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 26 января 2016 г. № 22, особо охраняемые природные территории федерального значения на территории Ставропольского лесничества отсутствуют. Кроме того в Таблице № 5 Лесохозяйственного регламента, содержится информация о том, что видом разрешенного использования спорного лесного участка, является осуществление рекреационной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает абсолютного запрета на осуществление рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, в частности заказнике «Русский лес».

Согласно материалам дела, истец в обоснование своих требований о расторжении договоров аренды привел только одно обстоятельство, указывающее на то, что переданные в аренду лесные участки включены в особо охраняемую природную территорию - государственного природного заказника краевого значения «Русский лес», следовательно, договоры аренды лесных участков заключены без учёта требований правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края.

Данное обстоятельство по смыслу ст.450 ГК РФ не относится к основанию расторжения договора аренды, в связи с существенным нарушением условий договора аренды, в то же время истец не приводил в обоснование иска данное основание и не предоставлял доказательств осуществления ответчиком деятельности, противоречащей целям создания государственных природных заказников, влекущей за собой нарушение сохранности Заказника, причиняющей вред природным комплексам и их компонентам, а также доказательств нарушения ответчиком лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В силу части 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиями оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Таким образом, исходя из указанных норм права, следует, что законодательство РФ предусматривает ограниченный перечень оснований для расторжения заключенного договора ввиду стабильности договорных отношений.

Ссылка истца на наличие протестов Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой от 24 февраля 2016 г. в адрес министерства о нарушении природоохранного законодательства при предоставлении лесов в пользование гражданам и юридическим лицам для рекреационной и иной хозяйственной деятельности на основании протоколов о результатах аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, не является основанием для удовлетворения исковых требований о расторжении договора аренды лесного участка, поскольку данный протест не обладает обязательными признаками нормативности и не может являться основанием к расторжению договора.

В свою очередь, доказательств существенного нарушения ответчиком договора аренды лесного участка, могущих послужить основанием к его расторжению, истцом не представлено. Обстоятельств невозможности изменения договора аренды лесного участка, с введением правового режима использования особо охраняемых природных территорий, предусмотренного нормами действующего законодательства, не установлено.

Таким образом, требования о расторжении договора аренды заявлены при наличии не устраненных противоречий, как в основаниях расторжения договора, так и в доказательствах возникновения таких правовых оснований, что в свою очередь не позволяет установить, когда изменились обстоятельства, в чем они выражены и являются ли изменения существенными, могли ли истец и арендатор разумно предвидеть при заключении договора аренды особый статус данных объектов.

Доказательств того, что договор аренды содержит условия, позволяющие осуществить рекреационную деятельность, препятствующую сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и компонентов не предоставлено.

Ввиду недоказанности заявителем наличия предусмотренных действующим законодательством оснований расторжения договора в судебном порядке и их возврата, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Беляевой Алле Викторовне о расторжении договора аренды лесного участка и об обязании возвратить лесной участок по акту приема-передачи - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Г.В. Чернов

Мотивированное решение суда составлено 10 апреля 2018 года