НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шкотовского районного суда (Приморский край) от 19.10.2017 № 2-607/17

Дело №2- 607/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 19 октября 2017 года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.

при секретаре Нестеренко А.Д.,

с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края Налабординой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора к администрации городского округа Большой Камень, Ковальчуку Анатолию Евгеньевичу, Ковальчук Ольге Альбертовне о признании недействительным и расторжении договора найма служебного помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением,

установил:

Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края обратился в суд с иском к администрации городского округа Большой Камень, Ковальчуку Анатолию Евгеньевичу, Ковальчук Ольге Альбертовне о признании недействительным и расторжении договора найма служебного помещения, выселении из служебного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчику Ковальчуку А.Е. в связи с прохождением службы в должности начальника Межмуниципального отдела МВД России «Большекаменский», с составом семьи два человека, включая его жену Ковальчук О.А., на основании постановления администрации города от 10 марта 2017года № 279, было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, о чем с ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения № 187 от 10.03.2017года. Указанное жилое помещение представлено из муниципального жилищного фонда городского округа Большой Камень в нарушение требований статьи 44 Федерального закона «О полиции» и статьи 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», так как нецелевое использование муниципального имущества ставит сотрудников органов внутренних дел, занимающих руководящие должности, в определенную зависимость от органов местного самоуправления, что является в силу ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» конфликтом интересов и может повлиять на надлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей. По выявленным фактам нарушений Большекаменской межрайонной прокуратурой в адрес администрации городского округа Большой Камень внесено представление от 28.03.2017года о расторжение договора найма служебного жилого помещения, заключенного с начальником МО МВД России «Большекаменский» от 10.03.2017года № 187, которое оставлено без удовлетворения, согласно письменного ответа администрации города от 11.04.2017года № 01/12-238. Прокурор просил признать недействительным постановление администрации городского округа Большой Камень от 10 марта 2017года № 279 о предоставлении Ковальчуку А.Е. служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, а также признать недействительным заключенный с ответчиком договор найма служебного жилого помещения № 187 от 10.03.2017года; выселить ответчиков Ковальчука А.Е. и Ковальчук О.А. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

С учетом уточненной редакции исковых требований, прокурор просит признать недействительным и считать расторгнутым договор найма от 10.03.2017года № 187 в отношении служебного помещения по адресу: <адрес>, поскольку постановлением администрации городского округа Большой Камень от 20 июня 2017года № 850 признано утратившим силу постановление от 10 марта 2017года № 279, ответчики добровольно освободили спорное жилое помещение и передали ключи от него наймодателю; и просит о признании ответчиков утратившими право пользования данным жилым помещением.

В судебном заседании представитель Большекаменской межрайонной прокуратуры Налабордина А.В. поддержала заявленные требований(в уточненной редакции) в полном объеме.

Представитель администрации городского округа Большой Камень на основании доверенности Пикуль А.В. возражал против исковых требований, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Ковальчуку А.Е. в соответствии с решением Думы городского округа Большой Камень от 20 декабря 2007 года № 100, которым утвержден Порядок предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень, в редакции решения Думы городского округа от 02 февраля 2017года № 465 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Думы городского округа Большой Камень», в том числе, статья 7 указанного Порядка дополнена пунктом 10, предусматривающим возможность предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа руководителям органов Министерства внутренних дел РФ, обслуживающих территорию городского округа Большой Камень, потому оспариваемый договор найма от 10.03.2017года № 187 в отношении спорного служебного помещения был заключен в соответствии с действующим законодательством( ст. 104 ЖК РФ) и муниципальным правовым актом(Порядком предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень); также полагает, что предмет спора отсутствует, так как ответчики в добровольном порядке освободили спорное жилое помещение, а постановлением администрации городского округа Большой Камень от 20 июня 2017года № 850 признано утратившим силу постановление от 10 марта 2017года № 279 «О предоставлении служебного жилого помещения Ковальчуку А.Е.», на основании акта осмотра спорной квартиры от 09 июня 2017года сотрудниками МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень, установившими, что спорное жилое помещение освобождено от имущества Ковальчука А.Е.

Ответчик Ковальчук А.Е., надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, обеспечил явку своего представителя на основании доверенности Ворониной О.В., которая не согласилась с иском, поддержала доводы администрации городского округа об отсутствии предмета спора в связи с добровольным выездом ответчиков(нанимателя Ковальчука А.Е. и члена его семьи Ковальчук О.А.) из спорного жилого помещения.

Ответчик Ковальчук О.А. в судебное заседание не явилась.

Выслушав пояснения участвующих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

При этом в силу части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, вопросы обеспечения служебными жилыми помещениями и, как следствие, полномочия по их предоставлению непосредственно и неразрывно связаны с наличием трудовых или служебных отношений с публично-правовым образованием соответствующего уровня, выступающим в качестве работодателя.

В соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции служебным жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1), для реализации этого права полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Аналогичные положения содержит и статья 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которой уточнено, что предоставление служебных жилых помещений производится именно тем федеральным органом исполнительной власти, в котором сотрудники проходят службу, и осуществляется за счет его специализированного жилищного фонда.

Исключением является, согласно части 1 статьи 9 названного Федерального закона и части 3 статьи 44 Федерального закона "О полиции", обеспечение жильем сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции. Указанным лицам служебное жилое помещение предоставляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором сотрудник замещает должность участкового уполномоченного полиции. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления.

Других исключений, допускающих предоставление органом местного самоуправления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде такой категории граждан, как сотрудники полиции и органов внутренних дел, действующее федеральное законодательство не предусматривает.

Основания признания сотрудника не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы, в целях обеспечения его служебным жилым помещением, изложены в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При предоставлении служебного жилого помещения сотрудник заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда( ч. 3 ст. 8 ФЗ № 247).

В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации( ч. 4 ст. 8 ФЗ № 247).

Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490 (ред. от 20.08.2014) утверждена Инструкция по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации(служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях).

Согласно п. 6 Инструкции решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда принимается Жилищной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, создаваемой в центральном аппарате МВД России приказом МВД России, а в подразделениях системы МВД России - приказом начальника (руководителя) подразделения системы МВД России.

Как установлено в судебном заседании, муниципальное жилое помещение(двухкомнатная квартира общей площадью 55,3 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес><адрес>, было предоставлено Ковальчуку А.Е. в связи с прохождением службы в должности начальника Межмуниципального отдела МВД России «Большекаменский», на основании постановления администрации городского округа Большой Камень от 10 марта 2017года № 279.

Приказом УМВД России по Приморскому краю от 08 августа 2016года № 863л/с Ковальчук А.Е. назначен на должность начальника МОМВД России «Большекаменский» с 10 августа 2016года.

10 марта 2017года между администрацией городского округа и Ковальчуком А.Е. был заключен договор найма служебного жилого помещения на спорную квартиру на состав семьи 2 человека, включая его жену Ковальчук О.А.

Постановлением администрации города от 10.12.2010года № 2204 указанное муниципальное жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду городского округа Большой Камень.

Право муниципальной собственности городского округа Большой Камень на спорную квартиру зарегистрировано в ЕГРН Управления Росреестра по Приморскому краю 01.12.2010года(свидетельство серии 25-АБ от ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая спор, суд исходит из того, что получение жилья в муниципальном жилищном фонде ставит сотрудников органов внутренних дел, занимающих начальственные должности, в определенную зависимость от органов местного самоуправления, что может являться, согласно статье 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", конфликтом интересов и повлиять на надлежащее исполнение ими своих должностных (служебных) обязанностей. А это уже прямо запрещено законом, в частности, статьей 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу части 3 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Доводы представителя наймодателя о том, что спорное жилое помещение было предоставлено Ковальчуку А.Е. в соответствии с муниципальным правовым актом - Порядком предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень, утвержденным решением Думы городского округа Большой Камень от 20 декабря 2007 года № 100, в редакции решения Думы городского округа от 02 февраля 2017года № 465 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Думы городского округа Большой Камень», в том числе, в статью 7 указанного Порядка, дополненную пунктом 10, предусматривающим возможность предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа руководителям органов Министерства внутренних дел РФ, обслуживающих территорию городского округа Большой Камень, не имеют правового значения.

В названной норме допущено расширение установленного федеральным законодательством перечня категорий граждан, работодателем по отношению к которым выступает Российская Федерация, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.

Указанное расширение не только имеет произвольный характер, но и ведет к нецелевому использованию муниципального имущества, а также к коррупции, поскольку устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил(часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").

Кроме того, получение жилья в муниципальном жилищном фонде ставит сотрудников органов внутренних дел, занимающих указанные в названном нормативном акте(Порядке предоставления жилых помещений служебного жилищного фонда городского округа Большой Камень) начальственные должности, в определенную зависимость от органов местного самоуправления.

Указанный нормативный правовой акт в названной части принят по вопросу, не отнесенному к компетенции органов местного самоуправления, и противоречит нормам федерального законодательства.

Поскольку оспариваемый договор найма служебного жилого помещения нарушает требования закона, то является недействительным и не влечет юридических последствий с момента его заключения( ч. 1 ст. 167 и ст. 168 ГК РФ).

По выявленным в ходе прокурорской проверки фактам нарушений законодательства, Большекаменской межрайонной прокуратурой в адрес администрации городского округа Большой Камень внесено представление от 28.03.2017года о расторжение договора найма служебного жилого помещения, заключенного с Ковальчуком А.Е.- начальником МО МВД России «Большекаменский» от 10.03.2017года № 187, которое оставлено администрацией городского округа Большой Камень без удовлетворения, согласно письменного ответа администрации города от 11.04.2017года № 01/12-238 в адрес Большекаменской межрайонной прокуратуры.

Доводы ответчиков об отсутствии предмета спора в связи с выездом ответчиков из спорной квартиры, являются несостоятельными, поскольку прокурор в ходе судебного разбирательства не отказался от заявленного иска и настаивал на судебной проверке наличия правовых оснований заключения договора найма спорного жилого помещения.

Из ответа муниципального казенного учреждения «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень от 25.09.2017года № 19-1300, на запрос суда в связи с настоящим делом, следует, что ключи от жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, переданы в учреждение. Также в дело представлен акт осмотра спорной квартиры от 09 июня 2017года сотрудниками МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень, установившими, что спорное жилое помещение освобождено от имущества Ковальчука А.Е.

Согласно поквартирной карточки жилого помещения по адресу: <адрес>, наниматель Ковальчук А.Е. снят с регистрационного учета по жилому помещению.

В этой связи, требование о выселении ответчиков из спорного жилого помещения прокурор не поддерживает.

В остальной части заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика Ковальчука А.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00рублей, от уплаты которой был освобожден прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Большекаменского межрайонного прокурора –удовлетворить.

Признать недействительным договор найма служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 10 марта 2017года № 187 между администрацией городского округа Большой Камень и Ковальчуком Анатолием Евгеньевичем.

Признать утратившими право пользования Ковальчука Анатолия Евгеньевича и Ковальчук Ольги Альбертовны служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.

Считать расторгнутым договор найма служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 10 марта 2017года № 187 между администрацией городского округа Большой Камень и Ковальчуком Анатолием Евгеньевичем, в связи с выездом ответчиков из указанного жилого помещения.

Взыскать с Ковальчука Анатолия Евгеньевича государственную пошлину в размере 300 рублей в доход городского округа Большой Камень.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 24 октября 2017года с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с 25 октября 2017года. Срок обжалования - с 25.10.2017г. по 25.11.2017г.

Председательствующий Т.М. Шамхалова