НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шипуновского районного суда (Алтайский край) от 04.12.2020 № 2-319/20

22RS0064-01-2020-000464-67

Дело № 2-319/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2020 года с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,

при секретаре Правдиной Т.А.

с участием истца Морозова В.Е., его представителя Марченко И.А.,

представителей ответчиков Никифоровой А.Н., Попова К.О., Раченковой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Морозова В. Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю, федеральному казенному учреждению «Колония – поселения № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю (далее УФСИН РФ по Алтайскому краю и ФКУ КП-7 УФСИН РФ по Алтайскому краю соответственно) о признании права на получение заработной платы и пенсии, исходя из районного коэффициента 1,25, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и пенсии, взыскании заработной платы за сверхурочную работу и дополнительные обязанности, в виде районного коэффициента, взыскании заработной платы на все составляющие заработной платы, установлении надбавки, взыскании морального вреда.

УСТАНОВИЛ

Первоначально истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение заработной платы и пенсии, исходя из районного коэффициента 1,25, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и пенсии, взыскании морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ответчиком. С ДД.ММ.ГГГГ вышел на пенсию по выслуге лет. Истец не согласен с начислением заработной платы, на все составляющие ее части исходя из 1,20, полагая, что Шипуновский район входит в список районов, подпадающих под начисление районного коэффициента в размере 1,25 на основании Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». В период прохождения службы выполнял сверхурочную работу и на него были возложены дополнительные обязанности, за что не получал заработную плату.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял и дополнял исковые требования, в том числе просил обязать УФСИН РФ по Алтайскому краю установить к пенсии за выслугу лет как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи – надбавку в размере 64 % расчетного размере пенсии с момента ее назначения.

Окончательно истец просил суд считать надлежащим ответчиком по названному гражданскому делу ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю. Признать право на начисление и получение заработной платы на составляющие заработной платы, на которые не начислен районный коэффициент вообще, исходя из районного коэффициента 1,25, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». Взыскать за период с 01 июня 2017 года по 01 июля 2020 года с ответчика невыплаченную заработную плату, в виде районного коэффициента, на составляющие заработной платы (на доплату за сверхурочную работу, прем. ДВСО, единовременное пособие при увольнении, доплата за работу в праздничные дни, доплата за работу в ночные часы, премия разовая, материальная помощь и премия), в размере - 113 790 рублей 53 копейки. Взыскать с ответчика оплату за дополнительно возложенные обязанности за организацию, хранение, учет, выдачу имеющегося на балансе учреждения вооружения, боеприпасов и спецсредств, в размере - 279 411 рублей 95 копеек. Взыскать с ответчика оплату за сверхурочное исполнение должностных обязанностей в размере - 542 642 рубля 58 копеек. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Истец Морозов В.Е. в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях.

Представитель истца Марченко И.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что непосредственно для сотрудников ФСИН районный коэффициент должен распространяться на все составляющие заработной платы, потому, что это есть заработная плата. По сверхурочным часам ТК РФ говорит, что норма часов рабочего времени составляет 40 часов в неделю, это 160 часов в месяц. Согласно табелям учета рабочего времени истца, меньше 160 часов в месяц, у истца не было, наоборот, у него было и по 200 часов в месяц и более, это время сверхурочное и должно оплачиваться согласно норм и правил, которые установлены ТК РФ. По последнему требованию истца о возложении обязанности по хранению, учету боеприпасов, стороной ответчика никаких расчетов не предоставлено, хотя сторона ответчиков не отрицает того, что истцом данная работа проводилась, замечаний по данной работе у истца не было, поэтому данное исковое требование подлежит удовлетворению. Учитывая то, что свое законное право истец отстаивал в судебном порядке, тем самым нес нравственные и моральные страдания, удовлетворение иска в части моральной компенсации, идет в силу закона.

Представители ответчиков с требованиями не согласились, поддержали ранее представленный отзыв, высказав общее мнение о том, что по начислению районного коэффициента, истцом допущено неверное толкование нормативных актов, поскольку истец получал не заработную плату, а денежное довольствие, в соответствии с приказами ФСИН России. Перед истцом нет задолженности, ему все выплачено при его увольнении, ведется суммированный учет рабочего времени согласно расчетному периоду. По обязанностям истца по хранению, выдаче вооружения, данные обязанности были возложены на истца на основании приказа, как на более подготовленного, опытного сотрудника, в соответствии с данным приказом данные обязанности не подлежат оплате. Что касается компенсации морального вреда, сама по себе защита прав истца в судебном порядке не несет никаких моральных страданий, доказательств этому не представлено.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года было принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Шипуновского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Шипуновского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГМорозов В.Е. состоял в трудовых отношениях с ответчиком. С ДД.ММ.ГГГГ уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Согласно материалам дела, Морозов В.Е. проходил службу в должности дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ КП-7 УФСИН России по <адрес>, имея звание майор внутренней службы. (л.д.60,61,171 в т.1).

Как следует из материалов дела ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю является Федеральным казенным учреждением, то есть в силу положений абз. 40 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выплата районного коэффициента к заработной плате в повышенном размере за счет средств бюджета Алтайского края, работникам Федерального казенного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, производиться не может в силу закона.

Таким образом, требования истца о признании права на начисление и получение заработной платы на составляющие заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25 удовлетворению не подлежат.

Вопросы, связанные с прохождением службы сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируется Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ (ред. от 05.12.2016, с изм. от 19.12.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, Порядком обеспечения вещевым имуществом сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 г. N 71, нормативными актами Минюста России, приказами, распоряжениями и указаниями ФСИН России.

Вопреки доводам истца, в силу положений ст. 11 ТК РФ его нормы могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, в случаях прямо предусмотренных специальными нормами нормативно-правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами и требуется применение трудового законодательства.

В соответствии с п. 75 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.05.2013 г. N 269 при увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника.

Пунктом 17 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы предусмотрена выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа).

Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка.

При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (пункт 18).

Сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников (пункт 16).

Из пояснений сторон и из материалов дела установлено, что в 2019 г велся суммированный учет рабочего времени с учетным периодом полугодие (Правила внутреннего трудового распорядка ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю приказ от ДД.ММ.ГГГГ) оплата сверхурочных часов производилась по полугодиям. В 2020 г ведется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом год (Правила внутреннего трудового распорядка ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю приказ от ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 151-199 в т.2).

Согласно приказам начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю, списку работников по сменному графику и табелю рабочего времени, рапортов о дежурстве, Морозову В.Е. было начислена и выплачена компенсация за сверхурочную работу (л.д. 128-132, 141-154,173,174, 185-250 в т.1, 1-15 в т.2).

Согласно табелям учета рабочего времени сверхурочных часов за ДД.ММ.ГГГГ. не было. Согласно табелям учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ было выплачено за первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ за праздничные часы входящие в норму в сумме 1999руб.51 коп., праздничные часы сверхнормы в сумме 9497руб. 70коп., сверхурочные часы за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме -9747руб.64 коп.

Согласно контрасчету ответчика за сверхурочную работу Морозова В.Е. на л.д. 29 в т.2 истцу в полном объеме выплачена такая компенсация, согласно графикам дежурств. Проанализировав в совокупности с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ с представленными расчетными документами, приказами начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю суд приходит к выводу об отсутствии задолженности у ответчика перед истцом за сверхурочную работу. Иных доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.

В соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГМорозову В.Е. также выплачено единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания.

Приказами начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю Морозову В.Е. выплачивались премии за выполнение сложных и важных задач (л.д. 177-184 в т. 1).

Согласно п. п. 2, 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 г. N 269 (ред. от 20.12.2016 г.), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия установлен пунктом 48 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, в котором указано, что для их исчисления учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

На все указанные составляющие денежного довольствия Морозова В.Е. ответчиком осуществлялось начисление районного коэффициента, что подтверждается расчетными листками и не оспаривалось сторонами.

Таким образом, суд не находит оснований и для удовлетворения требования в части начисления районного коэффициента на составляющие заработной платы, такие как на доплату за сверхурочную работу, прем. ДВСО, единовременное пособие при увольнении, доплата за работу в праздничные дни, доплата за работу в ночные часы, премия разовая, материальная помощь и премия, поскольку согласно приказу ФСИН России от 27.05.2013 г. N 269 (ред. от 20.12.2016 г.) начисление коэффициента на данные выплаты не предусмотрено.

Разделом 11 Порядка, предусмотрен порядок выплаты компенсации за выполнение сотрудником дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника (п. 55-57).

Как установлено, в учреждении отсутствует служба вооружения, что подтверждается приказом об утверждении штатного расписания учреждения.

В соответствии с п. 1.6 Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 28.04.2006 № 211 (далее приказ ФСИН России от 28.04.2006 № 211), работа по учету, хранению и сбережению вооружения, боеприпасов и спецсредств в учреждениях (подразделениях) УИС возлагается на начальника склада вооружения, спецсредств и химимущества.

В малочисленных учреждениях (подразделениях) УИС с численностью сотрудников менее 50 человек, а также в подразделениях, где штатом не предусмотрена должность заведующего складом, приказом начальника работа по учету, хранению и сбережению вооружения, боеприпасов и спецсредств возлагается на инспектора (инструктора) боевой и специальной подготовки или другого сотрудника, хорошо знающего материальную часть оружия, порядок его учета, хранения и способного обеспечить надежную сохранность вооружения, боеприпасов и спецсредств.

Ввиду отсутствия в штатном расписании специальной должности, в соответствии приказами начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Морозов В.Е. назначен ответственным за выполнение требований пожарной безопасности в учреждении и за организацию хранения, учета, выдачи имеющегося на балансе учреждения вооружения, боеприпасов, и специальных средств (л.д. 101-106, 125 в т.1, 25-28 в т.2).

Данными приказами каких-либо доплат не установлено, поскольку истец не исполнял обязанности за временно отсутствующего сотрудника. С содержанием приказов истец был ознакомлен и, согласен.

Нормативно-правовым регулированием также не предусмотрена возможность оплаты таких обязанностей, в том числе размер и порядок осуществления оплаты

Из пояснений сторон установлено, что Морозову В.Е. о возложенной ответственности было известно изначально, однако при прохождении службы он не мог обжаловать приказы руководства.

Согласно ч. 4 ст. 74 ФЗ РФ от 19.07.2018 № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Однако, в суд обратился с требовании о несогласии с таким расчетом лишь в июле 2020 года.

Поскольку требования, заявленные к УФСИН России по Алтайскому краю истец не поддерживает на момент рассмотрения дела, в том числе ввиду их добровольного частичного удовлетворения, суд находит требования в данной части не подлежащими удовлетворению.

Придя к выводу о том, что трудовые права истца ответчиками не нарушены в полном объеме, а моральный вред предполагает именно вину работодателя, суд полагает, что требования Морозова В.Е. о взыскании морального вреда также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств, дела, позиции с сторон, в данном конкретном случае, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Морозова В. Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю, федеральному казенному учреждению «Колония – поселения № 7» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в апелляционном порядке.

Судья Е.Г. Зинкова

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года