НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шимановского районного суда (Амурская область) от 31.08.2016 № 2-611/2016

Дело № 2-611/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьева А.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шимановского района Алексеевой А.Я.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Шимановска Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района, действующего в интересах ФИО3 к администрации Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 г. Шимановска» (далее по тексту - МАДОУ №16 г. Шимановска) о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за январь и февраль 2016 исходя из заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в 2016 году с начислением на неё районного коэффициента 40% и 30% северной надбавки, выплате недоначисленной заработной платы в размере <данные изъяты>, возложении обязанности по выплате впоследствии заработной платы в соответствии с федеральным законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шимановского района, действующий интересах ФИО3, обратился в Шимановский районный суд с иском в к администрации МАДОУ №16 г.Шимановска о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы за январь и февраль 2016 года, исходя из заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в 2016 году с начислением на неё районного коэффициента 40% и 30% северной надбавки, выплате недоначисленной заработной платы в размере <данные изъяты>, о возложении обязанности по выплате впоследствии заработной платы в соответствии с федеральным законодательством.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шимановского района Алексеева А.Я. иск поддержала и суду пояснила, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении законодательства об оплате труда, по результатам которой установлены нарушения трудового законодательства. На основании трудового договора с работником МАДОУ «Детский сад №16 г Шимановска» от 01.12.2012 года ФИО3 принята на работу в МАДОУ «Детский сад №16 г. Шимановска» на должность сторожа. В п. 5.1 трудового договора указано, что за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата в размере: должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц. В соответствии с дополнительным соглашением сумма оклада повышена до <данные изъяты> рублей. Положением о премировании работников также определены суммы стимулирующих выплат и выплат компенсационного характера (районный коэффициент 40% ежемесячно, северная надбавка в размере 30% ежемесячно). Расчет и выдачу заработной платы работникам МАДОУ «Детский сад №16 г Шимановска» осуществляет Муниципальное автономное учреждение «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений г. Шимановска» (далее по тексту – МАУ «ЦОУ»). Из расчетных листков видно, что в январе 2016 года ФИО1 начислено <данные изъяты> рублей (оклад по часам в месяц <данные изъяты> рублей; оплата праздничных и выходных дней <данные изъяты> рублей; доплата техперсоналу (по внутреннему совместительству <данные изъяты> рублей; доплата за ночные часы <данные изъяты> рублей, премия технических работников <данные изъяты> рублей; районный коэффициент <данные изъяты> рублей; северная надбавка <данные изъяты> рублей), в феврале – <данные изъяты> рубля (оклад по часам в месяц <данные изъяты> рублей; оплата праздничных и выходных дней - <данные изъяты> рублей; доплата техперсоналу (по внутреннему совместительству <данные изъяты> рублей; доплата за ночные часы <данные изъяты> рублей, премия технических работников <данные изъяты>; районный коэффициент <данные изъяты> рублей; северная надбавка <данные изъяты> рублей; доплата до минимальной оплаты труда <данные изъяты> рублей). В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Частью третьей ст. 37 Конституции РФ предусматривается право каждого гражданина на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, тем самым запрещается любая дискриминация в оплате труда равной ценности. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудов обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В части первой ст. 129 ТК РФ определяется понятие заработной платы работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условия на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В соответствии со ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. К таким доплатам и надбавкам компенсационного характера в соответствии со статьями 316, 317 ТК РФ относятся районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодателем, и выплачиваться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», на территории Российской Федерации с 01 января 2016 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 6.204 рубля. Следовательно, за январь и февраль 2016 года заработная плата работников МАДОУ «Детский сад №16 г. Шимановска», отработавших в месяц норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже 6.204 рублей - минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, без учета стимулирующих и компенсационных выплат. Шимановский район Амурской области в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12, не включен. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 09.01.1986 №53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, расположенных в Южных районах Дальнего востока, Бурятской АССР и Читинской области» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере не свыше 30%. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Амурской области от 31.12.2009 №294-ОЗ «Об основах установления систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений», выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников учреждений по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области. Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статьей 2 Закона Амурской области от 11.04.2005 №471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих территории Амурской области» определено, что на территории Амурской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты. Остальные районы, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, относятся к южным районам области, в том числе Шимановский район. В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области», оплата труда в организациях, расположенных на территории области, осуществляется с применением районного коэффициента к заработной плате (далее по тексту - районный коэффициент). Размеры районных коэффициентов лицам, работающим в государственных органах области, работникам областных государственных учреждений устанавливаются согласно приложению к настоящему Закону. Размеры районных коэффициентов, установленные согласно приложению к настоящему Закону, являются предельными размерами повышения районных коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления для лиц, работающих в органах местного самоуправления, для работников муниципальных учреждений области. Согласно Приложению к Закону Амурской области №471-ОЗ, в Шимановском районе установлен районный коэффициент 1,4. Проверкой установлено, что заработная плата ФИО3 в январе 2016 года выплачивалась без включения северной надбавки - 30% районного коэффициента - 40% и феврале 2016 года в размере, ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также без включения северной надбавки за стаж - 30% и районного коэффициента - 40%. Выявленные нарушения законодательства стали возможны вследствие неисполнения должностными лицами МАДОУ «Детский сад №16 г. Шимановска» своих должностных обязанностей, что привело к нарушению прав и законных интересов ФИО3 и, как следствие, охраняемых законом прав и интересов государства и общества. Просит суд обязать МАДОУ «Детский сад №16 г.Шимановска» произвести перерасчёт заработной платы ФИО3 за январь и февраль 2016 года, исходя из заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда 2016 году, с начислением на нее районного коэффициента 40% и 30% северной надбавки и выплатить недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей. Обязать МАДОУ «Детский сад №16 г.Шимановска» впоследствии выплачивать заработную плату ФИО3 в соответствии с федеральным законодательством.

Истиц ФИО3 в судебное заседание не прибыла, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца ФИО3.

В судебном заседании от 18 мая 2016 года истец ФИО3 иск поддержала и суду пояснила, что, по её мнению, заработная плата должна ей начисляться в размере не ниже МРОТ с начислением на нее районного коэффициента 40% и 30 % северной надбавки. Также просит суд выплатить ей недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей и обязать МАДОУ «Детский сад №16 г.Шимановска» впоследствии выплачивать ей заработную плату в соответствии с федеральным законодательством. Ранее она уже обращалась с подобным требованием в Шимановский районный суд и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований. В настоящее время она просит суд взыскать с ответчика сумму невыплаченной заработной платы за иной период- январь-февраль 2016 года, в остальном её требования остались без изменений.

Представитель ответчика МАДОУ №16 г. Шимановска в судебное заседание не прибыл, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Из отзыва представителя ответчика МОДОУ №16 г. Шимановска ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Часть первая ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплата труда работника) работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы), стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, различные премии и выплаты). Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признает неотъемлемой частью заработной платы, одним из ее структурных элементов. Той же статьей даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье, оклад - фиксированный размер оплаты труда работника, за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, по состоянию на 01.01.2015 года минимальный размер оплаты труда был установлен в размере 5.965 рублей Федеральным законом от 01.12.2014 №408-ФЗ. Заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклад, различных доплат, премий). Поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше минимального размера оплаты труда, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат заработная плата работника будет не ниже установленного размера оплаты. Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ часть вторую статьи 129 ТК РФ признали утратившей силу. В ней говорилось о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Только сумма всех этих выплат не должна быть ниже федерального, регионального МРОТ. Работнику ФИО3 согласно штатного расписания установлен оклад - <данные изъяты> рубля. Сторожам за сохранность имущества, в соответствии с Положением «О премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад №16 города Шимановска» выплачивается ежемесячно премия в размере 15% от должностного оклада, также производится компенсационные выплата в виде доплат за работу в ночное время и доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении за исключением районного коэффициента и процентных надбавок) применяются к окладу. Согласно трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, значит работнику в соответствии ч.7 ст.133 ТК РФ производилась доплата до МРОТ в размерах указанных в расчетах за 2016 год помесячно, представленных МАУ «Центр по обслуживанию учреждений города Шимановска». Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими норма трудового права. Закон Амурской области от 11.04.2005 №471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» устанавливает гарантии и компенсации затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности. Этим законом определено, что г.Шимановск относится к южным районам области, где установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка к зарплате (до 30%). Все вышеуказанные составляющие заработной платы отражены в представляемом расчете, что свидетельствует об отсутствии в действиях работодателя факта нарушения начисления заработной платы работника и тем более в начислении компенсационных выплат, и, следовательно, нет оснований для перерасчета заработной платы за январь, февраль 2016 года исходя из заработной платы ФИО3

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 суду пояснила, что согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132ТКРФ). Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2016 года составляет 6.204 рублей (ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ). Между МАДОУ «Детский сад № 16 г. Шимановска» и ФИО3 заключен трудовой договор от 01.12.2012 г., на основании которого ФИО3 принята на работу в МАДОУ «Детский сад № 16 г. Шимановска» должность сторожа с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей в месяц (п. 5.1 Договора). В соответствии с дополнительным соглашением сумма оклада повышена до <данные изъяты> рублей. Также Положением об оплате труда работников МАДОУ «Детский сад № 16 г. Шимановска», помимо оклада предусмотрены следующие выплаты: 15 % премии техническим работникам; доплата за работу в ночное время в размере 35 % оклада ставки заработной платы за час работника; доплата за работу в выходные и нерабочие дни. Как следует из Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 г. №169-13 «О применении районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников», вопросы начисления районных коэффициентов и процентных надбавок регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» установлены гарантии и компенсации затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности и определено, что г. Шимановск относится к южным районам области, где установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка к зарплате до 30%. Согласно разъяснению, утвержденному постановлением Минтруда России от 11.09.1995 г. №49, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положением о премировании. Таким образом, районные коэффициенты и процентные надбавки имеют особый порядок начисления к заработной плате в отличие от других видов выплат компенсационного характера, которые устанавливаются к окладам и ставкам заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений (пункт 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583). Районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника. Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом МРОТ. С МРОТ необходимо сопоставлять итоговую сумму начисленной месячной заработной платы за полностью отработанное время, под которой понимается не только оклад (тарифная ставка), но и компенсационные (в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями) и стимулирующие выплаты. ФИО3 правомерно были произведены в январе и феврале 2016 года доплаты на фактический заработок в виде 40 % районного коэффициента и 30 % процентной надбавки к зарплате, а впоследствии (в феврале 2016 года) - доплата до МРОТ – <данные изъяты> рублей. Ссылка прокурора Шимановского района в исковом заявлении о том, что заработная плата ФИО3 в январе и феврале 2016 года выплачивалась без включения районного коэффициента и процентной надбавки, по мнению Управления образования администрации г. Шимановска, не состоятельна и ничем не подтверждена.

Представитель Муниципального автономного учреждения «Центр по обслуживанию учреждений города Шимановска» (далее по тексту – МАУ ЦОУ г.Шимановска) в судебное заседание не прибыл, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Заслушав пояснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В силу п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

В соответствии ч. 1 ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателей.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поступила на работу в Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников города Шимановска» на должность сторожа. На основании постановления администрации г. Шимановска от 10.09.2014 года №1302 Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников города Шимановска» переименовано в Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 города Шимановска». В соответствии с приказом МДОУ «Детский сад №16 г. Шимановска» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на работу на должность сторожа по совместительству с должностным окладом <данные изъяты> рубля, 40% - районный коэффициент, 30% дальневосточная надбавка. ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад №16 г. Шимановска» издан приказ переводе ФИО3, принятой на должность сторожа по совместительству, работать постоянно с должностным окладом <данные изъяты> рублей, 40%- районный коэффициент, 30% - дальневосточная надбавка. Трудовым договором, заключённым между МАДОУ №16 г. Шимановска – работодателем, и ФИО3 – работником, закреплены условия об оплате заработной плате: должностной оклад – <данные изъяты> рубля в месяц, работнику ФИО3 установлены надбавки к заработной плате: за непрерывный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям – 30% от заработной платы; районный коэффициент – 40% от заработной платы.

Согласно Уставу Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 города Шимановска» данное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и т.д.

Пунктом 6.4 Устава МАДОУ №16 г. Шимановска определено следующее: заработная плата выплачивается работнику за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором в соответствии с Положением об оплате труда, принимаемым в виде приложения к коллективному договору (соглашению) по результатам коллективных переговоров, либо в виде локального нормативного акта школы, утверждаемого директором с учётом мнения представительного органа работников.

Согласно п. 6.1 Коллективного договора МАДОУ №16 г. Шимановска, заработная плата работников состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно п. 6.3 Коллективного договора, фонд оплаты труда состоит из базовой части и стимулирующей части, равной 32% от базовой части.

Согласно п. 6.6 Коллективного договора, выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работников осуществляются на основании Положения о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат работникам учреждения.

В соответствии с п. 1.2. Положения об оплате труда работников МАДОУ №16 г. Шимановска, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер оклада сторожа составляет <данные изъяты> рубля. Положением также определён порядок и условия выплат компенсирующего (пункт 3) и стимулирующего (пункт 4) характеров.

В частности, п. п. 3.4 Положения предусмотрено, что районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или Положением о премировании и другие выплаты, установленные системой оплаты труда МАДОУ № 16. Конкретные размеры районных коэффициентов, процентных надбавок устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области, а условия их применения- в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно расчёта представленного МАУ ЦОУ г. Шимановска о начислении заработной платы ФИО3 за январь-февраль 2016 года, истице начислялась заработная плата, состоящая из: оклада по часам в месяц (<данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно); оплаты праздничных и выходных дней (<данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей); доплаты техперсоналу (<данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей); доплаты за ночные часы <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рубль); премии технических работников – 15%, районного коэффициента – 40%, северной надбавки – 30%,, доплаты до минимальной оплаты труда.

Аналогичная информация содержится в представленных стороной истца расчётных листах по выплате заработной платы ФИО3 за январь-февраль 2016 года.

Таким образом судом установлено, что при начислении заработной платы истицы стимулирующие надбавки, районный коэффициент и надбавка за стаж работы работодателем начисляется на оклад ФИО3 по должности.

Как следует из пояснений представителя истца- помощника прокурора Шимановского района, данных в судебном заседании, сторона истца не согласна с данным порядком начисления заработной платы, считая его противоречащим трудовому законодательству, поскольку, по мнению представителя истца, понятие «фактический заработок» или «фактическая месячный заработок» должна пониматься, как выплаты состоящие из оклада и других выплат, кроме районного коэффициента и северной надбавки, а не так, как это изложено ответчиком в Положения об оплате труда работников. При этом фактический месячный заработок не должен быть ниже установленного Федеральным законом МРОТ, а районный коэффициент и северные надбавки должны уже начисляться на указанную сумму.

Суд считает данные доводы стороны истца основанными на неверном толковании норм трудового права.

В соответствии с Конституцией РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ч. 2 ст. 7, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

Из п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ разъяснено, что в соответствии со ст. 11 ТК РФ, нормы этого Кодекса распространяется на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работником, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 01.09.2007 года правовое регулирование (ч.2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы

При этом, как указывалось в той же ч.2 чт. 129 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренных ч.4 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Фактически, в обоснование заявленных требований, сторона истца ссылается на приведённое выше правовое регулирование, которое, однако, было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч.4 ст. 133 ТК РФ.

Таким образом, с 01.09.2007 года положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу.

Частью 3 статьи 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1160-О-О, вышеприведенные обстоятельства признаны не умаляющими трудовых прав работников.

При этом суд обращает внимание сторон на то, что изменения, внесенные в ст.ст.129, 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работником должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признаёт неотъемлемой частью заработной платы, одним из её структурных элементов. В данной статье даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Нормы главы 50 ТК РФ, на которые ссылается сторона истца, устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 01 января 2016 года в размере 6.204 рублей в месяц.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньшем, чем МРОТ при условии, что их заработная плата, включая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждён постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года №12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным перечнем г.Шимановск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам.

Исходя из действующего трудового законодательства, вышеприведённый районный коэффициент и надбавку нельзя считать выплатами, установленными в соответствии со статьями 315, 316 ТК РФ ввиду того, что г. Шимановск, где работает истица, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В связи с этим правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вышеперечисленных начислений к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного ФЗ МРОТ, на возникшие правоотношения не распространяется.

Таким образом, доводы истицы ФИО3 и её представителя о том, что районный коэффициент в размере 40%, северная надбавка в размере 30% подлежат начислению на размер оклада с другими доплатами, которые в совокупности должны быть не ниже МРОТ, основан не неправильном толковании норм материального права и не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

По мнению суда, данные коэффициенты связаны с климатическими условиями и местом расположения региона, что полностью охватывается ч.1 ст. 129 ТК РФ. Поэтому районный коэффициент, северные надбавки, как доплаты, подлежащие включению в заработную плату, автоматически входят в состав МРОТ.

Поскольку в судебном заседании не установлено нарушений МАДОУ «Детский сад №16 г.Шимановска» требований федерального законодательства по начислению заработной платы работникам, суд считает также несостоятельными требования прокурора в части выплаты заработной платы ФИО3 в соответствии с федеральным законодательством впоследствии.

Судом также установлено, что решением Шимановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований к МАДОУ №16 г. Шимановска о признании действий работодателя в начислении заработной платы без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже <данные изъяты> рублей незаконными, возложении на работодателя обязанностей начислять с декабря 2015 года заработную плату без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере <данные изъяты> рублей, произвести перерасчёт и выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, и взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Шимановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО3- без удовлетворения.

Как следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках настоящего гражданского дела прокурором Шимановского района, действующим в интересах ФИО3, в качестве обоснования заявленных требований приведены те же основания, однако предмет иска иной…

Суд обращает своё внимание на то, что стороной истца иных оснований и доказательств в обоснование заявленных исковых требований суду не представлено, а предмет иска изменился лишь в части предоставления на рассмотрение суда нового спорного периода начисления заработной платы (январь-февраль 2016 года).

На основании изложенного, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения исковых требований, суд считает исковые требования прокурора Шимановского района, действующего в интересах ФИО3, не подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 220 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Прокурору Шимановского района, действующему в интересах ФИО3, в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 г. Шимановска» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: