Дело № 2-29/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2016 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – администрации Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Шимановска Амурской области ФИО4, действующей по должности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального автономного учреждения «Центр по обслуживанию учреждений города Шимановска» ФИО5, действующей по должности,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска» о признании действий работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере ниже 6.190 рублей незаконными, возложении на работодателя обязанности по начислению с декабря 2015 года заработной платы, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, в размере не ниже 6.190 рублей, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в период с января 2015 года по ноябрь 2015 года, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в Шимановский районный суд с иском к администрации Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г.Шимановска» (далее по тексту – МОАУ СОШ №4 г. Шимановска) о признании действий работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере ниже 6.190 рублей незаконными, возложении на работодателя обязанности по начислению с декабря 2015 года заработной платы, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, в размере не ниже 6.190 рублей, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
Согласно поданному исковому заявлению от 21.12.2015 года, ФИО1 просит суд признать действия работодателя в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере ниже <данные изъяты> рублей незаконными; обязать работодателя начислять с декабря 2015 года заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже 6.190 рублей; обязать ответчика ежегодно индексировать заработную плату. Взыскать с ответчика в её пользу сумму невыплаченной заработной платы (за январь-ноябрь 2015 года) в размере <данные изъяты> рубля, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
12.01.2016 года в ФИО1, обратившись с заявлением в суд, увеличила исковые требования, просила суд обязать ответчика выплачивать стимулирующие выплаты и другие доплаты и надбавки, которые предусмотрены коллективным трудовым договором и другими нормативно-правовыми актами.
19.01.2016 года ФИО1 изменила исковые требования в части п.2, просила суд обязать работодателя начислять с декабря 2015 года заработную плату не ниже МРОТ, без учёта районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 30%. Отказывается от требования о возложении на ответчика обязанности ежегодно индексировать её заработную плату.
15.02.2016 года в суд поступило ходатайство ФИО1 об увеличении исковых требований. Истица просила суд взыскать с ответчика в её пользу сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за весь период её работы, то есть с июня 2014 года по январь 2016 года.
16.02.2016 года ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отказе от ходатайства об увеличении исковых требований, заявленного 15.02.2016 года.
Определением судьи Шимановского районного суда от 16.02.2016 производство по гражданскому делу в указанной части заявленных ФИО1 исковых требований прекращено.
В судебном заседании истица ФИО1 суду пояснила, что на работу в детский сад №3 она принята на должность младшего воспитателя 05.06.2014 года. 16.01.2015 года после реорганизации Детский сад №3 стал школой №4. За это время трудовые отношения с работодателем она не прерывала. По трудовому договору ей установлена заработная плата, которая состоит из следующих составляющих: оклад – <данные изъяты> рубля, компенсационные выплаты: доплата за вредность 10% от должностного оклада, надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера 30% от заработной платы, районный коэффициент 40% от заработной платы. На неё, как на работника, распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами. Установление заработной платы регламентируется ТК РФ и Конституцией РФ. С 01.09.2007 года часть 2 ст. 129 ТК РФ утратила силу и в настоящее время законодательное определение понятия МРОТ отсутствует. Негативным последствием возникшего пробела в трудовом законодательстве явилось появление у работодателей повода для нарушения неприкосновенности конституционных гарантий МРОТ, зафиксированных судебной практикой, заключающихся во включении работодателями в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, которые не имеют отношения к этой конституционной гарантии. Статья 133 ТК РФ говорит о том, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ с учётом социально-экономический условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Пункт 7 ст. 133 ТК РФ, устанавливает месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда включают размеры тарифных ставок, окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера и доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ, к компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты. К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину МРОТ, как и величину тарифных ставок и окладов, то установление их в размерах на уровне не ниже МРОТ гарантировано ст. 129 ТК РФ. Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат ТК не только формально отличает от вознаграждения за труд, но и основания назначения компенсационных выплат связывает не с его квалификацией, сложностью, количеством и качеством выполняемой работы, которыми определяется выплачиваемое работнику вознаграждение за труд, а с особыми (отклоняющимися от нормальных) условиями его труда, влекущими повышенные физиологические и материальные затраты работника, и как следствие необходимость компенсации этих затрат посредством установления работнику повышенной оплаты труда. Её заработной платой предусмотрена доплата за вредность, а значит согласно ст. 146 ТК РФ, оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными условиями труда производится в повышенном размере, так же как и труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, должностными окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так как размер вознаграждения за труд в виде тарифной ставки или оклада является обязательным условием трудового договора, а ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного ФЗ МРОТ, то в настоящее время конкретный размер вознаграждения за труд (размер полной тарифной ставки или полного оклада), устанавливаемый трудовым договором, не может быть ниже МРОТ. Федеральным законом от 01.12.2014 года №408-ФЗ МРОТ с 01.01.2015 года установлен в размере 5.965 рублей. Постановлением администрации г. Шимановска от 16.10.2013 года №1906 «О повышении оплаты труда работникам муниципального образования г.Шимановск» заработная плата равна 6.190 рублей. Районный коэффициент установлен работающим на территории Амурской области в соответствии с приложением к Закону АО от 11.04.2005 года №Т41-ОЗ, в г. Шимановске – 1,4. Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы, предусмотренная ст. 317 ТК РФ, на территории южных районов Дальнего Востока в размере 30% установлена Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 №53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока. Статьи 146-148 ТК РФ предусматривают повышенную оплату труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Закон АО устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности. В Законе указано, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате. Повышенная оплата труда с одновременным начислением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате применяется в районах Дальнего Востока, не включённых в перечень районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утверждена постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 года №1029. В Законе РФ от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, эти районы определены как остальные районы севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Порядок установления районных коэффициентов регулируется Законом РФ №4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также Главой 50 ТК РФ «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». Районные коэффициенты к заработной плате работников относятся к гарантиям оплаты труда и являются элементом заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ – прямая обязанность работодателя. В её случае районный коэффициент и процентная надбавка за стаж начисляются к сумме 2.446 рублей, что противоречит трудовому законодательству. Если работодатель фактически не применяет районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате работника, установленной Конституцией РФ, и лишает его других компенсационных выплат, поскольку формально начисленные компенсационные выплаты обнуляются при включении в МРОТ, что означает одновременную реальную ликвидацию компенсационной части заработной платы. Работодатель игнорирует как действие ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, не допускающей выплаты вознаграждения за труд (в данном случае снижение оклада) ниже установленного Федеральным законом МРОТ, так и действие государственных гарантий повышения оплаты труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными, опасными и иным особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В противном случае исчисленная с учётом районного коэффициента месячная заработная плата, полностью отработавших норму рабочего времени в регионе с неблагоприятными климатическими условиями, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условия, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учёта его особых условий и противоречило закону. Прокурорская проверка, проведённая по её обращению, подтвердила факт нарушения трудового законодательства. В МАУ ЦОУ было внесено представление об устранении нарушений, но прокурору было отказано. Третья составная часть заработной платы – стимулирующие выплаты. Существенные различия вознаграждения за труд и стимулирующих выплат в соответствии с наименованием последних, их целью является стимулирование высокоэффективного труда. Попытки включения стимулирующих выплат в МРОТ являются, по сути, имитацией соблюдения конституционной гарантии МРОТ и фактической ликвидацией стимулирующих выплат как таковых. Министерством здравоохранения и социального развития утверждён перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: выплаты за интенсивность работы и высокие результаты; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Согласно представленного ответчиком Положения об оплате труда в МОАУ СОШ №4 все вышеперечисленные стимулирующие выплаты установлены, но в 2015 году ни одна из этих выплат ей не выплачивалась. Её заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки составляет 6.690 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена ей в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральным законом о минимальном размере оплаты труда. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы на 2015 год составила <данные изъяты>. За вычетом налога на доходы физических лиц <данные изъяты> рубля, сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы составила <данные изъяты> рубля. Кроме того, считает, что работодатель своими незаконными действиями причинил ей нравственные страдания, необоснованно выплачивая заработную плату в размере ниже, чём предусмотрено законодательством. Её право на компенсацию морального вреда определено ст. 237 ТК РФ, согласно которым моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Возражение ответчика по поводу пропущенных сроков обращения в суд считает неправильным, поскольку в силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы, в данном случае срок не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, а обязанность работодателя по своевременной и в полном объёме выплате заработной платы, задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, а трудовые отношения с работодателем она не прерывала. На основании изложенного, просит суд признать действий работодателя МОАУ СОШ №4 г. Шимановска, выраженные в начислении заработной платы без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже 6.190 рублей незаконными, обязать работодателя МОАУ СОШ №4 г. Шимановска начислять ей с декабря 2015 года заработную плату, без учета районного коэффициента, северной надбавки и процентной надбавки за стаж работы, в размере не ниже 6.190 рублей, взыскать с ответчика в её пользу сумму невыплаченной заработной платы (за январь-ноябрь 2015 года) в размере <данные изъяты> рубля, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель ответчика МОАУ СОШ №4 ФИО2 иск не признала и суду пояснила, что нормативным актом, регулирующим трудовые отношения на территории Российской Федерации, является Трудовой кодекс РФ. В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.. . Часть первая ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплата труда работника) работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы), стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего. характера, различные премии и выплаты). Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признает неотъемлемой частью заработной платы, одним из ее структурных элементов. Также этой же статьей даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье, оклад - фиксированный размер оплаты труда работника, за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, по состоянию на 01.01.2015 года минимальный размер оплаты труда был установлен в размере 5.965 рублей Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов - за счет средств местных бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности. В данном случае - за счет средств городского бюджета. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, при полностью отработанной норме рабочего времени, размер начисленной заработной платы не может быть ниже 5965 рублей в месяц. Закон Амурской области от 11.04.2005 № 471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» устанавливает гарантии и компенсации затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности. Этим законом определено, что г.Шимановск относится к южным районам области, где установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка к зарплате (до 30%). Согласно трудовому договору от 16.01.2015 ФИО1 принята на работу в МОАУ СОШ №4 младшим воспитателем на неопределенный срок, с должностным окладом —<данные изъяты> рублей в месяц, работнику устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты. Все вышеуказанные составляющие заработной платы отражены в представляемом расчете, что свидетельствует об отсутствии в действиях работодателя факта нарушения начисления заработной платы работника без учета районного коэффициента и процентной надбавки. Требование истца о возложении обязанности на работодателя начислять с декабря 2015 года заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже 6.190 рублей, не основано на законе. Из вышеперечисленных норм закона следует, что заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклад, различных доплат, премий). Поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше минимального размера оплаты труда, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат заработная плата работника будет не ниже установленного размера оплаты. Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ часть вторую статьи 129 ТК РФ признали утратившей силу. В ней говорилось о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Поэтому сейчас оплата труда считается по формуле: ОТ - базовая ставка (оклад)+ региональный коэффициент + надбавки за особые условия + иные выплаты, предусмотренные трудовым договором. Только сумма всех этих выплат не должна быть ниже федерального регионального МРОТ. Работнику ФИО1 установлен оклад – <данные изъяты> рубля. Значит районный коэффициент составит <данные изъяты> рублей, а «процентная надбавка» - <данные изъяты> рублей. Таким образом, заработная плата работника составит <данные изъяты> Кроме того, при выполнении должностных обязанностей ФИО1 ей производится доплата 10% от оклада за работу с хлорсодержащими материалами, следовательно, заработная плата составит <данные изъяты> рублей Согласно трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, значит работнику в соответствии ч.7 ст.133 ТК РФ производится доплата до МРОТ в размере <данные изъяты> рублей. Требование истца о возложении на ответчика обязанности ежегодно индексировать заработную плату, не обосновано. В соответствии со ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Действующим законодательством порядок индексации не установлен, а лишь продекларирована обязанность работодателя, осуществлять индексацию. Требование истца взыскать с ответчика в пользу сумму невыплаченной заработной платы (за январь-ноябрь 2015 года) в размере <данные изъяты>, не основано на законе, так как в соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец обратился в суд 21.12.2015 года, то есть пропустил срок на обращение в суд, нет основания на взыскание заработной платы с января по сентябрь 2015 года. Требование истца о взыскании с ответчика с <данные изъяты> рублей в возмещение морального вреда не обосновано, так работодатель действовал в соответствии с законом, заработную плату начислял в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. На основании изложенного просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель Управления образования администрации г.Шимановска ФИО4 суду пояснила, что согласно п.п. 3.3.5. п.3.3. Положения об Управлении образования администрации города Шимановска, утвержденного решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 21.06.201.2 № 40/10, к полномочиям Управления образования относятся формирование и утверждение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, подведомственных муниципальных учреждений, в соответствий с предусмотренными их Уставами основными видами деятельности, утверждение объема финансовых средств на выполнение муниципального задания. Частью первой статьи 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно части 1 ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Часть 7 ст. 132 ТК РФ рекомендует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата работника ФИО1 включает в себя: оклад; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты согласно заключенному трудовому договору, что не противоречит ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно Трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, но при условии, что месячная заработная плата не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полной отработке за этот период работником нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) (часть 7 ст. 133 ТК РФ). Согласно расчетным листам все составные части заработной платы ФИО1 выдержаны не ниже минимального размера оплаты труда. Понятие заработной платы не предусматривает вычёт компенсационных выплат (районный коэффициент и процентная надбавка) согласно ст. 129 ТК РФ, а районный коэффициент является компенсационной выплатой для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 № 471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области». Нарушение прав работника МОАУ СОШ №4 г.Шимановска ФИО1 при расчёте её заработной платы отсутствует.
В судебном заседании представитель Муниципального автономного учреждения «Центр по обслуживанию учреждений города Шимановска» (далее по тексту – МАУ ЦОУ г.Шимановска) ФИО5 суду пояснила, что статьёй 129 ТК РФ, определено следующее: заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 г. №82-ФЗ в редакции федерального закона от 01.12.2014 №408-ФЗ с 01.01.2015 года на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5.965 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда формируется из всех составных частей заработной платы, установленных ст. 129 ТК РФ (в том числе оклада и компенсационных выплат за работу в местности с особыми климатическими условиями), и является ограничителем минимума оплаты труда. При полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении в полном объеме трудовых обязанностей размер начисленной заработной платы не может быть ниже 5.965 рублей в месяц с 01.01.2015 года. Согласно Трудовому законодательству составные части заработной платы могут быть меньше МРОТ, но при условии, что месячная заработная плата не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полной отработке за этот период работником нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) (часть 7 ст. 133 ТК РФ). Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» вместе с разъяснением от 11.09.3 995 г. №3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» и п.19 приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 районный коэффициент и процентные надбавки начисляются на фактический заработок. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо от 16.02.2009 года №169-13 «О применении районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников») поясняет, что в фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Заработная плата ФИО1 меньше размера МРОТ. На основании части 7 ст. 133 ТК РФ и рекомендаций о повышении заработной платы работникам (постановление администрации города Шимановска от 16.01.2013 № 1906 «О повышении оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Шимановск») работнику ежемесячно производится доплата до 6.190 рублей. С 01.09.2007 года утратило силу понятие «минимальной заработной платы» - как величины минимального размера оплаты труда, не включающего доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные выплаты (Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ). Теперь понятия «заработной платы» и «оплаты труда» рассматриваются как синонимы. Отсюда следует что, при начислении заработной платы не предусматривается доведение её размера до МРОТ, а потом начисление компенсационных выплат (районный коэффициент и процентная надбавка). Районный коэффициент является компенсационной выплатой для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 №471-03 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области». Таким образом, при расчёте заработной платы ФИО1, не допущено нарушение прав работника МОАУ СОШ № 4.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Шимановска в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Шимановска.
Заслушав пояснение сторон. исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
В соответствии ч. 1 ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателей.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что 05.06.2014 года ФИО1 поступила на работу в Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Шимановска. 16.01.2015 года Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Шимановска» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска».
Трудовым договором, заключённым между МДОАУ №3 – работодателем, и ФИО1 – работником, закреплены условия об оплате заработной плате: должностной оклад – <данные изъяты> рубля в месяц, районный коэффициент – <данные изъяты>%, процентная ставка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями – <данные изъяты>%, другие виды выплат – <данные изъяты>% за работу с хлорсодержащими препаратами.
Как следует из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между МОУА СОШ № – работодателем, и ФИО1 – работником, последняя принята на должность младшего воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ. Заработная плата ФИО1 включает выплаты компенсационного характера: <данные изъяты>% от должностного оклада - за работу с хлорсодержащими препаратами. Работнику установлены надбавки к заработной плате: за непрерывный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям – <данные изъяты>% от заработной платы; районный коэффициент – <данные изъяты>% от заработной платы.
Согласно Устава муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска» данное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и т.д.
Пунктом 8.4 Устава МОАУ СОШ №4 определено следующее: заработная плата работнику выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором в соответствии с положением об оплате труда, принимаемым в виде приложения к коллективному договору (соглашению) по результатам коллективных переговоров, либо в виде локального нормативного акта школы, утверждаемого директором с учётом мнения представительного органа работников.
Судом исследован Коллективный договор администрации и трудового коллектива МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска» на 2013-2015 г.г. В пункте 1.14 закреплён перечень локальный нормативных актов, содержащих нормы трудового права, которые работодатель принимает с учётом мнения профкома, в том числе Положение о системе оплаты труда, Порядок распределения фонда оплаты труда работников школы. Заработная плата работников школы не может быть ниже установленных правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. ФОТ (финансирование оплаты труда) образовательного учреждения распределяется следующим образом: 70% - базовая часть ФОТ (предназначена для обеспечения гарантированной заработной платы руководителей учреждения, педагогических работников, учебно-вспомогательных работников и младшего обслуживающего персонала); 15% - стимулирующая часть ФОТ (обеспечивает сохранение стимулирующих выплат, в том числе предусмотренных ранее действовавшей системы оплаты труда, а также поощрения работников в зависимости от результатов труда), 15% - компенсационная часть. Средства на поощрение коллективов учреждений образуют за счёт предусмотренного на заработную плату работников образования стимулирующего фонда. Стимулирующий фонд используется на поощрение работников на основании Положения.
В соответствии с п. 1.2. Положения об оплате труда работников МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г.Шимановска» месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер оклада младшего воспитателя составляет <данные изъяты> рубля. Положением также определён порядок и условия выплат стимулирующего характера.
Согласно расчёта представленного МАУ ЦОУ г. Шимановска о начислении заработной платы ФИО1 за 2015 года, истице начислялась заработная плата, состоящая из оклада – <данные изъяты> рубля, доплата за вредность – <данные изъяты>%, районный коэффициент – <данные изъяты>%, северная надбавка – <данные изъяты>%, доплата до минимальной оплаты труда.
Стороной истца представлены расчётные листы по выплате заработной платы ФИО1 за 2015 год, откуда следует, что заработная плата состояла из оклада, доплаты за вредность, районного коэффициента, северной надбавки, доплаты до минимальной оплаты труда.
Из ответа директора МАУ ЦОУ г. Шимановска заместителю прокурора Шимановского района следует, что начисление заработной платы работникам МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г.Шимановска» производится в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, при начислении заработной платы истицы следует, что работодатель начисляет на оклад стимулирующие надбавки, районный коэффициент и надбавку за стаж работы.
Истица ФИО1 не согласна с данным порядком начисления заработной платы, считая, что указанный порядок противоречит трудовому законодательству, относящему (по её мнению) начисление к заработной плате районных коэффициентов к гарантиям оплаты труда, являющимся элементом заработной платы. Истица также считает, что к понятию «вознаграждение за труд» необходимо относить оклад по должности, который, по её мнению, не должен быть ниже установленного Федеральным законом МРОТ, а поскольку выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также социальные выплаты не включаются в величину МРОТ, как и величину тарифных ставок и окладов, то установление их в размерах на уровне не ниже МРОТ гарантировано ст. 129 ТК РФ.
Суд считает данные доводы стороны истца основанными на неверном толковании норм трудового права, на которые ссылается ФИО1.
В соответствии с Конституцией РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ч. 2 ст. 7, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ разъяснено, что в соответствии со ст. 11 ТК РФ, нормы этого Кодекса распространяется на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работником, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 01.09.2007 года правовое регулирование (ч.2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы
При этом, как указывалось в той же ч.2 чт. 129 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренных ч.4 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Фактически, в обоснование заявленных требований, истица ФИО1 ссылается на приведённое выше правовое регулирование, которое, однако, было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч.4 ст. 133 ТК РФ.
Таким образом, с 01.09.2007 года положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу.
В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1160-О-О, вышеприведенные обстоятельства признаны не умаляющими трудовых прав работников.
При этом суд обращает внимание сторон на то, что изменения, внесенные в ст.ст.129, 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работником должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях законодатель признаёт неотъемлемой частью заработной платы, одним из её структурных элементов. В данной статье даются понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Нормы главы 50 ТК РФ, на которые ссылается сторона истца, устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12. 2014 года №408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 01.01. 2015 года в размере 5.965 рублей.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньшем, чем МРОТ при условии, что их заработная плата, включая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждён постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года №12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным перечнем г.Шимановск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам.
Исходя из действующего трудового законодательства, вышеприведённый районный коэффициент и надбавку нельзя считать выплатами, установленными в соответствии со статьями 315, 316 ТК РФ ввиду того, что г. Шимановск, где работает истица, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В связи с этим правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вышеперечисленных начислений к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного ФЗ МРОТ, на возникшие правоотношения не распространяется.
Таким образом, доводы истицы ФИО1 о том, что районный коэффициент в размере <данные изъяты>%, северная надбавка в размере <данные изъяты>% и процентная надбавка за стаж работы в размере <данные изъяты>% подлежит начислению на размер оклада с другими доплатами, которые в совокупности должны быть не ниже МРОТ, основан не неправильном толковании норм материального права и не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
По мнению суда, данные коэффициенты связаны с климатическими условиями и местом расположения региона, что полностью охватывается ч.1 ст. 129 ТК РФ. Поэтому районный коэффициент, северной надбавки, и процентная надбавка за стаж работы, как доплаты, подлежащие включению в заработную плату, автоматически входят в состав МРОТ.
Поскольку действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше МРОТ, а заработная плата истицы ФИО1 составляет сумму 6.190 рублей и указанная сумма выше МРОТ, соответственно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании действий работодателя в начислении заработной платы без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже 6.190 рублей незаконными, возложении на работодателя обязанностей начислять с декабря 2015 года заработную плату, без учёта районного коэффициента, северной надбавки и процентной надбавки за стаж работы, в размере 6.190 рублей, произвести перерасчёт и выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2014 года по январь 2016 года.
При этом суд, отказывая истице ФИО1 в удовлетворении заявленных требований по приведённым выше основаниям, считает возможным не давать оценку доводам стороны ответчика о пропуске стороной истца срока исковой давности в части требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2015 года по ноябрь 2015 года.
Поскольку в судебном заседании нарушений трудовых права ФИО1 со стороны работодателя не установлено, суд также отказывает истице в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 220 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шимановска» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 мая 2016 года решение Шимановского районного суда от 04 марта 2016 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.