НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шемышейского районного суда (Пензенская область) от 30.08.2016 № 2-171(2016

Дело№2-171(2016)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2016 года р.п.Шемышейка

Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Игнашкина М.А.

при секретаре Тузуковой Н.Н.

с участием истца Дяченко А.В.,

представителя ответчика от ГУ УПФР по Шемышейскому району Сазановой Е.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дяченко А. В. к ГУ УПФР по Шемышейскому району о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФР по Шемышейскому району по назначению пенсии, установлении факта проживания и обязании назначить и выплатить пенсию,

Установил:

Дяченко А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по Шемышейскому району о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФР по Шемышейскому району по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 29 июля 2016 года номер(об отказе в выплате пенсии за 6 месяцев), установлении факта проживания на территории Российской Федерации в <адрес> с 01 ноября 2014 года и обязании назначить и выплатить пенсию за период с 14 марта 2015 года по 14 сентября 2015 года.

В обоснование иска указал, что после начала боевых действий в Луганской области с супругой принял решение о переезде на постоянное жительство в Пензенскую область. В октябре прибыл в <адрес> и стал проживать в общежитии по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получил паспорт гражданина России, 14 сентября обратился за назначением пенсии. 20 июля 2016 года обратился в ГУ УПР по Шемышейскому району с заявлением о выплате пенсии за период 6 месяцев до момента регистрации, однако ему было отказано. Считает отказ незаконным. Ссылаясь на приведенные в исковом заявлении обстоятельства и нормативные акты, просит признать незаконным решение комиссии ГУ УПФР по Шемышейскому району по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 29 июля 2016 года номер(об отказе в выплате пенсии за 6 месяцев), установить факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации в <адрес> с 01 ноября 2014 года и обязать ответчика назначить и выплатить ему пенсию за период с 14 марта 2015 года по 14 сентября 2015 года.

В судебном заседании Дяченко В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на содержание искового заявления. Дополнительно пояснил, что по прибытии в Россию он получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, после чего им было предоставлено жилище и питание иных средств поддержки он не получал. Пенсию по месту жительства в Луганской области он получил лишь за июнь 2014 года. С июля 2014 года пенсию прекратили выплачивать. Вид на жительство до момента получения гражданства он не оформлял, статуса беженца не получал. После получения гражданства России, 14 сентября 2015 года обратился с заявлением в ГУ УПФР по Шемышейскому району о назначении пенсии. Впоследствии узнал о возможности получения пенсии за период предшествующих шести месяцев, так как его супруга получила пенсию и за предшествующие дню обращения шесть месяцев. Считает, что имеет право на получение пенсии за период шести месяцев с 14 марта 2015 по 14 сентября 2015 года. Просит удовлетворить его заявление в полном объеме.

Представитель ГУ УПФР по Шемышейскому району Пензенской области Сазанова Е.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в силу отсутствия у истца документов подтверждающих постоянное проживание на территории России ему было отказано в выплате пенсии за период, предшествующий его обращению с заявлением о назначении пенсии. Пенсия в соответствии с требования действующего законодательства назначена ему как гражданину России со дня обращения с заявлением о назначении пенсии. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Исходя из представленных документов, истец 15.09.2014г получил свидетельство о предоставлении временного политического убежища на территории России(срок действия до 04.09.2015г). ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан паспорт гражданина России. До получения гражданства России истец являлся гражданином Украины.

В соответствии с материалами обозренного пенсионного дела Дяченко А.В. обратился за назначением ему пенсии 14.09.2015 года уже являясь гражданином России.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.

В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения 1992 г.

Согласно абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В настоящее время Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации подлежит применению в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное соответствующими доказательствами: видом на жительство или паспортом гражданина РФ.

Доводы истца о незаконности оспариваемого им решения принятого комиссией ГУ УПФР по Шемышейскому району, со ссылкой на Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 являются несостоятельными.

Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 как нормативно правовой акт подлежит применению с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. п. 7, 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное в установленном законом порядке.

Истец же напротив получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. О временном характере проживания до момента получения гражданства России, свидетельствует и отметка в паспорте гражданина Украины, сделанная органами УФМС по Пензенской области.

Положение о временности проживания на территории России граждан получивших свидетельство о предоставлении временного убежища, подтверждено и в Постановлении Правительства РФ №274 от 09.04.2001г «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», которым установлено, что «на лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия»(п.13 Постановления), а также, что «лицо, получившее временное убежище, утрачивает его в том числе при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства»(п.п. «б» п.16 Постановления).

При этом ст.6 закона «О беженцах» прав на получение пенсии также не предусматривает.

Не содержат сведений о прекращении выплаты пенсии в связи с выездом истца на постоянное место жительства в другую страну и материалы пенсионного дела, обозренного в судебном заседании.

Сам по себе факт невыплаты(либо задержки выплаты) соответствующей пенсии гражданину иностранного государства органами пенсионного обеспечения этого государства, не свидетельствует об автоматическом получении права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Кроме того, истец не лишен права, обратиться в компетентный суд о взыскании необоснованно невыплаченной ему пенсии за соответствующий период органами пенсионного обеспечения Украины.

Ссылка истца на получение соответствующей выплаты его супругой, юридически значимой по настоящему делу не является.

Позиция высказанная Конституционным судом РФ в определении №146-О от 04.03.2004г в настоящем дела по мнению суда также не применима, поскольку временный характер проживания истца на территории России(до момента получения гражданства и последующего обращения за назначением пенсии), подтвержден соответствующими документами.

Оценив в совокупности доводы сторон, исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований заявленных Дяченко А.В. не имеется.

Руководствуясь ч.3 ст.193 ст.ст. 194-199, ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дяченко А. В. к ГУ УПФР по Шемышейскому району о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФР по Шемышейскому району по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 29 июля 2016 года номер(об отказе в выплате пенсии за 6 месяцев), установлении факта проживания на территории Российской Федерации в <адрес> с 01 ноября 2014 года и обязании назначить и выплатить пенсию за период с 14 марта 2015 года по 14 сентября 2015 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Шемышейский районный суд сторонами иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

С мотивированным решением, стороны могут ознакомиться начиная с 06 сентября 2016 года.