РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2015 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Махмудовой О.С.,
при секретаре Корчевской И.Л..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1985/2015 по иску ФИО1(-ой) Е.Г. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик», Министерству образования Иркутской области об обязании произвести перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2015 года по основной работе (на 1 ставку) и по внутреннему совместительству (на 0,25 ставки) пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, начисления в дальнейшем заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей),
установил:
В обоснование искового заявления указано, что истец является работником МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» и занимает должность младшего воспитателя с 01 сентября 2015 года, выполняет работу, с учетом внутреннего совместительства в целом на 1,25 должностные ставки. За сентябрь 2015 года истцом отработана полностью норма рабочего времени. Она должна была получать заработную плату за месяц в размере не менее 11 000,00 рублей, с учетом минимального размера оплаты труда с 01 января 2015 года – 5 965 рублей, увеличенного на районный коэффициент и северную процентную надбавку. Вместе с тем, истцу за сентябрь 2015 года, с учетом внутреннего совместительства истцу начислена заработная плата в меньшем размере.
В своем заявлении истец указывает на то, что причина снижения заработной платы является то, что с 2014 года финансирование заработной платы работников детских садов осуществляется за счет и в пределах субвенции из областного бюджета. Ранее доплачивалась разница между её заработной платой и минимальным размером оплаты труда (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки) в соответствии с постановлением администрации района. Объем субвенции из областного бюджета, предоставляемой Министерством образования Иркутской области не предполагает выплаты заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Таким образом, работодателем нарушено её право на выплату заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Истец просила суд обязать МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» произвести перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2015 года по основной работе (на 1 ставку) и по внутреннему совместительству (на 0,25 ставки) пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, начислять в дальнейшем заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей),
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Министерства образования Иркутской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель Управления образования, молодежной политики и спорта администрации Шелеховского муниципального района в судебное заседание не явилась, причину уважительности неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Поскольку, в соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 3 ГПК РФ, предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как указано в ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.
В силу ч.1 и ч.4 ст.15, ст.120 Конституции, ст.5 ТК РФ, суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии со статьей 11 ТК РФ и разъяснениями, указанными в п.п.8,23 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами РФ ТК РФ» № 2 от 17 марта 2004 года при разрешении трудовых споров нормы ТК РФ распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч.1 ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Нормами трудового законодательства РФ, в частности ст.16 ТК РФ, предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Судом достоверно установлено, что истец является работником МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик», что подтверждается трудовым договором, заключенным между работодателем и работником, приказом о приеме на работу.
В силу ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу положений ст.129,133 ТК РФ, не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника, а не должностной оклад, так как действующее законодательство требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда, не содержит.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
В силу ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ). Аналогичные положения содержатся и в статье 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ - прямая обязанность работодателя. Вследствие чего, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2015 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 5 965,00 рублей в месяц.
На основании Постановления от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих на непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов на каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 01 января 1993 года на территории юга Иркутской области к заработной плате рабочих и служащих установлен единый районный коэффициент в размере 1,3.
Согласно расчетным листкам, представленным в материалы гражданского дела за сентябрь 2015 года видно, что заработная плата истцу за указанные периоды, составила меньше чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с увеличением его на районный коэффициент и процентную надбавку за климатические условия с учетом пропорционально отработанной ею норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
По усмотрению суда, работодателем неверно произведен расчет заработной платы работнику, поскольку заработная плата истца по основной должности должна начисляться пропорционально отработанному времени не менее чем 5 965,00 рубля + 1,3 районный коэффициент и 30% северная надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области.
С учетом, установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что заработная плата истцу за январь, февраль 2015 года была начислена и выплачена с нарушением требований трудового законодательства, вследствие чего требования, заявленные истцом о возложении обязанности на МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» произвести перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2015 года.
Также подлежат удовлетворению и требования истца о возложении обязанности на работодателя осуществлять начисление заработной платы по внутреннему совместительству пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения. При рассмотрении возникшего спора в материалы дела представлены суду доказательства нарушения трудовых прав истца на оплату труда в полном размере.
Поскольку нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя, бесспорно, установлено в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу, избранный способ защиты в части возложения на работодателя обязанности выплачивать в будущем заработную плату в соответствии с Федеральным законом будет служить целям восстановления ее нарушенных прав.
Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные истцом к МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» являются обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1(-ой) Е.Г., заявленные к Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» произвести ФИО1(-ой) Е.Г. перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2015 года по основной работе (на 1 ставку) и по внутреннему совместительству (на 0,25 ставки) пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в российской Федерации.
Обязать Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик» осуществлять начисление заработной платы ФИО1(-ой) Е.Г. в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца.
Судья О.С.Махмудова
Копия верна
Судья О.С. Махмудова____________________________________
Секретарь судебного заседания И.Л. Корчевская __________________________________
Решение вступило в законную силу
Судья О.С.Махмудова______________________________________________
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1985/2015 по иску ФИО1(-ой) Е.Г. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой Ключик», Министерству образования Иркутской области об обязании произвести перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2015 года по основной работе (на 1 ставку) и по внутреннему совместительству (на 0,25 ставки) пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, начисления в дальнейшем заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).