НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шелеховского городского суда (Иркутская область) от 23.10.2017 № 2А-1313/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2017 год город Шелехов

Шелеховский городской Иркутской области суд в составе: председательствующего судьи Шелеховского городского суда Иркутской области Плындиной О.И., при секретаре Зоря-Ладо А.А., с участием административного истца - заместителя прокурора города Шелехова Иркутской области Трофимовой Э.В., представителя административного ответчика – администрации Шелеховского муниципального района Любочко И.С., действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, представителя заинтересованного лица Думы Шелеховского муниципального района от *дата скрыта**номер скрыт* Алексеева С.В., представителя Думы Шелеховского муниципального района Алексеева Е.С., действующего на основании доверенности от *дата скрыта*, заинтересованного лица представителя Рябенко М.В. - Рябенко В.Ю., действующего на основании доверенности от *дата скрыта*, заинтересованного лица представителя Шелеховского районной больницы Родионова Д.В., действующего на основании доверенности от *дата скрыта*,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1313/2017 по административному иску прокурора города Шелехова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шелеховского муниципального района об обязании в течении десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, путем организации работ по сносу здания, инфекционного отделения и утилизации строительного мусора.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Шелехова обратился в Шелеховский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой города по обращению Паутова В.А. об угрозе жизни и здоровью в связи с разрушением здания инфекционного отделения проведена проверка исполнения администрацией Шелеховского муниципального района полномочий при управлении муниципальным имуществом.

Так, в ходе проверки было установлено, что согласно Выписке из Реестра муниципального имущества Шелеховского района от *дата скрыта**номер скрыт* Шелеховское муниципальное образование является собственником нежилого здания инфекционного отделения, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, №24, «Больничный городок», №4. Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., двухэтажное, год ввода в эксплуатацию 1960. Право собственности возникло на основании Постановления главы администрации г. Шелехова от 31 декабря 1991 года №66 «О формировании муниципальной собственности г. Шелехова».

На указанный объект недвижимости *дата скрыта* изготовлен технический паспорт, в разделе VI которого определен процент износа здания 35%.

Государственная регистрация права собственности муниципального образования «Шелеховский район» на указанное здание осуществлена *дата скрыта*, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись *номер скрыт*.

В ноябре 2008 года по заказу Администрации Шелеховского района, ООО «Предприятие Иркут-Инвест» провело обследование строительных конструкций здания инфекционного отделения, по результатам которого сделаны выводы о том, что техническое состояние конструкций здания оценено как недопустимое (предварительное заключение от *дата скрыта*).

5 августа 2011 года комиссией по списанию муниципального имущества проведено обследование объекта муниципальной собственности – нежилого здания инфекционного отделения из кирпича, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, ул. Ленина, д.24, Больничный городок №4, кадастровый *номер скрыт*. Установлено, что фундамент под основным строение бетонный, присутствуют следы разрушения в местах сопряжения наличие сквозных трещин: стены кирпичные, присутствуют сквозные трещины, разрушение кирпичной кладки несущих стен; перекрытия бетонные, разрушены в местах сопряжения; кровля на крыше отсутствует; полы дощатые, имеют наличие гнили; проемы отсутствуют.

По итогам обследования комиссией даны рекомендации списать объект муниципальной собственности в связи с невозможностью его дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 5 августа 2011 года.

Постановлением Администрации Шелеховского муниципального района № 1095-па «О списании муниципального имущества» здание инфекционного отделения из кирпича, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, ул. Ленина, д.24, Больничный городок №4, кадастровый *номер скрыт* списано. Муниципальному учреждению предписано подготовить акт на списание имущества.

На основании указанного постановления муниципальным учреждением подписан Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) *номер скрыт* от 7 сентября 2011 года о списании с бухгалтерского учета здания инфекционного отделения.

2 октября 2015 года по результатам рассмотрения обращения граждан прокуратурой города в адрес Мэра Шелеховского района вынесено представление об устранении нарушений с требованиями принять меры к демонтажу здания инфекционного отделения.

Письмом от 2 ноября 2015 года *номер скрыт* исх. Администрация Шелеховского муниципального района информировала прокуратуру о том, что для исключения инфекционного здания из Реестра муниципального имущества и снятии с кадастрового учета необходимо снос объекта, однако, денежные средства на эти цели в связи со значительным объемом затрат в бюджете района на 2015 г. и 2016 г. не предусмотрены.

*дата скрыта* между Управлением по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского района и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель) заключен контракт *номер скрыт* - *номер скрыт*, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить комплекс мероприятий в отношении списанного здания инфекционного отделения.

Согласно Акту сдачи-приемки услуг от 31 декабря 2015 года исполнителем выполнены работы по закладке оконных и дверных проемов 1 этажа, уборка территории, ограничение доступа.

До настоящего времени снос списанного здания инфекционного отделения не осуществлен, его охрана не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку доступ к зданию является открытым и свободным.

Просит обязать Администрацию Шелеховского муниципального района в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, путем организации работ по сносу здания инфекционного отделения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, ул. Ленина, д.24, Больничный городок №4, кадастровый *номер скрыт*, и утилизировать строительный мусор.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора г. Шелехова Трофимова Э.В. просила удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также указала, что позиция представителя заинтересованного лица Алексеева Е.С. основана на неверном толковании норм права, поскольку согласно Конституции РФ, права собственника могут быть ограничены законом. Здание признано собственником, не подлежащим эксплуатации, что подтверждается актом о списании. Следовательно, позиция о том, что иском прокурора нарушаются права собственника несостоятельны.

Представитель административного ответчика – Любочко И.С., просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Указала, что у Администрации не имеется денежных средств для сноса здания. В настоящее время на данное мероприятие денежные средства также не заложены в бюджет.

Представитель заинтересованного лица Думы Шелеховского муниципального района Алексеев Е.С., пояснил, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку Администрация является собственником принадлежащего ему здания. Заявляя подобные требования, прокурором нарушаются права собственника гарантированные Конституцией РФ.

Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «Шелеховская районная больница» Родионов Д.В., просил удовлетворить заявленные требования, поскольку здание не эксплуатируется, доступ к зданию не ограничен, что может повлечь определенные неблагоприятные последствия.

Представитель заинтересованного лица Рябенко В.Ю., просил удовлетворить заявленные требования. Также указал, что после согласования земельного участка под строительство медицинского центра ни каких действий по сносу здания длительное время не производится.

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав представленные письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Шелеховское муниципальное образование является собственником нежилого здания инфекционного отделения, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, ул.Ленина, д. 24, «Больничный городок», №4. Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., двухэтажное, год ввода в эксплуатацию 1960, что подтверждается Выпиской из Реестра муниципального имущества Шелеховского района, а также свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 20-21).

Право собственности на нежилое здание возникло на основании Постановления главы администрации г.Шелехова от *дата скрыта**номер скрыт* «О формировании муниципальной собственности г. Шелехова» (л.д.12-19).

*дата скрыта* на нежилое здание изготовлен технический паспорт, в VI главе определен 30% износ здания (л.д. 22-31).

В ноябре 2008 года специалисты ООО «Предприятие Иркут-Инвест» на основании обращения Администрации Шелеховского муниципального образования было проведение обследование здания, по результатам которого сделаны выводы о том, что техническое состояние конструкций здания оценено как недопустимое (л.д.34-41).

25 августа 2011 года за № 1095-па мэром Шелеховского муниципального района Лобановым А.Ю. принято постановление о списании здания инфекционного отделения (л.д. 43).

На основании указанного постановления комиссией по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района от *дата скрыта*, муниципальным учреждением подписан Акт *дата скрыта* подготовлен о списании объекта с бухгалтерского учета здания инфекционного отделения (л.д. 42,44).

2 октября 2015 года прокурором города Шелехова Липуновым А.Л. в адрес Мэра Шелеховского района вынесено представление об устранении нарушений с требованием принять меры к демонтажу здания инфекционного отделения (л.д.74).

2 ноября 2015 года Мэром Шелеховского района Модиным М.Н. прокурору был дан ответ, из которого следует, что для исключения объекта из Реестра муниципального имущества и снятия с кадастрового учета необходим снос объекта, который до настоящего времени не осуществлен ввиду значительной стоимости таких работ (л.д.75).

Актом обследования земельного участка от *дата скрыта*, установлено, что здание находится в аварийном состоянии (без окон, дверей и кровли), доступ третьих лиц не ограничен, что подтверждается представленной фототаблицой.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд неоднократно указывал, что правовые ограничения прав и свобод, должны отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.

Установленные судом обстоятельства, указывают на то, что собственник аварийного здания не предпринимает меры к сносу списанного здания инфекционного отделения, его охрана не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку доступ к зданию открыт и свободен.

Комплекс мероприятий проведенных в 2015 году направленный по закладке оконных и дверных проемов 1 этажа здания не отвечает в настоящее время требованиям безопасности, что в свою очередь также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Также из материалов дела видно, что в прокуратуру поступают обращения граждан на бездействие администрации и должностных лиц.

Следовательно, прокурор города Шелехова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, подал административное исковое заявление в суд с требованиями о сносе здания.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожать новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 ГК РФ, является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ - это один из способов защиты гражданских прав.

Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей подобную опасность.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В силу ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения обязан принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей с здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Следовательно, неисполнение Администрацией Шелеховского района указанных требований Технического регламента и непринятие мер по сносу (демонтажу) пришедшего в непригодность и списанного здания инфекционного отделения, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы административного истца о небезопасности здания нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и подтверждаются исследованными актами, что также в судебном заседании не оспаривалось ответчиком Администрацией Шелеховского района, заинтересованными лицами – представителем Шелеховской районной больницы Родионовым Д.В., представителем Рябенко В.Ю.

Вместе с тем, позиция заинтересованного лица – представителя Думы о том, что имеется иная возможность без сноса здания обеспечить реализацию прав граждан относительно безопасности, ничем не подтверждена. Относимых и допустимых доказательств суду не предоставлено.

Не может суд согласиться и с доводами заинтересованного лица -представителя Думы Шелеховского муниципального района о том, что снос здания в настоящее время не отвечает интересам собственника, который намерен иным образом, возможно, использовать здание, либо после получения финансирования принять меры к его демонтажу. Данные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании, напротив, опровергаются представленными материалами, согласно которым собственник здания принял меры к его списанию, что говорит о том, что собственник выразил свое мнение относительно принадлежащего ему имущества.

Представитель заинтересованного лица - Думы Шелеховского муниципального района, указывая на несогласие с административным исковым заявлением, в ходе судебного заседания, мотивируя свою позицию тем, что имеется иная возможность защиты интересов неопределенного круга лиц, не учитывает позицию административного ответчика Администрации Шелеховсгого района о том, что снос здания необходим, однако, на данное мероприятие не выделено денежных средств. Согласование о выделении денежных средств не было одобрено Думой Шелеховского муниципального района.

Также, установленное в ходе судебного заседание обстоятельство, что земельный участок под зданием (инфекционной больницы) *дата скрыта* Администрацией Шелеховского муниципального района был предварительно согласован Рябенко М.В. для строительства медицинского центра, а затем 6 июля 2017 года своим же постановлением был признан утратившим силу, не влияет на установленные значимые по делу обстоятельства.

Позиция заинтересованного лица - представителя Думы о нарушении прав собственника, поскольку заявлен иск о сносе здания, что противоречит требованиям закона, так как здание не является самовольной постройкой, не основано на требованиях закона.

Положениями п. 2 ст. 209 ГК РФ установлены пределы осуществления собственником действий в отношении принадлежащего ему имущества, а именно: совершаемые действия не должны противоречить закону и иным правовым актам и не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Так как, собственником принято решение о его списании, которое не отменно, суждение о нарушении прав и о посягательстве на само существо того или иного права является необоснованным.

Доводы ответчика представителя - Администрации Шелеховского муниципального района Любочко И.С. относительно дефицита бюджета и отсутствия денежных средств на снос здания не влияют на выводы суда, поскольку в принятый бюджет могут вноситься изменения.

Учитывая изложенное, анализируя представленные сторонами доказательства, доводы сторон, суд, считает, что исковое заявление прокурора города Шелехова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шелеховского муниципального района об обязании в течении десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, путем организации работ по сносу здания, инфекционного отделения и утилизации строительного мусора заявлено законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями 175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Шелехова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шелеховского муниципального района об обязании в течении десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, путем организации работ по сносу здания, инфекционного отделения и утилизации строительного мусора -удовлетворить.

Обязать Администрацию Шелеховского муниципального района в течении десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, путем организации работ по сносу здания, инфекционного отделения, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, №24, «Больничный городок», №4, утилизировать строительный мусор.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.И. Плындина