НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шелеховского городского суда (Иркутская область) от 22.04.2022 № 2А-589/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2022 года г. Шелехов

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пискун Т.А., при секретаре судебного заседания Глазуновой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-589/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России №22 по Иркутской области к Сибиреевой О.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России №22 по Иркутской области обратилась с административным исковым заявлением к Сибиреевой О.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Межрайонная ИФНС России №19 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска. ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области. В соответствии с приказом ФНС России от 20.07.2021 №07-02-09/137@ «О реорганизации инспекций и переименовании» ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска с 01.11.2021 года переименована в Межрайонную ИФНС России №22 по Иркутской области.

В обоснование административного искового заявления указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №22 по Иркутской области (инспекция, налоговый орган) состоит на учете в качестве налогоплательщика Сибиреева О.А.

Согласно сведениям, имеющимся у инспекции, Сибиреева О.А. в 2015,2016,2017 годах являлась собственником <данные изъяты>, местоположение: *адрес скрыт*.

Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ, признаются плательщиками налога на имущество.

Статьей 409 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты налога, физическими лицами налог подлежит уплате в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.7 ст.6.1 НК РФ если день срока приходится на нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год - 01.12.2016, за 2016 год – 01.12.2017, за 2017 год -03.12.2018.

Налоговым органом произведен расчет налога на имущество, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2015 год составила 916 рублей, за 2016 – 1646 рублей, за 2017 – 1648,26 рублей.

Сибиреева О.А. в установленный срок налог на имущество физических лиц за 2015,2016 и 2017 годы не уплатила.

В соответствии со ст.75 НК РФ на неоплаченную сумму налога начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.

Поскольку Сибиреевой О.А. обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнила, налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 6,11 рублей, в адрес налогоплательщика направлено требование от 22.12.2016 *номер скрыт*.

За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2017 по 06.12.2017 в размере 2,26 рублей, в адрес налогоплательщика направлено требование от 02.12.2017 *номер скрыт*.

За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год налоговым органом начислены пени за период с 04.12.2018 по 31.01.2019 в размере 26,71 рублей, в адрес налогоплательщика направлено требование от 12.02.2019 *номер скрыт*.

Требования налогового органа оставлены налогоплательщиком без исполнения.

Кроме того, согласно сведениям, имеющимся у инспекции, Сибиреева О.А. в 2015,2016,2017 годах являлась собственником <данные изъяты> с кадастровым номером *номер скрыт*, местоположение: *адрес скрыт*.

Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Порядок и сроки уплаты налога определены в абз.3п.1ст.397 НК РФ, земельный налог подлежит уплате физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты налога на землю за 2015 год - 01.12.2016, за 2016 год – 01.12.2017, за 2017 год -03.12.2018.

Налоговым органом произведен расчет земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, сумма налога за 2015 год составила 738 рублей, за 2016 – 738 рублей, за 2017 – 738 рублей.

Сибиреева О.А. в установленный срок земельный налог за 2015,2016 и 2017 годы не уплатила.

В соответствии со ст.75 НК РФ на неоплаченную сумму налога начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.

Поскольку Сибиреевой О.А. обязанность по уплате земельного налога в установленный срок не исполнила, налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 4,92 рубля, в адрес налогоплательщика направлено требование от 22.12.2016 *номер скрыт*.

За несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2017 по 06.12.2017 в размере 1,01 рублей, в адрес налогоплательщика направлено требование от 02.12.2017 *номер скрыт*.

За несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год налоговым органом начислены пени за период с 04.12.2018 по 31.01.2019 в размере 11,17 рублей, в адрес налогоплательщика направлено требование от 12.02.2019 *номер скрыт*.

Требования налогового органа оставлены налогоплательщиком без исполнения.

Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от 13.10.2021 судебный приказ №2а-2557/2019 отменен в связи с представленными возражениями.

Земельный налог и налог на имущество за 2015 год налогоплательщиком уплачены с нарушением срока.

Административный истец просит взыскать пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2015 год в размере 6,11 руб. и 4,92 руб. соответственно; задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1646,00руб. и соответствующие пени – 2,26 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1765,00руб. и соответствующие пени -26,71 руб.; задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 738,00руб. и соответствующие пени – 1,01 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 738,00руб. и соответствующие пени -11,17 рублей.

Административный ответчик Сибиреева О.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом - судебной повесткой по месту регистрации, дополнительно проверенному судом у адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Иркутской области. Судебная корреспонденция, направленная адрес ответчика посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением, вернулась в связи с истечением срока хранения. Надлежащее уведомление подтверждается почтовым конвертом.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела в суд, представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет оплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию на территории Российской Федерации.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).

Пунктом 3 ст. 46 НК РФ установлено, что налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).

Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что Сибиреева О.А. являлась с 2015 по 2017 год плательщиком налога на имущества физических лиц и земельного налога по объектам находящимся по адресу: *адрес скрыт*.

Согласно п.1ч.1 ст.401 НК РФ жилой дом отнесен к объектам налогообложения.

Статьей 409 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты налога на имущество, физическими лицами, налог подлежит уплате в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты земельного налога определены в абз.3п.1ст.397 НК РФ, согласно которому земельный налог подлежит уплате физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиком обязательства по уплате налогов в установленный законом срок не исполнены, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени.

В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о вынесении судебного приказа), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (суд учитывает редакцию, действующую на дату обращения с заявлением к мировому судье).

Поскольку в добровольном порядке ответчиком задолженность по налогам и пени в полном объеме не уплачена, налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.

Мировым судьей 117 судебного участка г. Шелехов и Шелеховского района Иркутской области по заявлению налогового органа 20.09.2019 выдан судебный приказ по производству №2а-2557/2019 о взыскании задолженности по обязательным платежам за 2015-2017 годы.

Проверяя срок обращения налоговой инспекции к мировому судье, суд приходит к следующему.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Из административного дела № 2а-2557/2019 представленного мировым судьей по запросу суда следует, что налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 16.09.2019.

Поскольку шестимесячный срок для обращения в суд со дня, когда суммарная задолженность превысила 3000 рублей предусмотренный ст. 48 НК РФ (редакция действующая на дату обращения с заявлением к мировому судье), надлежит исчислять с окончания срока для исполнения требования об уплате налога за 2016 год (суммарная задолженность превысила 3000 по требованию *номер скрыт* и требованию *номер скрыт* (<данные изъяты>)), то есть с *дата скрыта* (*дата скрыта* + *дата скрыта* = *дата скрыта*), то срок для обращения за взысканием задолженности за 2015 и 2016 годы налоговым органом при обращении с заявлением *дата скрыта* пропущен.

Кроме того, в соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество и земельного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов дела, налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2015 и 2016 годы, сформированы налоговые уведомления *номер скрыт* от *дата скрыта* и *номер скрыт* от *дата скрыта*. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанных налоговых уведомлений, административным истцом не представлено.

Не представлено административным истцом и доказательств направления налогоплательщику требований об уплате налогов за соответствующие периоды *номер скрыт* от *дата скрыта* и *номер скрыт* от *дата скрыта*.

Административным истцом указано на истечение сроков хранения документов, в подтверждение довода приобщены акты об уничтожении от *дата скрыта* и *дата скрыта*, при этом, доказательства направления требований об уплате налогов не были представлены Инспекцией при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 16.09.2019.

Праву налогового органа на взыскание с налогоплательщика сумм налогов и пеней предшествует обязанность данного органа направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое по своей форме и содержанию должно отвечать положениям Налогового Кодекса РФ, а также соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов, пени).

Учитывая, что доказательств направления налогового уведомления о необходимости уплаты налога на имущество физического лица и земельного налога за 2015 и 2016 год суду не представлено, как и доказательств направления соответствующих требований, то административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №22 по Иркутской области о взыскании с ответчика пеней по налогу на имущество физических лиц и пеней по земельному налогу за 2015 год в размере 6,11 руб. и 4,92руб., соответственно, а так же задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 1646руб., пеней 2,26 руб., задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 738 руб. и пеней 1,01руб. удовлетворению не подлежит.

Обсуждая требования административного истца о взыскании задолженности за 2017 год, прихожу к выводу о том, что срок взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год по требованию от 01.02.2019 *номер скрыт*, с установленным сроком уплаты до 15.03.2019, налоговым органом соблюден.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из административного дела № 2а-2557/2019 следует, что налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 16.09.2019, судебный приказ от 20.09.2019 отменен определением от 13.10.2021, в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями.

С исковым заявлением инспекция обратилась 22.03.2022.

Таким образом, судом установлено, что срок для обращения с административным иском Инспекцией не пропущен, задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2017 год, пени за неуплату налога на имущество и земельного налога за 2017 год на момент рассмотрения дела ответчиком не уплачена.

Налоговое уведомление *номер скрыт* от 24.06.2018 направлено налогоплательщику по адресу регистрации по месту жительства 12.07.2018.

Соблюдение административным истцом порядка принудительного взыскания задолженности по налогам за 2017 год подтверждается материалами дела.

Требование об уплате задолженности по состоянию на 01.02.2019 *номер скрыт* направлено налогоплательщику по адресу регистрации по месту жительства 17.02.2019.

Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что административные требования о взыскании с Сибиреевой О.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1765руб., пеней 26,71руб., задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 738руб. и пеней 11,17 руб. подлежат удовлетворению.

Всего подлежит взысканию 2540,88рублей

В соответствии со ст.114 КАС РФ, 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход Шелеховского муниципального района государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.150, 290, 293,175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №22 по Иркутской области к Сибиреевой О.А. ИНН382104241444 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Сибиреевой О.А.*номер скрыт* проживающей по адресу: *адрес скрыт* задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1765руб., пени за несвоевременную уплату налога 26,71руб., задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 738руб. и пени за несвоевременную уплату налога 11,17 руб., а так же государственную пошлину в размере 400 рублей, всего взыскать сумму 2940,88 рублей (две тысячи девятьсот сорок рублей).

В удовлетворении требовании о взыскании пеней, начисленной за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 6,11руб. и пеней за несвоевременную уплату земельного налога за 2015год в размере 4,92руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1646, 00руб. пеней 2,26 руб., задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 738,00руб. и пеней 1,01руб. отказать.

Решение суда, может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Пискун