31RS0024-01-2020-001577-78
адм.дело № 2а-1151/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2020 года г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Нессоновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Е.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Юрьевой Е.А., административного ответчика Поповой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Белгородской области к Поповой ФИО6 о взыскании налоговой задолженности,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы РФ № 7 по Белгородской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просит взыскать с Поповой Е.Ф. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за налоговый период 2016 года в сумме 40051.00 рубль, за налоговый период 2018 года в сумме 40051.00 рубль за объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; за налоговый период 2016 года за объект объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; пени в размере 187.91 рубль, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 на сумму неуплаченного налога 40051.00 рублей за 2018 год; пени в размере 191.98 рубль, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 на сумму неуплаченного налога 40920.00 рублей за 2016 год.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что в собственности административного ответчика в 2016 году январе-марте находилась 1/2 доля в праве, в апреле 5/8 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; в 2016 году и 2018 году - объект недвижимости площадью 166 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Налог на имущество физических лиц исчислен административному ответчику за 2016 год и 2018 год на основании налогового уведомления от 16.07.2019 № со сроком уплаты не позднее 02.12.2019. При этом, налоговым органом произведен перерасчет подлежащего уплате налога за 2016 год, поскольку было установлено, что налогоплательщик воспользовалась правом предоставления льготы, предусмотренным п.п.10 п.1, п.3-4 ст.407 НК РФ, в сумме 6904.00 рублей за объект недвижимости — квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Поскольку в срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога Попова ЕФ. оплату не произвела, в адрес последней было требование от 25.12.2019 № со сроком исполнения до 04.02.2020 об оплате недоимки и пени, начисленных в порядке ст.75 НК РФ. До настоящего времени уплата налоговой задолженности административным ответчиком не произведена.
С целью взыскания налоговой задолженности административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино от 16.03.2020 с административного ответчика взыскана задолженность по налогу и пени в общей сумме 81350.89 рублей. Впоследствии, определением мирового судьи от 27.03.2020 судебный приказ был отменен по заявлению должника.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Юрьева Е.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Попова Е.Ф. возражала против удовлетворения требований, сославшись на то, что квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, она не пользовалась, в ней проживал и проживает сын. Часть объекта недвижимости по адресу: <адрес> площадью 54.6 кв.м ею передана в аренду для коммерческой деятельности ООО «Тодис1», которое своевременно оплачивает налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в связи с чем у собственника этого помещения не возникает вторичной обязанности по оплате налога на имущество физических лиц, истцом не применены льготы для оплаты налога. Она фактически использует площадь 62 кв.м объекта недвижимости по указанному выше адресу. Считает, что в отношении используемой ею площади подлежит применению ставка налога для физического лица в 0.5%. Кроме того, требования о взыскании налога за 2016 год за объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, уже были предметом судебного разбирательства, имеется вступившее в законную силу решение суда по делу №2а-9/2019, истцом в указанной части повторно предъявляются требования к административному ответчику. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Данному требованию корреспондирует содержание ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п.1 ст.45 НК РФ.
Согласно п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Согласно ст.401 НК РФ объектами налогообложения признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 (п. 3 ст. 402 НК РФ).
Из п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Белгородской области от 02.11.2015 №9 «Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01.01.2016 установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Белгородской области.
Решением городского собрания городского поселения «Город Шебекино» Шебекинского района Белгородской области от 25.11.2015 №3 «О налоге на имущество физических лиц», вступившим в силу с 01.01.2016, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.378.2 НК РФ в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Постановлением правительства Белгородской области от 23.11.2015 №416-пп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2016 год. В перечень объектов включено помещение с кадастровым номером № (порядковый номер №). Согласно распоряжению Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2017 №428-р (с изм. от 27.12.2017 №504-р) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2018 год. Из утвержденного перечня объектов следует, что в него включено помещение с кадастровым номером № (порядковый номер №).
Как следует из материалов дела, в собственности административного ответчика в период с января по март 2016 года находилась 1/2 доля в праве, в апреле 2016 году - 5/8 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; объект недвижимости площадью 166 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; объект недвижимости — квартира, расположенная по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности 11.11.1996), что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика, а также не оспаривается Поповой Е.Ф..
Налогоплательщик - физическое лицо Попова Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Белгородской области по своему месту жительства, а также по месту регистрации и нахождения имущества, в том числе принадлежащей ей квартиры в г.Москва.
Статьей 407 НК РФ определены категории граждан, имеющих право на льготу по налогу на имущество физических лиц. К указанным категориям относятся,в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке,установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения — в том числе квартира (п.п.10 п.1, п.3-4).
В соответствии с п.6 ст. 407 НК РФ лицо, имеющее право на налоговую льготу, предоставляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу,в налоговый орган по своему выбору.
На основании п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и пунктах 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступил в законную силу с 01.01.2019).
Статьей 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
Из карточки расчетов по налогу (скриншот л.д.39-43) за 2016 год следует, что налоговым органом налогоплательщику Поповой Е.Ф. на основании пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ в отношении объекта недвижимости — квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предоставлена налоговая льгота в размере 6904.00 рублей, о чем административному истцу стало известно в 2019 году.
Согласно налоговому уведомлению от 07.11.2017 № (л.д.13) налогоплательщику Поповой Е.Ф. за 2016 год в отношении объекта недвижимости — квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предоставлена налоговая льгота в размере 196.00 рублей. Также исчислен налог за объекты недвижимости по адресу: <адрес> — 273.00 рубля; <адрес> — 40051.00 рублей.
Сумма налога 40051.00 рублей за объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес>, до настоящего времени не уплачен, что не оспаривается административным ответчиком, а также следует из судебных постановлений от 15.01.2019, от 04.04.2019, от 18.04.2019.
При таких обстоятельствах налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства произведен перерасчет подлежащего уплате Поповой Е.Ф. налога за 2016 год.
Административному ответчику в установленный законом срок направлено налоговое уведомление от 16.07.2019 № об уплате не позднее 02.12.2019 налога на имущество физических лиц, в том числе за 2016 год - за объект недвижимости по адресу: <адрес> сумме 869.00 рублей; объект недвижимости по адресу: <адрес> в сумме 40051.00 рублей; за 2018 год за объект недвижимости по адресу: по адресу: <адрес> в сумме 40051.00 рублей.
В связи с неуплатой налога за 2016 год и 2018 год в требовании № по состоянию на 25.12.2019, направленном в адрес налогоплательщика 27.12.2019, и полученным Поповой Е.Ф. 31.12.2019 (л.д.14-20), последней предложено в срок до 04.02.2020 уплатить недоимку по налогу в общей сумме 80971.00 рублей и пени 379.89 рублей, начисленные на основании ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц.
Вышеуказанные требования об оплате недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не исполнены.
Согласно расчету налогового органа (с учетом подробного расчета пени на л.д. 80) задолженность административного ответчика по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и 2018 год составляет 80971.00 рублей (40051.00 руб. + 869.00 руб.+ 40051.00 руб.), сумма начисленных на неуплаченный налог на имущество физических лиц за 2016 год 40920.00 рублей (40051.00 руб. + 869.00 руб.) пени за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 составляет 191.98 рублей; сумма пени, начисленных на неуплаченный налог за 2018 год 40051.00 рублей за период с 03.12.2019 по 24.12.2019, составляет 187.91 рублей.
Сомневаться в правильности и обоснованности расчета заявленных требований у суда оснований не имеется: он содержит стоимость объектов недвижимости, размер налоговой ставки, количество месяцев владения имуществом административным ответчиком, а также размер и период пени. Административным ответчиком не представлено доказательств ошибочности произведенного расчета.
Доводы ответчика о невозможности взыскания налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в связи с передачей ею ООО «Тодис 1» в аренду для коммерческой деятельности части объекта недвижимости по адресу: <адрес> площадью 54.6 кв.м и с оплатой обществом единого налога на вмененный доход, а также, что в отношении фактически используемой ею площади 62 кв.м объекта недвижимости по указанному выше адресу подлежит применению ставка налога для физического лица в 0.5%, высказаны вопреки требованиям действующего законодательства.
Статьей 407 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество физических лиц.
При этом, в п. 5 указанной статьи определено, что налоговая льгота, предусмотренная пунктом первым настоящей статьи не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ, то есть в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
К таким объектам относится принадлежащее Поповой Е.Ф. помещение по адресу: <адрес> площадью 116.6 кв.м.
В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1, 378.2 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о принадлежности на праве собственности ООО «Тодис-1» спорного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, как целого (116.6 кв.м), так и части (54.6 кв.м).
Освобождаются от обязанности уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД – индивидуальные предприниматели. Данное освобождение не касается объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Попова Е.Ф. не является индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения об оспаривании административным ответчиком постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 года №416-пп и распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2017 №428-р Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2016 год и на 2018 год соответственно, в части включения объекта недвижимости (как целого, так и его частей) по адресу: <адрес>.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино от 16.03.2020 с административного ответчика взыскана задолженность по налогу и пени в общей сумме 81350.89 рублей. Впоследствии, определением мирового судьи от 27.03.2020 судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Сроки для обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущены.
Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку до настоящего времени задолженность по уплате налога и пени административным ответчиком не погашена, сроки, предусмотренные и порядок обращения налогового органа с требованием о взыскании недоимки и пени соблюдены.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2640.53 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Белгородской области к Поповой ФИО8 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.
Взыскать с Взыскать с Поповой ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Белгородской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за налоговый период 2016 года в сумме 40051.00 рубль, за налоговый период 2018 года в сумме 40051.00 рубль за объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; за налоговый период 2016 года за объект объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; пени в размере 187.91 рубль, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 на сумму неуплаченного налога 40051.00 рублей за 2018 год; пени в размере 191.98 рубль, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 на сумму неуплаченного налога 40920.00 рублей за 2016 год, а всего в общей сумме 81350.89 рублей.
Взыскать с Поповой ФИО10 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2640.53 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В.Нессонова
решение в окончательной
форме принято 12.11.2020