НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шатурского городского суда (Московская область) от 19.01.2024 № 12-114/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Шатура, Московская область 19.01.2024

Судья Шатурского городского суда Жуков Ю.А., при секретаре Лазаревой В.А., с участием представителя Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО4., рассмотрев по жалобе административное дело № в отношении

юридического лица: Публично-правовой компании «Военно-строительная компания», зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>

о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.26 и ст. 7.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ППК «ВСК» обратился с жалобой на постановление зам. начальника Шатурского межрайонного отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и административной практики Комитета Лесного хозяйства Московской области ФИО3 от 21.07.2023 по административному делу , на основании которого юридическое лицо было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.26 и 7.9 КоАП РФ.

В жалобе представитель ППК «ВСК» просит суд отменить постановление о назначении административного наказания.

В судебное заседание представитель ППК «ВСК» не явился, был должным образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области просит суд отказать в удовлетворении жалобы, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что 26.05.2023 в 12 ч. 30 мин, при патрулировании территории лесного фонда в соответствии со ст. 98.2 ЛК РФ на основании служебной записки от 26.05.2023 по маршруту патрулирования № 05/22 в выделах 22. 15, 27, 29 квартала 67 и выделе 1 квартала 77 (географические координаты N <адрес>, категория защитности - леса, расположенные в лесопарковых зонах) Егорьевского участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», вблизи <адрес>, был выявлен факт нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившийся в уничтожении лесной подстилки общей площадью 0,0322 га путем создания траншей и ям для строительства линейного объекта (кабельной линии) без разрешительных документов, а именно: в Егорьевском участковом лесничестве Егорьевского филиала ГКУ МО в квартале 67 в выделе 22 - траншея 80 х 1,6 м2, в выделе 15 - траншея 85 х 1,6 м2, в выделе 27 - яма 3 м2, в выделе 29 - яма 25 м2, в квартале 77 в выделе 1 - яма 30 м2.

Данные обстоятельства доказаны актом осмотра лесного участка, таксационными ведомостями, схемами места нарушений, протоколами.

Вышеуказанные правонарушения совершены ППК "ВСК при проведении работ по прокладке подземного кабеля связи согласно государственного контракта от 19.12.2022 «Реконструкция КЛЭП - 10 к Фидера (инв. 865161880) и фидера (инв. 865161881) от ПС «Михали» до ЦРП военного городка », при этом согласование с Комитетом лесного хозяйств Московской области не проводилось, уведомление о проведении работ было направлен только 26.05.2023, разрешительная документация на проведение работ на территории лесного фонда не предоставлена.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводств лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической систем или как о природном ресурсе.

Часть 1 ст. 50.7 ЛК РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В соответствии с ч. 2 ст. 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивно г; и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством восстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Согласно п.5 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России 10.07.2020 , (далее - Правила ) при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель - земли, предназначенные для лесовосстановления вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

В соответствии с п. 7 Правил использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.

Согласно п. 15 Правил при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается:

- повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами земель, на которых осуществляется использование лесов, и охранной зоны линейных объектов;

- захламление территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, строительным и бытовым мусором, отходами древесины;

- загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий. прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами;

- проезд транспортных средств, механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Уничтожение лесной подстилки влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ.

Объективной стороной данного административного правонарушения являются самовольные заготовки и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов, т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК РФ, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и проч.

Частью 1 ст. 101 ЗК РФ установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о лесоустройстве и в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращает, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательств законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельном законодательством.

В силу ч. 1 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решений уполномоченных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Частью 3 ст. 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственно; или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативно- правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 № 229/13, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган). Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, является Комитет лесного хозяйства Московской области.

Использование лесных участков в выделах 22, 15, 27, 29 квартала 67 и выделе 1 квартала 77 Егорьевского участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Комитетом лесного хозяйства Московской области ППК "ВСК" не разрешалось.

Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ. составляют действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий. В частности, действие может состоять в эксплуатации ресурсов с нарушением прав иных лиц, имеющих право на общее беспрепятственное использование природных объектов.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, является лицо, непосредственно допустившее использование лесного участка в отсутствие договора аренды лесного участка или специального разрешения на использование лесного участка.

Использование лесного участка без специальных разрешений, является формальным составом административного правонарушения с альтернативными признаками по субъективной стороне (цели) и объективной стороне, где обязательным условием для применения данной нормы является отсутствие специального разрешения использование лесных участков.

Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного, срочного или бессрочного пользования лесным участком.

Административные правонарушения допущены по вине ППК "ВСК", так как своими действиями (бездействием) данное юридическое лицо нарушило требования п.п. 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 50.7, ч. 2 ст. 60.12, ст.ст. 5, 7. 8. 9, 71 ЛК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкций, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, административное наказание назначается в пределах санкций, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения доказана собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Суд отвергает доводы представителя ППК «ВСК» является субъектом вмененных административных правонарушений.

Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключен с ППК "ВСК".

На основании п. 2.1 контракта Компания осуществляет строительно-монтажные работы и услуги, необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").

Согласно п.п. 8.2.20.3, 8.2.29, 17.1 контракта Заявитель как Генподрядчик обязан обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с требованиями, в том числе охраны окружающей среды, оформить и иметь на все время действия контракта разрешение (ордер) на производство работ и нести ответственность перед компетентными государственными органами за нарушения правил и порядка ведения работ как со стороны самого Генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций.

Кроме того, п. 8.2.39 контракта предусмотрена обязанность Компании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, что юридически невозможно при отсутствии правоустанавливающих документов на использование земельных и лесных участков, на которых находятся объекты.

Заключение договора субподряда не освобождает ППК "ВСК" от исполнения требования законодательства по надлежащему оформлению предстоящего использования лесных участков.

Факт проведения работ, предусмотренных вышеуказанным государственным контрактом, на территории лесного фонда подтверждается актом патрулирования лесов от 26.05.2023 № 1148, фототаблицей к акту патрулирования лесов от 26.05.2023 № 1148, служебной запиской от 26.05.2023 и иными материалами дела, в том числе письмом ППК "ВСК" от 26.05.2023 на имя председателя Комитета лесного хозяйства Московской области.

Наличие у ППК «ВСК» статусов некоммерческой организации и единственного исполнителя государственного оборонного заказа не освобождает ППК "ВСК" от соблюдения закона. Доводы о применении положений ст.4.1 КоАП РФ заявителем не обоснованны.

Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется.

При назначении наказания должностным лицом назначено наказание, предусмотренное за совершение данного правонарушения, при этом учтены все обстоятельства имеющие значение по делу.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7,30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление зам. начальника Шатурского межрайонного отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и административной практики Комитета Лесного хозяйства Московской области ФИО3 от 21.07.2023 по административному делу в отношении юридического лица ППК «ВСК» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 суток.

Судья Ю.А.Жуков