НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шатровского районного суда (Курганская область) от 23.01.2018 № 12-5/18

№12-5/18

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Шатровского районного суда Курганской области Мухина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «23» января 2018 года жалобу администрации Шатровского района Курганской области на постановление №439-17 ОТ/2 Государственной инспекции труда в Курганской области от 28.07.2017 по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ о наложении административного взыскания в виде штрафа в отношении

Администрации Шатровского района Курганской области, ОКПО 04031807, ОГРН 1034545002359, ИНН/КПП 4523002137/452301001, юридический адрес: Курганская область, Шатровский район, с. Шатрово, ул. Федосеева, д. 53,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Шатровского района Курганской области обратилась в Шатровский районный суд с жалобой на постановление №439-17 ОТ/2 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области Ушакова Ю.В. от 28.07.2017 по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ о наложении на администрацию района административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей (л.д. 1-2).

В жалобе просят вышеуказанное постановление отменить и производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что с постановлением о наложении штрафа в указанном размере не согласны.

В 2016 году и в первом квартале 2017 года работники и специалисты администрации района прошли в полном объеме обучение по охране труда, журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим, ведутся, также в администрации района имеется договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с водителями. Данный договор заключен с ГБУ «Шатровская ЦРБ».

Указывают, что часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа,.. на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

Отмечают, что обучение и проверка знаний требований охраны труда в администрации района проведены. Предрейсовые осмотры водителей администрации района также осуществляются, договор с ГБУ «Шатровская ЦРБ» заключен. Предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры работников и специалистов района осуществляются, медицинские заключения находятся в личных делах специалистов. Отсутствие на момент проведения проверки в администрации района договора с медицинской организацией на проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров не может являться в данном случае единственной и безусловной причиной для наложения административного наказания на юридическое лицо в виде штрафа в размере 110000 рублей.

Считают наказание несоразмерным допущенному административному правонарушению, штраф будет являться дополнительной финансовой нагрузкой для дотационного и дефицитного бюджета района.

В отзыве Государственной инспекции труда в Курганской области (л.д.100-103) указано, что в период с 10.07.2017 по 24.07.2017 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права администрации Шатровского района.

В ходе проверки установлены многочисленные нарушения: специалисты администрации не прошли специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей; не пройдено обучение и инструктаж и по охране труда на рабочем месте работников рабочих профессий администрации района; не организовано проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим; не заключен договор на проведение медицинских осмотров с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности; не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров с водителями, чем нарушены ст. ст. 225, 212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны работников организаций.

На момент проведения проверки документы, подтверждающие выполнение требований трудового законодательства, в части, касающейся обучения руководителей и специалистов администрации Шатровского района, отсутствовали. До 2017 года обучение по вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда не проводилось.

Кроме того, отмечено, что в нарушение ст. 212, 219 ТК РФ, администрацией Шатровского района не было обеспечено обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов в течение первого месяца трудоустройства и в дальнейшем с периодичностью, установленной работодателем, что было установлено в ходе проверки.

Фактом признания отсутствия обучения по охране проверки знаний требований охраны труда работников администрацией района является то обстоятельство, что на момент проверки у работодателя отсутствует комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3-х человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, созданная приказом работодателя.

Комиссия, созданная распоряжением Главы от 02.08.2017 предназначена для проверки знаний охраны труда, а не для обучения, как указано в п. 2 распоряжения, данная комиссия создана после выявления факта правонарушения.

Обращают внимание суда на то обстоятельство, что истец не оспаривает п. 4 постановления, этим в очередной раз подтверждают отсутствие договора на проведение медицинских осмотров организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности.

Со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» указывают, что на дату проверки отсутствуют документы, подтверждающие, что работники допущены к исполнению своих должностных обязанностей после проведения медицинских осмотров.

Обращают внимание суда на действия администрации в части предоставления документов в ходе плановой проверки: не предоставление или их отсутствие на дату проверки; предоставление данных документов на судебное заседание; не проведение обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим.

Из представленного документа от 23.08.2017 №05-13-351 его п. 6 следует, что администрация планирует данное обучение в октябре 2017 года.

Считают также вынесенное предписание законным, при вынесении постановлении присутствовал законный представитель администрации района Шорихин А.А., который был полностью согласен с выявленными фактами и подписал постановление. Оснований для отмены постановления нет.

Представитель Государственной инспекции труда в Курганской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д.99), в отзыве ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.103).

Представитель администрации Шатровского района Курганской области Ядрышникова О.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление о наложении штрафа отменить, производство по делу прекратить. Дополнительно суду пояснила, что все пункты предписания, указанные затем в обжалуемом постановлении были предметом рассмотрения в суде по административному иску администрации Шатровского района и были отменены, кроме п.15 - в постановлении п.4, то есть они уже были оценены в судебном порядке, считает, что отсутствие договора с медицинской организацией на проведение предварительных и периодических осмотров не может являться причиной для назначения административного наказания. Дополнительно пояснила, что на момент проверки такой договор не был заключен, в дальнейшем он был подписан, но не исполнялся, так как не было финансирования. В 2018 году такой договор имеется и финансово обеспечен.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно материалам дела решением судьи Курганского областного суда от 14.12.2017 пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на обжалуемое постановление от 28.07.2017 администрации Шатровского района Курганской области восстановлен (л.д. 91-93).

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав мнение представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что 24.07.2017 в Администрации Шатровского района Курганской области Государственной инспекцией труда в Курганской области была проведена плановая выездная проверка по соблюдению работодателем трудового законодательства (л.д.46-66).

Выявленные Государственной инспекцией труда в ходе проведения проверки нарушения указаны в Акте проверки №8-ПП/2017-4/86/33/39/2 от 24.07.2017 (л.д. 57-59).

Главе администрации Шатровского района Рассохину Л.А. выдано предписание №274-17 ОХ (л.д. 60-61), в котором на администрацию района возложены обязанности по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе обязанности:

П.2- представить документы о прохождении обучения по охране труда руководителя и специалистов;

П.3- отстранить от работы специалистов администрации, как не прошедших специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей ФИО30

П.4- отстранить от работы работников не прошедших обучение по охране труда (ФИО31

П.5- определить порядок, форму и продолжительность обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников рабочих профессий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ;

П.6- организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим;

П.15-заключить договор с ЦРБ на проведение медицинских осмотров с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности;

П.16- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области Ушаковым Ю.В. 27.07.2017 составлен протокол №439-17 ОТ в отношении Администрации Шатровского района об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с выявленными вышеуказанными нарушениями (л.д. 48-50).

Постановлением №439-17 ОТ/2 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области Ушаковым Ю.В. от 28.07.2017 Администрация Шатровского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей (л.д. 3-4).

В п. 1 обжалуемого постановления указано, что специалисты администрации не прошли специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей ФИО32). Нарушены ст. ст. 225, 212 ТК РФ и п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29.

Согласно п. 2 постановления, не пройдено обучение по охране труда на рабочем месте работников рабочих профессий администрации района (ФИО33.). Нарушены требования ст. 225, ст. 212 ТК РФ.

В п. 3 постановления указано, что не организовано проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Нарушен п. 2.2.4 Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29.

Пункт 4 указывает на то что, администрацией района не заключен договор на проведение медицинских осмотров с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности. Нарушены требования приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 №303н «Порядок проведения предварительных периодических медицинских осмотров(обследований) работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.»

Согласно п. 5 обжалуемого постановления в Администрации района не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров с водителями. Нарушена ст. 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», ст. 212 ТК РФ.

В обосновании жалобы Администрацией Шатровского района в материалы дела представлен договор от 10.06.2015 (л.д. 8, 9), заключенный с ГБУ «Шатровская ЦРБ», согласно п. 1 которого ГБУ «Шатровская ЦРБ» приняты обязательства по оказанию услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей администрации Шатровского района. Договор действует до 09.06.2016, в последующем считается пролонгированным на тот же срок и тех же условиях.

В деле имеется договор оказания услуг по обучению от 17.02.2017 (л.д. 10), согласно которому ЧОУ ДПО «Академия рынка труда» обязалась оказать заказчику – Администрации Шатровского района Курганской области услуги по обучению сотрудников Администрации по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций». Срок действия договора до 31.12.2017.

В материалы дела представлены документы данного образовательного учреждения, подтверждающие его право на образовательную деятельность в области охраны труда. (л.д. 11-15).

В деле также имеются удостоверения, выданные ЧОУ ДПО «Академия рынка труда» после проведения проверки знаний требований охраны труда по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций» на имя следующих работников Администрации района: ФИО34. (л.д. 16-17).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) (ст. 1 Закона).

На основании ст. 9 вышеуказанного закона, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №294-ФЗ, предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. В акте проверки указываются, в том числе сведения о результатах проверки.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №284-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, подлежащее обязательному исполнению.

Государственным инспектором труда 24.07.2017 вынесено предписание с указанием выявленных нарушений, допущенных Администрацией района и сроком устранения нарушений – до 24.08.2017.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

За выявленные нарушения в отношении Администрации Шатровского района Курганской области государственным инспектором труда 28.07.2017 вынесено постановление №439-17 ОТ/2 о привлечении Администрации района к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей (л.д. 3-4).

В п. п. 1 и 2 обжалуемого постановления указано, что Администрацией района допущено нарушение норм трудового законодательства: специалисты администрации и работники рабочих профессий не прошли обучение по охране труда и проверке знаний, чем нарушены ст. ст. 212, 225 ТК РФ и п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки.

На основании ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29 (ред. от 30.11.2016) (далее – Порядок) руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Однако, представленными Администрацией района документами подтверждается, что указанные в п.п. 1 и 2 постановления специалисты и работники прошли специальное обучение по охране труда, что подтверждается договором оказания услуг с ЧОУ ДПО «АРТ» по обучению и копиями удостоверений от 17.02.2017 на всех указанных в п. 1 специалистов (л.д. 10, 16-17).

Кроме того, решениями Шатровского районного суда Курганской области от 05 сентября 2017 года и от 25 сентября 2017 года вступившими в законную силу установлено, что специалисты и работники Администрации района прошли обучение по охране труда, соответственно данные обстоятельства доказыванию не подлежат.

Ссылка в постановлении на указанные нарушения не обоснована.

Пункт предписания 15 соответствующий пункту 4 постановления об административном правонарушении также был предметом рассмотрения суда. Решением Шатровского районного суда от 25 сентября 2017 года в удовлетворении административного иска администрации Шатровского района в части признания незаконным и отмене пункта 15 предписания №274-17 ОХ от 24.07.2017 отказано. Решение вступило в законную силу.

Постановление в данной части, то есть п.4, администрацией Шатровского района не оспаривается.

Пункты предписания 6,16 соответствующие пунктам 3,5 оспариваемого постановления об административном правонарушении ранее предметом рассмотрения суда не были.

Согласно пункту 3 постановления Администрацией района не организовано проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию помощи пострадавшим.

В соответствии с п. 2.2.4 работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Доказательств организации проведения периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим Администрацией района в судебное заседание представлено не было.

Анализируя п. 5 обжалуемого постановления, также прихожу к выводу о его законности.

В пункте 5 указано, что Администрацией района не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров с водителями.

Администрацией района представлен в материалы дела договор №1 от 10.06.2015, согласно п. 1 которого ГБУ «Шатровская ЦРБ» приняла на себя обязательства по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей, указанных в приложении к договору №1 (л.д. 8, 9). Данный договор заключен в отношении водителей ФИО35 в отношении водителей ФИО36., указанных в обжалуемом постановлении, договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров не заключался.

Учитывая законность пунктов 3,4,5 обжалуемого постановления государственного инспектора, а также санкцию ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающую наказание для юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей, прихожу к выводу о том, что назначенное администрации Шатровского района наказание в виде штрафа является законным, назначенным в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственной инспекции труда в Курганской области № 439-17 ОТ/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Шатровского района Курганской области оставить без изменения, а жалобу администрации Шатровского района Курганской области без удовлетворения.

Из установочной части постановления Государственной инспекции труда в Курганской области № 439-17 ОТ/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Шатровского района Курганской области исключить пункты 1 и 2 вменненных нарушений о непрохождении обучения по охране труда специалистами и работниками администрации Шатровского района Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области в соответствии со ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.В.Мухина.