НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шатковского районного суда (Нижегородская область) от 12.12.2018 № 2А-303/18

Дело № 2А-303/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Масловой Т.Г.,

с участием административного истца Дымского С.В.,

представителя заинтересованного лица - Администрации р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области - Сазановой Н.Г.,

при секретаре Сарыниной Л.А.,

рассмотрев в помещении Шатковкого районного суда Нижегородской области административное дело по административному исковому заявлению Дымского С.В. к Управлению Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Дымский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором обращая свои требования к Управлению Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл просил признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства.

Данным предписанием на истца возложена обязанность на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес> по направлению на северо-восток:землисельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения, провести культуртехнические работы (расчистка от древесной и травянистой растительности), ввести земельные участки в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

Истец полагает предписание незаконным и указывает, что вид разрешенного использования земельного участка кадастровом в паспорте записан как «для сельскохозяйственного назначения».

Согласно ст. 77 п. 2 Земельного кодекса РФ в состав земель сельхозназначения входят не только земли для сельскохозяйственного производства, но и иные земли, занятые, в т.ч. лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия.

Согласно ст. 7 п. 2 ЗК собственник вправе сам выбирать вид разрешенного использования, поэтому ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Лесогорского поссовета с просьбой изменить вид разрешенного использования своего участка с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного назначения» на «для создания защитных насаждений (под древесно-кустарниковой растительностью)», что соответствует положениям ст. 77 ЗК РФ и Плану земельной застройки муниципального образования Лесогорский поселковый совет. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией рабочего поселка Лесогорск было издано соответствующее д Постановление . Оно издано в рамках полномочий, никем не обжаловано и не опротестовано. Поэтому является действующим документом.Таким образом, вид разрешенного использования моего участка считается измененным на «для создания защитных насаждений (под древесно­кустарниковой растительностью)», что полностью соответствует его целевому назначению, что, однако, не исключает его частичное использования в качестве сенокоса и пастбища.

Согласно ст. 77 Земельного Кодекса и ст. 6 Лесного Кодекса РФ на землях сельхозназначения могут находиться, лесные насаждения. Согласно ст. 102 ЛК РФ леса, расположенные вдоль оврагов, относятся к особо защитным участкам лесов, вырубка которых согласно ст. 107 ЛК РФ запрещена. Как видно из фотографии со спутника, участок истца пересекают два глубоких оврага, поэтому древесно-кустарниковая растительность на нем относится к защитным лесам и рубке не подлежит. Она защищает почву от водной и ветровой эрозии, препятствует разрастанию оврагов.

Указанные в акте проверке сорняки, а именно пырей ползучий, цикорий, золотарник являются сорняками при выращивании сельхозкультур, а при использовании участка как пастбище они являются кормовыми культурами для скота. Предписание расчистить участок от сорняков предполагает использование его для растениеводства. Это являетсяпревышением полномочий инспекторов Россельхознадзора в плане свободы выбора собственником способа использования земельного участка.

На момент проверки и в настоящее время земельный участок используется в качестве пастбища и сенокоса. Данный факт подтверждает житель <адрес>Б..., который осуществляет это по устной договоренности со мной на безвозмездной основе.

Таким образом, нарушений земельного законодательства нет, участок используется по назначению, введен в с/х оборот.

В ходе судебного заседания истец Дымский С.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо государственный инспектор отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл А... извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо Администрация Шатковского муниципального района Нижегородской области извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

Представитель заинтересованного лица Администрации р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области Сазанова Н.Г. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, должно доказать, в частности, что нарушены его права, свободы и законные интересы. А орган принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия, должен доказать, в том числе, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно пункту 1 названного Положения, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения)", функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

Согласно п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327", Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах предоставленных полномочий вправе, в том числе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации (пункт 6.4).

В силу пп. "в" п. 9 Положения, должностные лица территориальных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обладают полномочиями на вынесение обязательных для исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Согласно п. 3.1.1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 30.01.2012 N 96, одним из оснований для проведения внеплановой проверки соблюдения физическим лицом требований земельного законодательства является получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, проводилась внеплановая выездная проверка Дымского С.В. в период 20 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Дымскому С.В. было предписано устранить нарушение требований земельного законодательства, а именно: на земельном участке с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток, провести комплекс обязательных мероприятий, направленных на ликвидацию сорных и древесных растений. Ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства. Срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты>., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток, собственник Дымский С.В. установлено:

- земельный участок линейного ограждения не имеет, на площади <данные изъяты> не выполняются требования и обязательные мероприятия (агротехнические, агрохимические, фитосанитарные и др.) направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями (березы, сосны, ивы высотой свыше 2,0 метров) и сорными растениями (цикорий дикий, пырей ползучий, золотарник);

- собственником Дымским С.В. не выполнен комплекс обязательных мероприятий (агротехнических, фитосанитарных и др.). Предписание об устранении выявленных нарушений в области земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Дымским С.В. не исполнено.

В действиях гражданина усматриваются признаки административного нарушений по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ. Нарушены требования пп. 1, пп. 2, 3 п. 2 ст. 13, абз. 1, 2, 7, 8 ст. 42, п. 2 ст. 43 Земельного кодекса РФ; абз. 1, 2, 7, ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора в отношении Дымского С.В. вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства - на земельном участке с кадастровым номером ., по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного назначения. Провести культурнотехнические работы (расчистка от древесной и травянистой растительности). Вести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства. Срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относиться к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - сельскохозяйственное назначение.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию р.<адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования, принадлежащего ему земельного участка.

Администрацией р.<адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был изменен вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с «для сельскохозяйственного назначения» на «защитные полосы, древесно-кустарниковые посадки (зеленые насаждения).

Указанное постановление было направлено в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области.

Представитель заинтересованного лица Сазанова Н.Г. сообщила, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области ответило отказом, сведения в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования земельного участка не внесены. Ответ дан в электронном виде, в письменном варианте не предоставлялся.

Истцом не оспаривался факт того, что по сведениям ЕГРН, спорный земельный участок относиться к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования остался прежним - для сельскохозяйственного назначения.

Между тем, истец не согласен с вынесенным в его адрес предписанием, указывая, что постановление Администрации р.п. Лесогорск Шатковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ не отменялось и не изменялось, а значит является действующим.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).

В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) - часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российский Федерации.

Согласно ст. 78 Земельного кодекса российской Федерации и п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - Классификатор).

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Вид разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного назначения" по сути, соответствует виду разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование".

Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Учитывая, что законное предписание административного органа от ДД.ММ.ГГГГ Дымским С.В. не исполнено, на момент проверки не выполнены требования и обязательные мероприятия (агротехнические, агрохимические, фитосанитарные и др.), направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями (березы, сосны, ивы высотой свыше 2,0 метров) и сорными растениями (цикорий дикий, пырей ползучий, золотарник); собственником Дымским С.В. не выполнен комплекс обязательных мероприятий (агротехнических, фитосанитарных и др.)., вид разрешенного использования, указанный в постановлении Администрации р.п. Лесогорск от ДД.ММ.ГГГГ, - «защитные полосы, древесно-кустарниковые посадки (зеленые насаждения)» не включен в содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование", изменения в ЕГРН относительно спорного земельного участка не внесены, то суд приходит к выводу, что каких-либо правовых последствий издание указанного постановления не несет.

Кроме того, суд отмечает, что в силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, не соответствующие закону, могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Доводы истца о том, что земельный участок введен в сельскохозяйственный оборот и на нем осуществляется выпас скота, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку опрошенный в качестве свидетеля Б... пояснил, что не обладает специальными познаниями в области землеустройства и не может определить на местности какой конкретно земельный участок принадлежит Дымскому С.В., его границы, что именно на нем происходит выпас скота.

Относительно ссылки истца на положения ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации, суд находит, что она основана на не верном толковании действующего законодательства, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток, относиться к категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид - для сельскохозяйственного назначения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 года N 671-О, от 28 сентября 2017 года N 1919-О и др.).

Возможность же изменения вида использования земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах предусмотрена лишь при изменении вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), чего в данном случае не установлено и соответственно правовых оснований для удовлетворения исковых требований Дымского В.С. не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Дымского С.В. к Управлению Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.Г. Маслова