РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатковского района Нижегородской области об оспаривании бездействия администрации Смирновского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области,
установил:
Прокурор Шатковского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Смирновского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области, связанного с исполнением ответчиком жилищного законодательства.
В заявлении административный истец указал, что в ходе прокурорской проверки в рамках реализации мероприятий Программы за счёт средств областного бюджета, выделенных на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья установлено, что на территории Силинского сельсовета произведено расселение признанного аварийным и непригодным для проживания, многоквартирного <адрес>, жилые помещения (квартиры) которого находятся в муниципальной собственности поселения. В настоящее время в данном доме никто не проживает, в связи с чем, дом отключен от систем водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения, что свидетельствует о прекращении эксплуатации рассматриваемого здания.
Однако, как утверждал прокурор, до настоящего времени каких - либо действенных мер по устранению нарушений неисполнением администрацией возложенной на нее законом обязанности по ликвидации (сносу, консервации) расселенных аварийных многоквартирных домов административным ответчиком не принято.
По мнению административного истца, бездействие администрации муниципального образования, представляет опасность для населения, (в частности, несовершеннолетних) и является незаконным.
Обосновав свои требования нормами ст.40 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.2,32,86,89 ЖК РФ, прокурор Шатковского района Нижегородской области просил суд:
признать незаконным бездействие администрации с.Смирново Шатковского муниципального района Нижегородской области по ликвидации (сносу, консервации) расселенных аварийных домов и обязать административного ответчика снести многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>, установив ответчику шестимесячный срок для совершения указанных действий со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шатковского района Плакунова Ю.А. доводы заявления поддержала, просила его удовлетворить.
Глава администрации Смирновского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области Куркин В.Н., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, однако в своем письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 40) провозгласила и гарантировала право граждан на жилище, которое с одной стороны призвано обеспечить гражданам возможность получения жилища, а с другой его соответствие всем установленным требованиям, обеспечивающим безопасное и благоприятное проживание в нём.
В силу положений ч.2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 32, 86, 89 ЖК РФ и постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В развитие названных положений федерального законодательства, в целях повышения доступности жилья для населения и реализации мер по эффективному расходованию бюджетных средств на жилищное обеспечение постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2013 №994 утверждена Адресная инвестиционная программа Нижегородской области (далее - Программа), предусматривающая, в числе прочего также и реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.ст.37 и 51 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования правомочия собственника осуществляет местная администрация.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
При этом, по смыслу п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона № 384 - ФЗ сносом здания или сооружения завершается жизненный цикл здания или сооружения, то есть период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Таким образом, исходя из требований действующего федерального законодательства обязанность по ликвидации (сносу, консервации) расселенных аварийных многоквартирных домов возлагается на местную администрацию - собственника помещений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - Федеральный закон № 120-ФЗ) основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются, в том числе предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
В силу ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ органы местного самоуправления входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С учетом приведенных положений законодательства наличие на территории муниципального образования не снесенного расселённого аварийного дома не исключает возможность совершения в нём преступлений и правонарушений, а также иных противоправных действий причиняющих ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан.
По настоящему делу установлено, что распоряжением администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В рамках реализации мероприятий Программы за счёт средств областного бюджета, выделенных на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья в период ДД.ММ.ГГГГ на территории Силинского сельсовета произведено расселение признанного аварийным и непригодным для проживания, многоквартирного <адрес> (далее - многоквартирный дом), жилые помещения (квартиры) которого находятся в муниципальной собственности поселения. В настоящее время в данном доме никто не проживает, в связи с чем, дом отключен от систем водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения, что свидетельствует о прекращении эксплуатации рассматриваемого здания.
Вместе с тем, административным ответчиком до настоящего времени каких - либо действенных мер по сносу указанного объекта недвижимости не принято.
При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора обоснованным, а бездействие административного ответчика противоречащим приведенным положениям нормативных правовых актов, в связи с чем, признаёт его незаконным.
Для восстановления нарушенных прав Российской Федерации суд в соответствии с частями 3,9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Шатковского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации с.Смирново Шатковского муниципального района Нижегородской области по ликвидации (сносу, консервации) расселенных аварийных домов и обязать административного ответчика снести многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>, установив ответчику шестимесячный срок для совершения указанных действий со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда по настоящему административному делу административному ответчику необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Оганесян