НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шарыповского районного суда (Красноярский край) от 20.10.2021 № 2А-347/2021УИД240057-01-2021-001542-80

Дело № 2а-347/2021 УИД 24RS0057-01-2021-001542-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года город Шарыпово

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Давыденко Д.В.,

при секретаре судебного заседания Малыгиной Е.А.,

с участием административного ответчика Тепляшина Андрея Александровича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Тепляшину Андрею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее МИФНС России № 12 по Красноярскому краю) обратилась в суд с иском к Тепляшину Андрею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций.

Требования мотивированы тем, что 19 марта 2020 года административным ответчиком в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2017, 2019 годы в связи с заявленным имущественным налоговым вычетом в сумме документально подтвержденных расходов на приобретение 1/2 доли в праве на жилой дом и земельный участок, расположенных по <адрес>. Сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета, исчислена административным ответчиком за 2017 года в размере 44647 рублей, за 2019 год – 61652 рубля, которые были отражены в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика, как переплата в размере 106299 рублей. В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в 2003-2004 годах налоговым органом Тепляшину А.А. предоставлен имущественный налоговый вычет за квартиру по <адрес>, общая сумма документально подтвержденных расходов на приобретение указанной квартиры составила 135000 рублей. В связи с чем, Тепляшиным А.А. было реализовано право на получение имущественного налогового вычета, административный ответчик утратил право на получение его получение по объекту, расположенному по <адрес>. Уточненная налоговая декларация Тепляшиным А.А. в налоговый орган не представлена. Вместе с тем, налоговым органом ошибочно приняты решения от 18 сентября 2020 года о возврате суммы излишне уплаченного налога, на основании которых 23 сентября 2020 года НДФЛ в размере 106299 рублей был возмещен на расчетный счет Тепляшина А.А.. При этом, решениями и от 01 сентября 2020 года общая сумма НДФЛ, заявленная к возврату в размере 106299 рублей, подлежала доначислению. 16 октября 2020 года в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика отразилась операция по доначислению НДФЛ в размере 106299 рублей, указанная сумма с учетом ранее ошибочно произведенного возмещения административному ответчику, отразилась недоимкой. В связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования и от 21 октября 2020 года об уплате задолженности по НДФЛ в размере 106299 рублей, которые Тепляшиным А.А. не исполнены.

При таких обстоятельствах, административный истец просит взыскать с Тепляшина А.А. задолженность по НДФЛ в размере 106299 рублей (КБК 18210102010011000110, ОКТМО 04658415).

В силу ч. 5 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на официальном сайте Шарыповского районного суда Красноярского края в сети «Интернет», в порядке, предусмотренном ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 8 ст. 96 КАС РФ (л.д.69, 72), представитель инспекции Горбунова Э.Т. (по доверенности л.д. 46-47) при подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (л.д. 9 оборотная сторона).

Административный ответчик Тепляшин А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что, увидев в интернете объявление о возврате денежных средств, прошел по ссылке, где заполнил форму, после чего получил налоговый вычет за покупку жилого дома и земельного участка по <адрес>. Ранее реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета.

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст.ст. 100, 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В соответствии с под. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в том числе, в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Согласно под. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.

В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды.

Согласно под. 7 п. 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Как следует из п. 7 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 8.1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, может быть предоставлен налогоплательщику в порядке, установленном статьей 221.1 настоящего Кодекса, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, а также на основании представленных в налоговый орган банком в отношении такого налогоплательщика сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 настоящей статьи (при условии представления таких документов налогоплательщиком банку), по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.

Согласно п. 11 ст. 220 НК РФ повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не допускается.

Как следует из п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 января 2014 года).

К правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не завершенным на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 марта 2020 года Тепляшиным А.А. в налоговый орган представлены декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 год и за 2019 год в связи с заявленным имущественным налоговым вычетом в сумме документально подтвержденных расходов на приобретение 1/2 доли в праве на жилой дом и земельный участок, расположенных по <адрес>. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, исчислена Тепляшиным А.А. за 2017 год в размере 44647 рублей, за 2019 год в размере 61652 рубля (л.д. 15-21, 22-28).

В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом по представленным Тепляшиным А.А. налоговым декларациям проводились камеральные проверки, в ходе которых было установлено, что в 2003-2004 годах налоговым органом Тепляшину А.А. представлен имущественный налоговый вычет за квартиру, расположенную по <адрес> Общая сумма документально подтвержденных расходов на приобретение квартиры составила 135000 рублей.

В соответствии со ст. 220 НК РФ, действующей в редакции после 01 января 2014 года, получить налоговый вычет по нескольким объектам имущества (до достижения его общей суммы 2000000 рублей) могут только те налогоплательщики, у которых документы о праве собственности оформлены после 01 января 2014 года, при условии, что они не получали вычета, предоставляемого в связи с приобретением (строительством) жилья, приобретением земельных участков. Если же такие документы оформлены до 01 января 2014 года, то к правоотношениям по получению вычета, применяются положения ст. 220 НК РФ в редакции, действующей до 2014 года (ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, налоговым органом установлено, что Тепляшин А.А. воспользовался имущественным налоговым вычетом по приобретению квартиры (<адрес>), в связи с чем, утратил право на получение имущественного налогового вычета по объекту, расположенному по <адрес>.

По результатам камеральных проверок в отношении административного ответчика вынесены решения и от 01 сентября 2020 года, согласно которым суммы НДФЛ излишне заявленные к возврату в размере 44647 рублей и 61652 рубля соответственно подлежали доначислению (л.д. 30-32, 33-35). Решения и от 01 сентября 2020 года были направлены в адрес административного ответчика 07 сентября 2020 года (л.д. 36-37).

Между тем, решениями и от 18 сентября 2020 года (л.д. 38-39) суммы в размере 44647 рублей и 61652 рубля соответственно были возращены на счет Тепляшина А.А..

При этом, 21 октября 2020 года налоговым органом сформированы требования и , согласно которым Тепляшину А.А. в срок до 24 ноября 2020 года необходимо было уплатить задолженность по НДФЛ в размере 61652 рубля и 44647 рублей, на основании решений и от 01 сентября 2020 года (л.д. 40-41). Требования и в адрес административного ответчика Тепляшина А.А. направлены административным истцом 22 октября 2020 года (л.д. 42-43).

Однако, Тепляшин А.А. свою обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, задолженность по НДФЛ в общей сумме составила 106299 рублей.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст.48 НК РФ).

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше положений действующего налогового законодательства в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно сведениям, представленным по запросу суда, с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Тепляшина А.А. административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края 27 ноября 2020 года (л.д. 52-54).

07 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 164 в г.Шарыпово Красноярского края вынесен судебный приказ по делу о взыскании с Тепляшина А.А. в пользу МИФНС № 12 по Красноярскому краю задолженности по налогам в сумме 106299 рублей, который определением мирового судьи от 24 декабря 2020 года отменен (л.д. 55-56).

Таким образом, судом установлено, что порядок и сроки обращения в суд с заявлением о взыскании с Тепляшина А.А. задолженности по НДФЛ в размере 106299 рублей, налоговым органом соблюдены (срок исполнения требований и по состоянию на 21 октября 2020 года – 24 ноября 2020 года, с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Тепляшина А.А. налоговый орган обратился 27 ноября 2020 года, с исковым заявлением после отмены судебного приказа (24 декабря 2020 года) налоговый орган обратился 23 июня 2021 года), в связи с чем, указанная задолженность подлежит взысканию с Тепляшина А.А. в полном объеме.

В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю удовлетворить.

Взыскать с Тепляшина Андрея Александровича, зарегистрированного по <адрес>, фактически проживающего по <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 106299 (Сто шесть тысяч двести девяносто девять) рублей (КБК 18210102010011000110, ОКТМО 04658415).

Взыскать с Тепляшина Андрея Александровича государственную пошлину в доход Шарыповского муниципального округа Красноярского края в размере 3325 (Три тысячи триста двадцать пять) рублей 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 25 октября 2021 года.

Председательствующий: Д.В. Давыденко

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2021 года.