Дело № 2-578/2023
(24RS0057-01-2023-000301-52)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Тупаленко В.М.,
с участием ответчика Фалендушева А.И.,
при секретаре судебного заседания Мартюшевой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Шарыпово» к Фалендушев А.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств в виде пособия по безработице,
Установил:
Истец КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» обратился с исковым заявлением к Фалендушев А.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств в виде пособия по безработице в размере 51 898 рублей 97 копеек.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. обратился в КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» через административный портал «Работа в России» с заявлением № о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в связи с чем был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, приказом КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» № от ДД.ММ.ГГГГ, и назначено пособие по безработице. Период выплаты пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, алгоритм: 3 мес. — 75%, 4 мес. — 60%, далее — 45% от заработной платы. В очередную дату посещения КГКУ «ЦЗН г. Шарыпово» с целью поиска подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт приобретения Фалендушевым А.И. статуса плательщика налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При подаче заявления, ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. согласно листа «Особые отметки к личному делу № от ДД.ММ.ГГГГ, ознакомлен о необходимости сообщения в органы службы занятости (п. 9): «в случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения), пенсии, пособия, компенсационных выплат, регистрации учредителем (участником) организации любой формы собственности, членом производственного кооператива (артели), крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, иным лицом, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или лицензированию)». Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации. В соответствии с абзацем третьим статьи 2 этого же закона - занятыми считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Соответственно, при получении статуса плательщика налога на профессиональный доход, гражданин является занятым, соответственно получение пособия по безработице являются незаконным. В связи с выявленным фактом получения пособия обманным путём, приказом о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) № от ДД.ММ.ГГГГ, Фалендушев А.И. снят с учета в качестве безработного. Ответчику направлено письмо с требованием погасить задолженность в добровольном порядке (Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № Действиями Фалендушева А.И., причинен значительный ущерб бюджету Красноярского края в размере 51898,97 97 копеек. Указанные денежные средства в добровольном порядке не возвращены. Со слов самого Фалендушев А.И., он не направлял заявлений и обращений в ФНС для постановки (снятия) на учет (с учета) в качестве плательщика на профессиональных доход. Фалендушев А.И., с целью выяснения сложившейся ситуации, обратился с письменным заявлением в Межрайонную ИФНС России № по Красноярскому краю. Согласно письма МИФНС России № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении информации», Фалендушевым А.И.ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход через мобильное приложение «мой налог» с использованием единой системы идентификации и аутентификации единого портала - ЕСИА, на основании которого осуществлена регистрация, специальный налоговый режим НПД применялся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем подтверждается регистрация в качестве налогоплательщика специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Задолженности в добровольном порядке не погашена.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России № по Красноярскому краю.
Представитель истца КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово».
Ответчик Фалендушев А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что сам он на портале Госуслуг не регистрировался в качестве самозанятого, извещений от налоговой службы по Красноярскому краю о том, что он поставлен на учет как НПД ему не присылали. С июня 2022 года по февраль 2023 года стоял на учете по безработице в Шарыповском центре занятости и получал пособие по безработице, это был его единственный доход для проживания. В феврале 2023 года его сняли с учета по безработице, так как получили уведомление с портала Госуслуг о том, что он состоял на учете как самозанятый. Он обратился с заявлением на Портал госуслуг, чтобы ему ответили кто, когда и на каком основании зарегистрировал его в качестве самозанятого и снял с учета, на что получил ответ что проверка в ФНС России статуса самозанятого для его учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации инфраструктуры электронного правительства завершилась отрицательно, статус самозанятого не присвоен. Позже по его запросу прислали выписку действий в личном кабинете за период с 11.11.2022г. по 30.12.2022г. из которой видно, что в раздел «Мой налог» из его личного кабинета был переход дважды 11.11.2022г., больше в раздел «Мой налог» перехода не было. С 11.11.2022г. по настоящее время не работает, не является самозанятым.
Представитель третьего лица ИФНС России № по Красноярскому краю Симанчук Г.И. (приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, направила пояснения по иску, согласно которых, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход” (далее - Федеральный закон) с I января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по применению нового специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД). На основании статьи 5 Федерального закона постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика НПД осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица.
Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется. При этом заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог». Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика НПД является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления (часть 10 статьи 5 Закона N 422-ФЗ). В соответствии с ч.12 ст. 5 Федерального закона при добровольном отказе от уплаты НПД предприниматель должен подать в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" заявление о снятии с учета в качестве плательщика НПД. Датой снятия с учета является дата направления в налоговый орган указанного заявления (ч. 13 ст. 5 Закона N 422-ФЗ). 11.11.2022 через мобильное приложение «Мой налог» от Фалендушев А.И. поступило заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход. ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. снят с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход. В целях подтверждения постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД, а также получения информации о сумме полученных доходов, облагаемых НПД, в мобильном приложении "Мой налог" и в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на сайте www.npd.nalog.ru, реализована возможность формирования самим налогоплательщиком в электронной форме подписанных электронной подписью ФНС России справок о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика НПД (КНД), а также справка о состоянии расчетов (доходах) по указанному налогу (КНД №). Необходимо отметить, что Фалендушев А.И. за период с 11.11.2022 по 30.12.2022 доход от профессиональной деятельности не получал.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные порядки содержат, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Частью 2 статьи 35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.
Согласно письму Минтруда РФ от 03 апреля 2020 года N 16-1/В-87 по вопросу об определении понятия "самозанятость", а также оказания финансовой помощи органам службы занятости "граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие "занятые граждане" включает понятие "самозанятые", поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой. Указанные граждане подлежат снятию с регистрационного учета как занятые, при этом органы службы занятости не вправе учитывать их в качестве трудоустроенных".
Согласно пункта 5 Приказа ФНС России от 14.02.2022 N ЕД-7-20/106@ "Об утверждении Порядка использования мобильного приложения "Мой налог" постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика осуществляется с использованием мобильного приложения "Мой налог" в порядке, определенном в Федеральном законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В статье 5 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" установлен следующий порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима:
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.
Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения "Мой налог".
Граждане Российской Федерации, граждане других государств - членов Евразийского экономического союза, а также граждане Украины вправе представить в налоговый орган заявление о постановке на учет и (или) снятии с учета в качестве налогоплательщика через единый портал. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи оператора единого портала. При этом фотография физического лица не представляется.
При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.
При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом, уполномоченной кредитной организацией либо оператором единого портала, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" или единый портал (в случае представления заявления о постановке на учет через единый портал) либо через уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.
При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" или единый портал (в случае представления заявления о постановке на учет через единый портал) либо через уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.
В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 - 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" или единый портал (в случае представления заявления о постановке на учет через единый портал) либо через уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.
Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.
Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" заявления о снятии с учета.
Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.
Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение "Мой налог" или единый портал (в случае представления заявления о постановке на учет через единый портал) либо через уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.
В силу статьи 3 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок использования мобильного приложения "Мой налог" размещается в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Регистрация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков НПД осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог", которое можно бесплатно установить на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика. Взаимодействие между налогоплательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования мобильного приложения "Мой налог". Функционал мобильного приложения "Мой налог" позволяет "самозанятым" гражданам осуществлять онлайн постановку на учет и снятие с учета, вести учет доходов, формировать чеки и уплачивать НПД с использованием банковской карты (Письмо Минфина России от 24.02.2021 N 03-11-11/12548).
Налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в территориальный налоговый орган с заявлением об аннулировании постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД с приложением документов, подтверждающих несоответствие требованиям части 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ на дату такой постановки.
Налоговый орган обязан рассмотреть указанное обращение в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае аннулирования постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД уведомление о прекращении применения УСН, в случае его представления, также подлежит аннулированию.
При этом в указанном случае страховые взносы подлежат исчислению в том числе за период неправомерного применения НПД. (Письмо ФНС России от 29.06.2021 N СД-4-3/9056@ "По вопросу аннулирования постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД")
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
В силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. обратился в КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» через административный портал «Работа в России» с заявлением № о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
С ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. признан безработным, согласно приказа КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» № от ДД.ММ.ГГГГ, назначено пособие по безработице, период выплаты пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, алгоритм: 3 мес. — 75%, 4 мес. — 60%, далее — 45% от заработной платы.
При подаче заявления, ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. согласно листа «Особые отметки к личному делу № от ДД.ММ.ГГГГ, ознакомлен о необходимости сообщения в органы службы занятости (п. 9): «в случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения), пенсии, пособия, компенсационных выплат, регистрации учредителем (участником) организации любой формы собственности, членом производственного кооператива (артели), крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, иным лицом, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или лицензированию).
Кроме того, Фалендушев А.И. был предупрежден, что в случае выявления факта (либо попытки) получения пособия по безработице обманным путем, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Сумма пособия, полученного обманным путем, подлежит возврату (добровольно или в судебном порядке), что подтверждается личной подписью.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «ЦЗН г. Шарыпово» с целью поиска подходящей работы установлен факт приобретения Фалендушевым А.И. статуса плательщика налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответа с сайта ФНС России.
За период с 03.06.2022г. по ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. выплачено пособие по безработице в размере 132744,41 руб., из них за период с 11.11.2022г. по 20.02.2023г. (период регистрации самозанятого) -51898,97 руб., что подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств и расчетом задолженности, представленного истцом и не оспоренного ответчиком.
Приказом КГКУ «ЦЗН г. Шарыпово» № от ДД.ММ.ГГГГ, Фалендушев А.И. снят с учета в качестве безработного.
Из ответа МИФНС России № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. следует, что согласно данных информационного ресурса Инспекции, им ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД через мобильное приложение «Мой налог» с использованием единой системы идентификации и аутентификации единого портала-ЕСИА, на основании которого он был зарегистрирован и с даты регистрации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся специальный налоговый режим НПД.
Из ответа МИФНС России № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГФалендушев А.И. следует, что Фалендушев А.И. был зарегистрирован в качестве налогоплательщика специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По стоянию на ДД.ММ.ГГГГ постановка на учет в качестве налогоплательщика НПД у Фалендушев А.И. отсутствует.
21.02.2023г. КГКУ «ЦЗН г. Шарыпово» направил ответчику требование погасить задолженность в добровольном порядке (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №).
Министерство цифрового развития Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда о предоставлении сведений о дате, способе, устройстве постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход физического лица Фалендушев А.И. сообщило, что запрашиваемая информация вне компетенции деятельности министерства цифрового развития Красноярского края.
Согласно сведений предоставленных МИФНС РФ № по Красноярскому краю Фалендушев А.И., ИНН №, тип постановки на учет: ЕСИА, причина снятия: отказ от применения специального налогового режима, статус: снят с учета, поставлен на учет в качестве самозанятого 11.11.2022г. снят с учета 28.11.2022г., поставлен на учет в качестве самозанятого 28.11.2022г. снят с учета 30.12.2022г., за указанный период доход от профессиональной деятельности не получал.
На запрос Фалендушев А.И. в службу поддержки Портала госуслуг от 27.02.2023г. о предоставлении информации когда, кто и на каком основании зарегистрировал его на Портале госуслуг как самозанятого с 11.11.2022г. и снял 30.12.202г., был направлен ответ от 14.03.2023г. с Официального портала государственных услуг, согласно которому проверка в ФНС России статуса самозанятого для его учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации инфраструктуры электронного правительства завершилась отрицательно. Статус самозанятого не присвоен для его учетной записи. Если у него возникли вопросы по результатам проверки статуса самозанятого, он может обратиться за разъяснениями в ФНС России. Если он не инициировал процесс проверки статуса самозанятого для своей учетной записи, возможно, его учетная запись взломана.
Отсутствие действий Фалендушев А.И. по регистрации самозанятого и снятии с учета через приложение "Мой налог" подтверждается также выпиской действий из Личного кабинета Фалендушев А.И. Портала государственных услуг Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой 11.11.2022г. дважды в 20:15 и 20:30 был переход в «Мой налог», ДД.ММ.ГГГГ и 30.12.2022г. переходов в «Мой налог» не зарегистрировано.
Таким образом, относимых и допустимых доказательств подтверждающих, что Фалендушев А.И. через приложение "Мой налог" зарегистрировал себя самозанятым с 11.11.2022г. и снял с учета 28.11.2022г., вновь зарегистрировал себя самозанятым 28.11.2022г. и снял 30.11.2022г. истцом не представлено, следовательно статус самозанятого за период с 11.11.2022г. по 30.12.2022г. не приобрел, в связи с чем оснований для взыскания незаконно полученных денежных средств в виде пособия по безработице за указанный период времени в размере 51 898,97 руб., не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Шарыпово» к Фалендушеву Андрею Ивановичу о взыскании незаконно полученных денежных средств в виде пособия по безработице, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Тупаленко
Мотивированное решение изготовлено: 04 декабря 2023 года.