НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шарлыкского районного суда (Оренбургская область) от 25.01.2022 № 2-31/2022

дело № 2-31/2022

56RS0043-01-2021-000947-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 25 января 2022 года

Судья Шарлыкского районного суда Оренбургской области Морозова С.П.,

при секретаре Хасановой Г.В.,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

ответчика Жирноклеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района, действующего в интересах администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, к Жирноклеевой Е.А. о взыскании денежных средств, полученных в результате совершения противоправных действий,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд, в интересах администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, с гражданским иском к Жирноклеевой Е.А., указав на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, требований бюджетного законодательства при выплате денежного содержания главе муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области Жирноклеевой Е.А.

В ходе проверки установлено, что главой муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Жирноклеевой Е.А. 25.09.2020 издано распоряжение «Об убытии в отпуск», в котором согласно абз. 4 глава сельсовета выплачивает себе материальную помощь в размере одного должностного оклада – 15 645 руб. Исходя из положения п.1 решения Совета депутатов муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района от 25.03.2019 № 148 «О денежном содержании главы муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области», штатного расписания муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района от 01.01.2020, расчетного листа муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района оплаты труда Жирноклеевой Е.А. за апрель 2020 года следует, что глава при отсутствии конкретного решения представительного органа муниципального образования «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района о выплате единовременной выплаты при предоставлении отпуска в 2020 году лицу, замещающему муниципальную должность, как прямо указано в п.п. 2.1, 2.4 ст. 2, п. 9.1.1 ст. 9 Положения, и руководствуясь общими нормами Положения, выплатила себе из бюджета сельсовета в апреле 2020 года единовременную выплату к отпуску в сумме 31 290 руб. По состоянию на день предъявления искового заявления Жирноклеевой Е.А. возмещен ущерб бюджету в сумме 14 569,97 руб., остаток составляет 32 365,03 руб.

Просил взыскать с Жирноклеевой Е.А. в пользу муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области ущерб в размере 32 365,03 руб., проценты за незаконное пользование бюджетных средств муниципального образования «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в размере 4 280,23 руб.

В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А. пояснил, что выплаты, произведенные Жирноклеевой Е.А. не были согласованы с решением Совета депутатов муниципального образования, в настоящее время Жирноклеевой Е.А. ущерб в сумме 32 365,03 руб. возмещен, в связи с чем уточнил исковые требовании и просил взыскать сумму процентов за пользование денежными средствами в размере 4 280,23 руб.

Ответчик Жирноклеева Е.А. в судебном заседании с уточненным исковым требованием согласилась, пояснила, что выплаты из бюджета муниципального образования оформила неправильно, в настоящее время сумма ущерба возмещена.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12 ГК РФ). В п. 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность, предусмотренная ст. 15 и 1064 ГК РФ, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Часть 4 ст. 36 вышеуказанного Федерального закона определяет полномочия главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5).

Закон Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» содержит аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа и главы муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.

Из ч.1 ст. 19 Устава муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района, принятого решением Совета депутатов муниципального образования № 96 от 20.05.2014, следует, что структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов; глава муниципального образования – глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация сельсовета; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

В соответствии со ст. 22 Устава к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования отнесено утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Глава сельсовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов сельсовета (ч.6 ст. 26 Устава).

В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 №1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» глава муниципального образования относится к лицам, занимающим муниципальные должности.

В соответствии с Положением «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области и порядке его выплаты», утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования Илькульганский сельсовет от 08.11.2017 № 81, денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности, состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных дополнительных выплат: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь (ст. 2 Положения).

В соответствии с п. 2.4 ст. 2 Положения, установление денежного содержания, дополнительных выплат, премирование лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляется решением Совета депутатов муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района.

Согласно п. 9.1.1 ст. 9 Положения единовременная выплата при предоставлении лицам, замещающим муниципальные должности, и муниципальным служащим ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов из расчета оклада, установленного на день выплаты.

В течение календарного года, в том числе при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный), лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области дополнительно выплачивается материальная помощь в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время (вне зависимости от продолжительности периода временной нетрудоспособности) на основании заявления работника, решения Совета депутатов либо правового акта руководителя органа местного самоуправления (работодателя) соответственно.

Согласно решению Совета депутатов муниципального образования Илькульганский сельсовет от 25.03.2019 №144, Жирноклеева Е.А. избрана главой муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области.

Администрацией муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области 25.09.2020 вынесено распоряжение об убытии в отпуск продолжительностью 28 календарных дней главы МО «Илькульганский сельсовет» Жирноклеевой Е.А., с распоряжением о выплате материальной помощи в размере одного должностного оклада.

Согласно расчетному листу за апрель 2020 года Жирноклеевой Е.А. в апреле 2020 года произведена единовременная выплата к отпуску муниципального служащего в размере 31 290 руб.

Согласно расчетному листу за сентябрь 2020 года Жирноклеевой Е.А. в сентябре 2020 года выплачена материальная помощь к отпуску - 15 645 руб.

Согласно штатному расписанию на 01.01.2020 должностной оклад главы сельсовета составляет 15 645 руб.

Факт осуществления единовременной выплаты и материальной помощи Жирноклеевой Е.А. в отсутствие на то решений Совета депутатом муниципального образования, то есть с нарушением вышеуказанных норм подтверждается также копиями страниц за 2020 год журнала регистрации решений Совета депутатов муниципального образования Илькульганский сельсовет.

В материалах дела имеется копия представления об устранении нарушений федерального законодательства аналогичного по содержанию с исковым заявлением, содержащего требование о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе путем взыскания с главы администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Жирноклеевой Е.А. в пользу бюджета муниципального образования Илькульганский сельсовет суммы в размере 46 935 руб.

Из ответа администрации сельсовета от 30.09.2021 прокуратуре Шарлыкского района следует, что представление прокуратуры рассмотрено на заседании Совета депутатов 30.09.2021, принято решение о взыскании с главы муниципального образования суммы в размере 46 935 руб. Копия указанного решения Совета депутатов от 30.09.2021 имеется в материалах дела.

Согласно ответу МКУ «Финансовый отдел администрации муниципального образования Шарлыкский район остаток задолженности Жирноклеевой Е.А. перед бюджетом муниципального образования Илькульганский сельсовет по состоянию на 01.12.2021 составляет 32 365,03 руб., за октябрь – ноябрь 2021 года удержано 14 569,97 руб.

Согласно информации, предоставленной администрацией муниципального образования Илькульганский сельсовет, по состоянию на 12.01.2022 в пользу бюджета муниципального образования Жирноклеевой Е.А. внесена сумма в размере 46 935 руб.

Погашение задолженности Жирноклеевой Е.А. перед бюджетом муниципального образования подтверждается также ответом МКУ «Финансовый отдел администрации муниципального образования Шарлыкский район от 21.01.2022.

В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату обращения прокурора Шарлыкского района в суд у Жирноклеевой Е.А. имелась задолженность перед бюджетом муниципального образования Илькульганский сельсовет в размере 32 365,03 руб., образовавшаяся в результате совершения Жирноклеевой Е.А. противоправных действий.

Как установлено судом Жирноклеевой Е.А. ущерб в сумме 32 365,03 руб. добровольно возмещен после подачи настоящего иска в суд, в связи с чем заместителем прокурора в данной части иск уточнил и просил взыскать только проценты за пользование денежными средствами.

Прокурором представлен расчет процентов за пользование денежными средствами, размер которых составляет 4 280,23 руб. С указанным расчетом ответчик согласилась, расчет проверен судом, является арифметически верным.

При таких обстоятельствах исковое требование прокурора Шарлыкского района в интересах администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет к Жирноклеевой Е.А. о взыскании процентов за незаконное пользование бюджетных средств в сумме 4 280,23 руб. является обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере 1 299,36 руб. в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика Жирноклеевой Е.А.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Шарлыкского района в интересах администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области - удовлетворить.

Взыскать с Жирноклеевой Е.А. в пользу муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области проценты за незаконное пользование бюджетными средствами муниципального образования в размере 4 280,23 руб.

Взыскать с Жирноклеевой Е.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 299,36 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Морозова С.П.