Шарлыкский районный суд Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шарлыкский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 08 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2011г.
В окончательной форме решение изготовлено 12.07.2011г.
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,
с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,
при секретаре Кандараковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1», третье лицо администрация МО «Шарлыкский район» об обязании устранить нарушения требований Закона РФ «Об образовании»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд, в интересах Российской Федерации, с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1» далее по тексту решения - МОУ «Шарлыкская СОШ №1» указав на то, что прокуратурой Шарлыкского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании в части оплаты труда педагогических работников выявлены нарушения трудового законодательства в части установления системы оплаты труда в образовательном учреждении «Шарлыкская СОШ №1». А именно директором школы Гончаренко А.Н. утверждено Положение по оплате труда работников Шарлыкской средней школы № 1, в котором раздел 3 противоречит требованием законодательства. Согласно пункта 3.1. вышеуказанного положения заработная плата директора школы, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Между тем, пунктом 2 Порядка исчисления размера средней заработной платы, для определения размера должностного оклада руководителя районного муниципального учреждения утверждённого Постановлением главы администрации Шарлыкского района №117-п от 24.03.2009 года определено, что при расчёте средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера работников основного персонала.
В связи с выявленными нарушениями в Положении по оплате труда, прокуратурой района 18.03.2011года внесено представление директору МОУ «Шарлыкская СОШ №1» Гончаренко А.Н. с требованием внести изменения в пункт 3.1 Положения с учётом требований Постановления главы администрации Шарлыкского района №117-п от 24.03.2009 года. Директором Шарлыкской школы № 1, дан ответ на представление, из которого следует, что пункт 3.3. Положения соответствует п.2 Порядка исчисления размера средней заработной платы, утверждённого Постановлением главы администрации Шарлыкского района №117-п от 24.03.2009 года. Директор школы Гончаренко А.Н. полагает, что нормативные акты школы не противоречат федеральному законодательству, а также нормативно-правовым актам органа местного самоуправления.
Прокурор Шарлыкского района полагая, что позиция руководителя МОУ «Шарлыкская СОШ №1» не основана на законе и противоречит действующему законодательству, просил суд, признать незаконным Положение по оплате труда работников МОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1» утверждённого директором Шарлыкской СОШ №1 Гончаренко А.Н. 12.01.2011 года. Обязать отменить, противоречащее законодательству Положение, не позднее 10.06.2011 года.
Впоследствии исковые требования были уточнены, согласно изменений в резолютивную часть искового заявления прокурора Шарлыкского района к МОУ «Шарлыкская СОШ № 1», прокурор просил признать незаконными пункты 3.1, 3.2, 3.9 Положения по оплате труда работников МОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1» утвержденного директором Шарлыкской СОШ № 1 Гончаренко А.Н. ДД.ММ.ГГГГ Обязать, отменить противоречащие законодательству пункты 3.1, 3.2, 3.9 Положения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., уточненные исковые требования подержал в полном объеме. Просил удовлетворить исковые требования прокурора к МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» с учетом уточнения. По существу, дал пояснения аналогичные тем, что изложены в иске.
В судебном заседании, представитель ответчика Гончаренко А.Н., исковые требования не признал. По существу пояснил, что иск прокурора района о признании незаконными пунктов 3.1, 3.2, 3.9 Положения об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» и их отмене является необоснованным. Вышеуказанные пункты положения не противоречат ни федеральному законодательству, ни нормативно-правовым актам органа местного самоуправления.
Принятие Положения об оплате труда работников СОШ является исключительной компетенцией школы. Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Устава школы, которая является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (п. 3.4), а так же ст. 81 Типового Положения о школе, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2005 г. № 196 «образовательное учреждение: устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады работников».
Указанное Положение по СОШ № 1, являющееся локальным нормативным актом, разработано на основании Постановления главы администрации Шарлыкского района № 488-п от 26.09.2008 г. «О переходе на новую систему оплаты труда руководителей и специалистов образовательных учреждений Шарлыкского района», на основании Постановления Главы Администрации Шарлыкского района №117-п от 24.03.2009 года, Приказа федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.09.2008 года № 1824 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников федеральных
бюджетных учреждений, подведомственных федеральной службе по надзору в сфере образования по видам экономической деятельности и Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный министром образований и науки РФ 22.11.2007 года. Кроме того, в основу Положения легли Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2010 год утвержденные решением Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 года, протокол №10. В соответствии со ст. 135 ТК РФ Положение утверждено педагогическим советом школы, согласовано с профкомом школы и утверждено общим собранием трудового коллектива школы, что подтверждается соответствующими протоколами.
Отдел образования администрации района не является работодателем директора Шарлыкской СОШ № 1 Гончаренко А.Н., поскольку директор назначен на основании решения педагогического коллектива и согласно п.1 ст. 56 Закона РФ « Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение. Согласно п.2 ст. 32 Закона «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в том числе и установление заработной платы работников ОУ, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. По этой причине именно к компетенции школы, а не отдела образования, относится установление заработной платы директору.
Считая что, п.3.1., 3.2, 3.9 Положения об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» полностью соответствуют требования действующего законодательства просил в удовлетворении иска прокурора отказать.
Представитель третьего лица – администрации МО «Шарлыкский район» Гаврилова С.В действующая на основании доверенности №50 от 09.11.2010г., в судебном заседании с исковые требованиями прокурора Шарлыкского района согласилась частично, указав на то, что пункты 3.2. и 3.9 положения о системе оплаты труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» противоречат законодательству только в части установления заработной платы и выплат компенсационного характера в отношении директора школы, а не его заместителей и главного бухгалтера. Согласно Устава Шарлыкская СОШ № 1 является муниципальным общеобразовательным учреждением, и её учредителем является администрация Шарлыкского района, в связи с чем, в своей деятельности, Школа должна руководствоваться кроме федерального и регионального законодательства, нормативными актами органа местного самоуправления. Разработка и утверждение школой Положения об оплате труда работников не противоречит законодательству. В то же время, поскольку директор школы согласно Устава назначается и освобождается учредителем, директор школы не вправе своим приказом утвердить свой должностной оклад, а так же выплаты к нему. Согласно Закона об образовании работодателем и для директора и для остальных работников является школа, но трудовой договор с директором, а так же остальные приказы касающиеся установления и оплаты труда директора школы, от имени школы подписывает заведующий районного отдела образования. Таким образом, Гончаренко А.Н. не вправе подписать приказ об установлении заработной платы самому себе, в связи с чем пункт 3.2 Положения об оплате, труда не соответствует требованиям законодательства и Устава общеобразовательного учреждения. Считает что пункт 3.1. Положения полностью соответствует законодательству, поскольку в заработную плату директора, его заместителей и главного бухгалтера входят кроме должностных окладов выплаты компенсационного и стимулирующего характера, это определено законодательством. Не возражала против удовлетворения искового заявления в части признания незаконным пункта 3.2 Положения об оплате труда МОУ «Шаолыкская СОШ № 1» и пункта 3.9 данного положения в той части, где условия касаются оплаты труда директора школы.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Педагогическим советом МОУ «Шарлыкская СОШ №1», а так же директором школы утверждено положение «По оплате труда работников МОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1», далее по тексту решения – Положение по оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1».
С учетом уточненных исковых требований, исполняющий обязанности прокурора Шарлыкского района просит признать незаконными п.п. 3.1., 3.2, 3.9 вышеуказанного Положения.
Пунктом 3.1 Положения по оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» предусмотрено, что заработная плата директора школы, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады заместителей директора школы, главного бухгалтера, бухгалтера устанавливаются приказом директора школы на 1 сентября текущего учебного года,
Согласно пункта 3.2 вышеуказанного положения: «должностной оклад директора школы определяется Положением об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ №1», устанавливается в размере 3 средних заработных плат работников, которые относятся к основному персоналу школы».
Согласно пункта 3.9 положения: «выплаты компенсационного характера директору школы, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются в соответствии с настоящим Положением в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Таким образом, спорные правоотношения между сторонами по делу, возникли из содержания пунктов 3.1., 3.2, 3.9 Положения об оплате труда работников Муниципального общеобразовательного учреждения «Шарлыкская СОШ №1».
Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992года N3266-I "Об образовании" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 06.10.1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями), Федеральным законом 06.10. 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 28 и пунктом 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан в области образования относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании", организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях относится к вопросам местного значения городского округа, муниципального района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ установлено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 вышеуказанной настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 названного Закона РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится создание муниципальных образовательных учреждений. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством на основе нормативов финансирования. Нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1. статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (статья 41 Закона Российской Федерации "Об образовании").
С указанным положением согласуются и правовые нормы, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 13 части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 6.1 части 1 статьи 29 названного Закона РФ «Об образовании», закреплено положение о том, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная правовая норма установлена подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, передавая субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов области на реализацию основных общеобразовательных программ, выполняет полномочие, возложенное на него федеральным законом, но не передает государственное полномочие муниципальным образованиям.
В судебном заседании установлено, что МОУ «Шарлыкская СОШ №1», является некоммерческим учреждением, созданным в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации ( п.п. 1.1 Устава). Устав принят общим собранием коллектива МОУ «Шарлыкская СОШ №1», решение от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден распоряжением администрации Шарлыкского района № 113-П от 18.03.2009г. Учредителем является муниципальное образование «Шарлыкский район» в лице главы администрации Шарлыкского района.
Согласно п.1.5 Устава, в своей деятельности МОУ «Шарлыкская СОШ №1» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими Федеральными законами, Законами правительства Оренбургской области, Указами Президента Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, решениями Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Правительства Оренбургской области, муниципального образования «Шарлыкский район», отдела образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а так же Уставом и локальными правовыми актами Школы. Координацию, регулирование и контроль деятельности школы осуществляет отдел образования администрации муниципального образования «Шарлыкский район» ( п.1.5 Устава).
Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету и баланс, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами (п. 1.6 Устава).
Финансово – хозяйственная деятельность МОУ «Шарлыкская СОШ №1» регламентируется разделом III Устава. Согласно п. 3.3. деятельность школы финансируется в соответствии с законодательством на основе нормативов утвержденных учредителем. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются бюджетные и внебюджетные средства.
Согласно п. 3.4 Устава, школа самостоятельна в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в пределах установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим уставом. Школа в порядке, определенном федеральным законодательством о труде, региональной и муниципальной тарифными системами оплаты труда работников бюджетной сферы, устанавливает: заработную плату работников Школы, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, согласно Положению об оплате труда работников образовательного учреждения, порядок и размеры премирования работников школы, штатное расписание в пределах выделенных учредителем средств на оплату труда, в соответствии с методикой расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений; структуру управления деятельностью Школы; распределение должностных обязанностей.
В соответствии с п. 4.1. Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1», назначение и освобождение от должности директора школы, заключение договора с ним, формирование бюджета и финансирование относится к компетенции Учредителя.
Согласно п. 4.8 Устава непосредственное управление Школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный заведующим РОО по согласованию с учредителем
В соответствии с абз. 3 п. 4.9. Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1», школа в порядке определенном Федеральным законодательством о труде, региональной и муниципальными системами оплаты труда работников бюджетной сферы, устанавливает заработную плату работников Школы, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.
Таким образом, исходя из содержания Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1» регулирование вопросов оплаты труда работников школы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ч.9 ст.5 ТК РФ законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу и иным федеральным законам. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.10 ст. 5 ТК РФ ).
Согласно части 1 статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В целях сохранения единых принципов в регулировании вопросов оплаты труда, недопущения ухудшения условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в соответствии со ст. 135 ТК РФ с 2005 года Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее по тексту решения - РТК) ежегодно утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местом уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее по тексту решения – Единые рекомендации). Единые рекомендации на 2011 год утверждены решением РТК от 10.12.2010г. протокол № 10. Аналогичные рекомендации на 2010 год были утверждены решением РТК протокол № 10 от 04.12.2009г.
Согласно п.п 1.1 Положения по оплате труда работников МОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1», положение разработано на основе Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.09.2008 г. № 1824 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, по видам экономической деятельности» и Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденной министром образования и науки РФ 22.11.2007, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2010 год утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 04 декабря 2009 года, Протокол №10 – далее по тексту решения – Единые рекомендации системы отплаты труда на 2010 год.
В соответствии с Едиными рекомендациями на 2010 год, система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируется разделом VII. Согласно пункта 17 данного раздела при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений,
Согласно п.12 раздела VI Рекомендаций заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые соответствующими федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Исчисление размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N583, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.09.2008г. № 1824 утверждены Примерные положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, по видам экономической деятельности». В соответствии с п.п. 30-31 Приложения 2 к вышеуказанному положению заработная плата руководителя учреждения, заместителей руководителя и главного бухгалтера состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28.07.2008г. № 289-П «Об утверждении рекомендаций об установлении системы оплаты труда руководящих и педагогических работников муниципальных и общественных общеобразовательных учреждений Оренбургской области реализующих программы общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждены рекомендации об установлении системы оплаты труда руководящих педагогических работников муниципальных учреждений Оренбургской области. Согласно пункта 2 данного постановления, органам местного самоуправления области рекомендовано использовать настоящие рекомендации для установления системы оплаты труда руководящих и педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургской области.
Согласно п. 4 данных рекомендаций об установлении системы оплаты труда руководящих и педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургской области, являющихся приложением к Постановлению Правительства Оренбургской области № 289-П от 28.07.2008г. заработная плата руководителей и специалистов состоит из должностного оклада (ставки заработной платы), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Конкретные размеры должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера руководителям и специалистам общеобразовательных учреждений устанавливаются в каждом учреждении в пределах фонда оплаты труда, сформированного в соответствии с приложением № 1 к настоящим рекомендациям, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации этого учреждения. ( п.5 вышеуказанных рекомендаций).
Приложением 1 Постановления Главы администрации Шарлыкского района Оренбургской области № 488-П от 26.09.2008г., утверждено Положение о системе оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Шарлыкского района согласно которого, заработная руководителя (директора), заместителей руководителей (директора, заведующего) общеобразовательного учреждения, главного бухгалтера состоит из должностного оклада, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Постановлением администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области № 922-П от 29.10.2010г. вышеуказанное положение дополнено новым пунктами 3.1 и 3.2. согласно которых заработная плата руководителей устанавливается отделом образования администрации МО «Шарлыкский район» в соответствии с настоящим постановлением, а заработная плата работников общеобразовательных учреждений устанавливается руководителем этих учреждений в соответствии с настоящим положением
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт 3.1 Положения об оплате труда МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» определяющий заработную плату директора школы, его заместителей и главного бухгалтера, порядок установления должностных окладов заместителя директора школы, главного бухгалтера, бухгалтера не противоречит действующему законодательству, поскольку включение в заработную плату директора школа, заместителей директора школы и главного бухгалтера, кроме должностного оклада выплат компенсационного и стимулирующего характера прямо предусмотрено вышеуказанными нормативными актами. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания незаконным пункта 3.1 Положения об оплате труда МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» надлежит отказать.
В то же время, суд признает обоснованными исковые требования прокурора Шарлыкского района в части признания недействительным пункта 3.2. Положения согласно, которого должностной оклад директора школы определяется и устанавливается Положением об оплате труда работников Шарлыкской СОШ № 1. В судебном заседании на основе анализа законодательства регулирующего установление оплаты труда, было установлено, что должностной оклад руководителя бюджетного учреждения определяется трудовым договором. Данное требование, так же закреплено в Трудовом кодексе РФ. Согласно частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором. Кроме того, исходя из анализа положений Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда на 2010 год, должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. В соответствии с пунктами 4.1 и 4.8 Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1», непосредственное управление Школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный заведующим РОО по согласованию с учредителем. Назначение и освобождение от должности директора школы, заключение трудового договора с ним, относится к компетенции Учредителя.
Поскольку выплаты компенсационного характера директору школы входят в состав заработной платы, которая согласно ст. 135 ТК РФ определяется трудовым договором, суд приходит к выводу о том, что установление директору школы, размера выплат компенсационного характера локальным нормативным актом учреждения, то есть в данном случае Положением о системе оплаты труда, не соответствует Закону, в связи с чем условия п. 3.9 Положения в части директора школы подлежит отмене.
Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Шарлыкскому РОНО администрации МО «Шарлыкский район» Гончаренко А.Н. назначен директором Шарлыкской средней школы № 1 с ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит п. 4.8 Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1». Одновременно, п. 4.1. вышеуказанного Устава образовательного учреждения, предусмотрено, что к компетенции Учредителя относится, в том числе назначение и освобождение от должности директора школы, заключение договора с ним.
Суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика в части того, что отдел образования администрации МО «Шарлыкский район» никаким образом не может участвовать в установлении заработной платы директору школы, поскольку в судебном заседании на основе анализа Устава было установлено, что МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» является Муниципальным учреждением, учредителем которого является – администрация МО «Шарлыкский район». Полномочия учредителя в части назначения директора школы и заключения с ним трудового договора определены уставом МОУ «Шарлыкская СОШ № 1», а так же п. 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. (с изменениями от 10.03.2009г.).
Довод директора школы Гончаренко А.Н. на то, что согласно статьи 31 Закона об образовании, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности, из чего следует принцип невмешательства органов местного самоуправления в финансовую деятельность школы, суд признает не обоснованным поскольку именно ст. 32 Закона об образовании устанавливает самостоятельность образовательного учреждения в пределах Установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения. Пункт 3.4. Устава Шарлыкской СОШ № 1 содержит аналогичное содержание. Согласно п. 4.1. к компетенции Учредителя в части управления школой относится, в том числе формирование бюджета и финансирование.
Согласно п. 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. с изменениями от 10.03.2009г. финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.
В судебном заседании, путем объяснений участвующих лиц, и показаний свидетелей было установлено, что финансирование МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» осуществляется по смешанному принципу, то есть, часть финансирования осуществляется за счет субвенций областного бюджета поступающих на счет распорядителя - финансового отдела администрации МО «Шарлыкскский район», после чего распределяются по школам согласно нормативам, а остальная часть денежных средств поступает из местного бюджета. Денежные средства местного бюджета тратятся в основном на содержание имущества и коммунальные расходы, субвенции областного бюджета на образовательный процесс и заработную плату. Довод представителя ответчика, о том, согласно ст. 145 ТК РФ система оплаты труда руководителя должна определяться только органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, поскольку финансирование школы осуществляется за счет областных субвенций, суд находит не состоятельным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области подлежит удовлетворению частично. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1», удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3.2 Положения об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1»
Пункт 3.9 Положения об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» признать незаконным в части установления и выплат компенсационного характера директору школы, в отношении заместителя и главного бухгалтера данный пункт оставить без изменения.
В остальной части исковых требований отказать.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Шарлыкская СОШ № 1» отменить противоречащие законодательству пункты 3.2 и 3.9 (в части выплат директору школы) Положения об оплате труда работников МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Росляков Е.А.