№000
РЕШЕНИЕ
6 мая 2020 года город Шарья
Судья Шарьинского районного суда Костромской области Гуманец О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора областного государственного бюджетного учреждения «Поназыревский комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО1
на постановление начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО2 от 12 февраля 2020 года, которым директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 1 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 23 января 2020 года в отношении областного государственного бюджетного учреждения «Поназыревский комплексный центр социального обслуживания населения» 04 февраля 2020 года была проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведенной выездной проверки установлено, что ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» осуществило закупку крупы - пшено шлифованное, ГОСТ Р 572-2016, сорт 1, изготовитель ООО «Бакалея Опт НН», г. Н-Новгород дата изготовления согласно маркировке 06.11.2019, дата фасовки 27.12.2019, масса фасовки 5 кг, на остатке 5 кг срок хранения 9 месяцев, закуплена по счет -фактуре от 23.01.2020 г. № 6944, без документа, подтверждающего ее качество и безопасность, чем нарушило требования ст. 5 Федерального закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Из-за отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции, не представляется возможным подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов, что является нарушением ст. 3 Федерального закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ34.В.03478 от 15.03.2017, представленная на крупу в ходе проверки - крупа пшено шлифованное, изготовитель ООО «Бакалея Опт НН», г. Н-Новгород, прекращена в 2018 г.
Постановлением начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО2 от 12 февраля 2020 года директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 1 000 рублей.
Считая постановление незаконным, директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 обратилась в Шарьинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование заявленного требования указала, что объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения по хранению, закупке и рациональному использованию зерна и продуктов его переработки, а также по производству продуктов переработки зерна.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленных правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки либо правил производства продуктов переработки зерна.
Правила хранения зерна, его транспортировки, переработки состоят из соответствующих государственных стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов.
Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности послужило то, что учреждение не представило полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов: декларация о соответствии от 15.03.2017 ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ34.В.03478, представленная в ходе проверки на крупу - пшено шлифованное, изготовитель ООО «Бакалея Опт НН», г. Н-Новгород, прекращена в 2018 году, что нарушает нормы статьи 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Указанная в постановлении декларация о соответствии не имеет отношения к крупе пшено шлифованное. Согласно информации с официального сайта Федеральной службы по аккредитации декларация о соответствии от 15.03.2017 ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ34.В.03478 выдана на крупу рисовую (рис шлифованный), а не на крупу пшено шлифованное, как указывается в постановлении.
Вместе с тем директором учреждения в ходе проведения проверки была представлена декларация о соответствии на крупу пшено шлифованное от 21.06.2018 ЕАЭС № RU Д-RU.ТР05.В.32373, что отражено в акте проверки от 04.02.2020 №74-К/01;02з. Согласно информации с официального сайта Федеральной службы по аккредитации декларация о соответствии от 21.06.2018 ЕАЭС № RU Д-RU.ТР05.В.32373 выдана на крупу пшено шлифованное. Статус декларации: выдано предписание.
Исходя из вышесказанного, как указано в жалобе, нельзя сделать однозначный вывод о нарушении установленных правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, либо правил производства продуктов переработки зерна.
Жалоба рассматривалась без участия ФИО1, просившей о рассмотрении дела в её отсутствие.
В направленных в суд пояснениях указала, что проверка Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям в учреждении проведена 04.02.2020 года. На момент проверки на всю продукцию имелись сертификаты и декларации соответствия. В ходе проверки обнаружилось, что у сертификата крупа пшено шлифованное имеется статус «выдано предписание». По итогам проверки на месте был составлен акт проверки, протокол об административной ответственности и выдано предписание для устранения выявленного нарушения, а именно изъять из оборота крупу до 17.00 часов 04.02.2020 и до 07.02.2020 года предоставить документы о выполнении предписания.
06.02.2020 года, руководителю Россельхознадзора была направлена информация о выполнении предписания и декларация о соответствии на крупу пшено шлифованное зарегистрированная 16.01.2019 года и действительна по 15.01.2022 года. Данная декларация подтверждает её качество и безопасность и не несёт угрозу жизни и здоровью людей. При рассмотрении протокола об административном правонарушении Россельхознадзором по Костромской и Ивановским областям данная информация не учтена, т.к. в постановлении об административном правонарушении нигде не отражена. Кроме этого, в постановлении по делу об административном правонарушении имеются неверные данные (а именно, указана декларация, которая учреждением на момент проверки не предоставлялась и никакого отношения к крупе пшено шлифованное не имеет).
Учреждением на постановление Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям направлена жалоба, о том, что указанная в постановлении декларация о соответствии не имеет отношения к крупе пшено шлифованное. В ответе на жалобу, Россельхознадзор по Костромской и Ивановским областям поясняет, что номер декларации указан ошибочно, при этом обращает внимание на представленную декларацию в ходе проверки со статусом «выдано предписание», о которой, в постановлении об административном правонарушении ничего не указано.
В указанный срок, т.е. 06.02.2020 года по данному замечанию декларация о соответствии была предоставлена в Россельхознадзор, но не учтена при рассмотрении протокола.
Жалоба также рассматривалась без участия Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, также ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В направленном ответе на жалобу Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям указало, что статус «выдано предписание», о прекращении декларации, говорит о том, что территориальным Управлением Россельхознадзора в соответствии с п. 11 Порядка регистрации деклараций о соответствии, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 г. № 76 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» направлено заявление на прекращение действия декларации ввиду выявленных нарушений Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Таким образом, на данную партию не представлен документ, подтверждающий качество и безопасность данной крупы, что является нарушением ст. 3 и ст. 5 Федерального закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Номер декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ34.В.03478 от 15.03.2017 г. внесенный в протоколе об административном правонарушении № 95-К/02з от 04.02.2020 г. и в постановлении № 80-К/02з от 12.02.2020 г. указан ошибочно.
Таким образом, юридическое лицо, осуществляющее хранение, закупку и использование зерна и продуктов его переработки, как пищевых продуктов, обязано предоставить органу государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов (документом, подтверждающим качество и безопасность пищевой продукции является декларация о соответствии Таможенного союза).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлечение к административной ответственности директора ОГБУ «Понызыревский комплексный центр социального обслуживания населения» по ст. 7.18 КоАП РФ осуществлено в соответствии с действующим законодательством.
Проверив представленные материалы (в подлиннике), изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Решение о признании лица виновным в совершении административного правонарушения может быть принято только на основании совокупности исследованных доказательств.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 96-к/02з от 04 февраля 2020 года, 04 февраля 2020 года по результатам плановой документарной и выездной проверки установлено, что директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 осуществила закупку крупы - пшено шлифованное, ГОСТ Р 572-2016, сорт 1, изготовитель ООО «Бакалея Опт НН», г. Н-Новгород, дата изготовления согласно маркировке 06.11.2019, дата фасовки 27.12.2019, масса фасовки 5 кг, на остатке 5 кг, срок хранения 9 месяцев, закуплена по счет-фактуре от 23.01.2020 № 6944, без документа, подтверждающего ее качество и безопасность, чем нарушила требования ст. 5 Федерального закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Из-за отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции, не представляется возможным подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов, что является нарушением ст.3 Федерального закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ34.В.03478 от 15.03.2017, представленная на крупу в ходе проверки- крупа пшено шлифованное, изготовитель ООО «Бакалея Опт НН», г. Н-Новгород, прекращена в 2018 году.
На основании изложенного, директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.18 КоАП РФ.
На основании указанного протокола в отношении директора ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 начальником отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО2 12 февраля 2020 года вынесено постановление, которым директор ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 1 000 рублей.
Между тем, в акте проверки от 04.02.2020 года указано о предоставлении ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» на крупу- пшено шлифованное декларации о соответствии от 21.06.2018 ЕАЭС № RU Д-RU.ТР05.В.32373.
Согласно данных с официального сайта Федеральной службы по аккредитации (fsa.gov.ru) указанная декларация действует до 20.06.2021 года. Следовательно, указание на то, что декларация прекращена в 2018 году, не соответствует действительности.
Согласно информации с официального сайта Федеральной службы по аккредитации (fsa.gov.ru) декларация о соответствии от 15.03.2017 года ЕАЭС №RU Д-RU.ПТ34.В.03478 выдана на крупу рисовую (рис шлифованный), а не на крупу пшено шлифованное, как указывается в постановлении об административном правонарушении.
Представленные суду материалы дела не содержат доказательств предоставления ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» в ходе проверки на спорную крупу - пшено шлифованное декларации о соответствии от 15.03.2017 ЕАЭС №RU Д-RU.ПТ34.В.03478, указанная декларация в материалах дела отсутствует, о ней нет сведений и в акте проверки от 04.02.2020 года.
Вышеуказанные недостатки являются существенными, не позволяют установить наличие события административного правонарушения, и прийти к выводу о доказанности вины директора ОГБУ «Поназыревский КЦСОН» в его совершении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 12.02.2020 года подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление № 81-К/02з от 12 февраля 2020 года, вынесенное начальником отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в отношении директора Областного государственного бюджетного учреждения «Поназыревский комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.18 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Данное решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток со дня его вручения (получения) с принесением жалобы через Шарьинский районный суд.
Судья: Гуманец О.В.