УИД44RS0003-01-2023-000808-20
Дело №2а-730/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2023 года г.Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Поляшовой М.Н., при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по страхованию ответственности владельца воздушного судна
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» о признании бездействия по непринятию мер по выполнению обязательства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна незаконным, и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения провести страхование ответственности владельца воздушного судна: квадрокоптера DJI Mavic Air в количестве 1 шт.
В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления анализа исполнения бюджетного законодательства при реализации национальных проектов в деятельности МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» установлено следующее.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, предусмотрено внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология», для реализации приведенных требований, из федерального бюджета, регионального и муниципального бюджетов выделены денежные средства.
С целью реализации указанного выше национального проекта МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» использованы бюджетные средства для реализации муниципального контракта № от 23.07.2019, в рамках которого в учреждение поставлено 4 квадрокоптера, а именно DJI Mavic Air в количестве 1 шт. (вес 430 гр.) и DJI Ryze Tello в количестве 3 шт. (вес 80 гр.).
Вместе с тем, до настоящего времени МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» страхование ответственности владельца воздушных судов, а именно квадрокоптера DJI Mavic Air в количестве 1 шт., перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна не осуществлено.
В этой связи, приобретенное оборудование не может использоваться для образовательных целей, что свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств.
Таким образом, непринятие мер по обязательному страхованию квадрокоптеров, приобретенных в рамках реализации национального проекта, указывает на неэффективное использование выделенных бюджетных средств, ненадлежащее исполнение ответственными должностными лицами учреждения возложенных на них обязанностей.
Шарьинский межрайонный прокурор, послу уточнения заявленных исковых требований просит суд признать бездействие МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» по непринятию мер по выполнению обязательства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна незаконным.
В судебном заседании представитель Шарьинской межрайонной прокуратуры Поляшова М.Н. поддержала уточненные исковые требования по основаниям указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» в судебном заседании не участвовал. Согласно имеющегося в материалах дела почтового уведомления, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 16)
Представитель заинтересованного лица администрации Шарьинского муниципального района Костромской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело без его участия.
Суду был представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области считает, что исковые требования в отношении квадрокоптера DJI Mavic Air, имеющего вес 0,43 кг являются законными. (л.д. 17)
Выслушав мнение представителей истца исследовав представленные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно требованиям, закрепленным в п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, предусмотрено внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
Для реализации приведенных требований, из федерального бюджета, регионального и муниципального бюджетов выделены денежные средства.
В силу ст. 34 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема (экономности) и (или) достижения результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как установлено судом, МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области», в рамках Контракта № от 2019 года на поставку оборудования для медиазоны и квардокоптеров в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» по мероприятию «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков», заключенного с ИП К.А.И., приобретено оборудование, в том числе квадрокоптер DJI Mavic Air в количестве 1 шт. ( л.д. 6-8)
Приобретение МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» указанного оборудования также подтверждается товарной накладной № от 06.09.2019 года (л.д. 9).
В соответствии с ч. 3.2. ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с техническими характеристиками квадрокоптера DJI Mavic Air его взлетный вес составляет 430 гр. (л.д. 10)
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
Следовательно, в силу действующего законодательства, на МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области», как на собственнике воздушного судна DJI Mavic Air, лежит обязанность по страхованию ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна.
Как следует из информации, предоставленной администрацией Шарьинского муниципального района Костромской области от 28.04.2023 года за № Ивановская школа в числе прочих, закупала оборудование в рамках национального проекта «Образование» для совершенствования обучения по предметной области «Технология»: квадрокоптер DJI Mavic Air в количестве 1 шт., квадрокоптер DJI Ryze Teillo в количестве 3 шт. Летательные аппараты не застрахованы (за территорию учреждения не вылетают) (л.д. 11).
Таким образом, до настоящего времени МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» страхование ответственности владельца воздушных судов, а именно квадрокоптеров DJI Mavic Air в количестве 1 шт., перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, не осуществлено.
Непринятие мер по обязательному страхованию квадрокоптера, приобретенного в рамках реализации национального проекта, указывает на неэффективное использование выделенных бюджетных средств, ненадлежащее исполнение ответственными должностными лицами учреждения возложенных на них обязанностей.
Обязанность по устранению указанных нарушений в силу закона лежит на образовательном учреждении, являющемся собственником воздушного судна, то есть на МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области».
Неисполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по страхованию ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, привело к тому что приобретенное оборудование не может использоваться для образовательных целей, что свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Шарьинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» о признании бездействия по непринятию мер по выполнению обязательства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна незаконным.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Административный истец отказался от части требований о возложении обязанности на МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения провести страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, а именно квадрокоптера DJI Mavic Air в количестве 1 шт., в связи с добровольным исполнением административным ответчиком данного требования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» удовлетворить.
Признать бездействие МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области» по непринятию мер по выполнению обязательства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: О.В. Игуменова
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2023 года.