НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шарангского районного суда (Нижегородская область) от 20.09.2018 № 2А-197/18

Дело №2а-197/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2018 года р.п.Шаранга

Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего - судьи Матвеевой А.Г., при секретаре Сухих Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Шаранга административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области к Паукову С. П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и пени в размере 8 684 рубля 80 копеек, в том числе пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 567 рублей 63 копейки, пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117 рублей 17 копеек,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Паукову С.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и пени в размере 8 684 рубля 80 копеек, в том числе пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 567 рублей 63 копейки, пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117 рублей 17 копеек по тем мотивам, что с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года №250-ФЗ. Законом №243-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены соответствующие изменения и дополнения. Пауков С.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 мая 2004 года по 20 апреля 2017 года, который являлся плательщиком страховых взносов.

Согласно ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с пп.1 и пп.2 п.1 ст.430 НК РФ.

В силу п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно по каждому виду страховых взносов в рублях и копейках.

Задолженность административного ответчика по страховым взносам за 2016 год составила 23 153 рубля 33 копейки, из них: страховые взносы в Пенсионный фонд на страховую часть пенсии за 2016 год - 19 356 рублей 48 копеек, страховые взносы в ФФОМС за 2016 год – 3 796 рублей 85 копеек.

На дату подачи административного искового заявления в суд задолженность по страховым взносам за 2016 год Пауковым С.П. погашена.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

На дату подачи административного иска в суд сумма неуплаченных административных ответчиком пени по страховым взносам составляет 8 684 рубля 80 копеек, в том числе: начисленные за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2015-2016 гг., за период с 14 декабря 2016 года по 3 июля 2017 года в сумме 8 567 рублей 63 копейки, пени, начисленные за неуплату страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год за период с 10 января 2017 года по 12 апреля 2017 года с суммы задолженности 3 796 рублей 85 копеек в размере 117 рублей 17 копеек.

До настоящего времени недоимка по страховым взносам административным ответчиком не погашена.

Просит взыскать с Паукова С.П. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и пени в размере 8 684 рубля 80 копеек, в том числе пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 567 рублей 63 копейки, пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117 рублей 17 копеек.

Административный истец – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области, административный ответчик Пауков С.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, Пауков С.П. в своем заявлении просит рассмотреть административное дело без его участия, с административными исковыми требованиями не согласен, доводы, указанные в отзыве, поддерживает (л.д.113).

Суд, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.419 НК РФ, ст.11 ФЗ от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ, ст.6 ФЗ от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ Пауков С.П. с 13 мая 2004 года по 20 апреля 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов.

Согласно ст.430 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых вносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам уплачивают соответствующие страховые вносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с пп.1 и пп.2 п.1 ст.430 НК РФ.

В силу п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно по каждому виду страховых взносов в рублях и копейках (п.1 ст.421, п.п.1, 5, 6 ст.431 НК РФ).

Как видно из материалов дела задолженность по страховым взносам за 2016 год Пауковым С.П. погашена.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Из расчета, представленного истцом, видно, что на дату подачи иска в суд сумма неуплаченных административным ответчиком пени по страховым взносам составляет 8 684 рубля 80 копеек, в том числе: пени, начисленные за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2015-2016 гг., за период с 14 декабря 2016 года по 3 июля 2017 года в сумме 8 567 рублей 63 копейки, пени, начисленные за неуплату страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год за период с 10 января 2017 года по 12 апреля 2017 года с суммы задолженности 3 796 рублей 85 копеек в размере 117 рублей 17 копеек (л.д.8).

Как видно из материалов дела, 22 января 2018 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области к мировому судье судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Паукова С.П. задолженности по налоговым обязательствам и страховым взносам (л.д.116-119).

22 января 2018 года мировым судьей судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ в отношении Паукова С. П. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам и страховым взносам (л.д.120-121).

Определением мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 февраля 2018 года судебный приказ от 22 января 2018 года отменен, производство по делу прекращено и разъяснено заявителю право на обращение в суд по заявленному требованию в порядке административного искового производства (л.д.14).

Как видно из материалов дела, Паукову С.П. направлено требование №102964 по состоянию на 4 июля 2017 года, срок уплаты до 27 июля 2017 года (л.д.9).

Вместе с тем административным ответчиком представлены документы: требование №98858, извещение об оплате 3 796 рублей 85 копеек, 19 356 рублей 48 копеек, которые последний уплатил 13 апреля 2017 года, что подтверждается квитанциями (л.д.л.д.31, 32).

Как видно из ответа, представленного начальником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области, в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2017 года №436 -ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» 24 июля 2018 года принято решение о списании задолженности в размере 153 184 рубля 56 копеек, в том числе основной долг 130 275 рублей 60 копеек, пени 22 908 рублей 96 копеек.

По состоянию на 19 сентября 2018 года задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии до 1 января 2017 года составляет 8 673 рубля 12 копеек, в том числе налог – 0 рублей, пени – 8 673 рубля 12 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отсутствует (л.д.91).

Таким образом, недоимка образовалась по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование за период 2015-2016 гг. (л.д.55), задолженность по страховым взносам Пауковым С.П. уплачена, что подтверждается доказательствами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года №381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Между тем решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (пункт 2).

Таким образом, данная статья признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 1 января 2017 года, а только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как следует из вышеисследованного ответа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области задолженность по страховым взносам в силу вышеперечисленных положений налогового законодательства за исключением пени списана налоговым органом (л.д.91).

Поскольку предъявленные к взысканию пени начислены Паукову С.П. по состоянию на 1 января 2017 года, в силу закона указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд налоговым органом в ходе рассмотрения дел не заявлено, соответственно, основания для его восстановления отсутствовали, также с учетом вышеуказанного закона исковые требования о взыскании недоимки за 2015-2016 годы с Паукова С.П. не подлежат удовлетворению, а потому суд приходит к выводу о наличии оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Поскольку в силу вышеуказанной статьи стороны имели равные возможности по представлению доказательств, то суд, принимая решение, исходит из имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, предоставленные административным истцом доказательства по делу не вызывают у суда сомнений, поскольку они оценены судом как относимые, допустимые, достоверны в отдельности, достаточны и взаимосвязаны в их совокупности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.5 ст.138, ст.ст.175-180, 219 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Нижегородской области к Паукову С. П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в размере 8 684 рубля 80 копеек, в том числе пеня на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 567 рублей 63 копейки, пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117 рублей 17 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия через Шарангский районный суд Нижегородской области.

Судья А.Г. Матвеева