№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25.10.2018 г. Шахтинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Галактионова Д.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социального развития Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Истец обратился в Шахтинский городской суд с названным иском по следующим основаниям:
ФИО1 является инвалидом третьей группы на основании справки МСЭ №, на основании этого истец обратилась в МАУ «МФЦ <адрес>» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения. На момент принятия документов сотрудниками МАУ «МФЦ <адрес>» ни каких нареканий и замечаний по документам не было, документы были приняты ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Решением ДТСР <адрес>№.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей отказано, в связи с предоставлением неполного пакета документов (отсутствуют документально подтвержденные сведения о доходах от предпринимательской деятельности ФИО3 за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - книга учета доходов и расходов, первичная документация.
Истец не согласна с данным решением ДТСР <адрес>, так как решение №.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ противоречит действующему законодательству.
При подаче документов в МАУ «МФЦ <адрес>» истец подавала документы на всех членив своей семьи, состоящей - двое несовершеннолетних детей и муж - ФИО3, являющийся индивидуальным предпринимателем. ФИО3 находится на системе налогообложения - ЕНВД (единый налог на вмененный доход).
В соответствии с п.п. Д, п. 8 Правил в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) « О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а именно документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Для выбранной системы налогообложения ФИО3 - ЕНВД, законодательств о бухгалтерском учете не предусматривает ведения бухучета ИП - подп. 1 п. 2 ФЗ № 402-ФЗ. За ними не закреплена и обязанность по составлению баланса, а так же отчета о прибылях и убытках.
ИП, которые находятся на ЕНВД, не обязаны, вести бухгалтерский учет. При этом Налоговым кодексом предусмотрено ведение учета ИП, но в какой форме именно не указанно. В частности, специальной книги учета доходов и расходов для плательщиков ЕНВД не предусмотрено. Для налоговых органов оно так же не предоставляет особого интереса, т.к. ни величина доходов, ни величина расходов на сумму налогов к уплате не влияет.
Соответственно, если Налоговый кодекс РФ не требует предоставления первичной документации и ведение книги доходов и расходов, то Департамент труда и социального развития <адрес> не правомерно требует документацию ИП, которая даже не предусмотрена законодательством для ЕНВД.
Если не предусмотрена указанная документация Налоговым законодательством, а Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ссылается именно, на законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения, считает что отказано в предоставлении субсидии не правомерно.
Истцом были предоставлены подлинники деклараций по ЕНВД на ИП ФИО3
При получении услуги в МАУ «МФЦ <адрес>» на консультации, истцу не говорили, о том, что нужно предоставить книгу расходов и доходов, в перечне необходимых документов это не указанно. Истец сдавала документы второй раз, первый раз при сдаче пакета документов, у истца не требовали подтверждать доходы супруга.
Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с п. 10 Правил в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8,9,27 и 48 настоящих правил не допускается.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет.
На основании Письма Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ВС-7105/15 «О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» рассмотрение в исковом порядке трудовых, пенсионных и социальных дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства рассматривается в соответствии с п. 12 - о признании недействительными (незаконными) решений об отказе в предоставлении социальных пособий, компенсационных выплат (в частности, жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф), денежных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также денежных субсидий на приобретение жилья, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного просила суд:
1. Признать решение Департамента труда и социального развития Администрации <адрес>№.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных ФИО1 недействительным.
2. Обязать Департамент труда и социального развития Администрации <адрес> назначить ФИО1 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев.
3. Взыскать с Департамент труда и социального развития Администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы на плату госпошлины в размере 300 рублей.
15.10.2018г истец уточнила иск, просила суд:
1. Признать решение Департамента труда и социального развития Администрации <адрес>№.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных ФИО1 недействительным.
2. Взыскать с Департамент труда и социального развития Администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы на плату госпошлины в размере 300 рублей.
Истец в судебное заседание явился, уточненный иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил письменные возражения, в которых просил в иске отказать (л.д. 24-28).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему:
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан регламентирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761.
Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечисленных в п. 8 Правил.
Согласно п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом третьей группы на основании справки МСЭ №, на основании этого истец обратилась в МАУ «МФЦ <адрес>» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения. Решением ДТСР <адрес>№.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей отказано, в связи с предоставлением неполного пакета документов (отсутствуют документально подтвержденные сведения о доходах от предпринимательской деятельности ФИО3 за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - книга учета доходов и расходов, первичная документация – лд 7.
Истец не согласна с данным решением ДТСР <адрес>, так как решение №.13/911 от ДД.ММ.ГГГГ противоречит действующему законодательству.
При подаче документов в МАУ «МФЦ <адрес>» истец подавала документы на всех членов своей семьи, состоящей - двое несовершеннолетних детей и муж - ФИО3, являющийся индивидуальным предпринимателем. ФИО3 находится на системе налогообложения - ЕНВД (единый налог на вмененный доход).
В соответствии с п. 32 Правил совокупный доход семьи для предоставления субсидий определяется за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. В соответствии с п. 2,п.З, п.4, п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах выше, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Согласно п.6.5. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, полученные за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной услуги. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
К документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, относятся:
Документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа.
При общих условиях установления налогов и сборов и упрощенной системе налогообложения документом является книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций организаций и индивидуальных предпринимателей на бумажных носителях.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, не уменьшенные на величину расходов, - книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на бумажных носителях и первичные учетные документы, подтверждающие расходы за расчетный период.
Для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих патентную систему налогообложения - документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера банковские выписки о перечислении денежных средств), договора купли-продажи с физическими лицами и другие документы, связанные с установлением порядка и раз-мера оплаты, и иные первичные документы, и т.п.).
При необходимости уполномоченный орган вправе требовать представления ксерокопий листов или копии книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, а также первичных документов или делать выписки из них. При этом после ознакомления с подлинниками документов (в том числе снятия копий при необходимости) они подлежат возврату заявителю.
Названным правовым документом предусмотрено исчисление среднедушевого дохода семьи с учетом фактически полученных доходов гражданами от трудовой деятельности или иной деятельности.
Согласно п.1 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.
Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рас-считывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п.2 ст.346.26 гл.26.3 Кодекса.
Налоговые декларации, удостоверяющие применение системы налогообложения в виде налога на вмененный доход, отражают потенциально возможный (определяемый расчетным путем), а не фактически полученный доход предпринимателя, который может отличаться от потенциально возможного дохода как в большую, так и в меньшую сторону.
В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.
Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Согласно п.5 ст.346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчётных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается банком России.
Таким образом, для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения полученных доводов документы, свидетельствующие о факте получения этих доход (например: расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Из материалов дела следует, что письмом от 04.05.2018г истцу отказано в предоставлении субсидии по тем основаниям, что заявителем не представлены документально подтвержденные сведения о доходах от предпринимательской деятельности ФИО3 за расчетный период 01.10.2017г – 31.03.2018г (книга учета доходов и расходов, первичная документация).
В связи с тем, что истцом не были представлены сведения о доходах супруга за испрашиваемый период, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении субсидии от 04.05.2018г. является законным.
Однако требования истца должны быть исследованы в полном объеме.
Из показаний специалиста ФИО4, следует, что она является главным специалистом отдела назначения компенсаций, истец неверно при расчете учитывал проживание 4 человек, хотя зарегистрировано 3 человека, неверно учтен прожиточный минимум для истца, которая учла лично себя как работающую, в то же время она является инвалидом, необходимо учитывать минимум для категории инвалид.
Указанные показания не опровергнуты истцом.
Суд при рассмотрении дела учитывает, что в силу ст. 2 ГПК РФ одной из задач судопроизводства является разрешение дел в целях защиты нарушенных прав.
При разрешении дела суд учитывает указанные ответчиком основания отказа. Также суд учитывает формулировку исковых требований.
Истец просит признать оспариваемое решение недействительным, не указывая в резолютивной части требований основания отказа, указанные в решении ответчика, т.е. безоговорочно.
Суд разрешает именно заявленный иск.
Удовлетворение требований в подобном объеме независимо от представления (либо непредставления) финансовых документов, касающихся предпринимательской деятельности, приведет к выплате субсидий, что недопустимо исходя из порядка расчета субсидий.
По данной причине суд исследует расчет субсидий.
Данный вопрос был поставлен на обсуждение в ходе рассмотрения дела, стороны высказались по данному вопросу, исследование данного вопроса в решении легитимно.
Применению подлежит Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В силу п. 18 названного постановления в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:
а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из справки о составе семьи на лд 120 следует проживание совместно с истцом двоих детей.
П. 33 названного постановления содержит норму: при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
а) супругом (супругой);
б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Т.е. имеет место учет дохода членов семьи независимо от проживания.
Суд анализирует расчеты субсидий.
Истец производит расчет субсидии на лд 102, 103 при неверном учете сведений о прожиточном минимуме, приведенном на лд 110-111. Вместо учета сведений для нетрудоспособного населения приведен расчет для трудоспособного – 10412 руб. Также неверно применен учет зарегистрированных: 4 вместо 3 человек.
Расчет ответчика на лд 91, 113-114 проверен, верен.
За спорный период субсидия составляет 0 руб., т.е. выплата не положена.
Права истца в любом случае ответчиком не нарушены, субсидия за спорный период не полагается.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате, с мотивированным решением стороны могут ознакомиться с 31.10.18г.
Судья Галактионов Д.В.