НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шахтинского городского суда (Ростовская область) от 12.07.2021 № 2-1203/2021

Дело № 2-1203/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2021 г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Кузьменко И.А.

при секретаре Слободчиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты (КУИ Администрации г. Шахты) к Ореховой В. В. об обязании демонтировать самовольно установленный нестационарный торговый объект, по встречному иску Ореховой В. В. к КУИ Администрации г. Шахты, Администрации г. Шахты об обязании предоставить компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта,

У С Т А Н О В И Л:

КУИ Администрации г. Шахты обратился в суд с иском к Ореховой В.В., ссылаясь на то, что14.12.2018гг. между Администрацией г. Шахты (Распорядитель) и ИП Ореховой В.В. (Участник) был заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта(далее НТО), по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов: <адрес>,площадью в соответствии со схемой 20,25 кв.м., на срок с 24.09.2018г. по 24.09.2023г. Указанный договор расторгнут в одностороннем порядке путем направления Администрацией г. Шахты в адрес ответчика уведомления от 07.06.2019г. .1/765 об одностороннем отказе от договора. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2020г. по делу № А53-22456/2019 признано правомерным прекращение договора в связи с односторонним отказом Администрации г. Шахты от договора. Согласно п. 2.4.6 Договора Участник обязан своевременно освободить территорию от Объекта и привести землю, на которой был размещен Объект, в первоначальное состояние в течение 10 календарных дней со дня окончания срока действия договора, а также в случае досрочного отказа от исполнения настоящего договора по инициативе Распорядителя. В связи с тем, что заключённый между Администрацией г. Шахты и Ореховой В.В. договор от 14.12.2018г. прекратил свое действие в 2019 году, НТО, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольно установленным. Ответчик22.01.2020г. была уведомлена о необходимости освобождения земельного участка от самовольно установленного НТО. Ввиду того, что требование до настоящего времени ответчиком не исполнено, Администрации г. Шахты было издано постановление от 20.03.2020г. о демонтаже (перемещении) самовольно установленного НТО, принадлежащего Ореховой В.В. Обязанность по демонтажу самовольно установленных НТО с 21.09.2020г. возложена на КУИ Администрации <адрес>. В ходе выезда к месту нахождения самовольно установленного НТО было установлено, что Объект продолжает использоваться, в нем размещено принадлежащее ответчику имущество, что препятствует проведению мероприятий по демонтажу и перемещению объекта.22.12.2020г. Комитет в адрес ответчика направил письмо с требованием в срок до 10.01.2021г. освободить самовольно установленный НТО от принадлежащего ответчику имущества. До настоящего времени требование не исполнено. Истец просит суд обязать Орехову В.В. в течении 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать и переместить самовольно установленный нестационарный торговый объект (торговый павильон – ксерокопии), расположенный по адресу: <адрес>.

Орехова В.В. предъявила встречный иск к КУИ Администрации г. Шахты, Администрации г. Шахты об обязании предоставить компенсационное место для перемещения НТО. Требования мотивированы тем, что в нарушение требований законодательства при досрочном расторжении договора на размещение НТО ей не было предложено равноценное компенсационное место взамен исключённого из Схемы размещения. Ею было направлено письмо в Администрацию г. Шахты с целью предоставления компенсационного места (после включения его в Схему), которое соответствует критериям территориальной и пешей доступности, но получила отказ. Просит обязать ответчиков предоставить альтернативное компенсационное место по адресу: <адрес>, как равноценное по критериям территориальной и пешеходной доступности, привлекательности для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, платы за размещение и иным критериям взамен исключенного из Схемы размещения НТО места, а также заключить с ней Договор на размещение НТО по данному адресу сроком на 10 лет.

Представитель истца по доверенности Зимоглядова Т.Н. в судебное заседание явилась, иск поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать.

Ответчик Орехова В.В. и ее представитель по доверенности Смирнова И.В. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований КУИ Администрации г. Шахты. Требования встречного иска поддержали.

Представитель Администрации г. Шахты Карелина Ю.Л. в судебном заседании иск Ореховой В.В. не признала, ссылаясь на выполнение Администрацией г. Шахты условий Договора о предложении заключить договор на компенсационном месте без проведения торгов. Такой договор заключен не был, так как Орехова В.В. отказалась от предложенных вариантов мест размещения НТО.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 51 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №131-Ф3 от 06.10.2003 г. и ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение землями, находящимися в городской черте, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (ст. 16 Закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г.).

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под нестационарным торговым объектом, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закон № 381-ФЗ), понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса следует, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

В части 1 статьи 10 Закона №381-ФЗ предусмотрено аналогичное правило о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ).

Частью 3 статьи 3, частью 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом №381-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации г.Шахты от 31.05.2017г. №2943 утвержден Порядок выявления, демонтажа и (или) перемещения самовольно установленных нестационарных объектов и нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Шахты» (Далее – Порядок).

Согласно указанному порядку самовольно установленный нестационарный торговый объект – объект, размещенный на землях, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном законодательством, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, или расположенный не в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов, не в соответствии с выданной разрешительной документацией (п. 1.2.2., п. 1.2.3.).

К документам, являющимся основанием для размещения нестационарных торговых объектов относятся:

-действующий договор аренды земельного участка;

-действующий договор о размещении нестационарного торгового объекта;

-действующее разрешение на использование земли или земельного участка;

-действующее согласование проектов внешнего благоустройства и элементов внешнего благоустройства;

-действующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, нестационарные торговые объекты подлежат размещению на территории муниципального образования «Город Шахты» в соответствии со схемой, утверждаемой органом местного самоуправления в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка либо на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного владельцем нестационарного торгового объекта с уполномоченным органом.

Как следует из представленных в материалы дела документов, 14.12.2018 между администрацией г. Шахты(распорядитель) и индивидуальным предпринимателем Ореховой В.В. (участник) был заключен Договор о размещении нестационарных торговых объектов № 784, в соответствии с которым распорядитель предоставил участнику право на размещение нестационарного торгового объекта для осуществления (вида деятельности) –

универсальный, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения

нестационарных торговых объектов: <адрес>, площадью в соответствии со схемой 20,25 кв.м, габаритные размеры НТО – в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24).

Указанный договор расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Администрации г. Шахты путем направления в адрес предпринимателя Ореховой В.В. письма от ДД.ММ.ГГГГ.1/765 об одностороннем отказе от договора.

Отказ от договора продиктовано исключением из Схемы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<адрес>», НТО Ореховой В.В.

Исключение НТО из Схемы, в свою очередь, связано с утверждением ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянно действующей комиссии по благоустройству территории в <адрес> благоустройства общественного пространства по адресу: <адрес> (рядом с УПФР) из-за необходимости улучшения эстетического, санитарного и экологического архитектурного облика центра города, а также содержания в образцовом порядке элементов внешнего благоустройства центральной части города (<адрес><адрес>).

Согласно п. 2.4.6 Договора Участник обязан своевременно освободить территорию от Объекта и привести землю, на которой был размещен Объект, в первоначальное состояние в течение 10 календарных дней со дня окончания срока действия договора, а также в случае досрочного отказа от исполнения настоящего договора по инициативе Распорядителя.

В связи с тем, что заключённый между Администрацией <адрес> и Ореховой В.В. Договор от 14.12.2018г. прекратил свое действие, НТО, расположенный по адресу: <адрес> (в районе управления социальной защиты) является самовольно установленным.

Орехова В.В. прекратила деятельность как индивидуальный предприниматель 01.10.2019г. (л.д. 70).

22.01.2020г. Ореховой В.В. было вручено Требование об освобождении земельного участка от самовольно установленного нестационарного объекта в срок до 05.02.2020г. В требовании было указано о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего требования будет осуществлен демонтаж (перенос) самовольно установленного нестационарного объекта.

В связи с неисполнением ответчиком в добровольном порядке требования в указанный в нем срок, Администрацией г.Шахты было издано постановление от 20.03.2020г. № 846 о демонтаже (перемещении) самовольно установленного НТО, принадлежащего Ореховой В.В., исполнение которого было возложено на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.

На основании решения городской Думы №704 от 28.07.2020г. «О внесении изменений в «Положение о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты»», а также постановления от 21.09.2020г. № 2790 «О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 31.05.2017 №2943 «Об утверждении Порядка выявления, демонтажа и (или) перемещения самовольно установленных нестационарных объектов и нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Города Шахты»», КУИ Администрации г.Шахты с 21.09.2020г. наделен полномочиями осуществлять мероприятия по демонтажу и перемещению самовольно установленных объектов на территории муниципального образования «Город Шахты» нестационарных объектов и нестационарных торговых объектов, которые ранее исполнял МКУ «Департамент городского хозяйства».

В ходе выезда к месту нахождения самовольно установленного НТО было установлено, что Объект продолжает использоваться, в нем размещено принадлежащее ответчику имущество, что препятствует проведению мероприятий по демонтажу и перемещению объекта, о чем составлен акт от 18.12.2020г.

21.12.2020г. Комитет в адрес ответчика направил письмо с требованием в срок до 12.01.2021г. освободить самовольно установленный НТО от принадлежащего ей имущества. До настоящего времени требование не исполнено.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, при этом сто гласно ст. 305 ГК РФ, данные права принадлежат также лицу, которое хотя и не является собственником, но владеет имуществом на ином праве либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Самовольным занятием земельного участка ответчик нарушает права и законные интересы Администрации г. Шахты и КУИ Администрации г. Шахты.

Из статей 60 и 76 Земельного кодекса РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.

По общему правилу, для применения последствий самовольности занятия участка - возложения обязанности освободить и возвратить земельный участок, истцу необходимо доказать, что то лицо, к которому это требование предъявляется, нарушает земельное законодательство путем возведения на не принадлежащем ему на законном основании земельном участке, объектов.

Учитывая, что ни на дату обращения истца с рассматриваемыми требованиями, ни на момент их рассмотрения по существу ответчиком не представлена соответствующая разрешительная документация на установку спорного объекта торговли в конкретном согласованном месте, требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Встречный иск Ореховой В.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниями.

Действительно, в п. 2.2.3 Договора о размещении нестационарных торговых объектов № 784 от 14.12.2018г. указано об обязанности Администрации г. Шахты в случае исключения места размещения Объекта из Схемы вследствие ее изменения, предложить предпринимателю, а в случае согласия последнего, предоставить право на размещение Объекта на компенсационном (свободном) месте, предусмотренном Схемой, без проведения торгов. В этом случае сторонами заключается Договор о размещении на компенсационном (свободном) месте на срок, равный оставшейся части срока действия досрочно расторгнутого Договора.

Из материалов дела следует, что Орехова В.В., будучи индивидуальным предпринимателем, обращалась с заявлением в Арбитражный суд <адрес> о признании недействительным одностороннего отказа Администрации <адрес> от договора размещения НТО от 14.12.2018г. . Решением от 27.02.2020г. по делу № А53-22456/2019г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24.06.2020г., в удовлетворении иска ИП Ореховой В.В. отказано (л.д. 44-52, 59-65).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рамках рассмотрения названного заявления Арбитражным судом было установлено, что при уведомлении ответчика письмом от 07.06.2019 № 61/6.1/765 о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке, Ореховой В.В. было предложено заключить договор на размещение НТО на компенсационном месте без проведения торгов на срок, равный оставшейся части срока действия досрочно расторгаемого договора. Одновременно была направлена Схема компенсационных (свободных) мест размещения НТО на территории муниципального образования «Город Шахты».

Из объяснений Ореховой В.В. следует, что договор о размещении НТО на компенсационном месте не был заключен, так как Схема компенсационных (свободных) мест размещения НТО не содержала равнозначных исключённому мест. Желаемы адрес – <адрес><адрес>, в настоящее время не включен в Схему размещения НТО.

Таким образом, заявленные Ореховой В.В. требования фактически направлены на обязаннее органа местного самоуправления принять меры по изменению нормативного акта по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Шахты. Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает право суда обязывать орган местного самоуправления вносить изменения в нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Более того, в соответствии с п. 2.4. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Шахты» (утв. Постановлением Администрации г. Шахт от 10.11.2015 № 6113), Договор о размещении НТО при представлении компенсационного (сводного) места при досрочном прекращении действия договора заключается только с хозяйствующим субъектом, по которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг) (л.д. 140-141).

Согласно общедоступной информации, содержащейся в ЕГРИП, Орехова В.В. на момент рассмотрения настоящего дела статус индивидуального предпринимателя не имеет. Регистрация ИП была произведена ею 30.04.2021г., а прекращена деятельность – 01.07.2021г.

С учетом всех установленных обстоятельств основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют.

Поскольку КУИ Администрации г. Шахты при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, госпошлина в сумме 6000 руб. подлежит взысканию с ответчика Ореховой В.В. в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты - удовлетворить.

Возложить на Орехову В. В. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать и переместить самовольно установленный нестационарный торговый объект (торговый павильон - ксерокопии), расположенный по адресу: <адрес> (в районе управления социальной защиты).

В удовлетворении встречного иска Ореховой В. В. – отказать.

Взыскать с Ореховой В. В. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть изготовлена в совещательной комнате.

Судья И.А. Кузьменко

Решение в окончательной форме изготовлено 16.07.2021г.